«ОПЕРАЦИЯ ДЕЛАЕТСЯ ВИРТУАЛЬНО, НО ЧЕЛОВЕК ОЩУЩАЕТ И ЗАПАХИ, И ДАВЛЕНИЕ НА СКАЛЬПЕЛЬ...»

Сегодня в Елабуге, на базе местного института КФУ, стартовал IX международный фестиваль школьных учителей. Для участия в нем зарегистрировались 330 человек со всех уголков России, а также из Германии, Хорватии, Литвы и других стран. К слову, 10% участников — педагоги-мужчины. Как не без гордости отметила директор института Елена Мерзон, пока это рекордный показатель. На открытие фестиваля из Казани приехали ректор КФУ Ильшат Гафуров и министр образования и науки РТ Рафис Бурганов. Всего в программе мероприятия, которое рассчитано на три дня, значится более 100 мастер-классов, которые проведут 48 модераторов. Основная тема большинства — IT-технологии, использование различных гаджетов и программ в образовательных процессов, а также плюсы и минусы такого явления.

Открывая пленарное заседание, Мерзон для начала продемонстрировала малую толику использования достижений  IT-индустрии. Уйдя со сцены, она все же осталась на экране: сначала приветливо помахала собравшимся рукой, потом переместилась на футбольное поле, затем — в лабораторию, создала свою электронную копию, после чего вернулась в онлайн, причем с другой стороны зала.

Значимость технологий и то, что их развитие постоянно ускоряется, Мерзон продемонстрировала с помощью исторической справки: «Телефон аудиторию в 50 миллионов человек покорил за 75 лет, телевизор — за 13, интернет — за 4 года, айпад — за 3, «Гугл» — за 88 дней. Что дальше?» Ответом на риторический вопрос стал небольшой ролик. Суть его в том, что с каждым годом технологии все больше будут проникать в нашу жизнь и даже в нас самих. Так, по мнению авторов ролика, если в 2019 году провода и кабели уйдут в прошлое, то, например, в 2025-м носимая электроника начнет вытесняться имплантируемой уже прямо в человека. В 2031-м 3D-принтеры человеческих органов будут использоваться практически во всех больницах, а часть населения будет добровольно становиться киборгами, в 2044-м небиологический интеллект станет в миллиарды раз более разумен, чем биологический, и, наконец, к 2099 году человечество станет настолько развитым, что сможет заполонить всю Вселенную. Прямо фантастический фильм... Или фильм ужасов.

Далее на сцену поднялся Гафуров. Он напомнил, что в его вузе в 2010 году началась реструктуризация, когда он получил статус федерального. И сейчас КФУ — это 14 институтов, один факультет, две высших школы, собственная университетская клиника и два лицея — им. Лобачевского и IТ. В вузе обучаются 43 тыс. человек, из которых более 6 тыс. — иностранцы из 94 государств. Для сравнения, в 2010 году было лишь около 800 студентов из других стран. Кроме того, в клинике работают около 2 тыс. медработников, а в лицеях обучаются 830 человек. По словам Гафурова, для КФУ определены приоритетные направления деятельности: социально-гуманитарные исследования, биомедицина и фармацевтика, подготовка учителей нового поколения, а также нефтедобыча и нефтепереработка. «Говорят, что сейчас нефтедобыча уходит в прошлое, — прокомментировал последнее направление ректор вуза. — Но в то же время в Татарстане имеется от 4 до 7 миллиардов тонн залежей так называемой тяжелой нефти, то есть битумов. Так что поле для нашей деятельности есть».

Затем он на слайдах продемонстрировал некоторые из работ КФУ. Например, разработку материалов с заданными свойствами: сначала делается их компьютерный дизайн, затем синтез в лаборатории, после чего проводится их анализ, затем следует доработка, если таковая требуется. Похожим образом действуют специалисты вуза и при разработке новых видов лекарств: также с помощью IТ-технологий они моделируются под конкретно заданные цели. Привел Гафуров в пример также разработку совместно с КАМАЗом беспилотного грузовика и процесс разведки и разработки нефтяных месторождений, где применение IТ-индустрии дает «колоссальное удешевление процессов, которые осуществляют наши нефтяники».

Собравшимся также продемонстрировали небольшой фильм, где врач делает своего рода виртуальную операцию на медицинском IТ-симуляторе. «Операция делается виртуально, но человек, который это делает, ощущает и запахи, которые хирург ощущает, — прокомментировал докладчик. — И давление на скальпель, когда он осуществляет разрез, должно соответствовать реальности. Так мы тренируем сегодня наших будущих медиков. Уже сделаны такие медицинские симуляторы для стандартных болезней. Сейчас мы их индивидуализируем».

