В Вахитовском районном суде Казани всю неделю продолжали внимательно изучать схемы бюджетных хищений, в применении которых подозревают Хайдара Халиуллина В Вахитовском районном суде Казани всю неделю продолжали внимательно изучать схемы бюджетных хищений, в применении которых подозревают Хайдара Халиуллина

О СУБСИДИЯХ, КОТОРЫЕ ПОСТУПАЛИ НА СЧЕТ ИП, ЖЕНЩИНА УЗНАЛА ЛИШЬ НА ДОПРОСЕ

В понедельник многочисленным фигурантам уголовного дела о хищениях бюджетных денег по программе «Лизинг-грант» пришлось из привычного зала на четвертом этаже «переехать» на первый этаж, в куда менее уютное и более компактное помещение. Мест всем не хватало, поэтому помощник судьи предложила адвокатам и фигурантам процесса самим принести скамейки из соседнего зала.

Переезд был связан с тем, что в Вахитовском районном суде один монитор и, видимо, единственный кабинет, где можно использовать конференц-связь. Она потребовалась федеральному судье Наилю Камалетдинову, поскольку он допрашивал пятерых свидетелей из Бугульмы. Все пятеро явились в Бугульминский городской суд. Включили видеоконференцию, начали допрос.

Первой на вопросы отвечала Светлана Скибина. Женщина пришла в суд с малолетним ребенком. Сказала, что ранее работала в ООО «Евросила», а ее руководителем был Азат Мирзаянов – ныне один из 23 подсудимых по делу «лизинг-грантоедов». У Скибиной было свое ИП, перед выходом в декретный отпуск (это было примерно в 2014 годуприм. ред.) она хотела закрыть юрлицо. Но Мирзаянов предложил ей оформить доверенность на ИП. «Он занимался продажей инструментов. Все налоги платил», – говорила Скибина.

Наиль Камалетдинов допрашивал пятерых свидетелей из Бугульмы. Все пятеро явились в Бугульминский городской суд Наиль Камалетдинов допрашивал пятерых свидетелей из Бугульмы. Все пятеро явились в Бугульминский городской суд

Также женщина выписала доверенность на доступ и использование коррсчета в Энергобанке Константину Дерингу – еще одному обвиняемому, таинственным образом оказавшемуся на скамье подсудимых. За все это ей предложили 25 тыс. рублей. О субсидиях, которые впоследствии поступали на счет ИП, женщина узнала уже на допросе.

Аналогичные показания дали еще четыре свидетеля – предприниматели из Бугульмы. Все они в какой-то момент хотели закрывать юрлица, все были знакомы с Мирзаяновым, всем он предложил повременить с закрытием и оформить доверенность на него и все того же Деринга. Объяснял он это по-разному: например, по словам свидетеля Сергея Недорезова, Мирзаянов якобы с помощью его ИП пытался открыть мясное производство.

Гульнар Биккинина охарактеризовала «только с хорошей стороны», повторив это для пущей убедительности несколько раз Гульнар Биккинина охарактеризовала Халиуллина «только с хорошей стороны», повторив это для пущей убедительности несколько раз

«ТАК ВЫ БЫЛИ НА ТОМ ЗАСЕДАНИИ? ДА ИЛИ НЕТ?»

На следующий день череда допросов продолжилась. За кафедрой появилась бывшая заместитель председателя татарстанского регионального отделения общероссийской организации «Деловая Россия» Гульнар Биккинина. Она принимала участие в работе конкурсной комиссии. Гособвинитель Степан Спиридонов поинтересовался, чья была подпись на листе голосования, где стояла дата: 29 апреля 2014 года.

— Честно говоря, не помню, — сказала Биккинина, а Спиридонов с одобрения судьи обратился к одному из томов уголовного дела с показаниями свидетельницы, которые она дала в ходе предварительного следствия. Выяснилось, что тогда Биккинина заявляла о том, что подпись на том листе ей не принадлежала.

— Так вы были на том заседании? Да или нет? — спросил один из адвокатов.

— Наверное, нет, — неуверенно сказала Биккинина, позднее заявив, что с просьбами поддержать какую-то кандидатуру к ней за все время также никто не обращался.

— В чем была цель приглашения представителя «Деловой России», как общественников, для участия в этой комиссии? — спросил у свидетельницы адвокат Халиуллина Павел Мазуренко.

— На мой взгляд, это уход от коррупционной составляющей, — ответила Биккинина, правда, уточнив, что сейчас она говорит от собственного лица, не от «Деловой России». Самого же Халиуллина свидетельница охарактеризовала «только с хорошей стороны», повторив это для пущей убедительности несколько раз.

