Сегодня стало известно о том, что Владимир Путин назначил замминистра науки и высшего образования РФ Игоря Комарова полномочным представителем в Приволжском федеральном округе (ПФО) Сегодня стало известно о том, что Владимир Путин назначил замминистра науки и высшего образования РФ Игоря Комарова полномочным представителем в Приволжском федеральном округе (ПФО) Фото: kremlin.ru

В ПФО СМЕНИЛАСЬ ВЛАСТЬ: ПРЕЕМНИКОМ БАБИЧА СТАЛ ДРУГ И КОЛЛЕГА ЧЕМЕЗОВА

Сегодня стало известно о том, что президент РФ Владимир Путин назначил замминистра науки и высшего образования РФ Игоря Комарова полномочным представителем в Приволжском федеральном округе (ПФО). Указ о назначении бывшего гендиректора «Роскосмоса» на место Михаила Бабича был опубликован сегодня в 9:30 на сайте Кремля. Назначению Комарова предшествовала почти двухмесячная интрига с трудоустройством его предшественника. 24 августа президент РФ подписал указ о назначении Михаила Бабича на пост посла в Республике Беларусь. Окончательно вопрос о его переезде в Минск был решен только во время личной встречи двух лидеров в сочинской резиденции «Бочаров Ручей».

Однако, даже перестав быть полпредом в Приволжском федеральном округе, Бабич не торопился уезжать в Беларусь. И 31 августа, и 1 сентября он еще активно светился на территории ПФО, участвуя в торжественных мероприятиях в Нижегородской области и Чувашии. Возможно, он выжидал, кому же все-таки перейдет его кресло, в котором он провел практически 7 лет, хотя уже в первых числах сентября было понятно, что ни один из прежде названных кандидатов — ни сенатор от Удмуртии Любовь Глебова, ни замруководителя аппарата правительства РФ Евгений Забарчук, ни бывший министр сельского хозяйства Александр Ткачев, ни министр внутренних дел Владимир Колокольцев, ни экс-помощник президента по кадрам Евгений Школов — не годится в его преемники.

24 августа президент РФ подписал указ о назначении Михаила Бабича на пост посла в Республике Беларусь 24 августа президент РФ подписал указ о назначении Михаила Бабича на пост посла в Республике Беларусь Фото: kremlin.ru

Первым публично «выдвинуло» Комарова на пост полпреда агентство «РБК» со ссылкой на источник, близкий к администрации президента. Издание назвало Комарова «наиболее вероятной кандидатурой» на этот пост, после чего о нем заговорили Telegram-каналы. Самым «компромиссным» вариантом его назвал «Незыгарь». Ресурс «Мастер пера» выразил напыщенное удивление по поводу того, чем мог приглянуться главе «Ростеха» Сергею Чемезову «саратовский самородок». «Креатура Комарова насколько безумна, настолько и гениальна, — заметили авторы канала. — Не имея никакого политического опыта, он получит „чисто володинских“ заместителей, например Николая Панкова, или Андрея Россошанского, или Дивейкина. В общем, Володин сумеет обставить Комарова своими людьми и фактически сможет сохранить контроль над Саратовской областью: так сказать, раскрыть над ней защитный „зонтик“ ПВО от „Роскосмоса“». Бенефициарами назначения Комарова «Мастер пера» называет новых хозяев Самарской области: чету Дмитрия Азарова (и. о. губернатора Самарской области) — Александра Хинштейна (советник директора Росгвардии).

Впрочем, Комарову припомнили также дружбу с олигархом Михаилом Прохоровым и контакты с руководителем администрации президента Антоном Вайно, однако больше похоже на то, что Игорь Анатольевич — это некая компромиссная фигура между разными элитными кланами, которые бы желали видеть на месте полпреда ПФО своего ставленника. Он равно знаком почти со всеми, имеет обширный послужной список; также располагающий к нему факт — рождение в Саратовской области.

