Главная проповедь и намаз праздника жертвоприношения прошли утром в Галеевской мечети Фото: president.tatarstan.ru

«ГОСПОДИ, ДАЙ НАШЕЙ НАЦИИ, УММЕ СОХРАНИТЬ ЯЗЫК, ОБЫЧАИ И НАСЛАЖДАТЬСЯ ИМИ»

Едва рассвело, но на абсолютно пустой улице гаишники уже перекрывают движение из-за того, что на территорию мечети заезжает машина с правительственными номерами. Явный признак посещения президентом Татарстана праздничного намаза, как говорится, налицо. Эту картину можно было наблюдать и сегодня: главная проповедь и намаз праздника жертвоприношения прошли утром в Галеевской мечети, расположенной в одном комплексе с резиденцией муфтия Татарстана. Еще одна привычная картина — в ожидании Рустама Минниханова внутри Дома Аллаха желающим занять первые ряды мусульманам настоятельно рекомендовали идти ближе к задним, сотрудник службы безопасности главы республики деловито расхаживал возле минбара-трибуны, а впереди имам мечети громко читал Коран. Что поделаешь, требования безопасности.

Отрывки из Священной Книги среди прочих внимательно слушал и именитый преподаватель Болгарской исламской академии Абдураззак ас-Сагди. Любопытно, но он, впрочем, как и ректор БИА Рафик Мухаметшин, встречал Курбан-байрам не на святой для каждого татарина бóлгарской земле, а в «грешной» Казани. Кроме Мухаметшина в Галеевской мечети находился и другой заместитель муфтия Татарстана, Мансур Джалялетдин; гает-намаз же провел первый зампредседателя ДУМ РТ Рустем Валиуллин. Дело в том, что сам муфтий Камиль Самигуллин вместе с супругой находится сейчас в Саудовской Аравии — совершает хадж.  Для Рустема хазрата же это был дебют: он впервые провел республиканский намаз, глядя на Минниханова, мэра Казани Ильсура Метшина, председателя нацсовета «Милли Шура» Василя Шайхразиева и других официальных лиц, да еще и в прямом эфире — богослужение, как всегда транслировали по ТНВ.

В компании с президентом РТ встречали Курбан-байрам Василь Шайхразиев, Абдураззак ас-Сагди, Мансур Джалялетдин и Рафик Мухаметшин Фото: president.tatarstan.ru

Первый блин не был комом, правая рука Самигуллина начал вагаз не с поздравительных телеграмм президентов РФ и РТ, как это обычно делает его шеф (говоря по секрету, это не очень нравится рядовым прихожанам), а рассказал все о празднике Курбан-байрам. «Ежегодное приношение в жертву животных — это символическое выражение готовности жертвовать всем своим имуществом ради поклонения и подчинения велениям Всевышнего Аллаха. Обряд жертвоприношения напоминает обеспеченным людям о том, что нужно заботиться о бедных и неимущих. Богатые несут определенные обязательства как перед Всевышним Аллахом, так и перед мусульманской уммой в целом. Если человек обладает какими-нибудь возможностями, то их необходимо использовать в благих целях, а не только ради своего собственного обогащения. Обряд жертвоприношения обеспечивает пропитание бедной части населения земли хотя бы на некоторое время», —  разъяснил Валиуллин смысл заклания жертвенного животного.

Поздравительные телеграммы Рустем хазрат все-таки зачитал, но в самом конце проповеди, видимо, так надо... Путинское обращение по-русски, миннихановское на имя Самигуллина по-татарски. Отсутствующего лидера мусульман Татарстана его первый заместитель вспомнил после намаза, во время мольбы ко Всевышнему, попросив у Аллаха, чтобы «мусульманская школа „Музафария“, которую возрождает Камиль хазрат, как можно быстрее открылась», кроме того, «вице-муфтий» упомянул и «языковой вопрос»: «Господи, дай нашей нации, умме сохранить язык, обычаи и наслаждаться ими».

Для Рустема хазрата Валиуллина это был дебют: он впервые провел республиканский намаз. Первый блин не был комом Фото: president.tatarstan.ru

По окончании богослужения люди заторопились для совершения обряда жертвоприношения. Согласно исламской традиции, на намаз в честь Курбан-байрама принято приходить голодным, чтобы потом отведать мясо жертвенного животного, но до того мига было еще далеко, поэтому во дворе мечети всем желающим раздавали блины с чаем. Для VIP-персон во главе с президентом республики стол был организован внутри резиденции муфтия.

