Андрей Макаров Андрей Макаров: «Право на дотации имеют жители страны, почему за ошибки чиновников должны отвечать люди?»

«СМИРИТЕСЬ! РЕГИОНЫ НЕ ЗАТКНУТЬ!»

Одна из открывающих московский финансовый форум сессий была посвящена налоговой реформе — теме, которую обсуждают как минимум года два, но все никак не примут решение, что делать: оставить все так, как есть, или же кардинальным образом изменить систему. «Остановиться и ничего не делать? Или мы считаем, что реформирование налоговой системы должно быть продолжено?» — спрашивал собравшихся модератор дискуссии — председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Сам он, казалось, готов был тут же усесться за написание новой редакции Налогового кодекса.

То, что изменения в налоговой сфере неизбежны, уже стало аксиомой, во всяком случае именно такой вывод напрашивался из всего того, что говорили участники дискуссии. Так, замминистра финансов Илья Трунин был призван это лишний раз подтвердить. «Мне кажется, когда мы ведем речь о стабильности налоговой системы, как бы нам ни хотелось все зафиксировать и заняться другими делами, мы говорим лишь о таких вещах, как налоговая нагрузка, базовые параметры налогообложения, то есть всем том, что влияет на основные результаты инвестиционных проектов. В то же время я уверен, что мы все равно какие-то существенные, необходимые, ранее заявленные изменения в налоговое законодательство и налоговую систему будем вносить в ближайший год», — пообещал он. В этот момент представители бизнеса, очевидно, должны были подумать о том, что лишь бы эти перемены были в рамках договоренностей. «Говорить о том, что законодательство не будет меняться, — это иллюзия, потому что мы постоянно обсуждаем какие-то налоговые льготы, принимаем технические решения, исправляем ошибки, в конце концов. Мне кажется, что мы не уйдем от обсуждения налоговой реформы, наша задача — обеспечить, чтобы изменения в налогах не оказывали негативного влияния на инвестиционную активность, на экономику в целом. Во-вторых, обеспечивали сбалансированность бюджетной системы», — заключил замминистра.

Александр Шохин: «Стабильность должна касаться фискальной нагрузки на бизнес. Она не должна увеличиваться. Нужно зафиксировать это до 2024 года»

Представители бизнеса сегодня вновь твердили свою мантру о необходимости неповышения налоговой нагрузки, но при этом согласно кивали, что поработать над улучшением налоговой системы все же стоит. «Нужно продолжать реформу», — объявил президент «Опоры России» Александр Калинин. А следом, скажем так, старший собрат — президент «Деловой России» Алексей Репик — продолжил: «Цель донастройки налоговой системы — создание стимулов экономического роста. Цель достигнута? Нет. Стимулы созданы? Нет. Значит, надо работать». Наконец глава РСПП Александр Шохин вынес окончательный вердикт: «Стабильность должна касаться фискальной нагрузки на бизнес. Она не должна увеличиваться. Нужно зафиксировать это до 2024 года». В то же время он, помня опыт прошлых лет, указывал, что одно дело — зафиксировать налоговую нагрузку, другое — не допустить роста неналоговых платежей. «Уверенности нет, что нагрузка не будет повышаться», — скептически отметил Шохин.

Регионы в этот раз тоже отмалчиваться не стали, напротив, даже осмелели. Вот, например, заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина была готова не просто участвовать, а даже встать во главе движения по изменению налоговой системы. «Мы понимаем, что остановить это невозможно, поэтому хотим, чтобы регионы возглавили и участвовали в формировании налоговой политики», — решительно объявила она.

Максим Решетников Максим Решетников: «Смиритесь, регионы не заткнуть!»

Еще недавно ее коллега, а ныне губернатор Пермского края Максим Решетников, чье выступление пытался несколько раз прервать Макаров, и вовсе внезапно выпалил:

— Смиритесь, регионы не заткнуть!

— Вы это говорите мне? — подпрыгнул Макаров. — Нам еще вам трансферты рассматривать. Еще как заткнем!

Меж тем губернатор требовал, чтобы налоговая система, которую надо развивать и дальше, все-таки обрела какие-то предсказуемые черты. «Налоговой системе нужна предсказуемость, ей не нужна стабильность», — объявил Решетников. Наконец, губернатор Рязанской области Николай Любимов лишь подтвердил общий настрой — нельзя ничего не менять 6 лет.

