Как стало известно «БИЗНЕС Online», несколько турецких инвесторов всерьез задумались о строительстве в Татарстане своего «Диснейленда» Как стало известно «БИЗНЕС Online», несколько турецких инвесторов всерьез задумались о строительстве в Татарстане своего «Диснейленда» Фото: tatarstan.ru

ИНВЕСТОРЫ ИЗ СТРАНЫ АТАТЮРКА

Как стало известно «БИЗНЕС Online», несколько турецких инвесторов всерьез задумались о строительстве в Татарстане своего «Диснейленда». В эти дни, с 8 по 10 августа, в республике гостит представительная делегация, в которую вошли член правления компании «Гюрсой групп» Фатих Гюрсой, директор по развитию «Кальон холдинг» Салих Левент Качар и член правления компании «Танрыверди холдинг» Джелал Зинзаде. Они приглядели три возможных земельных участка для своих проектов.

В среду инвесторы посетили Лаишевский район, где осмотрели территорию замороженного проекта «Смарт Сити». Здесь парк развлечений может разместиться на двух участках — площадью 78 и 382 гектара. Плюсом этой площадки является близость к Казани и казанскому аэропорту. Кроме того, неподалеку проходит федеральная трасса, к участку подведено газ и электричество. Доехать до центра Казани можно всего за 30 минут, в том числе и на аэроэкспрессе.

Нажмите, чтобы увеличить

А вчера инвесторы заглянули еще и в Верхнеуслонский район. Там их взору было предложено два участка. Первый — площадью 67 га — расположен неподалеку от села Татарское Бурнашево, у самого подножия «Свияжских холмов» Равиля Зиганшина. Относительно недалеко также просматриваются остров-град Свияжск и инновационный город Иннополис. Участок хорош и тем, что расположен прямо на федеральной трассе, а расстояние до Казани — 42 километра.

Второй участок имеет площадь 65 га и расположен близ райцентра Верхнего Услона. Место на высоком берегу Волги обещает посетителям парка развлечений прекрасный вид на водные просторы. Но плюсы съедаются тем, что это самая отдаленная от Казани площадка — в 65 км, федеральная трасса также находится в отдалении. Ситуацию могла бы спасти канатная дорога до Казани, проект которой давно обсуждается в республике, но для инвестора это стало бы дополнительной статьей расходов.

Также турецкие инвесторы провели встречи с министром промышленности и торговли РТ Альбертом Каримовым, главой агентства инвестиционного развития РТ Талией Минуллиной, главами Лаишевского и Верхнеуслонского районов РТ, в течение всего визита гостей сопровождает председатель комитета РТ по туризму Сергей Иванов. Сегодня представители страны Ататюрка отправились на остров-град Свияжск, а вечером запланировано их участие в авиационном празднике «Я выбираю небо!» в Казани.

Сегодня с утра на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым представители турецких компаний подтвердили желание принять участие в реализации проектов на территории Татарстана Сегодня с утра на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым представители турецких компаний подтвердили желание принять участие в реализации проектов на территории Татарстана Фото: tatarstan.ru

«У ТУРЕЦКОЙ СТОРОНЫ ЕСТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ»  

Сегодня с утра на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым представители турецких компаний подтвердили желание принять участие в реализации проектов на территории Татарстана, но, какую из площадок они выбрали, пресс-служба президента РТ не сообщает. Известно лишь, что в присутствии Минниханова состоялось подписание соглашения о взаимодействии между группой компаний «Гюрсой», государственным комитетом РТ по туризму и агентством инвестиционного развития РТ. Не смог уточнить данную информацию и Иванов, объяснив это тем, что инвесторы пока присматриваются.

«Это первая встреча для оценки и возможности реализации данного проекта на территории Республики Татарстан. В целом у турецкой стороны есть заинтересованность в реализации строительства парка, но про объем инвестиций пока говорить рано. На данном этапе обсуждались возможные механизмы реализации проекта. Турецкая сторона получила все данные, необходимые для просчета суммы капитального вложения. Был осмотрен участок, заинтересовавший турецкую сторону. Обсудили возможный механизм поддержки со стороны республики, по итогам встречи турецкая сторона оценит все возможные перспективы, включая финансовую составляющую и сроки строительства, после чего будет понятна перспектива данного проекта», — отметил глава госкомитета РТ по туризму.

