Третий дом (слева) готов на 90% — но сдать его не могут, поскольку часть инвесторов заявила о несогласии перевода домов в ЖСК Третий дом «Симфонии» (слева) готов на 90%, но сдать его не могут, поскольку часть инвесторов заявили о несогласии перевода домов в ЖСК Фото: Дмитрий Катаргин

ИЗ-ЗА ПРЕТЕНЗИЙ ИНВЕСТОРОВ КВАРТИР С ГРОМКИМИ ФАМИЛИЯМИ ЗАМОРАЖИВАЕТСЯ ДВА ДОМА В ЖК «СИМФОНИЯ-ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Почти достроенный дом, свежий, только что уложенный асфальт и работающие краны встречали сегодня утром участников традиционного совещания на стройплощадке ЖК «Симфония-Возрождение». Дольщиков, впрочем, было раз, два и обчелся. Люди, по всей видимости, успокоенные успешным ходом достройки домов, не сочли нужным поинтересоваться процессом. Однако здесь назревает скандал: практически достроенный дом №3 сдать в срок (ранее называли ноябрь этого года), возможно, и не удастся, а дом №4, где с момента последней встречи с дольщиками в июне «Бриз» успел возвести еще три этажа монолитного каркаса, и вовсе приостанавливается. Об этом сообщил первый замруководителя исполкома Азат Нигматзянов

Как пояснила Гульгена Замалиева (справа), часть дольщиков — собственники семи квартир — возражают против передачи имущества домов №3 и №4 в созданный жилищно-строительный кооперативФото: Дмитрий Катаргин

В чем причина? Как пояснила представитель конкурсного управляющего Гульгена Замалиева, часть дольщиков — собственники семи квартир (всего в двух домах 360 квартир) — обратились с заявлениями в Арбитражный суд РТ. Они возражают против передачи имущества домов №3 и №4 в созданный жилищно-строительный кооператив (ЖСК). Напомним, в ноябре прошлого года дольщики «Фон-Ривьеры» после долгого совещания договорились о его создании, было собрано 75% голосов. СК «Бриз» предложила достроить дома с условием дополнительного финансирования со стороны дольщиков — 12 тыс. рублей с квадратного метра в 3-м доме, 15 тыс. — в 4-м, и строительство началось. Дом №3 практически готов, как сегодня сообщил гендиректор «Бриза» Андрей Беляков, остались внутренние работы, благоустройство, степень готовности составляет примерно 90%. Все это, по словам Нигматзянова, можно сделать дней за 10 — «если строители упрутся». Затем дом можно сдавать, и уже осенью люди получили бы ключи. Всего, как сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель управления жилищной политики исполкома Марсель Абдулхаков, в обоих домах купил будущее жилье 341 человек — разумеется, есть и такие, кто имеет по несколько квартир. 

Дом №4, где с момента последней встречи с дольщиками в июне «Бриз» успел возвести еще три этажа монолитного каркаса, и вовсе приостанавливается Дом №4, где с момента последней встречи с дольщиками в июне «Бриз» успел возвести еще три этажа монолитного каркаса, и вовсе приостанавливается Фото: Дмитрий Катаргин

Представитель инициативной группы дольщиков Ирина Суворова попросила назвать «героев дня» — тех, кто тормозит процесс. Замалиева озвучила несколько фамилий, в числе которых оказались, к примеру, Владислав Гольдман и Александр Геллер. Также в числе истцов — некие Екатерина Гайнутдинова, Рустам Гарифуллин, Марина Галиева и Дамир Алиев. В основном они имеют права по одной квартире в строящихся домах.

«Мы не знаем их мотивации, — добавила она. — В своих заявлениях они лишь отмечают, что считают нецелесообразным передавать имущество в ЖСК, достройку должно вести ООО „Фон-Ривьера“. Однако у компании нет такой возможности». По словам Замалиевой, в рамках старой редакции закона, по которой идет банкротство компании, достройка домов может вестись по двум схемам: или с созданием ЖСК — в этом случае дольщики сохраняют максимальную стоимость своих вложений; или через реализацию имущества посредством аукциона — в этом случае дольщики могут рассчитывать примерно на 25% вырученных средств, поскольку есть другие кредиторы. Дома, безусловно, чего-то стоят. Однако на торгах цена имущества может оказаться значительно ниже вложенных когда-то средств, а у компании «Фон-Ривьера» 2 млрд рублей долгов, и другие кредиторы вправе рассчитывать на свою долю, пояснила Замалиева. Стоит добавить, что здесь даже нет договоров долевого участия, нет их регистрации в Регпалате. И людям, на руках которых предварительные инвестиционные договоры, приходится добиваться признания своих прав через суд.

