«Это событие не только федерального, но и мирового масштаба. Хоккей всегда был, есть и останется основным видом спорта в Татарстане, у нас много видов спорта, но хоккей – особый», – так комментировал Рустам Минниханов выбор Татарстана в качестве принимающий стороны Недели звезд хоккея-2019 Рустам Минниханов: «Это событие не только федерального, но и мирового масштаба. Хоккей всегда был, есть и останется основным видом спорта в Татарстане, у нас много видов спорта, но хоккей – особый» Фото: president.tatarstan.ru

РУСТАМ МИННИХАНОВ: «ЭТО СОБЫТИЕ МИРОВОГО МАСШТАБА»

«Это событие не только федерального, но и мирового масштаба. Хоккей всегда был, есть и останется основным видом спорта в Татарстане, у нас много видов спорта, но хоккей – особый», – так комментировал Рустам Минниханов выбор Татарстана в качестве принимающий стороны Недели звезд хоккея – 2019. Напомним, соответствующие бумаги президент РТ и президент КХЛ Дмитрий Чернышенко подписали 14 апреля – за несколько часов до старта финальной серии Кубка Гагарина между «Ак Барсом» и ЦСКА. В последние годы КХЛ отошло от привычного формата проведения матча звезд (в нем, напомним, играют лучшие игроки сезона, отобранные лигой и зрителями) – теперь это действительно неделя хоккея, которая вмещает в себя матч звезд ЖХЛ (женской хоккейной лиги), Кубок вызова (матч звезд молодежной хоккейной лиги), мастер-шоу и непосредственно сам матч звезд КХЛ.

У Казани в следующем году вообще будет уникальный опыт, так как Неделя звезд впервые в истории лиги пройдет сразу в трех городах. В последние два года, например, все действия проходили в одном городе – Астане (2018) и Уфе (2017). На этот раз, помимо Казани, в хоккейном празднике примут участие Нижнекамск и Альметьевск. 12 и 13 января в Нижнекамске состоятся матч звезд ЖХЛ и Кубок вызова, а 19 и 20 января звездный уик-энд примет Казань. Альметьевск не обойдут стороной – там пройдут праздничные гулянья и несколько мероприятий. «Среди четырех городов Казань была самым сильным кандидатом и оставила далеко позади себя Хельсинки и другие города-кандидаты, – комментировал событие Чернышенко. – Основные критерии, по которым был выбран Татарстан, – это государственная поддержка, уровень инфраструктуры и желание болельщиков. Здесь также очень известная хоккейная школа, представлена вся вертикаль: два клуба КХЛ, есть команды ВХЛ и МХЛ, детский хоккей развит. Мы уверены, что этот праздник надолго всем запомнится и, как всегда, Татарстан установит новые рекорды, которые будет сложно преодолеть». 

По информации «БИЗНЕС Online», основным конкурентом Казани за право принять Неделю звезд КХЛ действительно была столица Финляндии. Еще зимой многие утверждали, что звездный уик-энд точно пройдет в столице Финляндии, мол, они раньше всех подали заявку и у них все в порядке с инфраструктурой. Но, по некоторым данным, финны в итоге сами отказались от хоккейного мероприятия как раз из-за его нового формата: неделя – слишком много для них, особенно во время новогодних каникул. Казань, по информации нашего издания, обстоятельно приготовила презентацию и сразу же заручилась поддержкой Минниханова. Говорят, что столица Татарстана не первый год претендовала на право принять это событие, но в 2018 году проиграла Астане, а в 2017-м – Уфе. С третьей попытки Татарстан забрал себе звездный уик-энд и может сразу же войти в историю. «Это будет прекрасный праздник – мы сделаем все, чтобы в дальнейшем нашим коллегам было сложно удержать этот уровень. Большое спасибо за доверие, мы его оправдаем», – обрадовал Чернышенко Минниханов. 

ЛОГОТИП МАТЧА ЗВЕЗД

Накануне же КХЛ представила логотип и фирменный стиль праздника в Татарстане. Как и в предыдущие годы, он сочетает в себе хоккейную и географическую привязку. В Татарстане у дизайнеров КХЛ с этим проблем не возникло – республика имеет множество узнаваемых достопримечательностей. Цветовая гамма выдержана в цветах принимающей стороны, то есть «Ак Барса». Два года назад Неделя звезд прошла в Уфе, и логотип, соответственно, сочетал в себе башкирский орнамент и цвета «Салавата Юлаева». В прошлом году он был полностью выполнен с отсылками на «Барыс», так как событие прошло в столице Казахстана.  

Главный элемент логотипа – очертания комплекса зданий музея-заповедника Казанского кремля: Спасская башня, мечеть Кул-Шариф, Дворцовая церковь и башня Сююмбике. Эти объекты, по мнению лиги, считаются визитной карточкой Казани и ценными объектами культурного наследия Татарстана, узнаваемыми во всем мире. Традиционно в нижней части располагаются логотипы трех участвующих в шоу лиг: КХЛ, МХЛ и ЖХЛ.

