В рамках Дней культуры Республики Татарстан состоялось открытие памятника журналисту-международнику, востоковеду-арабисту Фариду Сейфуль-Мулюкову В рамках Дней культуры Республики Татарстан состоялось открытие памятника журналисту-международнику, востоковеду-арабисту Фариду Сейфуль-Мулюкову

СЕЙФУЛЬ-МУЛЮКОВ — В ЭЛИТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Сегодня в Москве в рамках Дней культуры Республики Татарстан состоялось открытие памятника журналисту-международнику, востоковеду-арабисту Фариду Сейфуль-Мулюкову. Памятник одному из самых известных и авторитетных журналистов советского и российского телевидения был установлен на его могиле по инициативе полпредства Татарстана в РФ и от имени республики, в знак большого уважения к достойному сыну татарского народа. И хотя легенда тележурналистики родился в Ташкенте, на узбекской земле, а упокоился в июне 2016 года на Даниловском кладбище в столице России, его очень почитают в Татарстане. 

Авторы памятника (скульптор Рим Акчурин и архитектор Нина Жернакова) изобразили Сейфуль-Мулюкова стоящим в нише, вполоборота, с развевающейся складкой пиджака, одна рука в кармане брюк, взгляд устремлен куда-то вдаль. К полудню, когда была назначена официальная церемония открытия памятника, на мусульманской части Даниловского кладбища собрались родные, друзья, коллеги Сейфуль-Мулюкова, а также официальные лица и известные общественные деятели, в том числе полпред РТ в РФ Равиль Ахметшин, зампредседателя ДУМ РФ и СМР Рушан хазрат Аббясов, почетный президент татарской национально-культурной автономии города Москвы Расим Акчурин, председатель татарской автономии Москвы Фарит Фарисов, народные поэты Татарстана Данил СалиховРавиль Файзуллин, Ренат Харис, Роберт Миннуллин.

Имя Сейфуль-Мулюкова хорошо знакомо старшему поколению телезрителей, которые запомнили его по тысячам репортажей, десяткам фильмов и книг. В те времена, когда в СССР был «железный занавес», журналисты-международники имели особый вес, рассказывая о том, что происходит в разных точках земного шара. Выпускник института востоковедения, Сейфуль-Мулюков выделялся великолепным знанием арабского и французского языков и прекрасно знал тонкости культуры и обычаев тех государств, в которые забрасывала его судьба. А работать ему приходилось в разных странах Ближнего и Среднего Востока, Азии и Европы. 

Имя Сейфуль-Мулюкова хорошо знакомо старшему поколению телезрителей, которые запомнили его по тысячам репортажей, десяткам фильмов и книгНажмите, чтобы увеличить

Сейфуль-Мулюков по праву входил в элиту международной журналистики и состоял в когорте лучших советских политобозревателей, таких как Генрих Боровик, Валентин Зорин, Александр Бовин, Александр Каверзнев. Он передавал репортажи из горячих точек, встречался со главами различных государств. В их числе — король Иордании Хусейн, палестинский лидер Ясир Арафат, руководители Афганистана Тараки и Наджибулла, кубинский вождь Фидель Кастро. В конце 50-х он был первым советским журналистом, который встретился с лидером Египта Гамалем Абдель-Насаром

В конце 1960-х — начале 1970-х Сейфуль-Мулюков руководил корпунктом советского телевидения в Ливане. В 1967 году был очевидцем «Шестидневной войны» между арабами и израильтянами. Несмотря на то что между СССР и Израилем не было дипломатических отношений, он первым из советских журналистов посетил эту страну, бывал в Палестине и первым с телекамерой совершил хадж к мусульманским святыням. Во время ввода советских войск в Афганистан Фарид Мустафьевич работал и в этой горячей точке. Помимо репортажей для программы «Время», журналист снял несколько документальных фильмов об этой стране, а также несколько фильмов об Ираке.

Кроме работы в горячих точках, Сейфуль-Мулюков возглавлял бюро Центрального телевидения в Швейцарии. С 1964 года был политическим обозревателем Центрального телевидения. В 80-е годы он полностью перешел на обозревательскую работу и стал одним из ведущих программ «Сегодня в мире» и «Международная панорама». Журналист много работал и на радио, он считается одним из творческих создателей радиостанции «Маяк».

Фарид Мустафьевич — лауреат Государственной премии СССР за документальные фильмы об Афганистане, общественной премии «Золотые перья России». Кстати, как он сам потом признавался, над его фамилией часто насмехались одноклассники. Поэтому, когда он принес свою первую статью в московскую газету, то обрубил фамилию до «Мулюков». Хотя его полная фамилия на арабском языке звучит как «Сейф-аль-мулюк» и переводится как «меч королей». 