Со ссылкой на экспертную оценку Нигматзянов добавил, что в случае реализации объектов с торгов дольщики смогут получить по 2 тыс. рублей на «квадрат» своих квартир. Вот такая альтернатива. Для третьего дома может получиться так, что дольщики будут ходить вокруг своих квартир, но так и не смогут в них зайти: сдать дом без передачи его в ЖСК не удастся. 

В ноябре прошлого года дольщики «Фон-Ривьера» после долгого совещания договорились о создании жилищно-строительного кооператива В ноябре прошлого года дольщики «Фон-Ривьеры» после долгого совещания договорились о создании жилищно-строительного кооператива Фото: «БИЗНЕС Online»

Суд по передаче домов в ЖСК намечен на 28 августа, и Замалиева обратилась к дольщикам с просьбой поддержать ходатайство конкурсного управляющего. 

Что с другими домами в этом ЖК? «Объекты №6 и №7 строятся», — сказал Беляков. Действительно, над «подковой» с другой стороны комплекса, по наблюдениям корреспондента «БИЗНЕС Online», работает три крана, строится монолит, а стоящий рядом дом уже обшивается утеплителем. Их «замораживать», естественно, не будут. 

Что с другими домами в этом ЖК? Объекты №6 и 7 строятся, сказал Беляков. Действительно — над «подковой» с другой стороны комплекса, по наблюдениям корреспондента «БИЗНЕС Online», работают три крана, строится монолит Что с другими домами в этом ЖК? «Объекты №6 и №7 строятся», — сказал Беляков. Действительно, над «подковой» с другой стороны комплекса, по наблюдениям корреспондента «БИЗНЕС Online», работает три крана, строится монолит Фото: Дмитрий Катаргин

ГОЛЬДМАН И ГЕЛЛЕР ПРОТИВ ПЕРЕПЛАТ И ТРЕБУЮТ ГАРАНТИЙ

Из-за чего возникло противостояние? Дело в том, что конкурсный управляющий ООО «Фон-Ривьера» Ильфар Сабиров в рамках банкротного дела подал заявление о передаче спорных двух домов (№2 и №3 в ЖК «Симфония») в ЖСК. Одно из заявлений по дому №3 можно найти на сайте арбитража. 

Несколько дольщиков, как уже было сказано, против, причем, судя по всему, это единая, сплоченная группа. «БИЗНЕС Online» выяснил, что часть упомянутых выше истцов имеют отношение к юридическому центру «Статус Кво». Гарифуллин является его генеральным директором, Галиева — консультант по бухучету и налогообложению компании. Кроме того, интересы всех несогласных дольщиков также представляет сотрудник данной компании. Более того, Гарифуллин был участником как минимум одного суда совместно с Геллером: Александр Яковлевич подарил ему долю в одной из компаний. Так что они, надо полагать, хорошо знакомы.

Прослеживается связь также между Гольдманом и Геллером. Они являются соучредителями в фирме ООО «ЭТБ» (у него — 20% доли в УК, у Александра Геллера — 5%) с приличным показателями на конец 2016 года: чистая прибыль — 284 млн рублей. Компания является оператором электронной торговой площадки, через которую, как писали СМИ, проходит и оборонка. Александр Геллер в интернете также упоминался как исполнительный директор ООО «ЭТП». На данный момент сын директора агентства по госзаказу Республики Татарстан Якова Геллера указан также как руководитель и учредитель (52% в УК) в ООО «Фелис», специализирующемся на разработке программного обеспечения (чистая прибыль на 2016 год — 2,8 млн рублей).

Владислав Гольдман — фигура непубличная, но примечательная. В дни падения ТФБ он участвовал в операциях по перечислениям ипотечному агентству РТ суммы в размере 108,5 млн рублей с открытого в ТФБ счета. Тогда агентство по страхованию вкладов (АСВ) объявило, что данная сделка была признана недействительной. Сам факт того, что перевод произошел 13 декабря — за два дня до перехода банка под контроль агентства страхования вкладов, говорит о многом. 

