Все пятеро после задержания сразу признались во всем, написали явку с повинной и активно способствовали расследованию Все пятеро после задержания сразу признались во всем, написали явку с повинной и активно способствовали расследованию Фото: Сергей Кудрявцев

СНЯТЬ АРЕСТ С «КАМАЗОВ» ОБЕЩАЛИ ЗА ВЗЯТКУ В 100 МЛН РУБЛЕЙ

Сегодня в Набережночелнинском городском суде вынесли приговор по так называемому делу «решал» «РенБизнесАвто» (РБА). На скамье подсудимых оказались пять человек — жители автограда и Москвы. Это дело является ветвью основного дела вышеуказанной компании. Напомним, что, по версии следствия, челнинское ООО якобы продавало «КАМАЗы» стандарта «Евро-2» под видом «Евро-4». 

Суть схемы в том, что РБА и его партнер ТД «Авто» закупали продукцию КАМАЗа и «Ремдизеля», не предназначенную для продажи на территории России. На этом основании компания не платила за них утилизационный сбор в федеральный бюджет. Продавать же грузовики отечественным потребителям ей, по версии следствия, позволяли махинации с ПТС и регистрацией грузовиков. Собственникам РБА — отцу и сыну Рафилю и Ренату Габделхаковым — инкриминируется причинение ущерба государству на сумму более 1 млрд рублей. Расследует дело следком по Кировской области, который с марта этого года возглавляет татарстанец — бывший заместитель Павла Николаева  Айрат Ахметшин.

Со страниц нашего издания некий Ирек Маннанов узнал об этой истории, а также о наложении ареста на грузовики, на которые не был уплачен утилизационный сбор. Партия таких «КАМАЗов» должна была быть поставлена в адрес московской «РТС Групп». Находясь в офисе этой фирмы, он сообщил ее представителям Николаю Краснову и Руслану Пыненкову, что есть, дескать, возможность снять запрет на распоряжение арестованными автомобилями. Правда, для этого нужно было подмазать определенных должностных лиц — на общую сумму в 100 млн рублей. Заметим, что Маннанов, как было установлено в суде, изначально не собирался выполнять взятые на себя обязательства. Деньги он хотел попросту присвоить.

По версии следствия, РБА и его партнер ТД „Авто“ закупали продукцию КАМАЗа и „Ремдизеля“, не предназначенную для продажи на территории России Суть схемы в том, что РБА и его партнер ТД «Авто» закупали продукцию КАМАЗа и «Ремдизеля», не предназначенную для продажи на территории России Фото: скриншот сайта

Далее Пыненков и Краснов вышли на Олега Сягина, гендиректора подмосковной компании «Концерн Блок», которая выступала в качестве посредника в сделке по приобретению «КАМАЗов» фирмой «РТС Групп». Последним к истории подключился Рустам Зарипов, который был близок к структурам «РенБизнесАвто». Идея о взятке была доведена до Габделхаковых. Но один из них вместо того, чтобы воспользоваться криминальной соломинкой, сдал всю компанию ФСБ. Затем уже пошел сам процесс передачи взятки. Деньги переводились со счета одной компании на счет другой, затем третьей. Один транш, другой... Все эти действия уже происходили под контролем чекистов. И в определенный момент вся пятерка оказалась под стражей. Действия Маннанова были квалифицированы следствием по ч. 3 ст. 30 ч. 4 ст. 159 УК РФ как «Покушение на мошенничество», а всех остальных — по ч. 3 ст. 30 ч. 4 ст. 291.1 как «Покушение на посредничество во взяточничестве в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору». Во всех случаях, как признал судья Халил Юнусов, «преступление не было доведено до конца по не зависящим от подсудимых обстоятельствам, так как они были задержаны». Ущерб, причиненный структурам, подконтрольным Габделхаковым, составил около 30 млн рублей.

На процессе состоялось всего три заседания. Свидетелей и потерпевших не вызывали в суд — их показания просто огласили. Сегодня на прениях стороны даже не углублялись в фабулу дела На процессе состоялось всего три заседания. Свидетелей и потерпевших не вызывали в суд — их показания просто огласили. Сегодня на прениях стороны даже не углублялись в фабулу дела Фото: «БИЗНЕС Online»

СТАТЬЮ НЕ ИЗМЕНИЛИ, НО НА СВОБОДЕ ОСТАВИЛИ

Надо отметить, что все пятеро после задержания сразу признались во всем, написали явку с повинной и активно способствовали расследованию. Тем не менее история тянулась с ноября прошлого года по август нынешнего. А вот судебный процесс занял совсем немного времени. Было даже заявлено ходатайство провести его в особом порядке, но инкриминируемые обвиняемым статьи не позволили удовлетворить прошение. Тем не менее на процессе состоялось всего три заседания. Свидетелей и потерпевших не вызывали в суд — их показания, данные на предварительном следствии, просто огласили. Сегодня на прениях стороны даже не углублялись в фабулу дела. В основном говорили лишь о смягчающих обстоятельствах и о наказании, которое подсудимым могло быть вынесено. Так, например, представитель прокуратуры Гульнара Набиуллина отметила, что Маннанов совершил тяжкое наказание, а все остальные — особо тяжкое. Соответственно, она просила Юнусова первому назначить условное наказание сроком на 5 лет, а другим фигурантам — по 5 лет и 6 месяцев реального лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.

Маннанову назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы условно, Сягину, Зарипову, Пыненкову и Краснову — 5 лет, также условно Маннанову назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы условно, Сягину, Зарипову, Пыненкову и Краснову — 5 лет, также условно Фото: Сергей Кудрявцев

Адвокаты же упирали на то, что их подзащитные никогда не привлекались ни к уголовной, ни даже к административной ответственности. У всех семьи, дети или родители на иждивении. Кроме того, у некоторых есть больные родственники, которые нуждаются в уходе. У многих есть ведомственные грамоты и награды и все без исключения положительно характеризуются. Ущерб полностью ими возмещен, да и тяжких последствий в результате преступления не наступило. Как следствие, адвокаты просили все это учесть и изменить инкриминируемую ст. 291.1 УК РФ на менее тяжкую. Кроме того, они считают возможным также назначить подсудимым условное наказание.

Выслушав стороны, федеральный судья Юнусов удалился в совещательную комнату. Но долго там не задержался. Буквально минут через 20 он уже вышел для оглашения приговора. Как выяснилось, Юнусов лишь частично прислушался к доводам и прокурора, и адвокатов. Судья не нашел оснований для изменения статьи, но учел все смягчающие обстоятельства, личности подсудимых и действительно счел возможным не изолировать их от общества. Как было оглашено в приговоре, все признаны виновными. Маннанову назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы условно, Сягину, Зарипову, Пыненкову и Краснову — 5 лет, также условно.