Для ПФО Игорь Комаров, можно сказать, родной человек: он родился на территории округа в 1964 году в городе Энгельс Саратовской области Для ПФО Игорь Комаров, можно сказать, родной человек: он родился на территории округа в 1964 году в городе Энгельсе Саратовской области Фото: government.ru

WHO IS MR. ИГОРЬ КОМАРОВ: КРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖЕР, ЛОББИСТ ПСО «КАЗАНЬ», ДРУГ ЧЕМЕЗОВА И РУКОВОДИТЕЛЬ УБИТОГО В СИЗО ЕВДОКИМОВА

Для ПФО Комаров, можно сказать, родной человек: он родился на территории округа в 1964 году в городе Энгельсе Саратовской области. Образование получил в МГУ им. Ломоносова, которое окончил по специальности «экономист» в 1986 году. С 1992 года по 2002 год работал в руководящих должностях в Инкомбанке (один из первых коммерческих банков России — лицензия отозвана в 1998 году), а также в ныне работающих Национальном резервном банке и Сбербанке. Затем (с 2002 по 2008 год) был заместителем генерального директора ОАО «Горно-металлургическая компания „Норильский никель“» по экономике и финансам. С октября 2008 года — советник генерального директора госкорпорации «Ростехнологии», а с августа 2009 года — президент ОАО «АвтоВАЗ».

Напомним, в начале 2009 года АвтоВАЗ попал в сложную финансовую ситуацию: за 9 месяцев производство упало на 43,5% к уровню 2008 года. Назначению Комарова предшествовало выделение автопроизводителю через госкорпорацию «Ростех» 25 млрд рублей и включение модельного ряда компании в госпрограмму субсидирования процентных ставок по кредитам. Под руководством Игоря Анатольевича было принято решение о массовом сокращении персонала автозавода — к концу 2009 года с предприятия уволили 22,4 тыс. человек.

Под огнем прицельной критики Комаров оказался, когда перешел на главную работу своей жизни — в госкорпорацию «Роскосмос». По большому счету это произошло еще в 2013 году по специальному распоряжению Дмитрия Медведева, когда организация именовалась Федеральным космическим агентством (ФКА). Всего несколько месяцев Игорь Анатольевич пребывал в статусе заместителя руководителя, а уже в марте следующего года был назначен главой Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), выделенной из «Роскосмоса». Когда ФКА было решено преобразовать в крупнейшую госкорпорацию с амбициозными целями «сделать Россию снова великой» (по крайней мере — в космическом пространстве), Комаров вернулся сюда, но уже в статусе генерального директора «Роскосмоса». Как писали СМИ, произошло это по личной протекции Сергея Чемезова, который давно покровительствовал Комарову.

Но тут-то его и поджидали промахи, одним из которых (и едва ли не самым крупным) стал неудачный запуск ракеты «Союз-2.1б» с космодрома Восточный в ноябре прошлого года. Конечно, наши космические корабли продолжали «бороздить просторы Вселенной», но вот у спутника «Метеор-М» №2-1 это почему-то не получилось. С его помощью планировалось вывести к месту назначения ракету-носитель «Союз-2.1б», но спутник так и не вышел на целевую орбиту. Связь с ним отсутствовала. Заодно вместе с «Метеором» исчезло и 19 микроспутников, которые, как предполагалось, упали в океан. По мировым СМИ прошло дружное и злорадное улюлюканье: Россия пока не в состоянии достигнуть тех же высот в космической отрасли, которые были завоеваны СССР. Ситуацию усугубило искреннее признание тогдашнего вице-премьера Дмитрия Рогозина — о том, что ракета «Союз-2.1б» была «настроена на Байконур». Расчеты, заложенные в программу запуска, базировались на том, что ракета стартует с космодрома Байконур в Казахстане, поэтому запуск с Восточного спутал все планы. Будущее российской космонавтики бесславно утонуло в океанских водах. За это Дмитрий Анатольевич в сиятельном гневе отчитал Дмитрия Олеговича, а тот, в свою очередь, накинулся на Комарова.

