Дело о банкротстве «Казметростроя», иницированное представителями Федеральной налоговой службы, стартовало в Арбитражном суде РТ Дело о банкротстве «Казметростроя», инициированное представителями федеральной налоговой службы, стартовало в Арбитражном суде РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

ФНС РОССИИ ПРОТИВ АО «КАЗМЕТРОСТРОЙ»

В Арбитражном суде РТ началось рассмотрение заявления федеральной налоговой службы России о признании банкротом АО «Казметрострой». Согласно картотеке арбитражных судов, первоначальная сумма требований ФНС составляла 202 млн рублей. 

Отметим, что это не первое за последние годы заявление на банкротство «Казметростроя». В 2016–2017 годах такие заявления подавали ИП Динар Сибгатов, ООО «КПК-Строй», ООО «Импульс», но дела разрешались или мировым соглашением, или прекращением дела. Впрочем, такого соперника, как ФНС России (то есть центральный орган налоговой, а не местные подразделения), казанским метростроителям еще не попадалось.

В АО «Казметрострой» незадолго до начала процесса корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что недоимка возникла при проведении работ в Казани на станции метро «Дубравная». На данный момент из первоначальных требований налоговой в 200 млн рублей выплачена большая часть. «Осталось порядка 30 миллионов рублей по НДС. Будет произведена полная оплата, а в суде планируем прийти к мировому соглашению в связи с оплатой долга», — сообщили в компании.

Причиной возникновения долга послужила специфика деятельности. Заказчиком перечисляются большие авансы, за которые необходимо перечислить НДС, однако сумму сразу выплатить не удалось. От ФНС России на момент публикации ответа не поступило.

Недоимка возникла при проведении работ в Казани на станции метро «Дубравная» Недоимка возникла при проведении работ в Казани на станции метро «Дубравная» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В НАЧАЛЕ ЭТОГО ГОДА ВОЗНИКЛО НЕДОПОНИМАНИЕ С ГИСУ»

На самом процессе по рассмотрению заявления федеральной налоговой о банкротстве «Казметростроя» представитель ФНС заявил об уменьшении требований до 90,5 млн рублей. Судья Руфат Коновалов, изучив документы, отметил, что погашено было 112 млн рублей, то есть большая часть суммы ответчиком уже проплачена по состоянию на 30 июля. Представитель «Казметростроя» добавил, что платежи отдельными траншами продолжаются. Оплаты проводились 8 и 9 августа (назывались платежи по НДС и налогу на прибыль) и планируются еще. Суд уточнил, не был ли полностью закрыт долг. Метростроевцы отметили, что задолженность еще имеется, но вопрос решается.

Также юрист «Казметростоя» Елена Циркунова заявила ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц ГИСУ РТ, республиканского минфина и Ак Барс Банка. «Немножко расскажу об истоках, как возникла эта недоимка, чтобы обосновать, почему мы считаем необходимым присутствие этих лиц. Ак Барс Банк является техническим исполнителем платежей, минфин — владельцем денежных средств, ГИСУ — заказчик по исполнению государственного контракта на строительство метро, а также согласующая организация, которая имеет право согласовывать все платежи». 

Согласно озвученной схеме, «Казметрострой» не вправе распоряжаться средствами по одному из ключевых лицевых счетов. «Все доходы мы получаем именно на лицевой счет и налоги уплачиваем и т. д. У нас в начале этого года возникло недопонимание с ГИСУ, они не согласовали несколько крупных налоговых платежей, а именно те, что сейчас вошли в требования налоговой», — отметила юрист. Также выяснилось, что «Казметрострой» в принципе платежеспособен. «Денежных средств на лицевом счете достаточно, но мы ограничены в их распоряжении — можем распоряжаться только с разрешения ГИСУ», — пояснила юрист. 

Описали представители компании и последствия процедуры банкротства. В этом случае расторгается госконтракт. Соответственно, приостанавливаются либо прекращаются все строительные работы на объектах метрополитена. В общем, это имеет далеко идущие последствия, так что компания стремится сделать все, чтобы погасить недоимку. 

Причиной возникновения долга послужила специфика деятельности. Заказчиком перечисляются большие авансы, за которые необходимо сразу перечислить НДС, однако сумму сразу выплатить не удалось Причиной возникновения долга послужила специфика деятельности. Заказчиком перечисляются большие авансы, за которые необходимо перечислить НДС, однако сумму сразу выплатить не удалось Фото: «БИЗНЕС Online»

Также выяснилось, что есть и параллельное дело по части тех же долгов. Истцом выступает межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан. К этому процессу привлечены и «ограничители распоряжения денежных средств». «Казметрострой» отметил, что в рамках того дела судья Алексей Кириллов инициировал предложение о проведении совместного совещания с участием налогового органа и лицами, препятствующими произведению платежа. После проведения двух собраний началось какое-то движение: оплата долгов сдвинулась с мертвой точки. Раз это оказалось эффективным, в рамках банкротного дела суд счел возможным предложить заключение мирового соглашения. 

Вот и в этом деле «Казметрострой» ходатайствовал отложить суд для мирного урегулирования спора и погашения задолженности. Налоговики возражать не стали, отметив, что нужно изучить сумму поступивших от компании платежей. Продолжение дела назначено на 5 сентября.

Уже после суда генеральный директор «Казметростроя» Марат Рахимов подтвердил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что со счетами вопрос решен. Это значит, что скоро пройдут последние технические проводки и долги будут закрыты.

Рахимов отметил, что компания сейчас работает на объектах в Челябинске, Нижнем Новгороде, Москве. Готовятся документы к новым тендерам. «Конечно, все прекрасно понимают, тем более мы являемся градообразующим предприятием, крупным налогоплательщиком. Возможно, какие-то сомнения были у ГИСУ. У меня нет претензий ни к кому. Я был спокоен и уверен, что у нас все будет нормально», — сказал гендиректор «Казметростроя». Он также уточнил, что платежи зависли только по контрактам «Дубравной», с остальными налоговыми платежами все в порядке.