Фото: president.tatarstan.ru

«4,5 ГОДА ЖИВЕМ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ, И ЧТО? ДОБЫЧА НЕФТИ НЕ УПАЛА, ГАЗА — ДАЖЕ ВЫРОСЛА»

Нефтегазохимический форум в этом году посвящен 75-летию начала промышленной разработки нефтяных месторождений в Татарстане. Гостями форума стали более 500 человек из 8 стран ближнего и дальнего зарубежья, а также из 20 регионов РФ.

Утро на «Казанской ярмарке» началось рано: уже в полвосьмого утра сотрудники КПП вовсю отслеживали поток участников и журналистов, двигавшихся в сторону главного корпуса. Организаторы подвязывали ленточку к макету нефтекачки и пытались организовать пространство для церемонии открытия форума, назначенной на 9:00.

Сквозь всю эту суматоху высокопоставленные гости просачивались в главный корпус через вход, скрытый за гигантским баннером. Еще до официального открытия форума было запланировано первое официальное мероприятие: подписание соглашения о сотрудничестве между Республикой Татарстан и Сибирским отделением академии наук (СО РАН). Место за круглым столом заняли ректор КФУ Ильшат Гафуров, ректор КНИТУ-КАИ  Альберт Гильмутдинов, министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов и заместитель председателя СО РАН Ренад Сагдеев, вскоре в зале появились руководитель Ростехнадзора РФ Алексей Алешин и президент РТ Рустам Минниханов.


В своем приветственном слове Минниханов отметил важность сотрудничества республики с научными центрами, а Сагдеев подчеркнул, что уже целый ряд проектов СО РАН внедрен на предприятиях Татарстана и назвал республику одним из локомотивов экономического развития России. Официальные слова быстро перетекли в дружескую беседу и президент Татарстана поделился с присутствующими собственными наблюдениями: «Чтобы понять, что такое Сибирское отделение академии наук, нужно там оказаться, — ввернул он. — Наверное, сложно в Москве большие научные открытия делать. А там сидишь — и природа, и обстановка какая!» — мечтательно добавил он.

Например, КФУ уже сотрудничает с СО РАН в области образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности: совместно готовят специалистов в области медицинской физики, выступает одним из работодателей для выпускников, сообщил начальник пресс-службы КФУ Камилл Гареев. Первый в России кристалл Cr:LiCaAlF6 длиной около 100 мм с повышенной концентрацией активаторных ионов хрома был выращен сотрудниками лаборатории квантовой электроники и радиоспектроскопии Казанского федерального университета по заказу Института сильноточной электроники Сибирского отделения Российской академии наук.

Скрепив соглашение о сотрудничестве подписью, Минниханов, Сагдеев и другие гости вышли на открытие  форума. Минниханов поприветствовал гостей, следом слово взял Алешин: «Рустам Нургалиевич сказал, что отмечается дата в том числе 75 лет с начала нефтегазовой добычи и переработки в Татарстане. Вообще, первое упоминание о казанской нефти относится к XVII веку, эта дата должна быть гораздо значимее. Подобные мероприятия для нашей страны крайне интересны и крайне важны. Хоть мы и сходим с нефтяной иглы, но все же значимость этой отрасли огромная». По его словам, в Татарстане более 3000 опасных объектов, связанных с нефтью и газом, и более 130 объектов чрезвычайно высокой опасности. «Так вот, руководство республики уделяет огромное внимание в том числе вопросам безопасности. У нас в этом году, как и в прошлом, очень мало людей пострадало на этих объектах», — гордился он.

Президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль явно не согласился с предыдущим спикером о перспективах «слезть с нефтяной иглы». «Вы знаете, дорогие друзья, сейчас появилось немало дилетантов, которые себя позиционируют как крупные экономисты, которые говорят: „Все, эра нефти закончилась, нефть будет стоить 7–8 долларов за бочку — коллапс!“ Я хочу вам сказать: вы все профессионалы, не слушайте дилетантов! Вы можете слушать меня, слушайте вашего президента Республики Татарстан, академиков наших можно слушать. Во всяком случае, до конца этого века нефть, газ, ну и немножко уголь будут основными источниками энергии. А это значит, что нам с вами предстоит очень серьезно еще поработать. Мы с вами четыре с половиной года живем в условиях санкций — и что? У нас добыча нефти не упала, добыча газа даже выросла, вырос экспорт газа и так далее. Моменты неудобные есть для нас, но мы и не такое переживали», — подчеркнул он.