Под огнем прицельной критики Игорь Комаров оказался, когда перешел на главную работу своей жизни – в госкорпорацию «Роскосмос». По большому счету, это произошло еще в 2013 году по специальному распоряжению Дмитрия Медведева Под огнем прицельной критики Игорь Комаров оказался, когда перешел на работу в госкорпорацию «Роскосмос». По большому счету это произошло еще в 2013 году по специальному распоряжению Дмитрия Медведева Фото: government.ru

Тот же 2017 год отметился для «Роскосмоса» еще одним скандалом, но на этот раз не в просторах далекой вселенной, а здесь, на грешной земле, в душном московском СИЗО №5, где 18 марта нашли мертвым бывшего исполнительного директора по обеспечению качества и надежности госкорпорации Владимира Евдокимова. На теле Владимира Григорьевича было зафиксировано три колото-режущих ранения в области грудной клетки и шеи, так что версия о самоубийстве отпала сразу. Евдокимов стал заключенным после того, как его задержали в аэропорту Внуково 1 декабря 2016 года. Ничего не подозревающий топ-менеджер направлялся в служебную командировку, но его остановили бдительные сотрудники управления «П» при ФСБ России.

Евдокимову инкриминировали причастность к запутанному делу, связанному с хищением денежных средств в размере 200 млн рублей путем многократной перепродажи произведенного на базе РСК «МиГ» оборудования. Кроме него, в уголовном деле присутствовали еще два фигуранта. Сам Владимир Григорьевич считался лицом, очень близким и к Чемезову, и к Комарову: он был одним из ключевых менеджеров в ОРКК, затем перешел вместе со своим шефом в «Роскосмос». Его карьеру называли «правильной», и ничто не предвещало, что он всего за пару месяцев растеряет все свои служебные достижения, согласится сотрудничать со следствием в обмен на обещанный домашний арест, после чего будет поспешно убит в СИЗО.

Уже летом этого года спецслужбы снова взялись за «Роскосмос»: на этот раз здесь искали шпионов и проверяли сотрудников Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) и исследовательско-аналитического центра ОРКК на предмет сотрудничества с западными спецслужбами. По этому поводу было даже возбуждено уголовное дело по ст. 275 УК РФ («Государственная измена»). Сотрудники ФСБ даже зашли в святая святых — кабинет директора ОРКК Дмитрия Пайсона. Впрочем, последний, как утверждают СМИ, уже готовится к своему увольнению: после прихода в госкорпорацию Рогозина его перспективы как вероятного «американского шпиона» весьма прозрачны. Что касается Игоря Анатольевича, то он официально оставил «Роскосмос» еще в мае, став ненадолго заместителем министра науки и высшего образования РФ, хотя судьба Комарова могла сложиться иначе: не в том плане, что он тоже мог попасть под каток силовиков, а в том, что его, по сообщениям СМИ, даже планировали «сослать» в Воронеж — на замену тамошнему губернатору Александру Гусеву. Но не срослось.

Отметим еще одну любопытную деталь: сообщалось, что именно Комаров обратился в 2017 году к Путину с предложением выбрать в качестве подрядчика второй очереди космодрома ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Сегодня же Рогозин в компании премьер-министра РТ Алексея Песошина и Зиганшина объявил о начале строительства второй очереди Восточного (правда, чуть позже пресс-служба «Роскосмоса» уточнила, что подписание контракта вновь не состоялось, а Рогозин лишь ознакомился с местом будущего строительства).

Так что наработанные связи с Татарстаном у Игоря Анатольевича есть. Еще осенью прошлого года президент РТ Рустам Минниханов встречался с Комаровым — и они нашли полное взаимопонимание в вопросе привлечения татарстанских подрядиков к «космическим» стройкам. Речь не только о Зиганшине, но и о «Ак Барс Холдинге» Ивана Егорова, взявшегося модернизировать производство двигателей пермского ПАО «Протон-ПМ». Что ж, остается надеяться, что зерна этой дружбы прорастут на новой почве.

«БОРЬБА С ЭТНОКРАТИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТОМ В БАШКОРТОСТАНЕ И ТАТАРСТАНЕ ПРОДОЛЖИТСЯ»

«БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать своих экспертов, какие перспективы у полпредства ПФО с назначением нового шефа, кто может стоять за аппаратной победой Комарова.

