Накануне завершился казанский этап чемпионата мира Red Bull Air Race — второй по счету в трехлетнем контракте между городом и производителем энергетиковФото: Сергей Елагин

«РАД, ЧТО МЫ ВЕРНУЛИСЬ»

128 тыс. человек — столько посетителей этапа Red Bull Air Race было в эти выходные в Казани. В июле прошлого года авиагонки привлекли внимание 90 тыс., так что на второй раз турнир не мог не впечатлить австрийских организаторов. «Мы надеемся выступить в Казани еще много-много раз. Скрестим пальцы и будем надеяться, что мы надолго останемся здесь», — сказал директор гонок Джим Диматтео еще в первый день турнира.

Первые переговоры между Red Bull GmbH, отвечающей за авиачемпионат, и Татарстаном прошли в 2016 году. Тогда представителей компании принял у себя президент РТ Рустам Минниханов. Привлечь внимание австрийцев получилось не сразу — первую попытку завести воздушную «Формулу-1» в Казань гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов предпринял еще в 2012 году. Поначалу Red Bull присматривался к Санкт-Петербургу, но со временем пришел к договоренности с Казанью. По нынешнему контракту город увидит гонки и в 2019 году — предположительно, в июне, перед ЧЕ по триатлону и WorldSkills.

128 тыс. человек — столько посетителей этапа Red Bull Air Race было в эти выходные в КазаниФото: Ирина Ерохина

Но из Red Bull уже сейчас поступил недвусмысленный сигнал, что авиагонки хотят подольше задержаться в Казани. Ранее мэр Будапешта заявил, что город не будет принимать турнир, пока он находится в должности, — и нет гарантии, что аналогичные сообщения не пойдут из других городов. Так что Red Bull важно сохранить свой костяк. «Гонки в Казани — одни из наших любимых, — продолжил сыпать любезностями Диматтео. — В это время года здесь просто потрясающий вид. Очень рад, что мы вернулись. Действующий контракт подходит к концу в следующем году, и сейчас наш гендиректор Эрик Вольф находится в переговорах».

В субботу Эрик Вольф встретился с Миннихановым и провёл ему экскурсию по зданию, где располагается судейский корпус и позиции для комментаторов В субботу Эрик Вольф встретился с Миннихановым и провел ему экскурсию по зданию, где располагается судейский корпус и позиции для комментаторов Фото: Ирина Ерохина

В субботу Вольф встретился с Миннихановым и провел ему экскурсию по зданию, где располагается судейский корпус и позиции для комментаторов. В прошлом Эрик, как и многие пилоты, служил в ВВС. Сейчас на военное прошлое чиновника указывает лишь небольшая хромота на левую ногу. Вышестоящее начальство Red Bull, как и в прошлом году, не посетило Казань, хотя к их приезду в городе были готовы — у центра семьи «Казан» построили двухэтажный шатер Sky Lounge, где стоимость билета для взрослого на два дня оценивалась в 79 тысяч.

Дорогие билеты, само собой, не разошлись с таким же ажиотажем, как на другие площадки — трибуны у «Казана» и ресторанную зону «Белый кремль» на Набережной. Пивной бренд совместно со «Святой чашей» стали партнерами авиагонок, а «Татспиртпром» выступил основным локальным спонсором. Немецкому пилоту Маттиасу Дольдереру вручили кубок «Белого кремля», которым награждают победителя в квалификационных полетах.


В субботу авиагонки сошлись с футболом. Матч между «Рубином» и ЦСКА посетили 26 тыс. человек, а вот Red Bull Air Race — 55 тысяч. В воскресенье на гонки пришли 73 тыс. зрителей. В Казани еще не проходило соревнований не из титульных игровых видов спорта, которые пользовались бы такой популярностью. «Это рекордной показатель для нас. Думаю, его удалось достичь благодаря новой конфигурации трассы гонки: за соревнованиями можно было наблюдать с любой точки. Ну и, конечно, нам очень повезло с погодой», — сказал Азат Кадыров, гендиректор АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов», которая выступила организатором турнира.

В Казани ещё не проходило соревнований не из титульных игровых видов спорта, которые пользовались бы такой популярностью В Казани еще не проходило соревнований не из титульных игровых видов спорта, которые пользовались бы такой популярностью Фото: Сергей Елагин

«МНЕ НРАВИТСЯ ЗДАНИЕ С ДЕРЕВОМ»

«Мама, быстрее», — в парке развлечений Red Bull сын боится не нагнать лучших пилотов. Наверняка он не знает имен ни одного из них и совершенно точно впервые видит без шлема и очков. Но мальчику, как и многих другим, все равно — он все еще находится под впечатлением от головокружительных гонок и хочет взять автографы у главных героев.


