«БУМЕР» СЕРГЕЯ ШНУРА ЗАЩИТИЛА ТАТАРСТАНСКАЯ ТАМОЖНЯ

Незаконное производство и распространение контрафактной продукции стали темой пресс-конференции, состоявшейся на днях в республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям. Чиновники и представители силовых структур рассказали, как идёт борьба на этом фронте. И признались, что эффективной работе мешают пробелы в законодательстве, пассивность правообладателей товарных знаков и… сами потребители.

60% НЕЗАКОННОЙ ПРОДУКЦИИ

На состоявшейся в минувший четверг пресс-конференции чиновники и представители правоохранительных структур рассказали, как в Татарстане ведется борьба с контрафактным товаром. В частности, заместитель начальника отдела развития потребительского рынка и услуг министерства промышленности и торговли Татьяна Мошнина сообщила, что для этой цели в республике создана межведомственная рабочая группа. Возглавляет её министр промышленности Равиль Зарипов. 22 марта состоялось заседание рабочей группы, на котором подводились итоги её деятельности в 2010 году. Так, сообщила Мошнина, в ходе более чем 10 тысяч проверок, проводимых на территории РТ контролирующими органами, в 60 процентах случаев была выявлена незаконная продукция. Индивидуальным предпринимателям и предприятиям было предъявлено штрафов на 2 млн рублей. Госалкогольинспекция провела 900 проверок и обнаружила товар с истекшим сроком действия на 850 тысяч рублей.

Из 18 тысяч проб продовольственного сырья и продуктов, проведённых управлением Роспотребнадзора, забракована 2161 партия объёмом 70 тонн необоротоспособного сырья и продуктов, в том числе четыре тонны продукции, завезённой из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Правоохранительные органы также не сидят без дела. По словам начальника оперативно-розыскной части №2 (по линии БЭП) МВД РТ Рамиля Гатауллина, в республике регулярно проводятся операции «Контрафакт» и «Сеть». В прошлом году подразделениями МВД было выявлено 112 преступлений в этой сфере (на 10 процентов больше, чем в прошлом году). И в этом году уже есть результаты: в первом квартале возбуждено 22 уголовных дела по статьям «нарушение авторских и смежных прав» и «незаконное использование товарных знаков». Гатауллин привёл конкретные примеры: республиканской полицией был обнаружен подпольный склад с аудиовизуальной продукцией, ущерб правообладателю составил 6 млн рублей.

Недавно возбуждено уголовное дело по совсем уж вопиющему факту. Некая компания выиграла тендер на поставку в медучреждения республики детских диетических смесей. Сначала фирма исправно поставляла легальный продукт, а потом решила не заморачиваться и сэкономить, организовав поставку контрафактных смесей. Сейчас по этому делу ведётся следствие.

«КАМАЗОВСКИЕ» ЗАПЧАСТИ ВЕЗУТ ИЗ КИТАЯ В ЧЕЛНЫ

Широкое поле деятельности у татарстанских таможенников, в чью компетенцию входит часть объектов интеллектуальной собственности: товарные знаки, объекты авторского права, наименование места происхождения. Любопытные примеры задержания контрафакта на таможне озвучила главный государственный таможенный инспектор отдела торговых ограничений и экспортного контроля татарстанской таможни Татьяна Ларина. Так, в феврале в татарстанскую таможню обратился с заявлением о защите авторских прав известный исполнитель Сергей Шнуров. Шнур пожаловался на некую компанию, изготовившую игрушку-мобильник, воспроизводящую музыку из кинофильма «Бумер», автором которой является он. Партия игрушек китайского происхождения в 1200 штук проходила через нашу таможню. Сейчас ведется расследование этого дела.

Отдельно для «БИЗНЕС Online» Ларина сообщила, что достаточно популярными до недавнего времени были подделки запчастей КАМАЗа.