БРАСЛЕТЫ ДЛЯ РАБОЧИХ И ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗАТОР ДЛЯ БЕНЗИНА

Гостям провели экскурсию по выставке. Президента республики и руководителя Ростехнадзора прямо у входа в павильон встречали автомобили, уборочные машины и сельхозтехника на метане — разработки машиностроительного завода им. Калинина и «Газпром газомоторное топливо». «Татнефть» надолго занял все внимание гостей, демонстрируя экономическую эффективность внедрения новых технологий. Например, применение термогелевой пробки поспособствовало «реанимации» скважин и принесло 871 млн рублей за счет добытой нефти. Порадовать Алешина, да и президента Татарстана, смогла разработка управляющей компании «Татбурнефть», которая входит в ГК «Таграс»: они представили браслет, считывающий самочувствие рабочих. «Министрам надо будет такие сделать», — отшутился в сторону Шайхутдинов. 

«Меня порадовало, что очень много инновационных технологий и оборудования, которое эти технологии может применять, у нас сейчас разрабатывается. С учетом санкций для нас это весьма актуально. Все, что нам сегодня показали, производит достаточно хорошее впечатление», — отметил Алешин.

Также в рамках форума прошла передача территориальным межрегиональным управлениям Росстандарта инновационного оборудования, разработанного в Татарстане. Экспресс-анализатор, задача которого в течение двух-трех минут провести контроль качества моторного топлива, бензина и дизтоплива по таким показателям, как октановое число, цетановое число, содержание серы и наличие металлов, был разработан в ФГУП «ВНИИР». По словам разработчика, начальника научно-исследовательского отдела Анатолия Сладовского, ранее не было законодательной базы, в соответствии с которой подобные приборы могли бы использоваться. Теперь же, с помощью одного чемоданчика ценой в 200–300 тыс. рублей, получится определить все параметры.

Рустам Минниханов и Альберт Каримов (слева)Фото: Сергей Елагин

«УВЛЕКАТЬСЯ ШЕЛЬФОМ, ОСОБЕННО АРКТИЧЕСКИМ, НЕ СЛЕДУЕТ»

После осмотра выставки нефтяники во главе с президентом Татарстана проследовали в зал — на международную геологическую конференцию (она проводится уже в 25-й раз). Ее темой в этом году стало использование информационных технологий при построении геологических моделей месторождений нефти. «Республике, несмотря на обязательства по ограничению объемов добычи нефти, удается сохранить ежегодный объем добычи в размере свыше 35 миллионов тонн», — сообщил залу модератор, министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов. Он добавил, что развитие нефтяной отрасли возможно при условии повышения эффективности добычи, которое, в свою очередь, невозможно без цифровизации нефтегазовых систем.

«Мы считаем, что построение объективной геологической модели является эффективным инструментом повышение нефтеотдачи пластов — при объективной тенденции ухудшения структуры запасов углеводородного сырья и увеличения доли трудноизвлекаемых запасов», — заявил Минниханов в приветственной речи.

Глава республики напомнил, что все основные месторождения, которые обеспечивали нефтедобычу России, вступили сегодня в стадию падающей добычи. «Неуклонно ухудшается качество остаточных запасов, поскольку опережающими темпами вырабатываются активные запасы», — констатировал президент РТ. По его словам, ведущие нефтяные компании сейчас работают над внедрением концепции интеллектуального месторождения. Реальным ресурсом повышения ресурсной базы и нефтедобычи Минниханов назвал активное применение IT-технологий в нефтянке.

О ситуации в российской нефтяной отрасли рассказал председатель союза нефтепромышленников Геннадий Шмаль. Начал он с темы освоения российскими нефтяниками арктических шельфовых месторождений. «Освоение шельфа — это новый этап в развитии экономики и науки страны, связанный с освоением инновационных технологий», — начал Шмаль. Он вспомнил, что побывал в этом году на месторождении имени Филановского. «Как инженер, снимаю шляпу перед тем, что сделано там: великолепная платформа», — восхищался глава союза нефтепромышленников, не без гордости добавляя, что сделана эта платформа была российскими нашими рабочими и инженерами.