«Наш спорт интересен прежде всего молодым», — рассказывает комменатор Ник Феллоу, главный голос Red Bull Air Race. Его вы могли услышать, если наблюдали за этапом через трансляцию. Сам Ник тоже когда-то мечтал стать пилотом, но не сложилось. Он попробовал себя в лыжах, получил серьезную травму и затем пошел на телевидение, чтобы сохранить близость к спорту. Он причисляет себя к «новой школе» комментаторов — тех, кто пытается подчеркнуть, а где-то даже преувеличить эмоциональность момента. «Мы должны сделать так, чтобы ребята пришли в восторг и загорелись мечтой стать пилотом. Если у нас получается, это очень круто», — уверен британец.

Сын Феллоу — один из тех, кого Red Bull Air Race действительно привел к мечте покорить небеса. Сейчас парень учится в военной академии — это единственный способ пробиться в авиаспорт, учитывая финансовые возможности семьи. Ник и его сын своим примером развенчивают, возможно, главный миф об авиагонках Red Bull — это не спорт для богатых. Деньги, безусловно, важны, но они не приведут пилота в элитный класс. «Посмотрите на Мартина — говорит комментатор о пилоте Мартине Шонке, который стал победителем казанского этапа. — Вырос в небогатой семье, его отец не пилот. Он пошел в университет, затем в армию и только потом вошел в круг лучших из лучших — среди военных, гражданских и акробатических пилотов».

Для Мартина Шонке Казань стала особенным местом. Здесь он впервые за пять сезонов в качестве пилота Red Bull одержал вторую победу подряд Для Мартина Шонке Казань стала особенным местом. Здесь он впервые за пять сезонов в качестве пилота Red Bull одержал вторую победу подряд Фото: Сергей Елагин

Для Мартина Казань стала особенным местом. Здесь он впервые за пять сезонов в качестве пилота Red Bull одержал вторую победу подряд — прошлый этап в Будапеште также остался за чехом. Пользуясь статусом победителя, Мартин не упустил возможности поприкалываться над своими соперниками. «Я рад, что Майкл старается изо всех сил и все равно проигрывает», — сказал он и толкнул в плечо американца Майкла Гулиана, который занял в Казани второе место. Опередить Майкла чеху было крайне непросто. «Это самая сложная победа в моей карьере», — говорит он.

В этом году трасса приняла более закругленную форму, приблизилась к центру семьи «Казан» и стала проще для пилотов. Теперь им нужно совершать менее сложные маневры на более высокой скорости. К тому же пилотам не помешала погода. В 2017-м из-за сильного ветра самолеты задели пилоны рекордных 69 раз. 25-метровые причудливые конструкции сделаны из ткани, которая используется в парашютах. В спокойном состоянии пилоны сохраняют прочность, но при столкновении моментально разрываются, чтобы не затянуть самолет с собой. В этом году их, конечно, повреждали, но не в таких количествах. В небе было спокойно, и пилотам могло помешать лишь яркое отражение солнца в воде. Так что все трудности были вызваны только высокой конкуренцией.

В этом году трасса приняла более закруглённую форму, приблизилась к центру семьи «Казан» и стала проще для пилотов В этом году трасса приняла более закругленную форму, приблизилась к центру семьи «Казан» и стала проще для пилотов Фото: Сергей Елагин

Мартин показал неважный результат в квалификации и очень долго обсуждал со своей командой, как лучше выступить на следующий день. «Мы не спали всю ночь и определились с планом только в самый последний момент», — сказал чех. Пока он выступал на пресс-конференции, его активно фотографировал Томас Файгл. «Я из Словакии, раньше мы были частью Чехословакии, так что мы поддерживаем чешских пилотов», — рассказывает Томас, который освещает гонки уже третий год и внештатно сотрудничает с Red Bull. В Казани он, как и многие другие фотографы, старается запечатлеть самолеты на фоне Кремля.


«Здесь очень красиво, — признался Томас. — В японском Тиба, к примеру, за самолетами нет ничего, кроме неба. Здесь же самые разные сооружения. Мне нравится здание с деревом внутри и, разумеется, Кремль. В цветовом плане крыши собора и мечети прекрасно сочетаются с пилонами и самолетами. Буквально вчера я сделал снимок, который считаю лучшим в карьере». Для Файгла это второй визит в Казань. В прошлом году, по его словам, в организации гонок были некоторые шероховатости, но теперь все недочеты устранены. Это заметил и комментатор Ник Феллоу. Он считает, что улучшениям поспособствовал чемпионат мира по футболу.

