Спецобращение президента к народу по поводу пенсионной реформы, как поспешили диагностировать провластные эксперты, уже возымело психотерапевтический эффект Спецобращение президента к народу по поводу пенсионной реформы, как поспешили диагностировать провластные эксперты, уже возымело психотерапевтический эффект Фото: kremlin.ru

«Я ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КАКОГО РОДА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ КРИТИКУ МЫ НЕ ПОЛУЧИЛИ»

Спецобращение президента к народу по поводу пенсионной реформы, как поспешили диагностировать провластные эксперты, уже возымело психотерапевтический эффект. Во всяком случае на путинский электорат, который теперь проглотит ставшую чуть менее горькой пилюлю не то чтобы совсем безропотно, но с очередным убеждением, что президент к простым людям гораздо ближе, чем правительственные чиновники и депутаты из парламентского большинства. Однако чтобы закрепить необходимый результат воздействия основного орудия на страну в виде выступления гаранта Конституции, необходимо подключить и другие резервы. Очевидно, поэтому ответственные за разработку и принятие реформы лица сразу же принялись комментировать инициированные Путиным коррективы. В числе первых высказалась вице-премьер правительства по социальным вопросом Татьяна Голикова. И уже на следующий день после обращения президента она заявила, что предложение уменьшить возраст выхода на пенсию женщинам будет стоить бюджету в 3,6 трлн рублей.

Ну а чтобы более подробно растолковать обозначенные верховной властью контуры реформы, Голикова в компании главы думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова накануне, 31 августа, выступила на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». По этому случаю в агентстве выделили президентский зал, который был забит под завязку. Почти все места были заняты уже за 15 минут до начала. Главная же виновница мероприятия задержалась на 40 минут из-за совещания у премьер-министра, где обсуждались как раз инициативы главы государства. Журналисты терпеливо ждали. Кстати, болезненная для российского общества тема вызывает, как выяснилось, живой интерес и у зарубежных СМИ. При этом вопросы именно западных корреспондентов оказались самыми острыми. А представителю Эстонии даже удалось разозлить депутата Макарова, который до тех пор говорил подчеркнуто мягко и деликатно. Но этот небольшой инцидент произошел уже под занавес 1,5-часового общения с прессой. В остальном все прошло гладко. Почти полюбовно. 

Из слов Голиковой стало понятно, что предложения президента заранее обсуждались и они согласованы в кабмине. «Мы старились помогать президенту для выработки инициатив, которые были им озвучены. Это выстраданные президентом решения», — сказала вице-премьер, подчеркнув, что тема крайне чувствительная, тяжело и эмоционально воспринимаемая населением. «Этому обращению президента предшествовали достаточно серьезные обсуждения в экспертном сообществе, среди людей, среди семей. Я даже не знаю, какого рода информацию и эмоциональную критику мы не получали», — призналась Голикова и добавила, что правительство должно максимально учесть интересы граждан и услышать то, что сказал президент. «Мы услышали, он услышал, в первую очередь и основные проблемы, которые озвучивали все участники этого обсуждения. Говорить о том, что все удовлетворены, наверное, было бы неправильно, но я считаю, что это справедливо выработанный компромисс».

А Макаров добавил, что в Думу поступило более 100 поправок, и пообещал, что все они будут рассмотрены. Однако основные поправки будут внесены на основе инициатив президента, что ни для кого не является секретом. Ведь предложения президента, как вторил Голиковой депутат, отличаются тем, что он услышал всех людей. 


«ЭТО НЕ ВОПРОС НАЕЗДА НА БИЗНЕС, КАК У НАС ЛЮБЯТ ГОВОРИТЬ В ПРОСТОНАРОДЬЕ»

Впрочем, одно из предложений президента — ввести уголовную ответственность за дискриминацию людей предпенсионного возраста — возможно, так и не будет реализовано. Этот вопрос еще проходит согласования и окончательной ясности по нему пока нет. Хотя Голикова признала, что после внесения законопроекта в ГД, многие люди выражали беспокойство в связи с тем, что перед пенсией их либо будут увольнять, либо не брать на работу. Тем более что уже сегодня, несмотря на то, что Трудовой кодекс запрещает это делать, в объявлениях о приеме на работу часто дописывают, мол, просьба не беспокоить в таких-то возрастах. «То есть уже заранее в объявлении о приеме на работу устанавливается дискриминация», — сказала вице-премьер. При этом она пояснила, что уголовное наказание работодателей за увольнение людей, которым осталось несколько лет до выхода на пенсию, или отказ их брать на работу, могло бы действовать по тому же принципу, что и предусмотренные меры по защите прав беременных и женщин, находящихся в декретном отпуске в течение трех лет. Сейчас за это предусматривается штраф до 200 тысяч рублей либо принудительные работы на срок до 360 часов. А что касается административной ответственности, то, как сказала вице-премьер, у нас она уже есть. Но правительство работает над тем, чтобы ее несколько усилить. То есть увеличить штрафы. 

