В Вахитовском районном суде Казани продолжают изучать мошеннические схемы, в прокручивании которых сотрудники УБЭП и ПК при МВД по РТ подозревают Хайдара Халиуллина и его супругу Марину ХалиуллинуФото: «БИЗНЕС Online»

«ПОЧЕМУ? ВЫ ЕЩЕ БУДЕТЕ ТАКИЕ ВОПРОСЫ ЗАДАВАТЬ?»

В Вахитовском районном суде Казани продолжают изучать мошеннические схемы, в прокручивании которых сотрудники УБЭП и ПК при МВД по РТ подозревают бывшего руководителя ассоциации малого и среднего бизнеса РТ Хайдара Халиуллина и его супругу Марину Халиуллину. По версии следствия, именно они и несколько приближенных к ним лиц просили знакомых предпринимателей участвовать в конкурсах на получение субсидий по программе «Лизинг-грант». Правоохранители полагают, что в конкурсе побеждали «свои» предприниматели, а чета Халиуллиных делила с ними полученный грант.

Когда все участники процесса расселись, оказалось, что в самом большом зале заседаний Вахитовского районного суда нет ни одного свободного места. Пустовала только лавка в клетке — ее позже занял предприниматель Сергей Васильев. Под стражей он оказался после того, как нарушил меру пресечения: находясь под домашним арестом, Васильев отправился в Крым, за что и поплатился.

Под стражей Сергей Васильев оказался после того, как нарушил меру пресечения: находясь под домашним арестом, Васильев отправился в Крым, за что и поплатилсяФото: «БИЗНЕС Online»

Ровно в 10:00 в зал зашла Алена Пескова — секретарь судьи Наиля Камалетдинова.

— Здесь есть представители прессы? — спросила она.

Корреспондент «БИЗНЕС.Online» поднял руку.

— Покиньте помещение, — скомандовала Пескова.

— Но почему?

— Почему? Вы еще будете такие вопросы задавать?

Так, журналист «БИЗНЕС Online» оказался за дверью в компании свидетеля Иннокентия Френкеля — члена общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России». Френкель был неразговорчив, он дожидался, пока его вызовут давать показания. Помимо членства в «Опоре России», он является депутатом совета Никольского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ и учредителем мебельной фабрики «Добрый дом». Опережая события, отметим, что Камалетдинов в разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online» заметил, что не давал никаких распоряжений по поводу удаления из зала представителей прессы. «Процесс открытый», — признал судья. Учитывая это, удивляет позиция его секретаря, которой вздумалось решать, присутствовать ли СМИ на заседании. 

Тем не менее это не помешало корреспонденту «БИЗНЕС Online» достать аудиозапись судебного заседания и пообщаться с его участниками, и теперь читатели нашего издания смогут узнать, что же происходило на процессе по делу «лизинг-грантоедов».

Первым свидетелем, которого накануне вызвал Камалетдинов, была коммерческий директор компании «Восток-Лизинг» Елена ЧуклановаФото: Виталий Папилкин

«АЮПОВ ИМЕЛ ДОСТУП К ДОКУМЕНТАМ КОМПАНИИ «ВОСТОК-ЛИЗИНГ», ПОСКОЛЬКУ ОБСЛУЖИВАЛ КОМПЬЮТЕРЫ»

Первым свидетелем, которого накануне вызвал Камалетдинов, была коммерческий директор компании «Восток-Лизинг» Елена Чукланова. Государственный обвинитель Степан Спиридонов сначала подробно расспрашивал ее о сфере деятельности компании, в которой она трудится. «Она занимается передачей имущества в лизинг, оказывая услуги юридическим лицам», — охотно рассказывала та. 

Спиридонов продолжал:

— Заключали ли вы договоры с ООО «Центр развития информационных технологий»?

— Да, — твердо ответила Чукланова. — Мы заказывали у них техническое обслуживание компьютеров. Они их поддерживали и модернизировали.

— Кого вы знаете из этой организации?

— Аюпова знаю.

Напомним, Тимур Аюпов, работавший руководителем комитета по информационным технологиям ассоциации малого и среднего бизнеса РТ, — ключевой свидетель по делу «лизинг-грантоедов». Ранее его приговорили к 5 годам заключения условно. 

На допросе коммерческий директор «Восток-Лизинга» подтвердила, что их компания заключала договоры с фирмой «ИТА». С ее слов, фирма выполняла те же функции, что и Центр развития информационных технологий. Даже директором там был все тот же Аюпов.

