«ТРЕНИРУЮСЬ С «КРЫЛЬЯМИ», ЕСТЬ ШИКАРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЕВРОПЫ»

– Алексей, чем вы сейчас занимаетесь?

– Тренируюсь, готовлюсь. Я в форме, прошел медицинское обследование. Меня тренирует Филипп Арзамасов, он был тренером по физподготовке в «Динамо», а сейчас занимается индивидуально в Larionov Hockey Gym. И еще я благодарен «Крыльям Советов», Алексею Морозову, Андрею Потайчуку и Андрею Скопинцеву. Они меня пригласили, предложили тренироваться с молодежной командой. Так что я тренируюсь с ними на льду, а в зал езжу к Филиппу. Стараюсь держать себя в хорошей форме.

– Твердо намерены продолжать игровую карьеру?

– Конечно! У меня есть силы, желание, я еще не «сбитый летчик».

– А если вам предложат поработать тренером?

– Не знаю, я не готов сейчас это обсуждать. У меня есть желание и силы, чтобы играть и выигрывать.

– В чем вы находите мотивацию?

– Во всем. Есть недосказанность.

– Неужели до сих пор не наигрались?

– В последнее время, наверное, не наигрался. Были объективные и необъективные причины для этого. Хочется отыграть еще несколько лет на высоком уровне.

– В прошлом сезоне вы сыграли меньше 30 матчей. Сейчас готовы лучше?

– У меня была довольно тяжелая травма в конце позапрошлого сезона. Я полностью порвал акромиально-ключичное сочленение, три связки были порваны. Я отыграл плей-офф, мы проиграли СКА, и я поехал оперироваться. После этого провел пять месяцев безо льда, и это я вышел еще на месяц раньше. Наверное, зря это сделал, надо было до конца долечиться и полностью подготовиться, но я об этом не жалею. К Новому году набрал хорошую форму, в январе за четыре игры набрал четыре очка.

– Вы сейчас ждете предложения в первую очередь от «Динамо»?

– Нет. «Динамо» это мой родной клуб, я вырос в «Динамо» и, конечно, хотелось бы завершить карьеру в «Динамо», но не так, как это получилось сейчас. Будет возможность, я вернусь. Это клуб, который меня вырастил и дал мне все начиная с 7 лет. Петровский парк – это вся жизнь. К сожалению, сейчас обстоятельства складываются так, что я пока не в «Динамо». Меня «ушли», это сделало предыдущее руководство, не Валерий Шанцев. У них были на то свои причины, и я сам поступил некрасиво в конце прошлого сезона, я этого не скрываю, но были определенные обстоятельства, почему я так сделал. Это уже отдельная история.

– Если вас позовет, например, «Амур», поедете?

– Я прекрасно понимаю, что не все возможно, но мне хочется решать большие задачи.

– Какие-то предложения сегодня существуют?

– Да, существуют. На прошлой неделе у меня была возможность подписать контракт, я очень надеялся, что это произойдет, но не получилось.

– Сейчас на рынке очень много игроков без контракта...

– Из них можно спокойно команду набрать, которая будет на ведущих ролях.

– На этом фоне как вы оцениваете свои шансы?

– Я их не оцениваю, просто тренируюсь, готовлюсь и не думаю, какие у меня шансы. Откровенно вам скажу – у меня есть шикарное предложение из Европы. Хороший клуб.

– Не Румыния?

– Нет, серьезная лига, серьезная команда. Там сезон ближе к концу сентября стартует, так что время еще есть.

Владимир Воробьёв (слева) и Терещенко Владимир Воробьев (слева) и Алексей Терещенко Фото: ak-bars.ru

«МЫ ВЫПОЛНИЛИ СВОЮ РАБОТУ, НАДЕЮСЬ, НАМ ВЕРНУТ ДОЛГИ»

– В прошлом году, когда ваша команда переходила от АНО ОХК «Динамо» к ООО ХК «Динамо», а у вас возникли долги по зарплате, вы выступали с довольно резкими высказываниями. Это повлияло на вашу ситуацию с контрактом?

– Конечно, повлияло. У меня весь сезон из-за этого такой и получился.

– Тем не менее после всего сказанного в прошлом году контракт с вами был подписан...