«Но увлекаться шельфом, особенно арктическим, не следует, — предупреждает Шмаль. — Все надо считать. Все арктические проекты пока очень дороги. Я считал, что даже при сегодняшних ценах — более 70 долларов за бочку — ни один проект арктического шельфа не будет рентабельным». Председатель союза нефтепромышленников уверен, что пока нефтяники в Арктике должны заниматься только поиском, разведкой месторождений, а также создавать там инфраструктуру, развивать северный морской путь. Открытие в Арктике завода по сжижению газа Шмаль назвал главным событием в 2017 году.

Геннадий ШмальФото: Сергей Елагин

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ — НАШИ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПАРТНЕРЫ»

«Несмотря на нынешние отношения с Европой, [предпринимаются] попытки Соединенных Штатов перекроить архитектуру мировой энергетической безопасности, мне кажется, что мы не должны отказываться от намеченной линии на лидирующую роль в энергетической политике», — продолжил Шмаль. В России по-прежнему содержится 25% мировых запасов газа и 10% нефти. «Прошлый год  для российского нефтегазового сектора прошел на мажорной ноте», — радовался нефтяник. Добыча нефти в 2017 году составила 546 млн т, вырос экспорт как газа, так и нефти.

«Что касается газа, нам помогла зима, которая была непростой (в Европе). Удивительные люди — зарубежные наши партнеры. Когда зима и морозы — забывают о третьем энергопакете (в частности, ввел ограничения для поставок „Газпромом“ газа в Европуприм. авт.). В эту зиму наш газопровод „Нордстрим“ работал на 110 процентов своей паспортной производительности. Еще пара таких зим — и мы решим все проблемы, связанные с использованием нашего газа», — ликовал Шмаль.

Затем он перешел к стоимости черного золота. Участие России в соглашении ОПЕК+ помогло обеспечить рост стоимости нефти — до уровня 70–75 долларов за бочку. Однако даже при таком высоком (по сравнению с предыдущими годами) уровне мировых цен у нефтяников нет ощущения праздника жизни. «Как не сократить инвестиции в нефтедобычу? Как решить проблемы снижения разведанных объемов разведанных запасов?» — недоумевал глава Союза нефтепромышленников. Эта неуверенность в будущем связана не только с нестабильностью на мировых рынках и санкциями, но и «непрекращающемся желанием нашего правительства обеспечить наполнение федерального бюджета в основном за счет доходов нефтяной отрасли».

«В 2016–2017 годах инвестиции в добычу нефти составили 1,2 триллиона рублей, то есть 20 миллиардов долларов. Это очень мало. По нашему скромному разумению, нужно минимум в два раза больше», — уверен Шмаль, перейдя вдруг к перечислению проблем отрасли. Это и старение основных фондов, и острый дефицит инвестиций, и отставание с внедрением новых технологий, и ухудшение ресурсной базы.

Время большой нефти, когда фонтан бил ключом из-под земли, остается позади. Так, в 2017 году в России было открыто 78 новых месторождений нефти со средним запасом всего по 1 млн тонн, сетовал спикер. Стоит вспомнить, что запасы нефти на знаменитом Ромашкинском месторождении в Татарстане оцениваются в 5 млрд тонн. То есть сегодня, чтобы добыть тот же объем черного золота, приходится затратить несравненно большее количество усилий и средств.

Досталось и министерству экономического развития, которое, по мнению Шмаля, «давно превратилось в центр прогнозов без установки плановых задач». «Почему не обратить внимание на советскую практику?» — вопрошал глава союза.

Не способствует развитию отрасли и нефтяное правило, когда нефтяникам становится практически безразлично, какой будет цена на нефть — $40 или $80 за баррель: все «излишки» от высокой цены на углеводородное сырье все равно уходят в бюджет. «Вопрос изъятия налогов необходимо решать без ущерба для финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности отрасли», — уверен докладчик.

Первый день форума продолжили тематические круглые столы, а президент остался чуть ли не до вечера. Форум продлится еще два дня: завтра гостей ждут конференции от ТАИФа и встреча поставщиков «Сибура».