– Было возбуждено несколько дел по поддельным запчастям КАМАЗа – на них стоял товарный значок в разных случаях латиницей и кириллицей. Поставки шли как экспортные, так и импортные, – рассказала Ларина. И сообщила совсем уж удивительную информацию – фальшивые запчасти шли из Китая как раз в Набережные Челны!

«ЧЁРНЫЙ» РЫНОК СТИМУЛИРУЮТ ПОКУПАТЕЛИ?

В ходе пресс-конференции была озвучена главная проблема, с которой сталкиваются все борцы с контрафактом: пассивность правообладателей товарных знаков. По закону, если от хозяина знака нет заявления о том, что на его право покусились, нет и предмета спора.

– Пока правообладатель не заявит о своих правах, – с огорчением констатировал директор ООО «Интеллект и право» Сергей Корсаков, – товар не может быть признан контрафактом. Бывали случаи, когда мы отправляли письма, что обнаружена подделка на товар, но и они остаются без внимания!

Честно говоря, это сообщение вызвало недоумение – если правообладателя мало волнует судьба его товарного знака, то к чему напрягаться государству в лице правоохранительных органов, различных межведомственных групп и т. д.? Понятно, если речь идёт о продуктах, лекарственных препаратах – всего, что может принести вред здоровью и жизни человека. Но какой беды можно ожидать от поддельных, скажем, дисков?

Тут же всплыла ещё одна тема: в том, что «чёрный» рынок процветает, виноваты не только его игроки, но и… покупатели. Об этом заявил Корсаков, когда журналисты поинтересовались, зачем, собственно, душить поддельщиков, если качество диска за 50 рублей мало чем отличается от качества лицензионного за 500? Покупателю-то от этого прямая выгода!

– В нашей стране законодательство такое – оно поощряет не реализатора, а покупателя, – высказал свою точку зрения Корсаков. И, увидев недоумённую реакцию журналистов, совсем уж резко добавил: «Вы поощряете нелегальный бизнес, который запрещён законом, вы нарушаете авторские права, грубо говоря, вы спонсируете деятельность «чёрного» рынка»! Я вот не покупаю контрафакт!»

И добавил, что может себе это позволить. Такие откровения неприятно удивили представителей СМИ, назревал скандал. Почувствовав это, Корсаков поспешил реабилитироваться: «Это менталитет России, есть уровень достатка, уровень бедности. Это экономические причины, пока мы их не решим, проблема так и останется…»

Елена Фадеева

Комментарий

Олег Афанасьев - директор департамента по информационной политике ОАО «КАМАЗ»:

– В последнее время поток контрафакта - во многом, наверное, благодаря борьбе правоохранительных органов - уменьшился. Хотя по-прежнему на рынок поступают контрафактные запчасти. Только за прошлый год мы выиграли порядка десяти судов с производителями и продавцами такой контрафактной продукции. По поводу китайских подделок я ничего сказать не могу, данных таких нет. Но у нас есть документальные подтверждения того, что в гаражах делается, или же есть такие вещи, когда вполне нормальные предприятия производят без нашего разрешения, по совершенно непонятным ГОСТам запчасти для автомобилей и выдают их за камазовские, с использованием нашего товарного знака.

Очень много фактов, когда люди или погибали из-за использования поддельных запчастей, или становились калеками. Представьте, что в рулевом управлении используется какой-нибудь рычаг, произведённый кустарным способом в каком-нибудь подвале. Рулевое или отрывается, или заклинивает. У нас есть случаи, когда правоохранительные органы обнаруживали производство отдельных редукторов, уже отслуживших свой срок. Их приводили в товарный вид и пускали на продажу. В результате их применения машина может стать неуправляемой. Что тут важно: если человек купил контрафактную деталь для двигателя, он просто потеряет двигатель. Критически важны рулевое управление, ходовая часть – там использование подделки может привести к трагедии. Сейчас мы видим, что с этим борются, подвижки к улучшению ситуации есть. Но она ещё далека от нормальной.