Сегодня Верховный суд РТ узаконил приговор для умершего начальника ЭПУ «Центргаз» Илгизяра Галеева – 5,5 млн рублей штрафа и запрет занимать руководящие должности Сегодня Верховный суд РТ узаконил приговор для умершего начальника ЭПУ «Центргаз» Илгизяра Галеева – 5,5 млн рублей штрафа и запрет занимать руководящие должности

ИЛГИЗЯР ГАЛЕЕВ НЕ ДОЖИЛ ДО ВСТУПЛЕНИЯ ПРИГОВОРА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

Необычное заседание сегодня состоялось в стенах Верховного суда Татарстана. Коллегия из трех судей рассматривала апелляционное представление прокуратуры на приговор бывшего начальника ЭПУ «Центргаз», одного из ключевых подразделений «Таттрансгаза» Илгизяра Галеева. 2 июля Советский райсуд Казани признал его виновным в получении коммерческого подкупа и приговорил к штрафу в 5,5 млн рублей, а также запрету занимать руководящие должности в течение 2,5 лет. Государственный обвинитель же просил для газовика реальный срок, потому что прокуратура и не согласилась с решением первой инстанции.

Вот только дожить до вступления приговора в законную силу Галееву не было суждено – 21 июля он скончался в возрасте 68 лет. «Сердце не выдержало. Как-то он мне сказал, что пойдет до конца! Жаль, что такой ценой», – комментировал тогда смерть своего отца сын осужденного Алмаз Галеев, в прошлом – помощник премьер-министра РТ по вопросам нефтегазохимического комплекса.

Несмотря на это, прокуратура свое апелляционное представление не отозвала. Как объяснил старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев, надзорное ведомство стремилось обеспечить так называемую процессуальную чистоту – ведь свое несогласие с приговором прокуратура выразила еще до смерти фигуранта.

Дожить до вступления приговора в законную силу Галееву не было суждено. 21 июля он скончался в возрасте 68 лет Дожить до вступления приговора в законную силу Галееву не было суждено – 21 июля он скончался в возрасте 68 лет

В итоге позицию умершего отца сегодня в суде защищал его сын, в ходе заседания его признали законным представителем. Он явился в ВС РТ вместе с матерью и адвокатом Ринатом Вильдановым. Уже в самом начале заседания председательствующий судья, озвучив приговор, вынесенный Галееву, и суть прокурорского представления, предложил прекратить производство в связи со смертью осужденного, а приговор, соответственно, оставить без изменения. Против прекращения производства ожидаемо высказалась сторона гособвинения. «Уважаемый суд. Поскольку я связана с позицией автора данного апелляционного представления, прошу удовлетворить его, поддерживаю в полном объеме», – заявила в суде представитель прокуратуры Снежана Чугунова.

На этом фоне заявление защиты вызвало удивление. Адвокат Вильданов тоже попросил суд не прекращать производство по представлению прокуратуры.

«Мы возражаем, поскольку в случае прекращения производства приговор вступает в законную силу», – высказался Вильданов. Напомним, защита Галеева не обжаловала приговор, казалось, его представителей все устраивает. Однако на деле получилось иначе.

Адвокат Вильданов попросил суд не прекращать производство по представлению прокуратуры Адвокат Вильданов попросил суд не прекращать производство по представлению прокуратуры

АРГУМЕНТЫ ЗАЩИТЫ: НЕПРАВИЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ СУДА И ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВС РФ

Адвокат построил свое выступление на нескольких пунктах. В первую очередь защитник сослался на смерть своего доверителя, которая произошла до вступления решения суда в законную силу. Это, по его мнению, повод для прекращения уголовного преследования в целом. Вильданов припомнил идентичную ситуацию, рассмотренную президиумом ВС РФ в далеком 2007 году. Тогда приговоренный к 8 годам лишения свободы фигурант уголовного дела скончался до рассмотрения кассационной жалобы. Кассация оставила приговор в силе, но президиум Верховного суда России назвал это решение незаконным, ссылаясь на п. 4 ч. 1 ст. 384 УПК РФ. К слову, как указано на портале правовой поддержки «КонсультантПлюс», данная статья утратила свою силу еще в 2013 году.

«Также хотелось бы обратить внимание, что приговор суда подлежит отмене по ряду других оснований, предусмотренных статьей 389.15 УПК РФ („Основания отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке“), – заявил адвокат. – Судом первой инстанции при вынесении приговора допущены фундаментальные ошибки требований уголовно-процессуального закона в части квалификации действий Галеева».

Напомним, следствие обвиняло Галеева в 20 эпизодах коммерческого подкупа, где свидетелями выступали руководители подрядчиков: ООО «Прометей» Фоат Халиуллин, ООО «Универсал-Строй» Вахит Загиров и ООО «РегионГаз 16» Ильхам Рахманов. Однако в решении суда эти 20 эпизодов были объединены в три: якобы от Загирова Галеев получил 688 тыс. рублей, от Халиуллина – 162 тыс., а от Рахманова – 1,156 млн. рублей. Именно к квалификации последнего эпизода у адвоката и возникли вопросы. Судья Советского райсуда Алсу Шайхутдинова посчитала эту сумму как «крупный размер». Вильданов же уточнил, что размер был особо крупным, так как превышал 1 млн рублей.

– Я никак не могу понять вашу позицию, – прервал выступление адвоката председательствующий судья. – Вы сначала заявили о возможности прекращения в связи со смертью, потом – что возможно возвращение дела.

– Я хотел бы в конце выразить свою позицию... – ответил Вильданов.

– У вас позиция должна быть ясная, четкая и непротиворечивая, – продолжил судья.

– Мы хотим отменить приговор и вернуть в суд в первой инстанции. В связи с чем? Первое – это неправильная квалификация. Суд установил сумму более миллиона, однако осудил как «крупный размер»... — начал адвокат. 

– А вы предлагаете предъявить более тяжкое обвинение? – удивился судья.

– Ну дальше будем уже прекращать в связи со смертью... – раскрыл свой план защитник.

Приговор по Галееву вступает в законную силу. И теперь наследникам остается либо и дальше оспаривать решение, либо платить 5,5 млн рублей штрафа за усопшего

Впрочем, неправильная квалификация, посчитал адвокат, не единственный повод для отмены решения. В приговоре, уточнил Вильданов, имеются и технические ошибки – в частности, неправильно указаны даты совершения одного из инкриминируемых Галееву преступлений. Вместо августа 2017 года указан июль.

«В данном случае выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, не установленным в ходе судебного заседания, что является безусловным основанием для отмены приговора», – сказал защитник, а в конце добавил еще один пункт претензий к решению Советского суда. По его мнению, суд неправомерно не исключил ряд доказательств следствия.

Алмаз Галеев на протяжении всего судебного заседания поддерживал позицию адвоката. «Уважаемый суд, я прошу принять обоснованные доводы позиции защиты и вынести обоснованное законное решение», – сказал он, после чего судебная коллегия удалилась в совещательную комнату, из которой вернулась спустя несколько минут – и постановила апелляционное представление прекратить.

Таким образом, приговор по Галееву вступает в законную силу. И теперь наследникам остается либо и дальше оспаривать решение, либо платить 5,5 млн рублей штрафа за усопшего.