Борис Межуев — профессор Института философии РАН, политолог:

— Складывается ощущение, что значимость института полпредов снижается. Нашли форму, похожую на Госсовет в царской России, когда важного и нужного человека нельзя обидеть и надо назначить на какой-то не совсем последний пост. Полпреды стали почетной ссылкой для отставников. Хотя именно ПФО является наиболее чувствительным округом. Там еще Кириенко начинал. И я знаю, насколько тогда была активная и серьезная деятельность, так как сам в ней участвовал. На тот момент не были урегулированы административно-территориальные проблемы с Татарстаном. Вообще, у полпредства было много работы в связи с мусульманским вопросом. Сейчас в какой-то степени напряженность сохраняется, полпред ПФО будет иметь более важную роль, чем, например, полпред Центрального округа, и, может быть, чуть меньшую, чем на Кавказе. Но все-таки, мне кажется, речь не идет о возобновлении той функции, которую полпреды имели в начале правления Путина. Комаров — человек, не занимавшийся непосредственно урегулированием территориально-правовых положений. Он, видимо, просто хорошо себя проявил, но его фигура не сможет кардинально изменить расклад сил в регионе. И. о. губернаторов держат лидерство и удерживают свои полномочия, сопротивляясь вмешательству в их деятельность со стороны генерал-губернаторов. В то же время проблема с Татарстаном сохраняется. Борьба с этнократическим элементом в Башкортостане и Татарстане продолжится. Для администрации это имеет приоритетное значение. Однако, если бы на этом посту появился человек, непосредственно связанный с Кириенко, о чем говорилось, это свидетельствовало бы о большей озабоченности федеральной власти положением дел в национальных республиках, чем сейчас. То есть если бы была назначена Глебова, то это означало бы, что фокус внимания администрации сосредотачивается на нерешенных проблемах с национальными республиками. Назначение Комарова связано в большей степени с господином Вайно и «Ростехом». Кириенко если и не уступил, то его озабоченность этим регионом, видимо, не была сочтена достаточным основанием для появления таких фигур, как Любовь Глебова. В отличие от Бабича, произошло технократическое назначение, нежели политическое. Комарову дали необидный пост, показывающий, что к нему хорошее отношение. Но так как здесь упор делается на фигуру, а не на проблемы, то сама проблема не воспринимается как достаточно острая.

Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— Назначение Комарова никак не повлияет на институт полпредства в РФ. Существует четкая, жестко выстроенная президентская вертикаль. Комаров будет в нее встроен, будет выполнять тот функционал, который велено выполнять полпреду. Назначения совершенно ожидаемое, его предсказывали еще месяц назад. Так что ни к каким изменениям, я так понимаю, в ближайшее время назначение Комарова уж точно не приведет.

Я думаю, здесь не стоит вводить конспирологию, ждать каких-то изменений. С отъездом Бабича и назначением Комарова в жизни округа мало что изменится. Комаров и Бабич — два разных человека, у них разные модели поведенческие, разные управленческие навыки, их нельзя сравнивать. Давайте чуть-чуть подождем. Я не знаю, справится ли Комаров с теми же задачами, что и Бабич. Может быть, и не справится, может, справится. Рано прогнозировать. Человек, скорее всего, в ближайшее время начнет формировать свою собственную команду: кто-то уйдет, кто-то придет. Волшебства не бывает. Управленческая работа — она такая, понимаете. Пройдет, дай бог, несколько месяцев, полгода, прежде чем мы сможем ощутить потенциал этого человека, соответствие занимаемой должности и так далее.

«КОМАРОВ, КОНЕЧНО, НЕ ГЕНЕРАЛ, НО В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ОН СВЯЗАН С ВПК»

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— Неожиданностью данная информация точно не стала, неделей ранее об этом говорили источники, заслуживающие доверия. Как оцениваю? Для республики это очень хорошо. Комаров очень хорошо знаком с нашей ментальностью, действительностью, нуждами и потребностями. Это не чужой для республики человек. Никакие решений с кондачка, эмоционально приниматься точно не будут. Человек этот взвешенный.

