На 9% выросли продажи «КАМАЗов» за первое полугодие, однако в сухом остатке завод потерял за 6 месяцев 803 млн рублей — таков чистый убыток компании согласно отчетности по РСБУ На 9% выросли продажи «КАМАЗов» за первое полугодие, однако в сухом остатке завод потерял за 6 месяцев 803 млн рублей — таков чистый убыток компании согласно отчетности по РСБУ Фото: prav.tatarstan.ru

«ДЕРЖАТЬ СТАРУЮ ЦЕНУ, КОНЕЧНО, ДЛЯ КАМАЗА ЯВЛЯЕТСЯ ВЫНУЖДЕННОЙ МЕРОЙ»

Значительный убыток на фоне общего роста продаж показал КАМАЗ по итогам первого полугодия в отчетности по РСБУ, опубликованной в конце прошлой недели. Выручка по сравнению с тем же периодом прошлого года выросла более чем на 4,5 млрд рублей до 62,13 млрд, чистый убыток составил 803 млн рублей. В целом за полгода компания продала в общей сложности 15,5 тыс. грузовиков, из них 14,2 тыс. — в России. По сравнению с прибыльным полугодием прошлого года продажи выросли на 9%. В январе – июне 2017 года КАМАЗ, напомним, заработал 990 млн рублей чистой прибыли (а в 2016-м получил 1,9 млрд рублей убытка).

В одном релизе с отчетными цифрами КАМАЗ устами финансового директора Андрея Максимова дал и объяснение диссонансу финансовых показателей. Максимов пояснил, что маржа с продаж существенно сократилась в результате перехода производимых грузовиков на новый и теперь уже безальтернативный экологический класс «Евро-5». Этот стандарт, напомним, стал обязательным для производства и ввоза автомобилей в Россию с 1 января 2018 года согласно техрегламенту №609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

«Соответствие нормам класса „Евро-5“ привело к росту себестоимости производства из-за установки дорогих систем нейтрализации выхлопных газов, — пояснил Максимов, — однако КАМАЗ не стал увеличивать цену для потребителя, что и привело к снижению маржи». Еще одной причиной роста убытков Максимов обозначил не связанный с новым стандартом рост цен на графитовые электроды, производство которых с конца 2017 года подорожало в Китае, — тоже, кстати, из-за внутренних экологических требований. Цены на электроды, соответственно, повлияли на себестоимость камазовского литья.

Андрей Максимов пояснил, что маржа с продаж существенно сократилась в результате перехода производимых грузовиков на новый и теперь уже безальтернативный экологический класс «Евро-5» Андрей Максимов пояснил, что маржа с продаж существенно сократилась в результате перехода производимых грузовиков на новый и теперь уже безальтернативный экологический класс «Евро-5» Фото: «БИЗНЕС Online»

На КАМАЗе надеются, что со временем рост издержек от перехода на новый стандарт нивелируются. Как поясняет руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, при обновлении технологий для производителя важно пережить именно стартовый период. «Переход на более высокий евростандарт всегда сначала вызывает рост затрат, но к тому моменту, когда продукция выходит в серию, процессы оптимизируются и издержки постепенно снижаются», — отмечает руководитель пресс-службы.

Что касается цен, то поднимать их вслед за ростом себестоимости не позволяет «комплекс факторов». «Изменение цен на продукцию у нас определяет специальный комитет, однако в принципе стоимость грузовика зависит не только от затрат на его производство. На ценник больше влияет рыночная ситуация, позиции рубля, поэтому прогнозировать дальнейшее ценообразование, исходя из одной себестоимости, нельзя. Кроме того, есть продукты более маржинальные и менее — одни модели грузовиков дорожают, другие вместе с этим дешевеют в соответствии с политикой производителя. Общая стабильность цен — одно из главных преимуществ КАМАЗа на рынке», — говорит Афанасьев.

Насколько конкретно выросла себестоимость автомобилей в связи с переходом на «Евро-5», Афанасьев ответить затруднился — удорожание следует анализировать для каждой модели отдельно, однако спикер дал принципиальную оценку роста себестоимости в подобных условиях. По его словам, в среднем по всем моделям при переходе на новый стандарт затраты на производство увеличиваются на 15–20%.

Руководитель челнинского представительства инвестиционного холдинга «Финам» Виктор Разинков считает, что в актуальной ситуации производитель при всем желании не смог бы поиграть с ценником. «Автомобильный рынок сейчас сдувается, как и все остальное, — говорит Разинков в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ — Повышать цены на автомобили в этой ситуации вряд ли возможно — произойдет затоваривание складов. Реализация и без того плохая, а так она резко упадет. Поэтому держать старую цену, конечно, для КАМАЗа является вынужденной мерой. Ситуация может измениться только в том случае, если появится спрос на их грузовики — тогда цена будет однозначно поднята, но в данной ситуации поднимать ее нереально». Ведущий аналитик НИЦ «Неокономика» Александр Виноградов поддерживает коллегу. «Понятно, почему они не повышали цены, — делится Виноградов. — Если повысят, то на рынке их положение сразу ухудшится. Рынок сейчас тяжелый, сложный. Автомобили, конечно же, покупаются, но денег нет — приходится держаться».

Основные издержки завода (на сырье, материалы, запчасти, зарплату) выросли, согласно отчетности за январь-июнь 2018 года, на 13,9% до 57,5 млрд. рублей Основные издержки завода (на сырье, материалы, запчасти, зарплату) выросли, согласно отчетности за январь – июнь 2018 года, на 13,9% до 57,5 млрд рублей Фото: prav.tatarstan.ru

ПЛАН ПОЛУЧИТЬ ПРИБЫЛЬ СОХРАНЯЕТСЯ

Для полноты картины отметим, что, исходя из отчетности, смену топливного стандарта и удорожание электродов все же нельзя считать единственным определяющим фактором роста себестоимости. Основные издержки завода (на сырье, материалы, запчасти, зарплату) выросли, согласно отчетности за январь – июнь 2018 года, на 13,9% до 57,5 млрд рублей. В сборке многих моделей используются импортные комплектующие — к примеру, ими оснащен популярный тягач «КАМАЗ-5490», а российская валюта за первое полугодие заметно ослабла: на 14,7% до 71,9 рубля к евро и на 2,8% до 59,5 рубля к доллару США. На этом фоне ближайшие конкуренты КАМАЗа круто прибавили в продажах — борьба на рынке ожесточилась еще в 2017 году, где уж тут поднимать цену...

Тем не менее в комментарии финансового директора сквозит оптимизм: несмотря на убытки, годовой бизнес-план остается позитивным — реализация 43,1 тыс. грузовиков с ростом на 13% по сравнению с 2017 годом. По итогам 2018 года компания рассчитывает заработать 1,6 млрд рублей чистой прибыли по МСФО (с учетом дочерних компаний).

Сократить в этом году автопроизводителю удалось коммерческие расходы (хранение, транспортировка, сбыт) — на 17,5% до 2,02 млрд рублей, хотя это и не спасло от констатации операционного убытка по итогам полугодия на 234 млн. рублей. В отчете прошлого года показатель составлял 1,9 млрд рублей операционной прибыли. Проценты к выплате по обязательствам подросли на 618 млн до 2,6 млрд рублей, а сальдо процентов к получению и выплате ухудшилось на 797 млн рублей.

На 1,05 млрд рублей улучшилось сальдо прочих расходов и доходов, в которые могут быть зашиты как курсовые разницы, так и, к примеру, безвозмездная помощь заводу. Любопытно, что годом ранее КАМАЗ детализировал ежеквартальные субсидии, основной объем которых приходился на возмещение утилизационного сбора, однако уже по итогам 2017 года от детализации госпомощи в отчетах отказались. В совокупности КАМАЗ за 2017 год получил порядка 25 млрд рублей от государства в той или иной форме.