. Как сообщил Рустам Минниханов, выступая на заседании совета при президенте РФ по развитию физкультуры и спорта, на продаже пива в Казани удалось заработать 89 млн рублей Фото: ©Алексей Никольский, РИА «Новости»

НИКАКИХ ЭКСЦЕССОВ, НИКАКИХ ПРОБЛЕМ

Как сообщил президент Татарстана Рустам Минниханов, выступая вчера в Калининграде на заседании совета при президенте РФ по развитию физкультуры и спорта, на продаже пива в Казани удалось заработать 89 млн рублей. «Никаких эксцессов, никаких проблем [в связи с продажей пива] не было, — заверил Минниханов.  — Просил бы посмотреть... Во-первых, все-таки мужчина любит пиво, а во-вторых, все-таки продукт...»

На этом моменте президента РТ прервал Владимир Путин.

«Не все [пьют пиво], в Татарстане, может, больше любят», — сказал он.

«Мне, конечно, стыдно говорить как мусульманину про пиво, но я забочусь о наших братьях, православных...» — под одобрительный смех зала заметил Минниханов. Путин сказал: «Ну раз мусульмане просят, посмотрим». Все прочли этот месседж однозначно: пиво вернут на стадионы.

В ФИФА вопрос об алкогольной продукции в последнее время не обсуждается, так как Anheuser-Busch InBev давно находится среди спонсоров федерации. Эта американская компания занимается производством слабоалкогольного напитка под некоторыми брендами, в том числе и в России.

На чемпионате мира в Бразилии четыре года назад принимающая страна не хотела разрешать продажу пива во время матчей. В стране также запрещалось продавать алкоголь на играх местного чемпионата из-за опасности беспорядков среди футбольных ультрас. Но тогда представитель ФИФА практически в ультимативной форме заявил, что «алкогольные напитки — это часть чемпионата мира» и вопрос о продаже даже не обсуждается: продавать будут, хочет этого Бразилия или нет.

Перед ЧМ в России ФИФА, во-первых, столкнулась с репутационными проблемами из-за коррупционных скандалов и вряд ли хотела расставаться с кем-либо из спонсоров, ведь не факт, что получилось бы найти новых. Во-вторых, торговая марка слабоалкогольного напитка подготовила самую масштабную рекламную кампанию в своей истории, как говорят ее представители. Если вы смотрели телетрансляции матчей ЧМ-2018, то наверняка видели рекламу пива с летающими дронами.

Поэтому ФИФА осталась непреклонна в вопросах продажи алкогольных напитков. Еще в 2013 году президент РФ подписал федеральный закон, который допускал розничную продажу алкоголя, реализуемую федерацией и ее партнерами. Когда возникали проблемы (например, в Ростове никак не хотели разрешать продажу), ФИФА просто ссылалась на это решение.

. Владимир Путин во время заседания несколько раз напомнил, что важно выработать концепцию наследия ЧМ-2018
Фото: kremlin.ru

В Казани на время матчей ЧМ-2018 было введено 8 запретных зон для продажи алкоголя. Это вдвое больше, чем на Кубке конфедераций, который проходил годом ранее. Тем не менее на стадионе и на фан-зоне пиво было доступно. У болельщиков даже появилась забава: они стали коллекционировать фирменные стаканчики с каждой казанской игры турнира.

Руководство российского футбола должно быть в восторге от того, что такая тема была поднята во время встречи с Путиным. Президент российской премьер-лиги (ранее — РФПЛ) Сергей Прядкин еще в мае говорил, что лига рассчитывала возобновить переговоры «по этой теме» и привлечь пивные бренды в качестве спонсоров, но вряд ли что-то выйдет. «Очень жалко, что так», — отметил Прядкин. Сейчас, возможно, в этой ситуации что-то поменяется. В КХЛ, кстати, многие клубы нашли способ продавать пиво, правда, особо этого не афишируя. В Казани, к примеру, без особых проблем продают пиво на хоккее, и в подтверждение слов Минниханова могут привести статистику правонарушений на арене. Их нет.  

«БЕЗ ВАС МЫ БЫ ЭТОТ ЧЕМПИОНАТ НЕ ПОЛУЧИЛИ»

Путин во время заседания несколько раз напомнил, что важно выработать концепцию наследия ЧМ-2018. Сначала он сказал, что все площадки (а их много — 12 стадионов и 95 полей) нужно занять «позитивной работой», затем попросил предоставить ему план использования каждого из объектов. В конце концов, президент заявил, что каждый стадион «надо передать команде», иначе они превратятся в «концертные площадки».

У Казани с этим проблем не возникнет. «Вопрос о наследии для республики не новый, — сказал Минниханов. — После Универсиады 49 объектов активно используются, имеют высокую востребованность у жителей города».


Далее президент РТ рассказал, как используется «Казань Арена». По его словам, стадион занят непосредственно футболом только 15 дней в году, а стоит задача использовать его круглый год. «Мы подобрали команду молодых менеджеров, — рассказал Минниханов. — Сейчас стадион стал центром семейного отдыха». Президент перечислил каждого арендатора на «Казань Арене» — от фитнес-центра до центра развлечений для детей.

По словам главы республики, стадион дал 700 рабочих мест, и сейчас там задействованы 20 предпринимателей. В течение года на «Казань Арене» проводится 150 мероприятий, которые посещает порядка миллиона человек. Как сказал Минниханов, арендные платежи позволили сократить расходы на содержание стадиона в два раза, и сейчас «Казань Арена» зарабатывает 110 млн в год.

Также президент РТ отметил, что матчи ЧМ-2018 в Казани посетили 255 тыс. человек, а 800 тыс. — фан-зону. Туристы потратили в Казани 11 млрд рублей — таков суммарный экономический эффект. В конце своего доклада Минниханов отметил, что теперь футбол — вид спорта номер один в республике.

После Путин решил поблагодарить региональных руководителей: «Знаю, с какой ответственностью и эффективностью вы работали — вы и ваши региональные команды». Минниханов сказал в ответ: «Спасибо вам. Без вас этот чемпионат мы бы не получили. Мы были в заявочной комиссии и можем сказать, что ваша роль огромна. Города, которые принимали матчи, стали совершенно другими».

Затем Путин еще раз пообещал все-таки рассмотреть вопрос о продаже алкоголя: «Если мусульмане просят к пиву либерально подойти, посмотрим».


В Калининграде Путин, также впервые, прокомментировал возможное увеличение пенсионного возраста — выразил свое несогласие. Еще его интересовало, сколько туристы потратили в России, хотя точных данных на этот момент нет. Ориентировочно  — 100 млрд рублей. Другие интересные цифры: количество иностранных туристов на ЧМ составило 1,8 млн; все фан-зоны посетили 7,7 млн; суммарная телеаудитория финальной игры между Францией и Хорватией — 1 миллиард. Самое интересное предложение, высказанное Путину, — ввести систему Fan ID на матчи чемпионата России.

В конце заседания Путину зачем-то стали рассказывать о регби — мол, сборным не хватает тренировочных баз, а футбольные поля для этого отлично подойдут, а также заявили, что регби — самый популярный вид спорта в мире по количеству телетрансляций.

«Мне всегда говорили, что дзюдо», — заметил на это Путин.