Нам нужно понимать, что полпред в принципе является скорее административной, чем политической единицей. Полпред сам не вырабатывает решений, связанных с теми или иными вопросами. Задачи, которые должна решить страна, стоят и перед полпредом. Конечно, как администратор он может выносить или не выносить, искажать или не искажать информацию, которая к нему поступает. Административный вес этой должности весьма и весьма велик.

Что осталось сделать? В основном это вызовы социально-экономического плана. Это сейчас самое основное. Как мне кажется, уже давно роль полпредов сводится к мониторингу социально-экономических настроений и влияний на социально-экономические решения. Политическая вертикаль давно построена, и она никуда пока не денется, никаких сбоев в системе не произойдет, поверьте мне. С точки зрения собранности власти, единства страны ничего не изменится.

Александр Кынев — доцент департамента политической науки НИУ ВШЭ, руководитель региональных программ фонда развития информационной политики:

— Комарова периодически упоминали в связи с возможными назначениями на разные должности, в том числе губернаторские, а его назначение полпредом говорит о том, что корпорация «Ростех» укрепляет свои позиции в Поволжье. Вообще, большинство полпредов сегодня так или иначе представляют силовые структуры. Изначально этот институт формировался из силовиков, потом была попытка сделать его более гражданским. При Медведеве появились бывшие губернаторы, люди, ориентированные на экономику, а в последние несколько лет снова появился тренд на доминирование силовых и полусиловых представителей. Комаров, конечно, не генерал, но в любом случае он связан с ВПК. Я не думаю, что это точечное назначение может как-то поменять институт полпредов. Тем более что Комаров не занимался публичной политикой и всю жизнь работал менеджером. Но, например, для нижегородского губернатора Глеба Никитина это хорошая новость, потому что если губернатор и полпред предстают одну группу федеральной элиты, то вряд ли у них могут быть конфликты.

Сергей Сергеев — доктор политических наук КНИТУ-КХТИ:

— Назначение Игоря Анатольевича Комарова полпредом президента в ПФО, даже вне зависимости от личности нового полпреда, иллюстрирует, на мой взгляд, снижающуюся роль данного института полномочного представителя. Эта структура завершает свой круг развития; в 2000-е годы, как мы помним, полпреды были приравнены к вице-премьерам, ну а сейчас, видимо, в связи с централизацией и со стягиванием властных полномочий в центр трансформируются в исполнителей или трансляторов воли верховной власти. Основные задачи, которые ставились перед ними в начале 2000-х годов, в основном были либо решены, либо стало ясно, что институт полпредов их решить не может, поэтому роль и значение данного института постепенно снижаются. Полпредом может стать тот или иной высокопоставленный чиновник, которому подыскивают какое-то определенное достаточно статусное место. В общем-то, уменьшение роли института полпредов обозначилось уже в начале 2010-х годов, когда, например, Игорь Холманских стал полпредом — достаточно, скажем так, случайный человек во главе Уральского федерального округа.

Если смотреть по рейтингам, которые так или иначе оценивают вес российских политиков, то Комаров, по-моему (хотя я могу ошибиться), в них даже не попадал, но не исключено, что на этом посту он сможет проявить свой потенциал.

Думаю, политика нового полпреда будет прежде всего политикой аппарата президента России. Он станет исполнителем воли верховной власти. Что же касается этнической (национальной) политики, то вряд ли у человека, который работал на ВАЗе, потом в «Роскосмосе», есть уже сложившаяся концепция этнополитики (хотя определенные представления о том, что такое этническая политика и чем она должна быть, у него есть, конечно), поэтому, скорее всего, он будет пользоваться теми идеями и концепциями, что предложит ему аппарат президента России. Хотелось бы, конечно, чтобы он с большим вниманием отнесся к требованиям гражданских движений, экологов, противников пенсионной реформы, как-то учитывал их в своей деятельности и информировал о недовольстве населения московский Кремль.