Нажмите, чтобы увеличить

Не случаен и выбор формы – лига решила вписать все в щит в форме тюльпана. Алый тюльпан – одна из узнаваемых примет татарского орнамента, он есть и на гербе Татарстана. Не хватает только белого барса, но это и понятно — слишком были бы очевидны ассоциации с главной хоккейной командой республики.

КЛЮШКА В ФОРМЕ ТЮЛЬПАНА

«Год от года, наблюдая за откликом болельщиков, мы с интересом готовим Неделю звезд хоккея, – прокомментировал фирменный стиль события вице-президент КХЛ по маркетингу и коммуникациям Сергей Доброхвалов. – Татарстан – один из культурных и гостеприимных центров страны, спортивная столица с развитой инфраструктурой и населением, неравнодушным к спорту и хоккею. Лига ожидает много гостей и традиционно устроит праздник для всех болельщиков. Мы хотели, чтобы образ, который останется в памяти у тысяч людей, был ярким и красочным. Была проведена большая работа по изучению истории и богатых традиций Татарстана – именно они нашли воплощение в фирменном стиле звездной недели».

Паттерн, то есть образ, используемый в обрамлении различных полотнищ, также решено было связать с тюльпаном. Дизайнерам удалось совместить алый цветок и неотъемлемый символ хоккея – клюшку. Это решение оказалось удачным: оба объекта сливаются в единый органичный рисунок, где клюшки – это стебель цветка.

Также был разработан фирменный шрифт для Недели хоккея. Было решено адаптировать шрифт TT Supermolot. Он будет использоваться на форме хоккеистов, оформлении мероприятий и арены, а также на сувенирах. КХЛ уже опубликовала первый драфт продукции для фанатов, каждый желающий в скором времени сможет приобрести себе кепки, шапки, чехлы для смартфонов и шайбы.

Шамил Хуснутдинов: «Очень приятно видеть хорошо знакомые нам цвета и архитектурные символы города в оформлении Матча Звезд, наши болельщики наверняка по достоинству оценят идею лиги» Шамил Хуснутдинов: «Очень приятно видеть хорошо знакомые нам цвета и архитектурные символы города в оформлении матча звезд, наши болельщики наверняка по достоинству оценят идею лиги» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Принимать Неделю звезд хоккея – это большая честь для Казани и всего Татарстана. Очень приятно видеть хорошо знакомые нам цвета и архитектурные символы города в оформлении матча звезд, наши болельщики наверняка по достоинству оценят идею лиги. Впервые шоу-игры пройдут сразу в трех городах: Казани, Альметьевске и Нижнекамске. Уверен, это позволит нашим гостям поближе познакомиться с культурой республики и оценить все ее многообразие», – прокомментировал логотип директор «Ак Барса» Шамил Хуснутдинов.

В этом, пожалуй, и заключается одна из главных проблем логотипа. О нем не высказались представители «Нефтехимика» и «Нефтяника», клубов из Нижнекамска и Альметьевска. Да, КХЛ позиционирует, что праздник пройдет по всей республике, вот только в эмблеме сосредоточены только лишь достопримечательности Казани. Можно было бы использовать еще и символы Нижнекамска и Альметьевска. Безусловно, для массового российского зрителя Татарстан ассоциируется прежде всего с Казанью, но, возможно, следовало бы расширить символизм логотипа.

Впрочем, для матча звезд ЖХЛ и Кубка вызова МХЛ лига подготовит отдельные логотипы, как это было на прошлых Неделях. Эту информацию «БИЗНЕС Online» уже подтвердили в КХЛ. Пока еще не известно, что они будут представлять, но можно предположить, что эмблема Кубка вызова появится на традиционном щите, только на этот раз он будет выполнен в цветах Татарстана. А вот логотип матча ЖХЛ – это поле для экспериментов, в нем нет «исторической строгости», как у МХЛ, там-то и можно «разыграть нижнекамскую карту». Сейчас у КХЛ есть несколько вариантов, все они лежат на согласовании.

Нажмите, чтобы увеличить

«ЛОГОТИП НЕСКОЛЬКО ВЫТЯНУТ, НО ЭТО СОВЕРШЕННО НЕ КРИТИЧНО»

Как и в предыдущие годы, эмблему подготовили дизайнеры лиги. За форму будет отвечать студия Quberten. Она же разрабатывала джерси в последних сезонах. Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с Михаилом Антипиным, одним из дизайнеров студии.

«Я думаю, что это хорошая традиция, которая у нас наконец-то прижилась – делать айдентику матчей звезд как некий комплимент принимающей стороне. В последние три года, как переформатировали матч звезд КХЛ в Неделю звезд, лига старается делать комплимент хозяевам, на этот раз Татарстану. Тюльпан – это удачно подобранный символ. В фирменном стиле использованы цвета принимающей стороны, а в логотипе присутствуют достопримечательности, атрибуты города и региона. Логотип получился неплохим. Я не могу сказать, что это выдающаяся работа, так как в ней есть некоторые недостатки, но и плохим лого назвать не могу».

Каждый год поднимается много материалов, дизайнеры изучают национальные орнаменты, погружаются в традиции. Отличия от предыдущих логотипов у нынешней эмблемы, безусловно, есть. Они связаны с особой символикой Татарстана», — подытожил Антипин. Дизайнер рассказывает, что сейчас, после официального представления логотипа Недели звезд хоккея – 2019, начинается работа над формой для звездного мероприятия.

«Будут использованы все цвета, что присутствуют на логотипе – зеленый, алый, белый. Очень бы хотелось сделать что-то оригинальное и удивить болельщиков, но пока не могу гарантировать, получится ли реализовать все идеи», — сказал он.

Обычно форму для звездного мероприятия представляют буквально за две недели до старта самого события. По информации нашего издания, форма татарстанского уик-энда будет представлена в последних числах декабря. 

«НЕОБХОДИМО БЫЛО СДЕЛАТЬ ВАРИАНТ НА КИРИЛЛИЦЕ»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили логотип Недели звезд. 

Сергей Насекин – дизайнер:

– Работа сделана в стиле НХЛ. Забавно, что на логотипе надпись исключительно на латинице. Хотя, возможно, на кириллице огромно получилось бы. Честно говоря, надпись у меня вызывает вопросы. Что касается самого логотипа, то он в цветах красного, белого и зеленого – весь набор клише. Наш тюльпан многострадальный... В целом работа сделана профессионально: все пропорции соблюдены, соотношение цвета и тени есть, видно, что человек уже набил руку. Нормальная профессиональная работа без души и сердца. На атрибутике этот логотип будет смотреться нормально. Но опять же отсутствие стилистического написания вызывает у меня недоумение. Я понимаю, почему надпись на английском языке: в КХЛ играют много иностранцев, но, на мой взгляд, необходимо было сделать и вариант на кириллице. Все-таки большинство команд в лиге российские, рабочий язык – русский. Для меня это главный вопрос. Я считаю, что по этому поводу нужно возмутиться.  

Тимур Потапов – дизайнер и архитектор: 

– Логотип в полной мере передает характер мероприятия и имеет четкую привязку к Казани благодаря точным архитектурным объектам и национальной символике. Тюльпан олицетворяет как историю, так и фольклор в логотипе, тем самым ссылаясь на культуру и привлекая самых искушенных болельщиков к близкому знакомству с историей Казани. Также важной особенностью в любых национальных логотипах является использование оттенков триколора, и, как мы можем заметить, с этой задачей дизайнеры справились. Для популяризации мероприятия хотелось бы видеть использование других языков – русского и татарского, подчеркнув тем самым многонациональность проекта. 

В целом же работа выполнена достойно, с емким и доступным описанием, с качественным уровнем исполнения и понятным для обывателя. Для более качественной оценки проекта, положительным достоинством стало бы применение логотипа на элементах городского пространства – флагах, баннерах, вывесках, выполненных в виде видовых кадров. Также важным достоинством стало бы использование других языков.

Символика востребована тогда, когда она поддерживает дух болельщика, показывая его приверженность и выделяя среди других болельщиков. Несомненно, при большой популяризации мероприятия будет и спрос на сувенирную атрибутику. Однако тут важно понимать, что, кроме эстетической и моральной привлекательности, есть еще такое качество, как удобность и применимость. Важно, чтобы болельщики не только увозили с собой «трофеи» с мероприятий, но и пользовались ими.

Дмитрий Кошкин – дизайнер:

– Честно говоря, логотип мне никак. Самая большая его проблема в том, что на нем отсутствует хоккей. В целом работа сделана профессионально, видно, что делал профессионал, но она слишком банальная. Этот логотип и стиль не несет никакой индивидуальности: все эти красные и зеленые цвета, думаю, всем давно уже известны. Честно говоря, я не вижу, какое отношение имеет тюльпан, Кул-Шариф и Спасская башня к хоккею и самому мероприятию.

Для атрибутики логотип выглядит достаточно привлекательно и очень ярко. Но, повторюсь, я не вижу на нем хоккея. Все элементы, которые изображены на логотипе, очень тривиальные. Все слишком банально и примитивно. Что касается надписи на латинице, то хоккей – иностранная игра. Мы ведь стремимся к НХЛ, даже самим названием – КХЛ. Поэтому надпись на латинице тут не критична.