В поле зрения СК попала компания «ЛидерТранс» — один из крупных игроков федерального рынка грузоперевозок, чья база находится в Челнах. Следователи предполагают, что компания вот уже несколько лет уклоняется от уплаты налога на прибыль. Участники рынка, с которыми побеседовал «БИЗНЕС Online», считают, что за владельцем Михаилом Устюжаниным стоит некий тайный бенефициар из Москвы. Но главная загадка: как такая схема могла работать под носом у недавно переехавшей в Марий Эл Лилии Гатиной?
19 июля следователи отдела СК по автограду нагрянули с обысками в офис компании «ЛидерТранс»
В ПОИСКАХ СОМНИТЕЛЬНЫХ ФИРМ
19 июля следователи отдела СК по автограду нагрянули с обысками в офис одного из крупнейших грузоперевозчиков республики — ООО «Транспортно-экспедиционная компания „ЛидерТранс“». В тот же день следователи опросили владельца компании Михаила Устюжанина. По некоторым данным, Устюжанин сразу после беседы с силовиками покинул страну. Наши источники, близкие к правоохранительным органам, называют даже конкретное направление — бизнесмен мог улететь в Лос-Анджелес, где у него имеется квартира.
Поводом для следственных действий стало возбуждение уголовного дела по ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов»). К слову, ведет его заместитель начальника следственного отдела Станислав Зубов. Претензии следователей пока формально относятся не к «ЛидерТрансу», а к деятельности ряда других близких к нему организаций. В частности, как сообщает наш собеседник, следком расследует уклонение от уплаты налогов ООО «Авекс-Групп» и ООО «Транскомрессурс», которые имеют признаки классических однодневок. Обе фирмы зарегистрированы в Набережных Челнах, обе находятся в стадии ликвидации, но главное — выступали в качестве контрагентов «ЛидерТранса». По версии следствия, с их помощью только за первый квартал 2017 года в бюджет недоплачено 40 млн рублей, и это только вершина айсберга.
Информацию о фирмах следком получил в ФНС — якобы, когда налоговики пришли по адресам юридической регистрации фирм, они наткнулись на классическую картину: кресло, стул и монитор. «Очевидно, что фирмы-однодневки», — описывает наш источник. При этом, по данным «Контур.Фокус», выручка «Авекс-Групп» за 2016 год (последний отчетный период) составила 210 млн рублей, а «Транскомресурса» — почти 650 млн рублей. Прибыль же их за тот же период составила 479 и 930 тыс. рублей соответственно. Сейчас обе компании в стадии ликвидации.
По данным следствия, в конце каждого отчетного периода «ЛидерТранс» заключал договоры на оказание услуг с этими и другими подставными фирмами, занижая таким образом базу налога на прибыль. В том же 2016 году чистая прибыль компании, согласно данным «Контур.Фокус», составила всего 3,5 млн рублей при общем обороте в 1,4 млрд рублей.
После перечисления средств на счет подставной фирмы, уверены следователи, деньги либо снимали, либо заключали еще один договор оказания услуг со следующей подставной фирмой, чтобы увести следы: так описывает схему наш источник. Если в двери все же стучались сотрудники налоговой, то юрлицо-пустышка банкротилось, не оставляя после себя почти ничего: фирма не вела реальной хозяйственной деятельности, не владела активами или имуществом.
Как сообщает один из наших собеседников, в поле зрения СК находятся еще более десятка подобных фирм, среди которых, к примеру, ООО «Веландтрак», ООО «Прайсдеталь» или ООО «Юджинлогистик», зарегистрированные в Челнах. Эти фирмы сейчас так же плотно изучают сотрудники налоговой службы. Наш собеседник отмечает, что все эти фирмы использовали один IP-адрес, документы в налоговую приносил один и тот же представитель. Все это тоже косвенные признаки аффилированности. В ближайшее время налоговики планируют провести камеральную проверку этих юрлиц. Если взаимосвязь компании «ЛидерТранс» и ее контрагентов будет установлена, то сумма ущерба за три-четыре последних года, по оценкам нашего собеседника, может составить порядка 1 млрд рублей.
Связаться с Устюжаниным и самой компанией не удалось: единый телефон «ЛидерТранса», указанный на сайте фирмы, не отвечает. Не вышел на связь и директор «Лидер-Транса» Иван Гришин, он же, к слову, соучредитель общественной спортивной организации «Федерация бодибилдинга города Набережные Челны».
Поводом для следственных действий стало возбуждение уголовного дела по статье «Уклонение от уплаты налогов»
ОТ БАРА И «ГАЗЕЛИ» К СОТНЯМ ГРУЗОВИКОВ
Устюжанин — один из самых успешных и в то же время непубличных бизнесменов Закамья. В нулевых он, утверждают наши собеседники, работал простым барменом в одном из клубов автограда, а спустя всего десятилетие уже управляет компанией с оборотом в 1,4 млрд рублей в год, в штате которой, как указано на официальном сайте, около 1,5 тыс. сотрудников, управляющих не менее чем тысячей автопоездов.
«Я знаю, что в свое время у него была своя „газель“, вот он на ней и подрядился на „Челны-Бройлере“ подрабатывать, развозил по городу курятину, — вспоминает один из участников рынка перевозок. — Так в автобизнес и пришел... Сначала у него было 20 машин, потом 50, потом 100 автопоездов. И я знаю, что он еще в 2010 году ставил цель довести количество машин до тысячи», — рассказал наш собеседник.