Кроме того, в банкротном деле «Фон-Ривьеры» удалось найти определение о включении в реестр требований о передаче жилых помещений данного ООО требования Гольдмана о передаче 7 квартир по 98–99 кв. м площади, расположенных в Казани, на улице Павлюхина. Цена каждой квартиры оценивалась в районе 3,5 млн рублей (то есть около 35 тыс. рублей за «квадрат»). Интересно, что за мелкими нюансами все номера и метражи данных семи квартир совпадают с теми квартирами, на которые претенденты сейчас возражают против передачи в ЖСК, а в некоторых прямо указано, что они уступлены первоначальным собственником Гольдманом (в том числе и в отношении Геллера). Наши источники отмечают, что квартиры были уступлены, в том числе и с дисконтом, из-за нежелания первоначального собственника держать средства «замороженными».

Таким образом, можно сделать вывод, что вся эта группа лиц фактически знакома между собой как минимум и ведет общие дела как максимум.

Суть всех заявлений одинкова. Заявители считают, что обязательства по завершению строительства должно быть выполнено непосредственно ООО «Фон-Ривьера» без передачи прав застройщика жилищно-строительному кооперативу «Мы возражаем против процесса передачи обоих домов, хотим, чтобы достроил «Фон» Фото: Дмитрий Катаргин

ПОЗИЦИЯ ИНВЕСТОРОВ: «ДА, ВЛАСТИ «БРИЗУ» ПОМОГАЮТ, ЭТО ХОРОШО, НО МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НЕТ. ПОЧЕМУ ДРУГИМ ДОЛЬЩИКАМ СРЕДСТВА ВЫДЕЛЯЮТ, А НАМ — НЕТ?»

Александр Геллер пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что вопросы Жилищного кодекса РФ требуют особой подкованности, поэтому он нанял юристов, представляющих сейчас его интересы в суде. Утверждения о том, что их возражения могут явиться причиной задержки сдачи дома в эксплуатацию, Геллер подвергает сомнению, отмечая заинтересованность оппонентов в переводе объектов в ЖСК. «Они не приводят документов в обоснование своей позиции, поэтому я не доверяю их голословным утверждениям», — заметил он.  

Юрист центра «Статус Кво» Степан Леонтьев подтвердил «БИЗНЕС Online», что представляет интересы дольщиков, возражающих против передачи домов в ЖСК. В числе его клиентов несколько физлиц (в том числе Гольдман и Геллерприм. ред.), а также компания «Акведук» (которой должны квартиру еще за выполнение проектных работ по дому). В основном квартиры дольщиков находится в доме №3, один имеет права на квартиру в доме №4, при этом все данные лица включены в реестр передачи жилых помещений банкротящегося ООО «Фон-Ривьера». «Мы возражаем против процесса передачи обоих домов, хотим, чтобы достроил „Фон“. На суд придем и выскажем свою позицию», — сказал юрист. Леонтьев описывает картину глазами несогласных дольщиков: «Для управляющего это очень выгодная сделка. Его банкрот должен нам готовые квартиры, а теперь фактически уменьшает реестр требований в свою пользу».

Вступление в ЖСК чревато двумя серьезными последствиями, продолжает юрист. Во-первых, на бумаге это означает застройку дома фактически силами жильцов и под их контролем. Но все понимают, что дольщики не профессионалы в строительстве. Хотя риски по строительству дома возьмут на себя жильцы, строить будет «Бриз», а бывшие уже дольщики от ситуации дистанцируются. Во-вторых, «Бриз», так или иначе, потребует дополнительных денег. И на текущем этапе сумма доплаты документально неизвестна, говорит он. «Какие-то пространные заявления есть, что 12 тысяч за „квадрат“, 15 есть, но документально это нигде не закреплено. Да, монолит стоит, но там много работ. Сколько они стоят — темная зона». От возможного увеличения цены ЖСК не дает никаких гарантий. «Закон о ЖСК говорит — вы сами свои проблемы решайте. То есть нас выводят из-под крыла закона о защите дольщиков. Когда станем кооперативом, мы возьмем на себя все риски, про нас все забудут — и всё», — описывает юрист опасения инвесторов. Хотя наличие практики перевода домов в ЖСК он признает, но считает, что это «для совсем проблемных домов, а у нас не такая ситуация».