– Есть много обстоятельств. Наверное, мне нужно было до конца долечиться, набрать форму, чтобы уже не возникало никаких недосказанностей, чтобы меня ни в чем не обвиняли. В концовке сезона я собой доволен. Там у меня еще в декабре была травма, шайба попала в конек, я сломал плюсневую кость. Это тоже из колеи выбило, но сложилось так, как сложилось. Я ни о чем не жалею. Я был капитаном и не мог по-другому поступить. Я был инициатором этих выступлений, не скрываю, но мы с ребятами выходили на видеосвязь, всё обсуждали друг с другом. Мы эти деньги заработали. Не только мы, все сотрудники клуба, тренеры школы и так далее. Я считаю, что нельзя так поступать. Мы играли за «Динамо». Не за Сафронова, не за центральный совет, а за клуб «Динамо». Да, мы проиграли СКА в плей-офф, но мы отдались полностью, хотя у кого-то были серьезные травмы.

– С профсоюзом игроков вы по-прежнему не контактируете?

– Я же, как сказал Коваленко, «плюнул в колодец», вы что? Я уже четыре года назад вышел из профсоюза.

– С тех пор ничего не поменялось?

– Что может поменяться в профсоюзе? Сейчас даже лига официально объявила, что не обязательно вступать в профсоюз, чтобы играть. Если ты сильный профсоюз, ты не должен так поступать. Хорошо, я не был в профсоюзе, но ты защищай тогда тех, кто в нем состоял, ребят из той же ВХЛ. Ничего этого не произошло. Сейчас они говорят, что суды идут. Какие суды? Нас месяца три-четыре назад признали потерпевшими – и всё. Зачем рассказывать людям непонятно что?

– Так что вообще сейчас происходит?

– Сейчас в АНО идет процедура банкротства, будут распродавать вещи с базы, насколько я понимаю.

– Верите, что вам вернут долги?

– Я надеюсь, что да, раз нас признали потерпевшими.

– А кто, если у АНО теперь ничего нет?

– У АНО есть два учредителя. Это ХК МВД и ВФСО «Динамо». Я считаю, что кто-то должен это сделать. Мы же свою работу выполнили, правильно? Но я сейчас об этом не думаю. В прошлом году уже все было сказано и сделано.

Алексей Терещенко (в центре) Алексей Терещенко (в центре) Фото: ak-bars.ru

«НИКТО МНЕ НЕ ВЕРИЛ, КОГДА Я ГОВОРИЛ, ЧТО «АК БАРС» БУДЕТ ЧЕМПИОНОМ»

– В августе вы приезжали в Уфу на десятилетие первого чемпионства «Салавата Юлаева», как все прошло?

– Было приятно, прекрасные эмоции в связи с возвращением в ту команду, это дорогого стоит. Жаль, конечно, что Сергея Михалева нет с нами, царствие ему небесное. Я очень благодарен уфимскому руководству, которое устроило этот праздник не только для нас, но и для болельщиков. Тысяч шесть, наверное, пришли зрителей. Было здорово!

– «Ак Барс» и «Салават Юлаев» – самые принципиальные соперники. У вас не было никаких внутренних противоречий, когда вы переходили сначала из Казани в Уфу, а потом из Уфы в Казань?

– Нет, абсолютно. Это жизнь. Уход из Казани в Уфу был достаточно тяжелым. Мне не хотелось уезжать, но сложилось так, и я об этом ни капли не жалею. У меня были два потрясающих года в Уфе. У меня были шикарные партнеры по тройке, по пятерке, и команда в целом была потрясающей. К сожалению, на второй год в «Салавате Юлаеве» не все получилось. К старту плей-офф очень много ребят заболело. Кто-то с высокой температурой играл, кто-то вообще не смог сыграть из-за травм. Мы подошли к плей-офф в неидеальном состоянии.

Переход из Уфы в Казань тоже был осознанным шагом. Меня позвали, у меня был разговор с Билялетдиновым, с руководством клуба, я вернулся и выиграл Кубок Гагарина. Мне не о чем жалеть. Могу только извиниться перед болельщиками, что так получалось. Оба этих города внесли большой вклад в мою судьбу. Казань вообще перевернула мою жизнь. Я же когда туда приходил, первый раз из Москвы уехал от семьи, от всего. Уфа тоже была определенным шагом вперед. Именно из «Салавата Юлаева» Вячеслав Быков меня вызвал в сборную, когда мы впервые за 15 лет выиграли «золото». Я считаю, все сложилось так, как и должно было.

– Сейчас, когда играют «Ак Барс» и «Салават» вы за кого болеете?

