АЙДА ГУЛЯТЬ ПО РЕСТОРАНАМ КАЗАНИ

Сегодня аналитики компании «Яндекс» презентовали видео «Необычная Казань: чем этот город отличается от всех других». Ролик представляет собой информационную сводку из исследований поисковых запросов, касающихся столицы РТ. Начинается он с краткого диалога: 

— Алиса (поисковая система), любишь чак-чак? 

— Обожаю! 

Закадровый голос, озвучивающий мультипликационное видео, составленное из сменяющих друг друга картинок, рассказывает о том, что с августа 2016 по август 2017 года пользователи интернета спрашивали у поисковика про Казань 50 млн раз. Это не так много, если учитывать, что Москву искали 339 млн раз, а Санкт-Петербург — 78 млн раз. Размер города не имеет значения — немиллионный Краснодар забивали в строку поисковика 61 млн раз, а в адрес Сочи было 57 млн запросов. Впрочем, разрыв с традиционными курортами не так уж велик.

Кто ищет информацию о столице Татарстана? Оказывается, Казанью больше всего интересуются в Набережных Челнах, Нижнем Новгороде и Чебоксарах. Есть в этом списке Ижевск и Киров. А вот из самой Казани ищут Набережные Челны, Москву, Санкт-Петербург, а еще родину Ленина — Ульяновск и Сочи. 

Большинство из тех, кто вводит в поисковике слово «Казань», хочет посмотреть местные достопримечательности. Кроме того, им важно побывать на городских выставках и концертах. Вот лишь несколько топовых запросов: «мечеть кул шариф в Казани», «голубые озера Казань», «достопримечательности Казани куда сходить» и «хостелы в Казани». А еще те, кто собирается в наш город, часто спрашивают про аквапарк (они действительно популярны даже в тех городах, где такие объекты есть). Естественно, люди ищут Казанский кремль, нередко спрашивают про башню Сююмбике, Храм всех религий, мечеть Аль-Марджани, а из новых достопримечательностей интересуются Иннополисом и благоустроенными парками. 

«Яндекс» справедливо отмечает: в Казань можно ездить не только для того, чтобы посмотреть достопримечательности города с 1000-летней историей, но и для того, чтобы вкусно поесть. По данным компании, самые характерные блюда в запросах «Яндекса» из Татарстана — это «чак-чак», «манты» и пироги — «кыстыбый» и «губадия».

Больше, чем жители других городов, в Казани интересуются свой фигурой — спрашивают у поисковика, как стать «качками» или «стройными», а также хотят превратиться в футболистов и повеселеть. Среди интересантов также было много тех, кто в 2016–2017 году интересовался играми Кубка конфедераций и почему-то Универсиадой.

«Яндекс» отмечает: в Казань можно ездить не только для того, чтобы посмотреть достопримечательности города, но и для того, чтобы вкусно поестьФото: tourism.tatarstan.ru

«ПРЯМАЯ УЛИЦА МОЖЕТ ЗАГИБАТЬСЯ КОЧЕРГОЙ, А КРУГЛАЯ — ЛЕЖАТЬ КРЕСТОМ»

Отдельный кусок видео касается исследования, которое «Яндекс» проводил в мае этого года, — по городским улицам. Аналитики изучили «уличные» запросы жителей столицы республики и сравнили их формы. «Некоторым улицам дают названия, которые как будто должны говорить об их форме, — отмечают специалисты компании в своем аналитическом материале. — Например, Прямая, Круглая или Треугольная. Как будто — потому что в реальности дело иногда обстоит совсем иначе: Прямая улица может загибаться кочергой, а Круглая — лежать крестом».

Улиц с «круглыми» названиями в республике 12. Самая круглая из них — Танковое кольцо в Казани. Самая некруглая — Кольцевая улица в Альметьевске. Теперь о прямых и кривых улицах. В республике с таким названием их три, вернее, две улицы и один переулок. Они находятся в Набережных Челнах, Лениногорске и поселке Кзыл-Булгар — и все, по данным сервиса «Яндекс.Карты», действительно прямые. Улиц с «кривыми» названиями тоже три — Кривая улица и Кривой овраг в Казани и еще одна Кривая в селе Мульма.