«Откровенно говоря, мы ждем помощи со стороны правительства, хотя бы Татарстана, если не Российской Федерации. Потому что в какой-то степени помощь выделяется объектам, например свеевским, застройщики получают некоторые земли за счет достройки, а наша стройка попала на период экономического кризиса, и нам помощи особо не выделяется. Да, власти „Бризу“ помогают, дают зеленый свет по многим вопросам. Это хорошо, но материальной помощи нет. Почему некоторым дольщикам средства выделяются, а нам — нет? Нам говорят: „Идите в строительный кооператив и финансируйте сами на себя!“», — заключил Леонтьев.

Речь идет о зарегистрированном в июне «Республиканском фонде поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» (сокращенно — ФПД) под кураторством вице-премьера РТ Рустама Нигматуллина, которому правительство РТ планирует передать 15 земельных участков, а также предоставить субсидии живыми деньгами. 
 

По словам Нигматзянова, при благоприятных обстоятельствах сдать объект можно было и раньше По словам Нигматзянова, при благоприятных обстоятельствах сдать объект можно было и раньше Фото: Дмитрий Катаргин

О ЧЕМ ДОГОВАРИВАЛИСЬ «НА БЕРЕГУ»: СОЗДАЕМ ЖСК — ДОЛЬЩИКИ ДОПЛАЧИВАЮТ — «БРИЗ» СТРОИТ — ИСПОЛКОМ КОНТРОЛИРУЕТ — ДОМ СДАЕТСЯ РАНЬШЕ СРОКА

Какими были предыдущие договоренности? Напомним, что по дому №3 встреча дольщиков с застройщиком при участии первого замруководителя исполкома Азата Нигматзянова прошла в конце сентября 2017 года.

Схема предполагала создание жилищно-строительного кооператива и доплаты в размере 12 тыс. рублей. В этом случае «Бриз» брал на себя обязательства сдать дом №3 в ноябре 2018 года, а исполком со своей стороны должен контролировать сроки сдачи. Причем, по словам Нигматзянова, при благоприятных обстоятельствах сдать объект можно было и раньше. Представители инициативной группы вручили Нигматзянову протокол, в котором большинство дольщиков согласились на доплаты «согласно тому плану рассрочки, который обговаривался изначально».

Впрочем, стройка шла негладко: на доплаты согласилось хотя и большинство, но все же не все дольщики. В марте прозвучали тревожные новости: с января оплата со стороны дольщиков практически прекратилась, «Бриз» был вынужден предупредить о приостановке процесса из-за банального отзыва со стройплощадки башенного крана. «Я пытался убедить подрядчика по башенному крану, говорю: „Подожди немножко, достроим“. Он говорит: „Нет, за мной тоже коллектив, я должен этим людям что-то платить, поэтому оплачивайте“», — рассказал тогда первый замруководителя исполкома. По всей видимости, такая открытость в решении проблем сыграла свое, и строительство продолжилось.

Стройка шла не гладко: на доплаты согласились хотя и большинство, но все же не все дольщики Стройка шла негладко: на доплаты согласилось хотя и большинство, но все же не все дольщики Фото: «БИЗНЕС Online»

Дом №4 — фактически он представляет собой недостроенный «скелет» высотой около 7 этажей — «разморозился» в июне. В 180-квартирном доме распроданы все квартиры. Доплата должна составить 15 тыс. рублей с «квадрата», на достройку «Бриз» взял год. Работы начались, три этажа монолита появилось, но теперь, похоже, продолжать достройку бессмысленно — до тех пор, пока не будет решен вопрос с несогласными.

Причем примеры успешной достройки объектов — буквально по соседству. Это первый дом, который «Бриз» достроил еще в прошлом году. Решение о создании ЖСК далось людям очень непросто: прения шли несколько часов, но в итоге необходимое большинство было получено, люди поверили в предложенный механизм достройки. Арбитражный суд РТ передал имущественный комплекс дома из конкурсной массы «Фон-Ривьеры» в ЖСК «Возрождение-1». Дом планировалось сдать в июне 2018 года, но люди заселились в феврале. Теперь жители, должно быть, наблюдают за толпами своих коллег по несчастью из окон собственных квартир.