Рядом с мечетью Аль-Марджани заклание здесь началось сразу же после праздничного намаза Фото: Сергей Елагин

«Я НЕ ЗНАЮ ДАЖЕ, КОМУ ДАТЬ МЯСО, СОСЕДИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ЕГО БРАТЬ»

Ближайшее к резиденции место, где сегодня режут жертвенных баранов, находится рядом с мечетью Аль-Марджани. Заклание здесь началось сразу же после праздничного намаза, стоили животные от 7,5 до 10 тыс. рублей. «За ценой не постоим: сколько просят, столько и заплатим, на Курбан нельзя торговаться», — говорит нашему корреспонденту пенсионер Равиль Каримов. Впервые он совершает обряд не у себя в частном доме, в поселке Ковали, а здесь, мол, так удобнее, все делают, остается лишь забрать мясо и раздать его по знакомым. Нуриахмету Валиахметову вчера исполнилось 72 года, он говорит, что режет животное не каждый год, сегодня пришел в мечеть для того, чтобы только прицениться: «Нам сказали, что есть такой совхоз — имени 25 лет Октября, там баранов можно подешевле купить. Если это так, то будем там резать, время ведь еще есть: и завтра, и послезавтра разрешается совершать обряд». Единственное, что точно сделает Нуриахмет абый, — это раздаст мясо овцы родным и близким. Зухра и Халид Исмагиловы сразу же после заклания собираются раздать мясо знакомым. «Говорят, что и неимущим тоже надо выделить часть, сейчас отдам одной женщине. Она возле мечети просила, я обещала ее не обделить», — сказала Зухра апа и пошла искать бедолагу.

Стоили животные от 7,5 до 10 тыс. рублей Фото: Сергей Елагин

А вот исполнительный директор федерации борьбы на поясах Хабир Хабибуллин совершает обряд только здесь: «Где Мансур хазрат [Джалялетдин], там порядок, мы с ним вместе в хадж ездили, там познакомились. Сейчас я только в Аль-Марджани и режу барана. Очень удобно здесь». Генеральный директор компании «Аудэкс» Айрат Гимадутдинов сегодня жертвует сразу двух овец: одну — для себя, другую — для семьи. «Ощущение праздника есть, все собираются вместе — опрятные, в красивых одеждах, сейчас пойдем чай пить», — делится своими чувствами с нашей газетой Гимадутдинов. Народный артист РСФСР Асгар Шакиров пришел в мечеть, потому что тут можно оставить мясо неимущим. Удивительно, но знаменитый актер Камаловского театра столкнулся с интересной проблемой: «Я не знаю, даже кому дать мясо, соседи отказываются его брать. Мол, мы не религиозные люди».  

«За ценой не постоим: сколько просят, столько и заплатим, на Курбан нельзя торговаться» Фото: Сергей Елагин

К этому времени из Галеевской мечети вернулся Мансур хазрат Джалялетдин, еще на прошлой неделе со страниц «БИЗНЕС Online» рассказывавший, что в этом году очень мало желающих принести в жертву животных. Однако опасения имама Аль-Марджани оказались отчасти напрасными. «До вчерашнего дня, буквально до вечера, народ после захода солнца шел толпами, давал заявки. Мы после ахшам-намаза только закончили принимать желающих, все распродали, но, если говорить в общем, народ меньше, чем в прошлом году, приобретал барашков», — подводит итоги заммуфтия РТ. Он делится планами на будущее: «На третий день Курбан-байрама мы будем собирать информацию от мечетей: сколько, в какой мечети Казани будет зарезано барашков. Потом будем делать выводы. По предварительным данным, мы насчитали 6 тысяч барашков. Кроме того, завтра, послезавтра частники будут довозить животных, может, будут еще желающие совершить обряд».


Напомним, что такое вполне возможно, ведь, согласно нормам шариата, если по каким-то причинам человек не успел сегодня выполнить предписание Аллаха, это можно сделать еще в ближайшие среду и четверг.