– Ха-ха-ха! Ни за кого! Честно! «Зеленое дерби» – это всегда красиво, всегда напряженные, зрелищные игры. Болельщики еще и подстегивают. Супер!

– В финале в прошлом сезоне за «Ак Барс» болели?

– Да, меня еще после первого раунда приглашали на «Матч ТВ», и я сказал, что «Ак Барс» будет чемпионом. Никто мне не верил.

– Зинэтула Билялетдинов – последний действующий тренер старой школы...

– Вы считаете, что он старый? Он же тоже растет, меняется как тренер в плане подготовки, подхода к тренировочному процессу. У него очень многие вещи поменялись, поверьте, просто никто этого не замечает. По моему мнению, Зинэтула Хайдярович – лучший тренер на данный момент в нашей стране.

– То есть его секрет в том, что он, несмотря на годы, продолжает меняться?

– Он Тренер с большой буквы. Тренер, который дает взрослое хоккейное образование. Вот есть начальная школа, средняя, а Билялетдинов уже как в магистратуре в университете учит правильной игре в хоккей. «Ак Барс» это показал и в прошлом году, и до этого показывал. Лично меня Билялетдинов вообще воспитал. Я в 17 лет попал в команду мастеров к нему и Михаилу Павловичу Варнакову, который в то время ему помогал. Вы не представляете, сколько нам рассказывали и показывали не только на льду, но и вне его. Я им очень благодарен.

Терещенко и Данис Зарипов Алексей Терещенко и Данис Зарипов Фото: ak-bars.ru

«АК БАРС» НЕ ИГРАЕТ В ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ ХОККЕЙ»

– Еще один вечно молодой и продолжающий побеждать представитель «Ак Барса» – Данис Зарипов. Как ему удается так долго демонстрировать свой высокий уровень?

– Руки, голова, эмоциональное, физическое состояние – все это немаловажно. Данис – профессионал, и у него всегда были хорошие партнеры, с которыми они дополняли друг друга. Сейчас это тройка с Ткачевым и Галиевым. Когда Данис вернулся, «Ак Барс» стал намного мощнее, у них появилось второе звено, которое может хорошо реализовывать моменты. Это было видно на протяжении всего плей-офф. Данис – это ключевая фигура, наверное, в нашем хоккее.

– Он добился всего работой или это талант?

– И талант, и упорство, и тренеры, конечно. Не может быть чего-то одного, все собралось вместе. Он веселый, амбициозный человек и в раздевалке, и в жизни. Мне было приятно с ним играть, находиться в одной команде, становиться чемпионами не только в Казани, но и в сборной.

– Второй сезон в «Салавате Юлаеве» у вас получился очень результативным (58 очков в 55 матчах), в «Ак Барсе» у вас такой статистики даже близко не было...

– Многое зависит от партнеров, которые играют рядом с тобой. В Уфе у меня были потрясающие партнеры! Это Пережогин, которому отдаешь и который забивает, и Владимир Анатольевич Воробьев, создавший все и помогавший нам, как и мы ему. Мы дополняли друг друга.

– То есть вы не согласны, что дело в более оборонительной системе «Ак Барса»?

– Не согласен. «Ак Барс» играет в тот хоккей, в который позволяют имеющиеся на данный момент игроки. Давайте вернемся в сезон 2005/06, когда мы только пришли из «Динамо» и стали чемпионами. «Ак Барс» играл в оборонительный хоккей? Нельзя так говорить. В прошлом году «Ак Барс» играл в оборонительный хоккей? Это стереотип. Да, если нет определенных исполнителей, «Ак Барс» играет в один хоккей, появляются исполнители – уже в другой хоккей. Это здорово, это правильно. Тренер знает команду и представляет себе, что нужно предложить ребятам, чтобы добиться результата. Вот и все.

– Вы играли в тройке с Владимиром Воробьевым, а потом он стал вашим тренером в «Динамо». Он сильно изменился как человек?

– В человеческом плане, я думаю, ничего не поменялось, но, конечно, в раздевалке у нас была субординация, я всегда относился к нему с уважением.

– Вы даже сейчас в разговоре называете его по имени-отчеству...

– В «Динамо», конечно, я должен был это делать, а теперь уже по привычке – Владимир Анатольевич.

– Бывает, что вспоминаете с ним старые времена?

– Да, и это нормально, но в раздевалке должна быть субординация. Есть же еще и молодые ребята, которые на все это смотрят. Они должны учиться и понимать, что уважение прежде всего.

Андрей Юртаев