А вот за перебалансировку межбюджетных отношений выступали все представители регионов. Например, Любимов указывал на то, что в оценку регулирующего воздействия при принятии как законов, так и подзаконных актов надо включать и регионы, а не только бизнес. «МЧС, минтранс устанавливают своими подзаконными актами такие требования, которые влекут неизбежные огромные расходы. Надо сделать так, чтобы не только в отношении бизнеса оценка регулирующего воздействия принималась», — предлагал рязанский губернатор.

Даже разработанные минфином «модельные бюджеты» регионам не нравились. По словам Любимова, ими регионы не «стимулируются». «Это только для того, чтобы мы не обанкротились — регионы и муниципалитеты», — отметил он. Губернатор до того разошелся, что поставил ребром вопрос о судьбе местного самоуправления. «Муниципалитеты надо либо упразднить, потому что у них нет денег и они живут на региональные дотации, либо сделать их самостоятельными с доходными источниками. Их можно найти. Тот же самый туристический сбор вместо курортного, который был испробован. Это дает муниципалитетам возможность направлять собранные деньги на благоустройство. Грубо говоря, 50 рублей человек заплатит», — указал он. Еще один источник доходов для местных бюджетов глава региона увидел в самозанятых, которые, по его мнению, могли бы 50% своих налогов отдавать в тот муниципалитет, где зарегистрированы. «Мы хотим придать живость муниципалитетам, мы не хотим управлять ими исключительно с регионального уровня. Мы хотим, чтобы они развивались, а не приходили каждый раз к губернатору: „Дай мне на ремонт школы“. Все равно не хватит никаких денег», — возмущался Любимов.

Илья Трунин Илья Трунин: «Налоги не существуют вне общей политической системы, общего контекста. Иногда нужно применять такие льготы в силу разного рода обстоятельств, которые не имеют правила „двух ключей“»

Решетников так же, как и коллега, просил дать регионам больше прав. «Дайте больше возможностей регионам, мы тогда будем решать, нужен ли малому бизнесу вычет по недвижимому имуществу. Там, где мы считаем, что надо это делать, будем делать, где не надо — не будем делать. Главное — не надо все пытаться засунуть в Налоговый кодекс, потому что, [получается], там на местах сидят люди, которые против работают, а те, кто за работает, все в Москве и в ассоциациях. Надо доверять регионам», — призвал он.

Кроме того, Решетников заявил, что регионы «не против стабильной фискальной нагрузки, а против фискального неравенства». «Когда у нас не только налоговые льготы используются для нездоровой конкуренции, у нас еще и налоговые режимы используются для очень нездоровой конкуренции», — бросил он камень в огород ТОСЭРов и ОЭЗ.

Наконец, пермский губернатор очень просил не переписывать Налоговой кодекс. «Мы только старый начали читать. Новый мы точно до конца не дочитаем, потому что вы потом снова новый напишете. Призыв к очень последовательной эволюции», — заявил он.

Выслушав губернаторов, Макаров пришел к выводу, что федеральному центру все-таки не стоит влезать в полномочия субъектов, напротив, самостоятельности надо дать побольше. Любопытно, что не так давно глава думского комитета рассказывал, что, когда писалась нынешняя редакция Налогового кодекса, авторы сделали все, чтобы как бы дать регионам права, но так, чтобы их по факту не было. «Мы не можем обойтись без того, чтобы сделать субъекты Федерации и муниципалитеты реальными субъектами на переговорах с бизнесом. Бизнес будет приходить и договариваться с ними о льготах», — считает теперь Макаров.

При этом Трунин как представитель минфина хитро заявил, что его ведомство никогда не было против правила «двух ключей», но порой есть такие ситуации, когда оно не может соблюдаться. «Налоги не существуют вне общей политической системы, общего контекста. Иногда нужно применять такие льготы в силу разного рода обстоятельств, которые не имеют правила „двух ключей“», — туманно объяснил замминистра, намекая, видимо, на высшую волю руководства страны.