Все, кто делился своими добрыми воспоминаниями, говорили о незаурядных талантах выдающегося журналиста и подчеркивали его невероятную смелость

«ОН ПРОВОДИЛ ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ И ГОСУДАРСТВЕННУЮ, И НАРОДНУЮ ДИПЛОМАТИЮ, КОТОРАЯ СБЛИЖАЕТ РАЗНЫЕ ГОСУДАРСТВА»

Людей пришло довольно много, и, так как возле могилы Сейфуль-Мулюкова свободного места практически нет, официальная церемония состоялась в начале кладбища, возле памятника еще одному знаменитому мусульманину — чеченскому артисту балета Махмуду Эсамбаеву. При этом все, кто делился своими добрыми воспоминаниями, говорили о незаурядных талантах выдающегося журналиста и подчеркивали его невероятную смелость. 

«Вот уже два года года нет с нами великого знатока Востока, великого татарина и большого интеллигента. Мы хорошо помним его работы из горячих точек мира, особенно в арабских странах. Он работал во времена, когда не было ни компьютеров, ни интернета, но его передачи ждал каждое воскресенье весь советский народ. И особенно мы, татары. Мы гордились нашим соплеменником», — отметил в своем выступлении Ахметшин. Он также рассказал, что памятник был поставлен от имени группы «Россия — исламский мир», которой руководит президент РТ Рустам Минниханов. В ее составе 33 бывших руководителя 38 арабских мусульманских государств. Во многих из этих стран Сейфуль-Мулюков работал, его там до сих пор помнят и ценят как специалиста и мастера переговоров. 

Первый заместитель председателя Гостелерадио СССР Валентин Лазуткин назвал Сейфуль-Мулюкова великим человеком и великим арабистом. «На Ближнем Востоке всегда неспокойно. Там большие и малые войны и практически на всех этих войнах он был. Он был первым советским военным тележурналистом. Потом была Афганская война. Он первым получил высший военный орден, Орден Красной звезды. Это событие в нашем цеху имело огромное значение. Я знаю много арабистов, но у Фарида Мустафьевича язык был политическим инструментом. Глубокое знание языка, культуры, обычаев вызывало к нему огромное доверие. Он никогда не скрывал, что он иностранец, журналист. Но его считали своим, ему доверяли, с ним говорили о сокровенном. И сегодня уже можно сказать, что он выполнял и отдельные очень важные политические поручения. Он был смелым и отважным человеком. Я помню все его стендапы в боевых условиях. Буквально свистят пули, а он стоит в полный рост с микрофоном и говорит. И как говорит!» — вспоминал Лазуткин.

Лазуткин припомнил, что дочь Сейфуль-Мулюкова Наташа родилась в воюющем Бейруте. Тема войны постоянно присутствовала в его семье. А супруга Людмила Петровна ждала его из военных командировок, боялась, молилась, просила за него всех богов, и он уцелел. Уцелел благодаря любви и поддержке семьи. «В нашем цеху это имя известно каждому. Фарид был одним из наиболее уважаемых людей на телевидении и радио. Мы его помним, любим и будем помнить всегда», — заключил Лазуткин.

Первый зампредседателя ДУМ РФ и СМР Аббясов напомнил, что в священном Коране сказано: те, кто ушел из этого мира и перешли в мир вечности, не мертвы. Он подчеркнул, что родители не просто так дали ему имя Фарид, которое означает «уникальный, единственный, неповторимый». «И он показал это в своей профессии, будучи великолепным арабистом, востоковедом и в какой-то мере дипломатом. Он проводил очень важную и государственную, и народную дипломатию, которая сближает разные государства. Для нас большая гордость, что наш соотечественник был таким выдающимся деятелем», — сказал Аббясов. 

Валентин Лазуткин назвал Сейфуль-Мулюкова великим человеком и великим арабистом Валентин Лазуткин назвал Сейфуль-Мулюкова великим человеком и великим арабистом

«ЕСЛИ ФАРИД НАС ВИДИТ, ОН СЧАСТЛИВ»

Первым из операторов, которые многие годы работали с Сейфуль-Мулюковым бок о бок, слово взял Владимир Гусев. Он отметил, что Фарид Мустафьевич был человеком необычной счастливой судьбы, необычайно одаренным творчески, необычайно трудолюбивым и эрудированным. «Мы с ним много часов находились вместе, и я впитывал такое богатство знаний, впечатлений. Он был необычайно эмоционален. Он умел рассказывать. А как он вел по телевидению свои программы! От него шел магнетизм даже через толстое стекло телеприемника», — образно выразился Гусев. При этом он признался, что среди его знакомых не было более счастливого человека в семейной жизни: с супругой у него были потрясающие отношения, а семья была построена на прочном фундаменте. 

Еще один оператор, Аркадий Громов, 8 лет работал с Сейфуль-Мулюковым в горячих точках, он считает его лучшим политобозревателем в программе «Время» в советскую эпоху. «Он блестяще говорил на арабском языке, и это ему очень помогало общаться с президентами, королями. Он неоднократно попадал под бомбежки и обстрелы, экстремальные ситуации, и легко из них выходил. С ним было легко и интересно работать. Он человек очень смелый, решительный, надежный. И хороший друг. Таким он остался в моей памяти», — поделился своими воспоминаниями Громов. 

