Иван Грачев считает, что у российских авиационщиков появилась возможность поучаствовать в глобальном международном авиационном проекте Иван Грачев считает, что у российских авиационщиков появилась возможность поучаствовать в глобальном международном авиационном проекте

РОССИЯ В ЧАСТИ АЭРОКОСМОСА МОЖЕТ БЫТЬ ВТОРОЙ-ПЕРВОЙ СТРАНОЙ В МИРЕ И СЕЙЧАС

На этой неделе над Казанью и особенно над Казанкой то и дело летали самолеты – «репетировали» к авиационному празднику «Я выбираю небо!». Он состоялся вчера, 10 августа, и порадовал горожан демонстрационными полетами тяжелых бомбардировщиков Ту-95, Ту-160, Ту-22МЗ, деловой авиации Honda Jet и Л-410, самолетов, которые относятся авиации общего назначения, – Stinson 108, Cessna 172, «Фермер», а также вертолетов «Ансат», Ми-8 и Ка-32. Днем раньше, 9 августа, на «Казанской ярмарке» открылась IX международная специализированная выставка «Авиакосмические технологии». Ну а в конце лета, 25 и 26 августа, Казань примет, уже во второй раз, этап зрелищных авиагонок Red Bull Air Race. Как видите, август для столицы Татарстана уже не первый год становится подлинно авиационным месяцем.

Вот об авиации мы и поговорим.

Когда я в мае был в «БИЗНЕС Online» на интернет-конференции, то говорил о том, что Россия в части аэрокосмоса может быть второй-первой страной в мире и сейчас, потому что прорывы в экономике начинаются с той сферы, где у тебя остались неистребимые преимущества, где ты мог бы со всего мира снимать сливки.

К слову, буквально на днях и президент России заявил, что нашу космическую отрасль необходимо вывести на новый уровень: «Нашей ракетно-космической промышленности нужно выйти на устойчивый рост качества продукции и выполняемых работ, цена которых должна быть глобально конкурентоспособна».

Авиационный праздник «Я выбираю небо!» порадовал горожан демонстрационными полетами тяжелых бомбардировщиков Авиационный праздник «Я выбираю небо!» порадовал горожан демонстрационными полетами тяжелых бомбардировщиков

ДЛЯ МИРА ЭТО НА БЛИЖАЙШИЙ ВЕК БУДЕТ ОТРАСЛЬ ИЗ ТРОЙКИ ГЛАВНЫХ

С этой точки зрения и оценим авиационные перспективы Казани. Для начала – о долгосрочных перспективах аэрокосмоса. Я уверен, что для мира это на ближайший век будет отрасль из тройки главных. Будут построены база на Луне и колония на Марсе, что кардинально изменит вес цивилизации (есть такой термин у физиков), то есть вероятность ее выживания. Это главнейшая задача всего живого, следовательно, человечество обязательно будет за это платить.

Но у России здесь две большие проблемы. Первая – для всей отрасли. Мы первые прорвались в космос, но последние в прибыли от этого. И вторая – для авиационной подотрасли. Россия – огромная страна, и нам обязательно нужны самолеты. Но мы маленькая страна в смысле людей, у которых есть деньги на авиабилеты. То есть самолеты нужны позарез, но мало.

Обе проблемы решаются правильным подбором партнера. Естественно, это Китай. Тоже страна большая во всех отношениях. По оценке американской корпорации Boeing, Китаю до 34 года понадобится порядка 7 тыс. самолетов, из которых примерно полторы тысячи – широкофюзеляжных. В деньгах это примерно полтриллиона долларов. Китай и до торговой войны с США не собирался платить эти деньги Западу. Но, поскольку у него, в отличие от России, нет опыта по широкофюзеляжным лайнерам, он выбрал в качестве партнера, с которым все будет дешевле и быстрее, не какую-то западную страну, а Российскую Федерацию.

Отсюда появился проект совместного широкофюзеляжного самолета. На вчерашний день он выглядел таким образом. Двигатели и авионика – с Запада, с последующей заменой на свои вдолгую. Остальное, то есть фюзеляж, композитные крылья и так далее, делают Китай и Россия – 50 на 50. Основная финальная сборка – в Китае и, возможно, в России, если на такой самолет будут покупатели в других странах.

Относительно других стран. Был аналогичный прогноз для Индии и стран Юго-Востока. В те же сроки им всем вместе понадобится вдвое больше широкофюзеляжных самолетов, чем Китаю. А это еще триллион долларов с шансами на успех хотя бы на половину суммы. По очень простой причине. Расстояние от столиц Юго-Восточной Азии, так же как и от Пекина до почти всех интересных объектов, сильно меньше 10 тысяч. И в этом плане западные широкофюзеляжные самолеты заведомо неоптимальны для данного рынка, потому для него совместный проект может быть гораздо экономичнее.

Тут еще надо иметь в виду, что на сегодня – с учетом абсолютно прогнозируемой войны (торговой?!) США с Китаем – идея получать дешево с Запада что-то для большого авиационного проекта утопична. И у меня нет сомнений, что Российская Федерация совместно с Китаем быстро справится с авионикой. Проблемы могут быть с пермским двигателем ПС35, но и это решаемо.

Август для столицы Татарстана уже не первый год становится подлинно авиационным месяцем Август для столицы Татарстана уже не первый год становится подлинно авиационным месяцем

АВИАЦИОННЫЕ ШОУ В КАЗАНИ МОГУТ И ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМИ

Итак, есть авиационный проект, который на подъеме может давать $60 млрд в год, причем половину из них должна получать Россия.

Выбранная схема предполагает разброс производства элементов самолета по разным авиазаводам. В России штук пять авиазаводов уровня казанского. Каждый из них вправе претендовать на $6 миллиардов. Поскольку основным потребителем самолетов будет Китай, мне трудно себе представить, что он не поучаствует в определении заводов-производителей, в том числе и в России. И хотя одному из моих «спрашивателей» не нравится военная часть, у нас есть простые факты, которые свидетельствуют, что почти все самое-самое появляется сначала для военных. И в этом плане военная продукция производителя является критерием будущих возможностей завода при производстве компонентов.

Кроме того, прошла информация о разработке Китаем гиперзвуковых ракет, аналогичных российским. А носителей, сопоставимых с казанскими «тушками», у Китая нет. Учитывая мою всегдашнюю уверенность в неизбежности конфликта США с Поднебесной, считаю, что китайцы должны проявлять интерес и к собственно военной продукции...

Следовательно, авиационные шоу в Казани могут и должны быть успешными. Тем более что любое правильное авиашоу имеет целью продвинуть к деньгам продукт или производителя. Критерием успеха авиационного праздника для меня был бы уровень китайской делегации на нем. Татарстан успешно сотрудничает с Китаем, поэтому республике стоило бы держать в уме и возможность взаимодействия в авиационной сфере...

Если в Поднебесной не устроят перекройку «по Горбачеву» (а генсек ЦК Компартии Китая, председатель КНР Си Цзиньпин, по-моему, осознал, что все следующее поколение управленцев обучено в гарвардах), то совместные широкофюзеляжные самолеты будут. И это, с моей точки зрения, потребует сбора команды, которая проанализирует возможность хорошо на таком самолете заработать.

Иван Грачев
Фото: «БИЗНЕС Online»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции