«Яндекс.Такси» заявил о покупке компании-разработчика онлайн-сервисов для таксопарков «Оптеум» «Яндекс.Такси» заявил о покупке компании-разработчика онлайн-сервисов для таксопарков «Оптеум» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧЕЛНИНЦЫ И ОФШОРНЫЙ ИНВЕСТФОНД

Челнинская площадка казанского IT-парка вывела на федеральный уровень очередного резидента: в понедельник российский гигант «Яндекс.Такси» заявил о покупке компании-разработчика онлайн-сервисов для таксопарков «Оптеум». В прошлом резидент бизнес-инкубатора, а сейчас — один из самостоятельных арендаторов IT-парка, ООО «Оптеум» после закрытия сделки продолжит работу уже в структуре «Яндекс.Такси», а его продукт будет интегрирован в приложение «Диспетчерская» от «Яндекса».

«Команда „Оптеума“ смогла создать лучший на рынке продукт, который автоматизирует практически все бизнес-процессы таксопарков любого размера, — заявил в официальном пресс-релизе гендиректор ООО „Яндекс.Такси“ Тигран Худавердян. — Теперь перед нами стоит задача масштабировать эти решения. Мы хотим предложить его всем таксопаркам-партнерам „Яндекс.Такси“ — они смогут пользоваться им без дополнительной платы».

«Яндекс» в релизе отмечает, что программой Opteum пользуются около 200 таксопарков России и соседних стран, а всего сервис насчитывает 20 тыс. пользователей. Программа, с которой можно ознакомиться на сайте разработчика, по сути, включает в себя пакет решений для автоматического учета и управления водителями такси, их зарплаты интегрируется с 1С, системами «клиент-банк». Система снабжена также другими функциями, заточенными под крупных операторов вроде «Яндекс.Такси». Цена продукта стартует от 10 тыс. рублей.

Реализованные в Opteum функции разработчики продают и в виде мобильных приложений Реализованные в Opteum функции разработчики продают и в виде мобильных приложений Фото: «БИЗНЕС Online»

Реализованные в Opteum функции разработчики продают и в виде мобильных приложений. Линейка на сегодняшний день включает в себя четыре сервиса в Google Play, наибольший стаж среди которых у программы «Оптеум: Водитель». За 5 лет приложение было скачано пользователями Android более 100 тыс. раз, заработало рейтинг 4,2 (из 5-ти звезд) и в целом положительные отзывы. «Оптеум: Водитель» представляет собой биржу заказов такси, в программу интегрирован и таксометр — ее могут использовать как компании, так и водители.

Следующим продуктом «Оптеума», доступным каждому пользователю смартфона, стала «Таксиграция» — приложение для учета и контроля водителей трех служб: Uber, «Яндекс.Такси» и Gett. Приложение на рынке с января 2016-го года, узкая специализация позволила ему собрать лишь 10 тыс. скачиваний с оценкой 4,4. Осенью прошлого года «Оптеум» запустил программу Handy taxi — она ориентирована на водителей, работающих одновременно на несколько служб и после получения заказа от одной из них переводит машину в режим «занята» для остальных. Судя по отзывам и востребованности, приложение пока сыровато: его скачали 1 тыс. раз и оценили на 3,9, что является довольно низким рейтингом в Google Play. Не снискал успеха и сервис Tabelly KPI, запущенный «Оптеумом» на рынок прошлым летом. Инструмент для настройки KPI и расчета зарплаты персоналу, который предполагалось продавать руководителям и HR-специалистам, за год скачали порядка 100 раз.

За перечисленными продуктами стоят два соучредителя «Оптеума»: 28-летний Александр Пьянов (48%) и 30-летний  Булат Фазлеев (31,9%). Остальные 20% компании хранятся на Виргинских островах в «РРС Холдингс ЛТД». Связавшись с Пьяновым, «БИЗНЕС Online» выяснил, что пятая часть (уставный капитал составляет 20,8 тыс. рублей) принадлежит венчурному инвестору RWM Capital — москвичи и хранят свои средства в офшоре. RWM известен как один из крупнейших в РФ представителей венчурного рынка, как сообщали федеральные СМИ, компания контролируется Сергеем Орловым —  бывшим советником экс-президента РЖД Владимира Якунина

За 2016 год «Оптеум» выручил на продажах своих приложений 14,6 млн рублей, из которых 8 млн обернулись чистой прибылью. В прошлом году оборот вырос до 20 миллионов.

Детали и сумму сделки стороны не раскрывают и, судя по данным системы «Контур.Фокус», сделка еще не закрыта.  Объем сделки невозможно оценить — из тех, кто разбирается, никто не рискнет называть цифры, потому что они могут различаться на порядок, высказал мнение на условиях анонимности один из участников рынка. «Непонятно, зачем „Яндекс“ их купил. Могут две причины быть: либо ради команды и продукта, как „Яндекс“ заявляет, либо увидели в них конкурента, который замещает ПО „Яндекса“ для таксистов. В последнем случае решили, что проще купить команду, чем бороться за рынок», — рассуждает эксперт. 

«Оптеум» был создан Александром Пьяновым (на фото) и Булатом Фазлеевым в 2012 году. Изначально компания зашла в челнинский IT-парк как резидент бизнес-инкубатора «Оптеум» был создан Александром Пьяновым (на фото) и Булатом Фазлеевым в 2012 году. Изначально компания зашла в челнинский IT-парк как резидент бизнес-инкубатора

РЫНКИ МОЛОДЫХ

«Оптеум» был создан Пьяновым и Фазлеевым в 2012 году. Изначально компания зашла в челнинский IT-парк как резидент бизнес-инкубатора. Работу над сервисом для таксистов партнеры начали за несколько месяцев до того, как Пьянову попалась анкета IT-парка, искавшего талантливых программистов. На тот момент рынок еще не знал облачных решений для таксопарков, диспетчеры пользовались сложным и дорогим корпоративным ПО, так что проект пришелся ко двору. В декабре того же года резидент получил первые подъемные, выиграв один из 30 грантов инвестиционного венчурного фонда РТ в размере 2 млн рублей. Тогда же «Оптеум» принял участие в международном инвестфоруме Web Ready вместе с еще 583 участниками из 13 стран и прошел в шорт-лист, хотя грант челнинцам в итоге и не достался.

В 2013 году системой «Оптеума» пользовались около 100 автомобилей такси в Набережных Челнах, а презентацию сервиса, оптимизированного под грузоперевозчиков, посмотрел начальник департамента транспортной логистики КАМАЗа Андрей Сурин. Как сообщил «БИЗНЕС Online» Пьянов, сотрудничество с КАМАЗом состоялось, но ограничилось разовым заказом. Летом того же года сервис Opteum начал продаваться в странах СНГ. Первыми зарубежными клиентами стали таксопарки крупных городов Казахстана и Украины, в общей сложности 250 автомобилей. На следующий год «Оптеум» вошел в портфель инвесткомпании RWM Capital, которая вложила в проект $200 тыс. и, соответственно, вошла в долю к челнинцам.

Год назад от оперативной работы с командой отошел по собственной инициативе Фазлеев, оставив за собой долю в бизнесе, а Пьянов в феврале этого года, уже с шестилетним опытом за плечами, в публикациях сайта IT-парка поделился навыками монетизации на рынке, который по-прежнему остается terra incognita для предпринимателей старой закалки.

По словам Пьянова, первые годы «Оптеум» торговал практически без рентабельности: стоимость привлечения клиента, запуска и обслуживания равнялась прибыли По словам Пьянова, первые годы «Оптеум» торговал практически без рентабельности: стоимость привлечения клиента, запуска и обслуживания равнялась прибыли Фото: скриншот

Пьянов рассказал, как строятся B2B продажи в SaaS-сервисах. «Если вам пришла невероятная идея, идите к клиентам и предлагайте использовать продукт, — советовал тогда директор „Оптеума“. — Это типичный customer development. Одно отличие — оплату необходимо получить сразу после предложения, даже если самого продукта еще не существует. SaaS — это быстрая история: сегодня можно придумать идею, завтра сделать прототип, послезавтра — продать. Клиент, скорее всего, развернет вас при первом визите, но, по крайне мере, вы получите подтверждение проблемы и обратную связь».

По словам Пьянова, первые годы «Оптеум» торговал практически без рентабельности: стоимость привлечения клиента, запуска и обслуживания равнялась прибыли. Компания, условно говоря, утром рекламировала продукт, вечером продавала, не вдаваясь в дебри аналитики. «Год назад мы отключили рекламные каналы, сделав ставку на прямые продажи. У нас была подтвержденная ценность, поэтому ставка сработала. Идеальный скрипт, методика и знание продукта позволяет нашим менеджерам в худшем случае из 100 звонков совершать пять продаж. С этим мы пришли к росту в 22 раза за один год. Метрики я просматриваю ежедневно. DRR (Daily Recuring Revenue) — это ежедневный мониторинг: сколько средств списалось со всех клиентов за один день. MRR (Monthly Recurring Revenue) — ежемесячный мониторинг, сколько заработали с подписок за месяц. CAC (Customer Acquisition Cost) — можно сказать, решающая метрика, особенно в SaaS. Это сколько вам стоит привлечь одного клиента. LTV (Live Time Value) — сколько вам клиент принесет денег за все время сотрудничества с ним. Чем выше LTV и чем ниже CAC, тем быстрее растет ваша прибыль. ARPU (Average Revenue Per User) — сколько денег приносит клиент за определенный отрезок времени. Churn rate — цифры, которые показывают, насколько быстро отваливаются ваши клиенты. Темп роста MRR — для понимания масштабов проекта и роста. Контроль воронки — чтобы люди не работали впустую, следите за всеми процессами».

На данный момент команда «Оптеума» сформирована 11 специалистами, включая руководителя.

В общей сложности сервис «Яндекса» охватывает сегодня около 130 городов России, стран СНГ и Прибалтики, работает в Сербии. К агрегатору подключено свыше 200 тыс. водителей В общей сложности сервис «Яндекса» охватывает сегодня около 130 городов России, стран СНГ и Прибалтики, работает в Сербии. К агрегатору подключено свыше 200 тыс. водителей Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЯНДЕКС.ТАКСИ» ЗАЕДЕТ В IT-ПАРК

В «Яндекс.Такси» не стали комментировать сделку, представитель компании Дарья Тросникова пояснила лишь, что после сделки на базе офиса «Оптеума» будет создан новый офис «Яндекс.Такси» в Челнах. Поясним, что в городе на данный момент «Яндекс.Такси» представляет в первую очередь официальный партнер — служба заказа такси «Мерси», не считая около 30 таксопарков, работающих с агрегатором федерального сервиса. Старший менеджер ООО «Мерси» Артур Сафин пояснил «БИЗНЕС Online», что для них в связи с появлением нового офиса «Яндекс.Такси» ничего не изменится: компания продолжит работать в прежнем режиме.

В общей сложности сервис «Яндекса» охватывает сегодня около 130 городов России, стран СНГ и Прибалтики, работает в Сербии. К агрегатору подключено свыше 200 тыс. водителей. Впервые сервис был запущен в октябре 2011 года под руководством Льва Воложа — сына сооснователя «Яндекса» Аркадия Воложа. В 2014 году гендиректором «Яндекс.Такси» стал Худавердян. Еще год спустя «Яндекс.Такси» выкупил сервис «Рос.Такси», который стал основой нынешней платформы «Яндекс.Таксометр» — этим приложением водители пользуются и поныне. Тогда же, в 2015 году сервис отделился в самостоятельное юрлицо, гендиректором которого остался Худавердян.

Помимо основного направления деятельности — диспетчеризации такси — имиджевым проектом компании стал собственный беспилотник на базе гибридного хэтчбека Toyota Prius, который впервые был презентован год назад, а этим летом проехал за 11 часов 780 км от Москвы до Казани. Водитель, правда, сидел за рулем, но, как утверждает «Яндекс.Такси», 99% пути машина преодолела без участия пилота, он лишь наблюдал за ситуацией.


Большим событием для компании стало слияние с аналогичным сервисом Uber в июле 2017 года. Тогда «Яндекс» вложил в новую структуру $100 млн, а Uber — $225 млн, при этом 59,3% компании осталось за «Яндексом», 36,6% забрал Uber, и еще 4,1% отошло сотрудникам. Сам созданный актив оценивался в $3,7 миллиарда. Сегодня капитал «Яндекс.Такси» целиком хранится в офшоре: 99,9% принадлежит «Яндекс.Такси Б.В.» и 0,1% — «Яндекс.Такси Холдинг Б.В.», обе компании прописаны в Нидерландах.

Расходы на слияние с Uber и на экспансию сервиса сказались на финансовых показателях «Яндекс.Такси». Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», прошлый год компания завершила с чистым убытком 5,8 млрд рублей, однако выручка выросла более чем в два раза — до 9 млрд рублей. Впрочем, убыточным «Яндекс.Такси» был и прежде — в 2016 году он ушел в минус на 740 млн рублей.

На сегодняшний день, как сообщили «БИЗНЕС Online» в PR-службе IT-парка, челнинская площадка насчитывает 76 компаний-резидентов, и еще 21 резидент размещен в бизнес-инкубаторе На сегодняшний день, как сообщили «БИЗНЕС Online» в PR-службе IT-парка, челнинская площадка насчитывает 76 компаний-резидентов, и еще 21 резидент размещен в бизнес-инкубаторе Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАТАРСТАНСКИЕ ВЫПУСКНИКИ

На сегодняшний день, как сообщили «БИЗНЕС Online» в PR-службе IT-парка, челнинская площадка насчитывает 76 компаний-резидентов (в Казани — 67), и еще 21 резидент размещен в бизнес-инкубаторе, из которого три года назад вышел и «Оптеум» (в Казани — 20). За прошлый год арендаторы обеих площадок в совокупности выручили 12 млрд рублей, из которых 364 млн рублей принес экспорт продуктов.