Владимир Мау Владимир Мау: «Когда говорим о льготах, мы всегда должны помнить, что льготы для одних — это дискриминация для других. Нет льгот нейтральных. Это тоже крайне опасная ситуация»

 «ДАВАЯ ЛЬГОТУ ОДНОМУ, МЫ СТАВИМ ДРУГОГО В НЕРАВНОЕ С НИМ ПОЛОЖЕНИЕ»

Тема налоговых льгот, естественно, волновала не только регионы, но и бизнес. Из слов Макарова выходило, что правительство только и делает, что предоставляет льготы то одному, то другому. Вот, например, только за первое полугодие внесло 13 законопроектов по различным льготам. «Когда мы даем преференцию одному, что бы мы ни говорили, мы убиваем нейтральность налоговой системы, ее больше нет. Давая льготу одному, мы ставим другого в неравное с ним положение. Мы на самом деле ущемляем права другого, поэтому идет цепная реакция налоговых льгот. Территории опережающего развития растут как грибы, причем уже непонятно, кто кого опережает в развитии. Мы фактически калечим систему», — переживал глава думского комитета. Более того, Макарову уже начало казаться, что Россия вновь возвращается в 1990-е годы. «Тогда у нас не было денег, мы раздавали всем льготы. Тогда у нас больше всех на 600-х Mercedes ездили пенсионеры, потому что они были освобождены от транспортного налога. Табак и алкоголь продавали только национальный фонд спорта и церковь — РПЦ, потому что они были освобождены от налогов», — возмущался он. «Так, может, пора остановиться?» — взмолился председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Мысль о неоднозначности льгот подтвердил и ректор РАНХиГС Владимир Мау. «Когда говорим о льготах, мы всегда должны помнить, что льготы для одних — это дискриминация для других. Нет льгот нейтральных. Это тоже крайне опасная ситуация», — заявил он. Сам Мау полагал, что единственные положительные решения в налоговой системе за последнее время — это введение плоской шкалы НДФЛ и улучшение администрирования.

Между тем даже сам бизнес был согласен на инвентаризацию накопившихся налоговых льгот, которая, естественно, приведет к упразднению некоторых из них. «Очень не хочется жить в режиме сложного пазла из многих льгот, который приводит к тому, что в среднем у всех все более-менее одинаково. Давайте поразмыслим о том, что мы много насоздавали стимулирующих историй индивидуальных, частных, и постараемся подумать, что надо переходить к системному», — вздыхал Репик.

Тезис о справедливости поддержал и Трунин. «Но я не стал бы призывать: давайте все поотменяем и настроим по-новому. Это еще сильнее подорвет доверие и снизит предсказуемость налоговой политики властей», — осторожничал замминистра. Тогда Шохин посоветовал упростить и сделать льготы универсальными. «Я имею в виду преференцию, которой может воспользоваться любая инвестирующая компания», — пояснил глава РСПП. В общем же пришли к тому, что Макаров и его комитет будут ждать от бизнеса списка тех льгот, которые никому на самом деле не нужны.

Леонид Горнин Леонид Горнин не стал скрывать — до 60% от общего объема исполнения новых «майских указов» ляжет на плечи субъектов РФ

«НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ — ДЕНЕГ КАК НЕ БЫЛО, ТАК И НЕ ХВАТАЕТ»

После обеда дискуссии московского экономического форума продолжились темой межбюджетных отношений. Направлять беседу в нужное русло вновь был призван Макаров. Депутат показательно занял место не за трибункой модератора, которая так и осталась пустовать, а в самом центре — среди прочих спикеров. Кстати, многие из них также плавно перетекли сюда с утренней, налоговой, дискуссии. Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам по своему обычаю жестко вмешивался в ход беседы, то и дело отпуская саркастические комментарии. Но такая атакующая манера ведения пошла лишь на пользу самому обсуждению. Присмиревшие федералы были вынуждены давать конкретные ответы на вопросы, а расхрабрившиеся регионалы громко кричали о своих проблемах.

«Что изменилось в межбюджетных отношениях за минувший год? Ничего не изменилось — денег как не было, так и не хватает», — начал вступительную речь Макаров с грустной ноты, но тут же съязвил, что это не так — главным событием стало то, что замминистра финансов РФ Леонид Горнин за этот год стал первым замом.

Далее речь пошла о 12 новых национальных проектах общим весом в 8 трлн рублей, которые были созданы на основе новых «майских указов» президента РФ Владимира Путина. Их регионам предстоит реализовывать в ближайшие 6 лет.

Макаров попрекнул финансовую систему за нерасторопность — федеральный бюджет поступит в Госдуму до 1 октября, а регионы получат его не раньше второго чтения, то есть в конце ноября. До конца года им останется совсем немного времени, чтобы распланировать региональные бюджеты.