«Red Bull Air Race требует много техники, много охраны, много деталей. Организовать гонки не так просто. Поэтому в прошлом году мы удивились, что у Казани так хорошо получилось. Но были вещи, которые нуждались в доработке. И вы проделали отличную работу. Казань как спортивная столица России становится лучше и лучше с каждым годом. Сейчас здесь так же хорошо, как в Америке и Эмиратах. Город многому научился после чемпионата мира, и мы только выиграли от этого».

«Red Bull Air Race требует много техники, много охраны, много деталей. Организовать гонки не так просто» «Red Bull Air Race требует много техники, много охраны, много деталей. Организовать гонки не так просто» Фото: Ирина Ерохина

«РОССИЙСКИЙ ПИЛОТ МОЖЕТ ПРИЙТИ РАНЬШЕ, ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ»

В своих репортажах Ник повторял, что в Казани прошел матч ЧМ, где Бразилия проиграла Бельгии. По его мнению, через такое описание город легче всего запомнить телеаудитории, а сам футбол может подсказать Red Bull Air Race верное направление в продвижении. «Когда ты приходишь на футбол, то хочешь посмотреть на Месси — даже если тебе все равно на Аргентину. Поэтому мы стараемся продвигать наших пилотов», — объясняет комментатор. Так можно решить базовую проблему авиагонок, от которой страдают все высокоскоростные виды: действие захватывает, но уже после одного часа просмотра твой глаз «замыливается», и все старты становятся как один.

«Допустим, я пришел на „Формулу-1“, — продолжает Ник. — Если мне не за кого болеть, что я найду интересного? Болиды туда, болиды сюда — скукота. А если смотреть персонально за Льюисом Хэмилтоном, интересоваться, выиграет ли он еще раз или нет, это уже другое дело». По этой причине Red Bull Air Race нужен российский пилот, считает британец. С ним в Казани возможен переход от общего к частному: публика будет не просто смотреть за гонками, а отслеживать, обходит ли россиянин того или иного пилота. Но не все так просто. Пока зрители могли наблюдать только за одним российским пилотом — семикратной чемпионкой Светланой Капаниной, которая выступала с показательными полетами.

Red Bull Air Race — закрытый клуб, в котором очень трудно адаптироваться новичкам Red Bull Air Race — закрытый клуб, в котором очень трудно адаптироваться новичкам Фото: Сергей Елагин

Red Bull Air Race — закрытый клуб, в котором очень трудно адаптироваться новичкам. Им нужно получить нужные навыки и образование, попасть в класс претендентов, отлетать там порядочное время и только потом рассчитывать на трансфер в класс «мастер». И даже после перехода рассчитывать на мгновенные результаты не придется — опытных пилотов практически невозможно сместить с пьедестала. Но России не стоит терять надежды, уверен Ник. «Российский пилот может прийти раньше, чем вы думаете. Red Bull нужны участники из всех стран. У вас есть много летчиков в авиации, которые могут показать, что они лучшие. Как Сергей Рахманин».

Сергей находился в эти выходные в Казани, но уже в составе технической бригады, а не как пилот. Он был единственным россиянином в Red Bull Air Race и участвовал в авиагонках с 2007 по 2011 год, так и не получив шанса выступить перед домашней публикой. Как важен «свой» пилот, показывает японец Ёсихидэ Муроя. Шесть сезонов в элитном дивизионе — и он смог «заразить» гонками всю страну. За ним в Казань последовала солидная бригада японских журналистов. Самый колоритный из них — Юичи Носе из общественного телеканала NHK, который всегда носит кимоно. «Это чтобы произвести впечатление на пилотов и зрителей», — объясняет он.

«Российский пилот может прийти раньше, чем вы думаете. Red Bull нужны участники из всех стран» «Российский пилот может прийти раньше, чем вы думаете. Red Bull нужны участники из всех стран» Фото: Сергей Елагин

Казань удивила японца. «Ваш город не соответствует моему пониманию России. Он очень новый и красивый. Мне казалось, что Россия — это много высоких людей и много исторических зданий». На вопрос, чем его не устроил рост казанцев, Юичи ответил: «Здесь не настолько высокие люди». Он рассказал, что в Японии авиагонки популярны исключительно из-за местного пилота, а также описал сильные и слабые стороны турнира: «Плюс в том, что гонки помогают людям оторваться от смартфонов. Сейчас это происходит нечасто. Минус в том, что семьи пилотов практически всегда против их участия в соревнованиях. Я знаком со многими родственниками пилотов, и никто из не одобряет гонки. Получается, одна семья должна страдать, чтобы другие развлекались».