В подготовленной презентации на английском языке видно, какие именно «бонусы» готовы предложить туркам татарстанские власти. Во-первых, это сниженный земельный налог на первые 7–10 лет, выгодные ставки по аренде на землю, а также инфраструктурная поддержка в виде строительства новых дорог, подведения электричества, газа и воды. 

Kalyon Group имеет свое представительство России и других странах мира. Компания строит различные инфраструктурные проекты: от больниц и жилых комплексов до автомагистралей и мостов Kalyon Group имеет свое представительство в России и других странах мира. Компания строит различные инфраструктурные проекты: от больниц и жилых комплексов до автомагистралей и мостов Фото: «БИЗНЕС Online»

СТРОИТЕЛИ МЕЧЕТЕЙ, МОСТОВ И АЭРОПОРТОВ

Известно, что в 2013 году «Гюрсой» открыл тематический парк Isfanbul площадью 60 га в Стамбуле. Он включает в себя торговые и выставочные центры, точки питания, гостиницу, кинотеатр 5D и, разумеется, аттракционы для всей семьи: американские горки, сказочный замок с героями мультфильмов, разнообразные карусели и аттракционы, а также водный аттракцион «Викинг», где на плотах совершается настоящий сплав по реке. Стоимость проекта составила фантастические $650 миллионов. Сейчас парк Isfanbul посещают 1 млн человек в год.

Помимо прочих направлений, компания специализируется на строительстве и реставрации зданий. В группу «Гюрсой» входит 20 компаний, в которых работают 1 тыс. человек. По итогам 2017 года фирма имела активы на $865 млн, доходы составили $230 миллионов. Помимо парка развлечений, «Гюрсой» реализует такие проекты, как строительство мечети на холме Чамлыджа, возведение ТРК и жилых комплексов, реставрация исторических зданий.

Kalyon Group имеет свое представительство России и других странах мира. Компания строит различные инфраструктурные проекты: от больниц и жилых комплексов до автомагистралей и мостов. В 2013 году Kalyon Group получила контракт на строительство третьего международного аэропорта в Стамбуле. К достижениям компании относят создание самой большой пешеходной улицы в Турции, первой системы Metrobus в Стамбуле, подводного трубопровода для водоснабжения Турция — Кипр и прочие проекты.

Группа компаний «Танрыверди» имеет три пятизвездочные гостиницы в Турции и развивает отельный бизнес. Помимо этого, фирма располагает текстильной фабрикой в Стамбуле, продукция которой экспортируется в 80 стран мира.

ФРАНЦУЗОВ ОТПУГНУЛИ САНКЦИИ, КИРОВЧАН — БЮРОКРАТИЯ

Стоит отметить, что это уже не первый проект по строительству «Диснейленда» в Татарстане. Пару лет назад с подобной идеей выступало казанское ООО «Волга дискавериз». Компания даже начала разработку бизнес-проекта. Строительство семейного развлекательно-образовательного тематического парка планировалось на территории общей площадью 50−70 га в Верхнеуслонском районе Татарстана, близ Иннополиса. Предполагалось, что парк будет посвящен визуальным технологиям и миру фантастики, станет работать в круглогодичном режиме и принимать до 5,6 тыс. человек в день. В качестве примера для строительства был взят французский парк Futuroscope. В марте 2015 года Верхнеуслонский район республики даже посетили французские эксперты Лоран Девиллер и Даниэль Бийяр, которые представили экспертное заключение о целесообразности этого проекта. Однако позже он заглох, в том числе из-за антироссийских санкций.


После посещения Миннихановым парка развлечений Lotte World в Сеуле вновь возникла идея создания аналогичного парка в Татарстане, в качестве вероятного инвестора назывался корейский конгломерат Lotte Group. Бóльшая часть парка в Сеуле находится под стеклянной крышей, которая хорошо пропускает солнечный свет, поэтому в светлое время суток освещение здесь естественное. Lotte World открыт для посетителей 365 дней в году в любую погоду. Но и этот проект развития по каким-то причинам не получил.

Не прижился в Казани и «Юркин парк», открытый в июне 2016 года неподалеку от стадиона «Казань Арена». Бизнесменами из Кирова было вложено в казанский проект около 100 млн рублей. Однако изначально оговаривалось, что место размещения временное, позже парк должен был переехать на другое место, на берегу Казанки. Объем инвестиций в новую площадку оценивался в районе 600–800 млн рублей. Но, как рассказал тогда «БИЗНЕС Online» один из инвесторов первого проекта, Павел Смертин, он не ожидал, что бюрократические процедуры, связанные с реализацией данной идеи, займут столько времени. И пока проект не реализуется.