«Что делать регионам, как им наметить свои планы развития, темпы роста? Сам процесс бюджетный превращается в формализованную процедуру, где нужно просто расставить цифры», — ворчал глава думского комитета.

Горнин не стал скрывать — до 60% от общего объема исполнения новых «майских указов» ляжет на плечи субъектов РФ.

«За чей счет банкет? Откуда регионы их возьмут?» — строго спросил с него модератор.

Первый замминистра финансов РФ тут же попытался успокоить — условия софинансирования новых нацпроектов будут крайне комфортными для регионов: 95% — средства федерального бюджета, только 5% — регионального.

Николай Любимов Николай Любимов: «Мы пока не видим целевых показателей и денег»

СОФИНАНСИРОВАНИЕ ДЛЯ ДОНОРОВ... ОТ 95% ДО 0

Однако гостей из краев и областей нашей родины было не провести. Решетников заявил, что информация по софинансированию нацпроектов сильно разнится. «Соотношение 95 на 5 процентов для нас проблемы не составит, но от отраслевых министерств у нас идут разные вводные: кто-то говорит, что 70 на 30 процентов...» — засомневался губернатор.

Пермский глава также не понимает, кто компенсирует регионам выпадающие доходы — за счет полной отмены налога на движимое имущество организаций и роста НДС (по его данным, по РФ выпадает 183 млрд рублей).

«Нас волнует общий баланс бюджета, процент выпадений в этом году велик как никогда, „движка“ (налог на движимое имущество организацийприм. ред.) выпадает больше у тех регионов, у кого есть потенциал развития», — жаловался Решетников.

«Мы пока не видим целевых показателей и денег, — поддержал коллегу Любимов. — Нам, скорее всего, просто поставят цели и скажут: „Вам столько денег дают и такой-то уровень софинансирования“. Минстрой, к примеру, нам прислал не 5 процентов софинансирования от региона, а минимум 15 процентов».

Кстати, как Рязань, так и Пермь — регионы-реципиенты, получающие субсидии на выравнивание бюджета. Соответственно, и процент федерального софинансирования госпрограмм они имеют значительно бóльший, чем регионы-доноры. Раз уж даже они плачут — чего ждать донору-Татарстану?

Однако конкретной раскладки по регионам спикеры встречи дать так и не смогли. Горнин лишь пояснил, что по каждому нацпроекту с регионами будет заключено соглашение: в зависимости от их бюджетной обеспеченности им достанется софинансирование из бюджета РФ в размере... от 95% до 0. Впрочем, тут же спохватился представитель минфина: регионы могут попросить увеличить долю федерального софинансирования.

«То есть мы сможем отказаться от такого уровня софинансирования?» — неуверенно переспросил губернатор Рязанской области.

Макаров весело взял инициативу в свои руки — рекомендовал записать это видео, чтобы региональные власти могли демонстрировать его, когда пойдут выпрашивать деньги по московским кабинетам, и добавил, что эти соглашения по нацпроектам, конечно, из тех, от которых невозможно отказаться.

Наталья Сергунина Наталья Сергунина: «Не решив одних задач, нам дают дополнительные задачи — это ляжет дополнительным „блинчиком“...»

«ЕСЛИ АКЦИЗЫ НАМ ПЕРЕДАДУТ ТОЛЬКО К 2024 ГОДУ, ТО И НАЦПРОЕКТЫ МЫ ИСПОЛНИМ ЛИШЬ К 2027-МУ!»

Далее речь зашла о том, как до регионов будут доведены эти самые 8 трлн рублей. Оказалось, не все так просто. Деньгами в виде межбюджетных трансфертов придет около половины суммы, остальное — в виде доходных источников, таких как акцизы на алкоголь, например. Они будут передаваться в региональные бюджеты, но не сразу, а поэтапно — 100% перейдет лишь к 2024 году.

«Мы считаем, что надо больше доверять регионам — нужно смелее предоставлять доходные источники для выполнения нацпроектов», — гордо объяснил Горин такой широкий жест минфина. Но регионалов это нисколько не порадовало.

«Непонятно, почему акцизы будут передаваться поэтапно, если нацпроекты нужно выполнить к 2024 году. Если акцизы нам передадут только к 2024 году, то и нацпроекты мы исполним лишь 2027-му!» — недоумевал рязанский губернатор. Второй момент — это размеры самих бюджетных источников: у регионов разные поступления по разным видам налогов и акцизов, значит, и объемы денег в региональные бюджеты будут поступать разные.

«Теперь мы хоть понимаем, куда идут деньги, которые у нас забирают», — горько шутила москвичка Сергунина.

Она разумно рассудила, что раз 8 трлн рублей — это федеральное софинансирование, то порядка 400 млрд рублей на нацпроекты регионам придется найти самостоятельно.

«К 8 триллионам не хватает 400 миллиардов. Сколько у нас регионов-доноров? То есть: а) забрали: б) дополнительно нагрузят», — возмущалась зам Собянина.

Ясно, что больше всех скинуться попросят регионы-доноры. Их всего 12, включая Татарстан, Санкт-Петербург, Москву, Тюмень, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.

Заместительница Собянина договорилась до того, что оказалась вовсе не уверена в полезности нацпроектов для таких крупных агломераций, как Москва. «Те программы развития, которые есть у агломераций, уже дают свои плюсы. Поэтому (для финансирования нацпроектов) нам придется черпать ресурсы, отнимать их от наших проектов развития. Попытка решить прямую задачу может дать минус тем нынешним темпам развития, которые уже есть, — считает Сергунина. — Не решив одних задач, нам дают дополнительные задачи — это ляжет дополнительным „блинчиком“...»

Макарова московские «блинчики» посмешили, но Сергунина не унывала. Вице-мэр заявила, что не уверена, что 8 трлн будет достаточно на выполнение таких масштабных задач, как строительство спортивных сооружений, яслей и решение проблем демографии. «Хватит ли — вопрос открытый», — вопрошала она у зала, но так и не получила ответа.

«Москве что-то перепадет?» — поддержал модератор этот «плач Ярославны».

«Рассчитывать, безусловно, могут», — нашелся с ответом Горнин, чем породил в зале одни усмешки.

Азер Талыбов Азер Талыбов не стал махать шашкой наголо, поясняя ситуацию тем, что у регионов-де неправильные методики прогнозирования бюджетов, вот поправят их в этом году — и все наладится

«В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ДАЮТ СМИРИТЕЛЬНУЮ РУБАШКУ»

Решетников считает, что проблема не только в деньгах. В чиновничьей машине слишком сложная система управления — чтобы изменить параметры госзакупки, требуется три-четыре месяца согласований.

«Президент ставит задачу победить в триатлоне, а в качестве инструмента нам дают смирительную рубашку», — возмущался губернатор.

Макарову аналогия понравилась, но он сравнил закон №44-ФЗ (о госзакупках) с бегом на стометровую дистанцию с гирями на ногах.

Далее был продемонстрирован слайд, из которого следует, что собственные доходы региональных бюджетов вырастут в 2018 году на 11% по сравнению с запланированными параметрами. Макаров уверен: планы были искусственно занижены. «Сначала занизить — потом превысить — потом отчитаться и получить за это премию», — описал глава думского комитета нехитрую схему.

Замминистра экономического развития РФ Азер Талыбов не стал махать шашкой наголо, поясняя ситуацию тем, что у регионов-де неправильные методики прогнозирования бюджетов, вот поправят их в этом году — и все наладится. Но он скромно умолчал, что в качестве прогнозного сценария при формировании субъектовых бюджетов федеральный минфин в конце прошлого года «спускал» показатели стоимости нефти — $40 за баррель, а сегодня она уже скакнула за 77 баксов.

Так или иначе, Талыбов припас на финал дискуссии «сахарную косточку». По его словам, для регионов, которые вносят самый большой вклад в бюджет РФ, будут предусмотрены дополнительные меры поощрения. Если ранее гранты в общем объеме 5 млрд рублей были поделены между 29 регионами, то теперь выдадут 20 млрд, но размажут их между 40 субъектами РФ.

Горин на прощание попросил развеять все сомнения: от реализации новых национальных проектов регионы нисколько не потеряют, а только наоборот, выпадающие доходы же будут возмещены тем или иным способом. Макаров обратился с инициативой отменить штрафы за неисполнение госпрограмм. «Право на дотации имеют жители страны, почему за ошибки чиновников должны отвечать люди?» — недоумевал модератор, но сознательно оставил этот вопрос риторическим.

Горького сарказма финалу дискуссии добавил вопрос ректору РАНХиГС, которого Макаров ласково называл то самым скромным, то самым мудрым: мол, научите, как чиновникам управлять без денег?

«Постом и молитвой», — честно признался мудрейший Мау.