Главное следственное управление МВД по Татарстану отпустило из следственного изолятора бывшего ректора КНИТУ-КХТИ Германа Дьяконова Главное следственное управление МВД по Татарстану отпустило из следственного изолятора бывшего ректора КНИТУ-КХТИ Германа Дьяконова

«СЛЕДСТВИЕ ПОЛАГАЕТ, ЧТО ДЬЯКОНОВ НЕ ОКАЖЕТ ДАВЛЕНИЕ НА ПОТЕРПЕВШЕГО И СВИДЕТЕЛЕЙ»

Сенсационная новость сегодня стала известна «БИЗНЕС Online»: главное следственное управление МВД по Татарстану отпустило из следственного изолятора бывшего ректора КНИТУ-КХТИ Германа Дьяконова. Из стен изолятора, в котором доктор наук провел год и две недели, он вышел с подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Эту информацию в беседе с корреспондентом нашего издания подтвердил адвокат Дьяконова Сергей Бородин. «Герман Сергеевич только-только доставлен домой», — рассказал Бородин, добавив, что говорить о состоянии здоровья экс-ректора пока рано.

По словам адвоката, поводом для неожиданного освобождения Дьяконова стало обращение члена совета по правам человека при президенте РФ, правозащитника Александра Брода в генеральную прокуратуру России. Именно это стало поворотным ключом, уверен Бородин. После этого прокуратура попросила следствие пересмотреть свою позицию относительно меры пресечения профессора. И ГСУ МВД неожиданно прислушалось к надзорному органу, отпустив Дьяконова, по сути, на свободу, минуя суд. Как отметил адвокат, в постановлении об освобождении Дьяконова следователь указал — основания для заключения Герман Сергеевич под стражу изменились, в частности, завершены все следственные действия по уголовному делу, допрошены потерпевший и свидетели, изъятые ранее документы осмотрены, с обвиняемым проводится ознакомление с материалами дела. Дескать, в связи с этим следствием полагает, что Дьяконов не окажет давление на потерпевшего или свидетелей. Правда, еще 9 августа у следствия было совсем иное мнение — тогда Верховный суд по ходатайству ГСУ продлил профессору арест до 17 октября.

Как рассказал Бородин, решение никак не может быть связано с дачей Дьяконовым каких-либо изобличающих показаний. Его позиция по делу остается неизменной, добавил адвокат. Напомним, что Герман Сергеевич свою вину категорически не признает.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» второй адвокат Дьяконова, экс-министр юстиции РТ Мидхат Курманов, торжествовал. У него другая версия причин, в силу которых экс-ректор КНИТУ-КХТИ получил освобождение. «Почему отпустили? Потому что у него адвокат — Курманов, — не сомневается защитник. — Я на самом высоком уровне объяснял, что в деле этом ничего нет. И на высоком уровне решили, что глупость это, зачем человека зря держать в тюрьме. У него же обвинение белыми нитками шито, само дело липовое, они (следствиеприм. ред.) понимают, что дальше тянуть расследование нечего, и хотят, чтобы оно быстрее ушло в суд. Если бы меня не было, его вряд ли бы отпустили».

По словам собеседника «БИЗНЕС Online», в частности, он провел встречи на этот счет с заместителем начальника ГСУ МВД по РТ Владимира Изаака. «Мы будем бороться до конца, чтобы дело прекратили, а моего клиента полностью реабилитировали», — заверил Курманов.

Мидхат Курманов: «Мой подзащитный как отказывался в признании вины, так и отказывается. И добьется своего — оправдания» Мидхат Курманов: «Мой подзащитный как отказывался в признании вины, так и отказывается. И добьется своего — оправдания»

«ЕСЛИ ПРИГОВОР БУДЕТ ОБВИНИТЕЛЬНЫМ, ОСВОБОЖДЕНИЕ ДЬЯКОНОВА МОЖНО СЧИТАТЬ ПОТЕРЕЙ, А НЕ ПРИОБРЕТЕНИЕМ»

Впрочем, у чудесного освобождения Дьяконова может быть и другое объяснение, помимо проснувшейся жалости у следствия или заслуг его защитников. Один из наших источников, близкий к системе правоохранительных органов, отметил, что бывший ректор искусно затягивал процесс ознакомления с материалами дела — на это в суде указывал и представитель следствия. К началу августа Герман Сергеевич только прочитал 57 из 65 томов дела, тогда как остальные фигуранты дела давно все изучили. Дьяконов упорно не ставил подпись в рамках ст. 217 УПК РФ («Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела»), дело не уходило в суд, а срок следствия переваливал за все мыслимые пределы. «Тогда и договорились: отпускают Дьяконова — и дело уходит», — считает один из наших источников.

«Нет, сделок никаких со следствием и быть не может, — запротестовал в беседе с нашим корреспондентом Курманов. — Мой подзащитный как отказывался в признании вины, так и отказывается. И добьется своего — оправдания».

Один из наших источников, близкий к системе правоохранительных органов, отметил, что Дьяконов искусно затягивал процесс ознакомления с материалами дела

Впрочем, Курманов подтвердил, что Дьяконов подписал документы, свидетельствующие о том, что ознакомление с материалами дела по ст. 217 УПК РФ завершено. Однако последние три тома экс-ректор сам не дочитал, по словам Курманова, адвокат их сфотографировал и передал своему подзащитному. «Ознакомится он с ними дома, — сказал он и еще раз подчеркнул. — Если бы моего клиента хотели принудить таким способом 217-ю подписать, предложили бы ему домашний арест, а не подписку. Следствие просто понимает, что Дьяконов реабилитацию будет требовать, а когда подписка о невыезде, реабилитации нет».