Секретарь союза журналистов России Рафаэль Гусейнов также отметил, что Сейфуль-Мулюков находился на острие политической борьбы. По его словам, союз журналистов собирается попросить руководство Татарстана назвать одну из улиц в республике именем Сейфуль-Мулюкова. Кроме того, будет обязательно учреждена премия для молодых журналистов-международников его имени. 

Автор памятника, 35-летний скульптор Акчурин, признался, что ему было очень приятно работать над образом Сейфуль-Мулюкова, который был очень сильной личностью и завоевал сердца зрителей силой своего безупречного профессионализма. 

Затем предоставили слово вдове. «Фарид был большим патриотом татарского народа, очень гордился успехами Татарстана, выдающимися людьми, которые вышли из недр татарского народа, и сам был достойным представителем этого народа. От нашей большой семьи хочу поблагодарить руководство Татарстана, представительство Татарстана за такую память о нашем Фариде. Огромное спасибо и молодому талантливому архитектору, который работал с душой и вложил много труда в создание этого памятника. Большое спасибо всем, кто принимал участие в создании, изготовлении и установке памятника. Если Фарид нас видит, он счастлив», — сказала Людмила Петровна. 

К памятнику потянулась длинная череда гостей, которые подходили к могиле, клали цветы, фотографировали памятник и отходили в сторону, перекидываясь несколькими фразами с Людмилой Петровной и дочерью Сейфуль-Мулюковых Натальей

ДОЧЬ НАТАЛЬЯ: «ПЕРВОЕ ОЩУЩЕНИЕ — ХОЧЕТСЯ ПОДОЙТИ К ОТЦУ И ОБНЯТЬ»

После официальных речей все пришедшие на открытие памятника гости направились по узкой тропинке к могиле Сейфуль-Мулюкова. Военнослужащие Преображенского полка несли корзину цветов от президента РТ, а затем встали в почетный караул возле отлитого в бронзе журналиста, с которого сняли покрывало. 

После того как Аббясов прочитал специальную молитву, к памятнику потянулась длинная череда гостей, которые подходили к могиле, клали на нее красные гвоздики и розы, фотографировали памятник и отходили в сторону, перекидываясь несколькими фразами с Людмилой Петровной и дочерью Сейфуль-Мулюковых Натальей, которые все время стояли возле могилы и смотрели на памятник мужу и отцу. 

Когда друзья и коллеги усопшего почти разошлись, Наталья сказала матери: 

— Первое ощущение — хочется подойти к отцу и обнять. 

— Да-да, — согласилась Людмила Петровна. 

Мы попросили самых близких людей Фарида Мустафьевича рассказать о том, как шла работа над памятником. 

— Изначально мы выбрали фотографию, где он в такой же позе, но немножко другую. У него там волосы ветром развевает, и весь он такой устремленный. Нам понравился этот ракурс, и мы попросили Рима повторить эту позу, но с небольшой коррекцией. Поправили волосы немножко, — рассказала вдова. —  Собственно, все так и осталось, и костюм, и рука его, как была, в кармане. Только добавили ручку в карман. Это идея дочки, чтобы подчеркнуть, что человек был пишущий. Ездили несколько раз в мастерскую к скульптору, уточняли некоторые детали, потому что у него вся мастерская была завешана фотографиями Фарида. Он сумел ухватить характер, суть, натуру. И с наших слов знал все. 

— Важно отметить: это одна из наших любимых папиных фотографий, которую предложил сам скульптор. И когда он ее предложил, мы поняли, что все сошлось, — подчеркнула Наталья. 


— На этой фотографии ему лет 45. Ее делал один из его операторов, — добавила Людмила Петровна. — Это он в командировке в Португалии на берегу моря стоит на скале. У нас огромное чувство благодарности Татарстану за такую светлую память о нашем Фариде. 

А скульптор Акчурин признался, что на экране при жизни не застал Сейфуль-Мулюкова, но в процессе работы много изучал его образ, пересматривал видеоматериалы, которые тот снимал. 

— В процессе у меня родилось пять идей, и была выбрана одна из сильных композиций. Памятник выполнен в бронзе. Я работал над ним чуть меньше трех месяцев. 

— Почему вы выбрали именно эту фотографию? — уточнила корреспондент «БИЗНЕС Online». 

— Я увидел в этой фотографии задумчивый образ, неакадемическое движение, интересные складки пиджака. Она явилась основой для памятника. Потом я комбинировал образ с разных фотографий и собирал его как мозаику. С семьей у нас перед началом работы было несколько встреч. Но первый же эскиз, который был сделан от руки, сразу же утвердили. Было решено, что концепция должна быть именно такой. Дальше мы согласовывали только размер, чтобы памятник был сомасштабен местности, небольшой могилы, конфигурацию, поворот. 

— Вы довольны результатом работы?

— Очень. Я считаю, что это моя образцовая работа. Сам процесс меня очень увлекал, и результатом я доволен. К тому же я много узнал про Сейфуль-Мулюкова. Уникальная личность. И мне запомнились его слова, когда его спрашивал: в чем результат вашего успеха? Он говорил, что надо много работать и много знать. Я впитал эти слова и хочу пронести их на протяжении всей свой творческой деятельности.