Бывший зампредседателя реготделения «Деловой России» также сообщила, что сама она заявки до заседания комиссии не видела, оценок по их заполнению, экономической целесообразности не давала – этим, по ее словам, занималось непосредственно минэкономики.

«Можно сделать вывод, что участие общественных организаций в комиссии было чисто номинальным?» — спросил Игорь Турушев, адвокат единственного заключенного в СИЗО предпринимателя Сергея Васильева. Биккинина с таким тезисом не согласилась, мол, номинально – это присутствие, когда только кивают головой. «Наша задача была плотно общаться с кандидатами, давать свою оценку и отражать ее в листе голосования, — сказала свидетельница. – Могли и пять, и десять минут общаться для понимания сути».

самым «горячим» и сложным оказался допрос Дилюса Шавалиева Самым «горячим» и сложным оказался допрос Дилюса Шавалиева

«ОНА МЕНЯ ПРОИНФОРМИРОВАЛА, ЧТО ТАКОЕ ЕСТЬ»

В среду на допрос пригласили еще нескольких свидетелей. Получилось так, что некоторые из них, как, например, начальник контрольно-ревизионного отдела в сфере развития экономики управления федерального казначейства РТ Элеонора Габайдуллина, вообще ни разу не присутствовала на комиссии. Поэтому ее сразу же отпустили, вернув паспорт.

Но самым «горячим» и сложным оказался допрос бывшего руководителя ГКУ «Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства РТ» Дилюса Шавалиева, который в конкурсной комиссии занимал пост заместителя председателя. Имя Шавалиева звучало едва ли не на каждом судебном заседании по делу «лизинг-грантоедов». О причастности Халиуллина к совершению преступления, по мнению следствия, свидетельствовала история передачи конверта с деньгами от экс-главы ассоциации МСБ – Шавалиеву. По крайней мере, такие показания ранее давал Тимур Аюпов – главный свидетель обвинения. Он, в частности, также утверждал, что своими глазами видел, как на заседаниях конкурсной комиссии передавались записки с просьбами проголосовать за «нужную» компанию.

Шавалиев признался, что ему известно, как Халиуллин однажды передавал записку его заместителю — Ларисе Парфеновой, секретарю конкурсной комиссии, распределявшей субсидии. Та, в свою очередь, рассказала об этом своему начальнику, то есть Шавалиеву. Со слов руководителя ГКУ «Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства РТ» «все случилось в один день». Шавалиев вспомнил, что сделал Халиуллину по этому поводу замечание. После этого инцидент был исчерпан.

Тимур Аюпов утверждал, что своими глазами видел, как на заседаниях конкурсной комиссии передавались записки с просьбами проголосовать за «нужную» компанию Тимур Аюпов утверждал, что своими глазами видел, как на заседаниях конкурсной комиссии передавались записки с просьбами проголосовать за «нужную» компанию

— Это было в момент, когда происходило заседание комиссии? – уточнил Камалетдинов.

— Ну или до его начала, — расплывчато отвечал Шавалиев, словно уворачиваясь от вопросов, сыпавшихся на него градом.

Когда слово дали защитникам Халиуллина, с места поднялся Денис Егоров – второй защитник Халиуллина.

— К кому все-таки обращался Халиуллин? Он же делал это через секретаря Парфенову, – спросил он. — Можно подробнее разложить этот эпизод с запиской?

— Это был листочек, — Шавалиев внезапно заговорил тихо-тихо, — где были указаны... Но разобрать конец предложения оказалось невозможно, с последних рядов отчетливо слышно было только слово «юрлица». 

— А кому этот листочек был передан? — Егоров, похоже, намекал на Парфенову с запиской от Халиуллина.

— Я сейчас не могу сказать. Просто она меня проинформировала, что такое есть.

Следующее заседание по делу «лизинг-грантоедов» состоится сегодня, 31 августа Следующее заседание по делу «лизинг-грантоедов» состоится сегодня, 31 августа

Как Шавалиев ни старался, постоянно теряя память, его не отпускали.

— На следствии выяснилось, что по очень большому количеству организаций отсутствует отчетная документация. Это правда? — спросил один из подсудимых, когда и судья, и Спиридонов, и адвокаты закончили задавать вопросы.

Шавалиев, который до этого момента или отвечал быстро, или шептал, вообще замолчал, а после паузы заявил, что не может ничего сказать по этому вопросу.

Спрашивали Шавалиева и о том, каким образом формировался состав конкурсной комиссии. Одного из подсудимых, например, интересовало, сколько там было чиновников, сколько общественников и т. д. Но и на этот вопрос заместитель председателя комиссии сказать ничего не смог.

Следующее заседание по делу «лизинг-грантоедов» состоится сегодня, 31 августа.