Макаров, в свою очередь, отметил, что представители бизнес-сообщества очень осторожно отнеслись к предложению ввести уголовную ответственность. «Но меня удивило, что эту позицию разделили и профсоюзы. Они очень жестко сказали: к уголовной ответственности надо относиться аккуратно, потому что это может вынудить работодателей просто снизить возраст тех, кто будет приходить на работу. Поэтому, кроме мер принуждения административных и уголовных, нужны меры стимулирующие. Мы работаем сейчас с правительством, работодателями и профсоюзами, чтобы выработать и стимулирующие меры. С одной стороны, должен быть реальный кнут, но одновременно должен быть и пряник», — высказался Макаров. Впрочем, даже если уголовную ответственность и введут, то совсем не факт, что эта норма, как следовало из слов Макарова, будет работать. 

«Вот сегодня существует уголовная ответственность за увольнение или отказ в приеме на работу беременных. А вы можете назвать, какое количество людей сидит за это в тюрьме? — спросил депутат и тут же дал ответ. — Ни одного человека! Это не вопрос наезда на бизнес, как у нас любят говорить в простонародье, а возможность исключить дискриминацию работника по возрасту. И в этом плане предложение абсолютно корректно. Но уголовная ответственность должна быть аккуратная, взвешенная». 

И, видимо, чтобы продемонстрировать собственное трепетное отношение к пенсионерам, Макаров упомянул старушек, которые до последнего времени работали в аппарате комитета по бюджету. «Они пришли еще в советское время, — разливал словесный елей Макаров. — У них было другое отношение к работе. Они принадлежали к тому поколению, которое жило для того, чтобы работать. Может, это неправильно. Сегодня много ребят считают, что нужно работать для того, чтобы жить. Но неслучайно президент сказал, что эти ветераны — наш золотой фонд. И очень многие предприниматели это прекрасно понимают». 

Андрей Макаров: «Мы сейчас работаем, чтобы ни один рубль не пропал» Андрей Макаров: «Мы сейчас работаем, чтобы ни один рубль не пропал» Фото: Алексей Белкин

«Я НЕ ХОЧУ ЗАНИМАТЬСЯ ПИАРОМ ТЕХ, КТО ПОДСЧИТЫВАЛ, СКОЛЬКО ЗАБЕРУТ У КАЖДОГО ПЕНСИОНЕРА» 

В остальном предложения президента, как рассказали Голикова и Макаров, будут приняты в неизменном виде. Во-первых, предпенсионным возрастом будет считаться пятилетка до выхода на пенсию. Во-вторых, переходный период на реализацию маневра для мужчин и женщин будет составлять 10 лет. В-третьих, в 2019–2020 годах граждане смогут уйти на отдых на полгода раньше. Обеспечение этой льготы потребует около 300 млрд рублей. Право на досрочную пенсию получат и многодетные матери, включая тех, которые усыновили детей. Вот только на опекунов льгота не распространяется. При этом в 2019–2024 годы среднегодовая численность женщин, которые имеют трех и четырех детей, составит 127 тыс. человек. А после 2024 года количество многодетных женщин будет составлять 2,5 млн человек. Соответственно, возрастают и расходы: на ближайшие 6 лет это 29,5 млрд рублей, а по 2035 год — уже 815,4 млрд рублей. Что касается женщин, которые имеют 5 и более детей, то их в нашей стране всего 7,5 тыс., сообщила Голикова, и они выйдут на пенсию, как и пообещал президент, по нынешним правилам. Всего же стоимость корректив президента на 6 лет (с 2019 до 2024 год) составит 511 млрд рублей без учета расходов на льготы по недвижимости, транспорту, ЖКХ. А недополученные доходы от установления возраста для женщин в 63 года составят 3,6 трлн рулей с 2029 по 2035 год, повторила Голикова. Изменения же, по ее словам, затронут 2,4 млн женщин. Еще 117 млрд рублей пойдут на 25% надбавки к пенсиям для жителей села. Как пояснила  Голикова, право на нее получат граждане с 30-летним стажем в сельском хозяйстве. Также правительство и федеральная налоговая служба предварительно подсчитали, сколько потребуется государству на сохранение льгот по налогу на имущество и налогу на недвижимость физических лиц. «За 10 лет по налогу на имущество будет 23,9 миллиарда рублей, по земельному налогу — 7,5 миллиарда рублей. То есть 31,4 миллиарда рублей», — сказала Голикова, подчеркнув, что эти цифры будут уточняться.