Не прижился в Казани и «Юркин парк», открытый в июне 2016 года неподалеку от стадиона «Казань Арена»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТЕРРИТОРИЯ «СМАРТ СИТИ» ВЫГЛЯДИТ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ»

«БИЗНЕС Online» спросил у инвесторов, каковы шансы построиться турецкому «Диснейленду» в Казани и какая из предложенных площадок наиболее удачна.

Линар Якупов — советник премьер-министра РТ по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами:

— На территории «Смарт Сити» по мастер-плану действительно заложено строительство тематического парка, где-то на 70–80 гектаров. Я, конечно, за «Смарт Сити», потому что нужно смотреть на логистическую сторону вопроса. Во-первых, близость к аэропорту, во-вторых, наличие аэроэкспресса, который сегодня пока не загружен, близость к Казани и подготовленность с точки зрения мастер-плана.

Только на Казань и Татарстан такие парки рассчитывать нельзя — они должны нести нагрузку как минимум макрорегиона, федерального округа. С увеличением пассажиропотока аэропорта, рейсов в разные регионы России и за границу Татарстан выглядит правильной точкой для размещения.

Почему не состоялись заявленные ранее проекты? Причины разные, и тут стоит вопрос инвестиций. Обновление парков в РТ — это социальный проект, а тематические парки не могут быть социальным проектом, это вложения частного бизнеса, они должны окупаться. Важно понимать, будет ли рынок, насыщенность, можно ли выйти на базовые показатели. Средства немаленькие — ценник на такие парки начинается от 200–300 миллиона долларов.

Елена Войтко — коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера»:

— Для успеха такому проекту нужно лето в течение хотя бы полугода. Чтобы проект стал привлекателен, он поистине должен быть масштабен, а для этого потребуется не меньше инвестиций, чем в Isfanbul. Но получится ли его окупить в российских реалиях, вопрос непростой. 

Почему провалились предыдущие попытки строительства диснейлендов в РТ? Наверное, помимо амбиций, решили просчитать возвратность инвестиций, что-то не сошлось... Не стоит забывать, что комфортная погода для посещения открытых парков у нас максимум месяц в году, вряд ли за это время можно успеть заработать на остальной год, вернуть вложения и выйти в плюс. Платежеспособность населения тоже оставляет желать лучшего. Цены же на услуги в Европе в разы отличаются от цен в России в бóльшую сторону, а затраты практически такие же. Что касается торговых центров, отелей и крытых аквапарков, то их предостаточно в городе. Насколько я знаю, крупные мировые столицы периодически стараются обзавестись диснейлендами, но не всегда эти проекты финансово успешны. Очень часто государства вынуждены дотировать их и сохранять для повышения туристической привлекательности. Также важно учитывать следующее: чтобы турист захотел туда поехать, парк развлечений должен быть действительно глобальным и выдающимся.

Наталия Фишман — помощник президента РТ:

— Почему бы нет, если у инвестора все бьется по экономике? Это дополнительная возможность для привлечения новых туристов, способ увеличения средней продолжительности их пребывания в Казани. Это экономически выгодно, но деталей проекта я не знаю.

Подобные парки развлечений и общественные пространства не пересекаются. Одно дело — ты идешь в парк погулять, подышать воздухом, заняться спортом, погулять на детской площадке. Другое дело — парк развлечений: ты задолго планируешь визит, потому что это финансовые затраты. А тут другой тип посещения. Я не вижу здесь никакой проблемы. Вот для торговых центров наши парки — это проблема, потому что у людей возникло альтернативное место проведения досуга.

Артем Силкин — директор Свияжского музея-заповедника:

— При решении вопроса о строительстве важно учесть транспортную доступность. С этой точки зрения территория «Смарт Сити» выглядит предпочтительнее, потому что у нее транспортная доступность будет очевидно лучше. Если рассматривать свияжское направление, то трасса М7 довольно загружена, сейчас уже постоянные пробки, а если появится новый объект притяжения, то ситуация только усугубится. Кроме того, коридоры видимости Свияжска — это буферная зона объекта ЮНЕСКО. Если парк будет за коридорами видимости, то почему бы и нет?! Но транспортная доступность будет низкой. С Верхним Услоном примерно та же транспортная история.