Предоставили слово и Бурганову, которого Гафуров представил как главу «главного работодателя К(П)ФУ». «Елена Ефимовна [Мерзон] приоткрыла сегодня окно в будущее, которое никому сегодня не кажется фантастическим, — начал министр, очевидно, имея в виду прогноз развития IТ-технологий до 2099 года. — Гораздо более несбыточными казались нам слова героя Аркадия Райкина. Когда он ел икру в самолете и говорил, что наступит время, когда икра будет в каждом магазине, мы лишь скептически улыбались, понимая, что этого никогда не будет. Но прогресс идет вперед. Может, что-то будет не в 2024 году, как показывали в ролике, а в 26-м, не в 29-м, а раньше, но то, что это будет, мы нисколечко не сомневаемся». Но чтобы прогресс и дальше шел вперед, по словам Бурганова, нужны грамотные подготовленные специалисты, а обучить их могут только педагоги, которые, в свою очередь, тоже должны все это знать. «Сегодня в этом зале собрались самые неравнодушные люди, которые этот прогресс и двигают, — сделал министр реверанс в сторону гостей фестиваля. — Учение, как говорит наш президент, это всегда процесс добровольно-принудительный. И педагог всегда чередовать эти добровольность и принудительность, чтобы в голове [ученика] осталось то, что могло бы дальше двигать науку и прогресс». По завершении пленарного заседания фестиваль был объявлен открытым, и собравшиеся разошлись по аудиториями — на лекции и мастер-классы.

Елена Мерзон

«ТЕХНОЛОГИИ БУРНО РАЗВИВАЮТСЯ, И 90 ПРОЦЕНТОВ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПОЯВИЛИСЬ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА»

Учитывая, что главная тема фестиваля — IТ-технологии, на пресс-подходе журналисты у министра поинтересовались, как в этом плане выглядят малые школы, расположенные в селах. «Конечно, столичная большая школа на 1224 места оснащена сегодня гораздо лучше, чем школа в дальней деревне в муниципальном районе, — признал Бурганов. — Но мы проводим большое количество мероприятий, которые помогают и им развиваться. Они проходят в фестивальной форме, лагерной, мы также посылаем учителей в эти школы. Таким образом, мы стараемся этот разрыв ликвидировать. И сегодня ущербность маленьких школ в плане оснащения на результате обучения очень сильно не сказывается, и мы эту работу будем очень динамично продолжать».

Кроме того, СМИ интересовал вопрос: какие нововведения ждут педагогов и их воспитанников в грядущем учебном году? Однако ответ был минимально конкретным. «К сожалению, их постоянно требуют от образования, — высказал свое мнение Бурганов. — Причем не только ежегодно, но чуть ли ни каждую четверть, чуть ли ни каждый месяц. При этом не всегда думают о том, что образование во многом консервативный процесс. Чтобы какую-то технологию отладить, нужен не месяц и не два. Нужны годы, чтобы увидеть, как те, кто обучался по этим технологиям, в дальнейшем себя ведут, как они работают. Поэтому мы очень осторожно относимся к новым методикам. Естественно, то, что уже годами отработано, будет находить свое отражение в учебном плане», — заключил министр, не конкретизируя, о чем именно упомянул.

Ильшат Гафуров

«Мы все время увлекаемся этими новшествами, — дополнил Бурганова Гафуров. — Вот новое производство открылось, и сразу задаются вопросом: а кто будет готовить для него специалистов? Но университеты и школы — это такие учреждения, которые должны давать базисные знания, позволяющие людям дальше развиваться. Мы не можем быстро менять наши образовательные программы. Когда нам задают вопрос „Почему?“, мы задумываемся, а нужно ли это вообще делать. Может, наоборот, нужно готовить по базисным темам? Технологии же развиваются очень бурно, и 90 процентов новых знаний появились за последние буквально два года. Есть исследования, которые говорят, что весь массив знаний к 2020 году будет таким, что, если их просмотреть в режиме фильма обычного качества, то потребуется более 6 миллиардов лет! Как можно научить детей в школе или университете всем этим знаниям? Человеческий мозг не способен переработать такой массив данных, проанализировать их и использовать».

Кроме того, Гафуров высказал свое мнение в плане профессий, которые нужно выбирать сегодняшним абитуриентам. При этом он не забыл сделать реверанс в сторону педагогов, для которых и организован фестиваль. «Нужно все-таки выбирать те специальности, которые будут востребованы, — сказал ректор К(П)ФУ. — Например, на фестивале было отмечено, что профессия учителя будет востребована — и завтра, и послезавтра. Поскольку каждый из нас хочет получить образование, я думаю, что школы будут всегда. А то, как эти школы будут выглядеть, насколько глубоко проникнет цифровизация, как будут учиться и чему — наверное, это будет меняться в зависимости от тех вызовов, которые будут появляться». Далее Гафуров упомянул и другие специальности, которые сегодня нужны: медики, нефтяники, юристы, а также большой пласт гуманитарных направлений, очень интересных сегодня для абитуриентов. «Только что закончилась приемная кампания, и очень много людей, которые хотели бы получить эти профессии, — констатировал ректор. — Это говорит о том, что они достаточно быстро монетизируют свои знания и компетенции. Наша же главная задача сегодня — не только обучить конкретному предмету, а научить людей добывать знания и получать соответствующие компетенции, чтобы они достаточно быстро могли адаптироваться к динамично меняющемуся миру».