Она также сообщила, что инициативы президента обеспечены законом о федеральном бюджете, законом о бюджете пенсионного фонда, законом о бюджете обязательного медицинского страхования. «Все это, может быть, какие-то детальки маленькие, которые не влияют ни на какие финансовые расчеты, остались до момента внесения закона. А так на сегодняшний день все инициативы президента с точки зрения финансов практически урегулированы», — сказала Голикова. Она также высказала уверенность, что к 2030 году пенсионный фонд перестанет быть зависимым от федерального бюджета.

«Когда законопроект был только внесен, нас обвиняли, что государство хочет забрать деньги пенсионеров себе. Я не хочу заниматься пиаром тех, кто подсчитывал, сколько заберут у каждого пенсионера. Но главное то, что все средства остаются в пенсионном фонде и идут на пенсии пенсионеров. Этот закон не носит фискального характера... Мы сейчас работаем, чтобы ни один рубль не пропал», — пафосно заявил Макаров. 

Татьяна Голикова: «Нет никаких опасений возможного роста безработицы...У нас нет таких рисков» Татьяна Голикова: «Нет никаких опасений возможного роста безработицы... У нас нет таких рисков» Фото: Алексей Белкин

«ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО СТРАЖЕЙ РЕЖИМА ОБИЖАТЬ НЕЛЬЗЯ, А ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ — МОЖНО»

Однако, отвечая на вопрос о предложении главы генсовета «Единой России» Андрея Турчака лишить депутатов и сенаторов пенсионных преференций (об этом спросила корреспондент BBC), Макаров принялся так витиевато изъясняться, что не сразу можно было понять, к чему он ведет. «Самые простые решения — это решения в отношении самих себя, — начал издалека представитель думских единороссов. — А в отношении миллионов людей значительно сложнее. Я уже пенсионер и четыре года могу получать пенсию. Но я ее не оформлял, потому что считаю, что зарплата, которую я получаю, достаточно высокая. Наверное, можно прописать в законе все. Но, с моей точки зрения, вопрос о пенсиях — это вопрос абсолютно личной ответственности. Как заставить человека отказаться от пенсии? Я просто не знаю, каким законом это можно сделать». Здесь стало наконец-то ясно, что Макаров выступает за сохранение пенсионных льгот депутатам. Правда, своих коллег он назвал абстрактными людьми, у которых «очень серьезно востребовано требование к справедливости». При этом Макаров подчеркнул, что в случае отмены депутатских преференций Госдума может ратифицировать конвенцию международной организации труда (МОТ) о размере выплат пенсий в 40% от предыдущего заработка. В этом случае депутаты будут получать пенсии даже больше, чем сейчас.

У журналиста ВВС был еще вопрос о пенсиях военнослужащим и другим силовикам. Однако Голикова буквально в одном предложении ответила, что для них пенсионные изменения документ не предполагает. 

Такой ответ не удовлетворил и корреспондента Эстонского телевидения, у которого было два едких вопроса. «Я не так погружен в российскую экономическую и социальную повестку, но хотелось бы более конкретно сформулировать вопрос коллеги из ВВC», — на хорошем русском сказал представитель Прибалтики. 

— Давайте все-таки не будем пересказывать другой вопрос, — перебила его ведущая. Но настырный телевизионщик продолжил: «Повышают пенсии для обычных гражданских лиц, а для силовиков — нет. Есть ли у вас в принципе планы это изменить? А то получается, что стражей режима обижать нельзя, а всех остальных — можно». 

— Уже был ответ на этот вопрос, — попыталась нейтрализовать негатив ведущая. Но Макаров, не дожидаясь второго вопроса, вызвался ответить на первый. «Я хочу напомнить, что когда в Эстонии повышали пенсионный возраст, вы говорили, что это плата за независимость», — перевел стрелки депутат.

А на следующий вопрос пришлось отвечать Голиковой, так как он касался переобучения лиц предпенсионного возраста. Корреспондент интересовался, насколько это оправданно и нет ли опасений по поводу возможного роста безработицы из-за того, что потенциальной рабочей силы на рынке труда станет больше. «Нет никаких опасений возможного роста безработицы... У нас нет таких рисков. Мы считаем, что у нас есть возможность предоставить людям и предпенсионного возраста такую же возможность, которая предоставляется людям молодым», — сказала Голикова. Макаров тоже не удержался: «Мы считаем людоедской политику, которая основывается на том, чтобы приносить в жертву старшее поколение финансовым проблемам государства». Ну а чтобы завершить разговор на более позитивной ноте, ведущей прошлось продлить конференцию. В итоге Макаров добавил, что на заседании рабочей группы, которое состоялось в ГД в пятницу, было решено, что эта группа будет работать и после принятия закона и осуществлять мониторинг за его реализаций. «Многие оппозиционные партии будут пытаться воспользоваться ситуацией для самопиара. Но мы понимаем, что на нас лежит ответственность за последующие поколения и мы не можем себе позволить зарабатывать себе дешевый авторитет за счет людей», — резюмировал на пафосной ноте депутат.