Тимур Аюпов — ключевой свидетель по делу «лизинг-грантоедов»Фото: «БИЗНЕС Online»

— Только ИТА стала этим заниматься начиная с 2014 года, — уточнила Чукланова. — Конечно, Аюпов имел доступ к документам компании «Восток-Лизинг», поскольку обслуживал компьютеры.

Гособвинитель уточнил, мог ли Аюпов «добраться» до оттисков печатей компании «Восток-Лизинг», на что снова получил утвердительный ответ.

— В отсканированных документах печати были, — признала Чукланова.

На следующие вопросы, касающиеся сотрудничества с фирмами «Воля», «Пышка», «Мрамор-Казань» и «Кама», коммерческий директор компании «Восток-Лизинг» отвечала не слишком уверенно.

Здесь она, судя по аудиозаписи, растерялась. Чукланова начала рассказывать, что «Восток-Лизинг» заключал порядка 1,5 тыс. договоров в месяц, поэтому названий всех компаний она вспомнить не может. 

— «Кама» — точно нет, — начала перечислять после долгой паузы свидетель. — С «Пышкой» тоже не заключали договоров. «Мрамор-Казань» — нет. А «Воля» — это что-то знакомое.

— Не помните? — спрашивал Спиридонов.

— Не могу сказать...

Гособвинитель поинтересовался, показывали ли органы предварительного следствия ей договоры, которые «Восток-Лизинг» якобы заключал с этими фирмами. Чукланова поначалу ответила отрицательно, но прошло каких-то несколько секунд, как вдруг она начала говорить обратное:

— Ох, я забыла. Я была на Губкина, в следственном комитете, простите, пожалуйста, это было давно. Мне там действительно показывали договоры, но в них я не узнала свою подпись. К тому же там стояли ненастоящие печати «Восток-Лизинга».

Степан Спиридонов попросил у судьи разрешение зачитать показания свидетеля Френкеля. Самое любопытное в них, это переписка депутата с Халлиулиным, которую они вели в мессенджере «Whats App» Степан Спиридонов попросил у судьи разрешение зачитать показания свидетеля Френкеля. Самое любопытное в них — это переписка депутата с Халиуллиным, которую они вели в мессенджере WhatsApp Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРОСИЛ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ЗАЯВКИ ФИРМ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЧЛЕНАМИ ЕГО АССОЦИАЦИИ, ТАК КАК РУЧАЛСЯ ЗА НИХ»

Вторым свидетелем вызвали Френкеля. Он рассказал, что, будучи членом общественной организации «Опора России», заседал в конкурсной комиссии ассоциации малого и среднего бизнеса РТ. По его словам, Халиуллин обращался к нему с просьбой обратить внимание на отдельные фирмы, входящие в ассоциацию, и поддержать их. Однако Френкель, несмотря на просьбы Халиуллина, все равно действовал по своему усмотрению, обращая в первую очередь внимание на репутацию компании, претендовавшей на грант.

— У всех были листы со списком фирм, в них мы ставили отметки: за или против. Голосование было закрытым, — объяснял свидетель.

В ответ на это Спиридонов попросил у судьи разрешение зачитать показания Френкеля, которые тот давал на предварительном следствии. Самое любопытное в них — это переписка депутата с Халиуллиным, которую они вели в мессенджере WhatsApp. Оказалось, что руководитель ассоциации малого и среднего бизнеса РТ 18 апреля 2014 года писал — цитата — «абоненту Иннокентий» сообщения, в которых содержались только номера.

— 35, 45, 68, — перечислял Спиридонов. — 30 октября 2014 года: 25, 33, 34...

Позже, оглашая все те же показания Френкеля, которые он давал на предварительном следствии, гособвинитель зачитал прямую речь свидетеля: «Я вспомнил, что перед заседанием конкурсной комиссии по предоставлению субсидий в форме лизинга ко мне обращался Хайдар Халиуллин. Он просил проголосовать за заявки фирм, которые являются членами его ассоциации, так как ручался за них. Как именно я проголосовал, не помню, но не исключаю того, что мог проголосовать за них положительно. Кроме того, я видел, как Халиуллин перед заседанием конкурсной комиссии неоднократно раздавал записки членам комиссии».

Спиридонов закончил читать показания, после чего вновь обратился к Френкелю:

— Так передавал или не передавал записки?

— Я сейчас вспоминаю, что да, передавал. И по WhatsApp — тоже...

— То есть все, что я тут говорил, соответствует действительности?

— Да, — подтвердил свидетель.

Следующее заседание по делу состоится 24 августа.