Всего за шесть лет работы бизнес-инкубаторов их стартапы сумели привлечь порядка 700 млн рублей инвестиций в свой бизнес. К примеру, в 2015 году команда челнинского проекта Agelon, придумавшая сервис для маркетинговых и социологических исследований, создала СП с российским исследовательским агентством стоимостью около $100 тысяч. Кроме того, Agelon получал гранты от Microsoft в размере $120 тыс. и от венчурного фонда Pulsar Venture Capital. Сейчас СП работает из Челнов, Москвы и Челябинска, позволяя находить целевую аудиторию для исследований в любой точке мира через «ВКонтакте» и «Фейсбук».

Вообще, бизнес-инкубатор IT-парка — обеих его площадок — вывел на рынки не один десяток компаний, которые не нуждаются в контактах с крупным бизнесом, однако их можно считать состоявшимися. Перечислим несколько для примера. Челнинский проект Boxglass вышел из инкубирования в открытое плавание в прошлом году с производством очков виртуальной реальности и созданием контента для них. Сегодня очки продаются в пяти странах, среди клиентов — Burger King, «Яндекс», Google.

Digital Loyalty System — ветеран, покинувший казанский бизнес-инкубатор в 2012 году. Разработчики реализовали систему идентификации покупателей с тем, чтобы маркетологи розницы могли предоставить клиентам персональные условия шопинга. Сейчас DLS работает в Татарстане, Башкортостане и Москве, сотрудничая с банками ВТБ 24, «Русский Стандарт», Ак Барс, «Аверс», «Девон-Кредит», «Зенит». У компании офис в Москве и вскоре она выйдет на глобальный рынок, для этого уже получены четыре международных патента. Выручка за 2016 год составила 259,4 млн рублей, чистая прибыль — 17,7 миллиона.

Тоже казанский выпускник и сверстник DLS, проект «Эйдос-Медицина», производит медицинские тренажеры-симуляторы и является крупнейшим резидентом кластера «БиоМед» «Сколково». Это единственный разработчик и серийный производитель медицинских симуляторов в СНГ. В 2016 году компания возглавила рейтинг наиболее быстрорастущих компаний в России. Сегодня она поставляет свое оборудование в Европу, Азию, США и страны СНГ. За 2016 год компания выручила 386 млн рублей, практически половина оборота стала чистой прибылью.

Челнинский «Симкомат», выйдя из инкубационного периода в 2015 году, сегодня поставляет оборудование для идентификации личности абонентов связи без паспорта в 8 стран, среди которых Чехия, Северный Кипр, Камерун. Сейчас ожидаются поставки по договорам с Индией, Испанией, ОАЭ и другими странами.

Eggs TV, начинавший в Казани, придумал конструктор собственного телевидения для сферы услуг и ретейла, которое работает через социальные сети. Для чего это нужно, понять сложно, однако к Eggs TV подключены 107 компаний в 11 регионах России, среди них: медцентры «Мать и Дитя», фитнес-клубы Gold's Fitness, последние договоры заключены с федеральной сетью пиццерий Papa Johns и супермаркетами «Азбука Вкуса». За 2016 год компания показала оборот в 4,5 млн рублей, причем с небольшим убытком, но и создана компания была всего за год до этого.

Хорошо известна водителям система «Автодория», также разработанная в казанском IT-парке. Широкое внедрение этого оборудования часто объясняют близостью компании к экс-главе минкомсвязи РФ Николаю Никифорову, однако технических нареканий к работе «Автодории» не было, а применяется система в 23 регионах России — с ее помощью ГИБДД штрафует за превышение скорости. Правда, Москва, где было установлено 14 таких комплексов, прошлой осенью отказалась от казанского продукта, но без претензий к производителю и разработчику ПО — тут скорее вопрос политический.

Как утверждает PR-служба казанского IT-парка, мало кто из резидентов после выхода из бизнес-инкубатора покидает Татарстан, а если и уезжают, то на родину — в Красноярск, Пермь, Омск, сохраняя связь с Казанью и Челнами. Большинство выпускников либо становятся полноценными арендаторами технопарка, либо открывают свои офисы в республике.