Впрочем, в таланты Устюжанина он не верит. «Насколько я знаю, настоящие хозяева „ЛидерТранса“ сидят в Москве. Устюжанин — номинальный учредитель, он точно не хозяин этой фирмы. У него просто очень хорошо подвешен язык. За счет этой своей способности он и добивается своих целей. Я не думаю, что в Москве ты пришел и тебе сразу за красивые глазки дадут заказы. Там есть какие-то влиятельные покровители, сто процентов...» — говорит один участник рынка.
Связаться с Устюжаниным и самой компанией не удалось. Не вышел на связь и директор «Лидер-Транса» Иван Гришин
По слухам, сам бизнесмен в разговорах с коллегами и не скрывает, что на самом деле главный бенефициар не он, а влиятельный тесть. Кто это — наши собеседники, к сожалению, не уточняют.
В публичном пространстве Устюжанин засветился лишь однажды, осенью 2016 года, когда СП КАМАЗа и Daimler Benz — завод «Даймлер КАМАЗ Рус», расположенный на площадях индустриального парка «КИП-Мастер», — праздновало выпуск 10-тысячного грузовика Mercedes российской сборки. Гендиректор завода Хайко Шульце лично вручил Устюжанину символический ключ от тягача и сертификат, подтверждающий, что сошедший со стапелей завода большегруз действительно юбилейный.
По словам участников рынка грузоперевозок, «ЛидерТранс» считается «одним из лидеров российского сегмента FTL (перевозки целыми фурами — прим. ред.)». Довольно большой сегмент в деятельности компании занимает перевозка грузов рефрижераторами. Клиентами перевозчика-экспедитора выступают компании, работающие в отраслях розничной торговли и ТНП, машиностроения, металлургии, химической промышленности и нефтегазового сектора. До недавнего времени, по словам наших собеседников, своей собственной базы у «ЛидерТранса» в Челнах не было, но затем она то ли взяла в аренду, то ли выкупила площади базы «М7».
В публичном пространстве Устюжанин (второй слева) засветился лишь однажды, когда СП КАМАЗа и Daimler Benz праздновали выпуск 10-тысячного грузовика Mercedes российской сборки
Также транспортники Челнов замечают одну особенность — якобы «Лидер-Транс», пользуясь своими большими оборотами, активно занимается перепродажей запасных частей, грузовых автомобилей и топлива. Пример — топливные карты «Газпромнефти».
«Им же для их автомобилей требуется достаточно большое количество топлива, и они договорились с „Газпромом“, что им топливо будут продавать с 10-процентной скидкой. А он это топливо затем перепродает, но уже с 7-процентной скидкой своим контрагентам. 3 процента оставляет себе. На этом тоже довольно много можно заработать» — говорит наш собеседник.
«Оптом у автопроизводителей закупает технику, а затем перепродает ее мелким частникам. Были прецеденты, когда он приходил к автопроизводителям — в Scania, в Volvo, в Mercedes, заключал крупный контракт на поставку техники, выбивал какие-то скидки и дальше перепродавал ее на рынке. После этого он, говорят, стал persona non grata в Scania, в Volvo. Mercedes вроде бы пока смотрит на это сквозь пальцы, терпит его. Была информация, что он начал DAF торговать и полуприцепами Schmitz», — замечает другой транспортник.
Совпадение или нет, но уголовное дело возбудили спустя месяц после ухода в отставку некогда всесильной руководительницы челнинской ФНС Лилии Гатиной
КАЗАЛОСЬ БЫ, ПРИ ЧЕМ ТУТ ГАТИНА?
Интересно, что конкуренты догадывались, что с соблюдением требований ФНС у быстро раскрутившегося Устюжанина не все гладко.
«То, что они лукаво играют с налогами, мы подозревали давно, — заявил „БИЗНЕС Online“ один из участников челнинского рынка грузоперевозок. — Просто их по „бубну“ еще не били за эти „схематозы“. Те, кого били, уже нормально играют. Но даже и те все равно так нагло все это не делали. Не платить — это сейчас почему-то считается своеобразным уровнем крутизны. Мы тоже знаем эти механизмы по уходу от налогов, думаю, даже лучше знаем. Но нужно платить налоги! И не только для того, чтобы спокойно спать», — заявил наш собеседник.
По словам участников рынка грузоперевозок, «ЛидерТранс» считается «одним из лидеров российского сегмента FTL»
Компания «Лидер-Транс» основана в 2009 году и до 2017 года была «прописана» в Челнах (сейчас она переехала в Москву). Совпадение или нет, но уголовное дело возбудили спустя месяц после ухода в отставку некогда всесильной руководительницы челнинской ФНС Лилии Гатиной. В середине июня она с почестями покинула свой пост, произнесла проникновенную и сплошь благодарственную речь во время делового понедельника и отправилась в Марий Эл, где возглавила целое региональное управление.
Гатина возглавляла налоговую инспекцию Набережных Челнов с 2003 года. Получается, если следком окажется прав, то миллиардное уклонение от уплаты налогов по грубейшей схеме происходило прямо у нее под носом. Неужели опытнейший налоговик, прославившаяся своей въедливостью, слона-то и не увидела?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 159
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.