Еще один рейтинг, который лег в основу видео, касается популярности вузов. Сейчас в Национальном топе российских университетов по версии «Интерфакса» 264 вуза. Казанский (Приволжский) федеральный университет занимает в этом списке 11-ю позицию. Однако, по данным «Яндекса», этот же вуз 5-й в образовательном хит-параде поисковика. Всего же в рейтинге «Яндекса» представлено семь казанских вузов и Университет Иннополис.

К сожалению, остальные учебные заведения Казани с большим отрывом отстают от КФУ. Тем не менее авторы аналитического материала отмечают, что вузы Казани популярны в целом по России. «На них приходится более 3 процентов всех поисковых запросов про российские университеты, — говорится в исследовании. — Чаще всего учебными заведениями Казани интересуются пользователи из Татарстана: Набережных Челнов, Нижнекамска и Альметьевска». 

Абсолютный лидер и в поиске «Яндекса», и в Национальном рейтинге университетов — Московский государственный университет. Почти 5% запросов про все вузы приходится на него. Еще одна любопытная часть исследования касается того, где хотят учиться жители Казани. На первом месте — МГУ, вторую позицию делят НИУ «Высшая школа экономики» и Санкт-Петербургский государственный университет. На третьем месте по популярности — Московский физико-технический институт.

Видеоролик «Яндекса» заканчивается фразой-признанием закадрового голоса: «Алиса, я тоже хочу в Казань». «Так поехали!» — предлагает ему голосовой помощник и прокладывает маршрут до столицы Татарстана. 

Большой интерес вызывало у пользователей интернета то, из каких стран прибыли болельщики на матчи, сколько иностранцев в городе, где они разместились, а также что они поют и кричатФото: «БИЗНЕС Online»

ЭФФЕКТ МУНДИАЛЯ В ПОИСКОВИКЕ

Напомним, ближе к концу чемпионата мира по футболу российский поисковик выпустил исследование, посвященное тому, как спортивный праздник отразился на интересах жителей страны и Татарстана. Десятку самых популярных матчей у казанцев возглавляло соперничество России и Саудовской Аравии, а топ-5 самых популярных футболистов, сформированный на основании запросов в поисковую систему, возглавил голкипер российской сборной Игорь Акинфеев. Вторым по популярности стал уроженец Бразилии Марио Фернандес, третьим — Артем Дзюба. Четвертым по популярности игроком в сердцах казанских болельщиков и болельщиц стал Денис Черышев, а единственным игроком, который занял последнее место по электронным симпатиям аудитории, стал капитан сборной Португалии Криштиану Роналду.

В Казани в дни матчей бары и букмекерские конторы показывали взрывную популярность. Большой интерес также вызывало у пользователей интернета то, из каких стран прибыли болельщики на матчи, сколько иностранцев в городе, где они разместились, а также что они поют и кричат.

Сами болельщики интересовались достопримечательностями в городах, где проходят матчи. К примеру, больше всего прибывшие в Питер туристы интересовались Исаакиевским собором, в Москве это был парк «Зарядье», а в Казани — Кремль. В Екатеринбурге преобладали запросы про «Ельцин-Центр», в Ростове — про зоопарк, а в Самаре — про бункер Сталина. 

Футбольная повестка практически полностью вытеснила другие интересы жителей Казани, тогда как в 2017 году их больше всего интересовали бытовые вопросы — введение штрафа за отсутствие на автомобиле знака «Шипы», банкротство банка «Спурт», «Синий кит» и «группы смерти», отмена обязательного изучения татарского языка в школах и авиагонки Red Bull Air Race в Казани. Также в Татарстане часто искали информацию о деятельности фонда по борьбе с коррупцией, скандале вокруг фильма «Матильда», теракте в метро Петербурга. Из местных событий жителей республики волновал сильный ураган в июне 2017 года и крупное ДТП в Заинском районе.