Впрочем, Курманов признал, что следователи пытались ускорить процесс ознакомления Дьяконова с материалами дела. «Следствие в июле и августе дважды пыталось через суд ограничить срок ознакомления с материалами дела семью сутками, и я оба суда эти выиграл», — сказал адвокат. Отметим, затягивание с ознакомлением действительно осложняет жизнь следствию — для изучения материалов дела ГСУ МВД по РТ приходится продлевать меру пресечения, но после года пребывания обвиняемого в СИЗО под ходатайством о продлении требуется подпись уже одного из сотрудников ГСУ МВД России, а для этого надо обосновать содержание обвиняемого в СИЗО.

По словам Владимира Гусева, освобождение под подписку в глазах суда никак не смягчает участь Дьяконова По словам Владимира Гусева, освобождение под подписку в глазах суда никак не смягчает участь Дьяконова

Новость об освобождении Дьяконова не оставила равнодушным и Владимира Гусева, адвоката экс-проректора КНИТУ-КХТИ Ильдара Абдуллина. «Я удивлен, — признался он в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Дьяконов же недавно подписал документы об ознакомлении с материалами дела. Это может быть предметом торга, из-за которого его отпустили: он ускоряется с изучением и получает свободу, а следствие не затягивает сроки, и теперь делу дан ход — оно поступит в прокуратуру, а затем в суд. Но это только мои предположения, неизвестно, что произошло в действительности».

По словам Гусева, освобождение под подписку в глазах суда никак не смягчает участь бывшего ректора. «Никаких преференций освобождение Дьяконову не принесло, кроме домашнего комфорта, он может работать, делать все что угодно, но обязан явиться в суд по первому требованию суда и следствия, — говорит адвокат. — На суть обвинения это не влияет. Более того, я знал случаи, когда человека освобождали из-под стражи, а потом в зале суда снова брали под стражу. С психологической точки зрения это не менее тяжело».

«Если этого дела окажется недостаточно, может появиться новое, как было у того же Ильдара Абдуллина (на фото)»

Другой компетентный источник нашего издания полагает, что, судя по опыту развития дела против ближайшего соратника Дьяконова, Абдуллина, экс-ректору трудно рассчитывать на мягкий исход. «Если этого дела окажется недостаточно, может появиться новое, как было у того же Абдуллина. А если приговор суда будет обвинительным с реальным сроком, сегодняшнее освобождение можно считать потерей, а не приобретением, поскольку в СИЗО один день идет за полтора, а теперь он и вовсе на свободе, и это не в его пользу. Мы же понимаем, что оправдательных приговоров у нас 0,3 процента, а дело о хищениях в вузе это не то дело, которое может попасть в это число», — дает прогноз наш собеседник.

Герман Дьяконов оказался под стражей в августе прошлого года. Сотрудники УБЭП задержали его сразу после очной ставки с его бывшим подчиненным, проректором вуза Александром Кочневым Герман Дьяконов оказался под стражей в августе прошлого года. Сотрудники УБЭП задержали Германа Сергеевича сразу после очной ставки с его бывшим подчиненным, проректором вуза Александром Кочневым

«ДЕЛО ДЬЯКОНОВА»: 10 ЭПИЗОДОВ НА 64 МЛН РУБЛЕЙ

Напомним, Дьяконов оказался под стражей в августе прошлого года. Сотрудники УБЭП задержали Германа Сергеевича сразу после очной ставки с его бывшим подчиненным, проректором вуза Александром Кочневым. Ранее тот оказался сначала в СИЗО, а затем, поменяв показания, получил домашний арест. Смягчение меры пресечения было связано, уверяют наши источники, с показаниями Кочнева на своего бывшего шефа.

«Я что, буду доказывать, что я не верблюд?!» — говорил в суде Дьяконов, когда его отправляли под стражу. Вызывающая удивление деталь: к тому моменту у экс-ректора даже не было адвоката, в суд пришел защитник по назначению. Вероятно, Герман Сергеевич до конца не верил в возможность собственного ареста.

Позже к защите Дьяконова подключился известный казанский адвокат Александр Коган и его московский коллега Бородин, а затем Когана в списке представителей экс-ректора сменил Курманов.

Первоначально Дьяконова задерживали по одному эпизоду мошенничества с деньгами ПАО «Газпром», выделенными в рамках договора с вузом. Средства должны были пойти на проведение научно-практических семинаров, но в итоге, уверено следствие, обналичены и переданы сотрудниками вуза Дьяконову. Позже число эпизодов возросло до 10, а общая сумма ущерба — до 64 млн рублей. Материалы дела насчитывают 65 томов. Под суд вместе с Дьяконовым пойдут ряд его бывших коллег: это бывший и уже осужденный проректор Абдуллин, вышеуказанный проректор Кочнев, профессор кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности Екатерина Сергеева, доцент Аркадий Брысаев и заведующая лабораторией кафедры плазмохимических и нанотехнологий высокомолекулярных материалов профессор Лилия Джанбекова, директор одного из научных центров института Игорь Дубовик, декан факультета технологии и переработки каучуков и эластомеров полимерного института вуза Валентина Шкодич.