Всего за 64 игры посетили более 3 млн зрителей. Почти все игры проходили при полных трибунах, в среднем каждый матч посещал 47 371 зритель Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ХОДИЛИ НА ЧМ ПО ВСЕЙ РОССИИ

Чемпионат мира в России завершился, теперь можно подводить статистические итоги. Всего 64 игры посетили более 3 млн зрителей. Почти все игры проходили при полных трибунах, в среднем каждый матч посещал 47 371 зритель.

На групповом этапе каждый стадион принял по четыре игры. Наибольшая аудитория собралась на матчах в Москве, худшая посещаемость отмечена в Екатеринбурге. Наименьшая заполняемость — 92,1% — была в Волгограде. По сравнению с ЧМ-2014, средняя посещаемость группового этапа существенно упала — в Бразилии на матчи этой стадии в среднем приходили по 51132 зрителя.

Чтобы увеличить, нажмите

Всего лишь две игры группового этапа не смогли собрать 90% от максимальной вместимости стадионов — это игры Египта и Уругвая в Екатеринбурге и Египта и Саудовской Аравии в Волгограде. В плей-офф же 14 из 16 матчей прошли при аншлагах, его не наблюдалось лишь на игре 1/8 финала между Хорватией и Данией в Нижнем Новгороде, а также на самарском четвертьфинале, в котором сошлись Швеция и Англия.

Чтобы увеличить, нажмите

Стопроцентную заполняемость на всем турнире показала лишь Москва. В столице России прошли 12 встреч — семь из них были на «Лужниках», еще пять — на спартаковском стадионе. «Лужники» приняли две самые важные игры — матч открытия и финал. Таким образом, Москва стала 18-м городом, в котором прошла самая главная игра в футболе. До космических значений матчей в Латинской Америке далеко, но и без этого посещаемость российского финала выглядит внушительно.

НА ЧМ-2018 ХОДИЛИ ХУЖЕ, ЧЕМ В ЮАР И БРАЗИЛИИ

Если сравнивать все чемпионаты мира, то российский турнир — десятый по показателю средней посещаемости. Из ЧМ, проходивших в новом тысячелетии, лишь в Японии и Южной Корее было отмечено меньшее количество зрителей. На двух прошлых турнирах, в ЮАР и Бразилии, аудитория превышала российскую, однако по показателю заполняемости, в России зритель ходил на футбол лучше, чем на прошлых турнирах. В особенности лучше, чем в Южной Корее, а также в Японии — заполняемость того чемпионата была просто провальной.

Чтобы увеличить, нажмите

Стоит отметить, что в России матчи ЧМ приняли 12 стадионов, в то время как Южная Африка подготовила лишь 10 объектов. Правда, есть одна интересная деталь — из всех пяти последних чемпионатов только в России решающие матчи (полуфиналы, встречу за третье место и финал) провели, можно сказать, в столицах. По две сверхважные игры приняли Москва и Санкт-Петербург. И в ЮАР, и в Бразилии, и даже на азиатском ЧМ-2002 четыре решающие встречи были проведены на четырех стадионах, то есть организаторы подключили провинциальные города. Россия же пошла по иному пути, и наши регионы насладились лишь четвертьфиналами.

Чтобы увеличить, нажмите

Если же сравнивать цены на билеты, то по сравнению с Бразилией они остались на том же уровне. На самом деле тот факт, что в России продавались места отдельной, четвертой категории, было не новостью. В Бразилии и Южной Африке оргкомитет также выделил дешевые — по $20 — билеты для граждан своих стран. Учитывая изменение курса валют, то и четвертая категория на ЧМ-2018 в России стоила все те же 20 баксов. То есть ценовая политика чемпионатов мира за последние 8 лет почти не изменилась.

Если же сравнивать посещаемость всех международных турниров сборных, прошедших в третьем тысячелетии, то у ЧМ-2018 она только шестая. Интересно, что из всех прошедших чемпионатов Южной Америки, Copa América, только один попал в топ-10, да и то тот турнир проходил в США.

КАЗАНЬ ОТЛИЧНО ХОДИЛА НА МАТЧИ ЧМ-2018

Как уже было сказано выше, чемпионат мира в регионах завершился 7 июля игрой между Россией и Хорватией в Сочи. Четырем провинциальным городам — Нижнему Новгороду, Казани, Самаре и Сочи — выпала честь принять у себя четвертьфиналы. В Казани состоялась безумная бойня между Бразилией и Бельгией (1:2), после которой чемпионат мира превратился в чемпионат Европы.

Всего в Казани прошло шесть матчей, столица Татарстана стала свидетелем свержения сразу трех фаворитов чемпионата: Германия уступила Южной Корее, Аргентина и Бразилия выбыли в плей-офф. Если учитывать матч, в котором Польша проиграла Колумбии, то в Казани свое шествие по России завершили сразу четыре сборные, во время жеребьевки посеянных в первой корзине. Всего же «Казань Арена» приняла 254 тыс. болельщиков, это в полтора раза больше, чем смог собрать «Рубин» за весь сезон 2017/18 в РФПЛ.

На четырех матчах из шести был аншлаг, меньше всего же пришло болельщиков на игру между Францией и Австралией — несмотря на статусную вывеску, стадион не досчитался 1,5 тыс. зрителей. Удивительно, но «Казань Арена» не смогла полностью заполниться и на игре чемпиона мира — Германии. Между тем ради этой встречи в Казань приехали туристы из США, Англии и Италии. Средняя посещаемость казанской части ЧМ-2018 — 42408 зрителя, это лучший показатель, чем у половины городов-организаторов.

ПОСЕЩАЕМОСТЬ КУБКА КОНФЕДЕРАЦИЙ В КАЗАНИ БЫЛА МЕНЬШЕ

Сейчас говорят, что чемпионат мира может стать фактором роста посещаемости РФПЛ: мол, люди почувствовали большой футбол и теперь захотят вернуться на стадионы. Что ж, индикатором возможной повышенной активности можно считать Кубок конфедераций, который прошел в нашей стране в прошлом году. Средняя посещаемость в Казани составила 38759 зрителей. Вроде бы отличный показатель, да вот первая встреча собрала всего лишь 34 тыс. из 45 возможных. По слухам, потом, чтобы не пугать телезрителей пустотами на трибунах, в Казани на игры начали массово сгонять жителей города. Увы, но приезд Криштиану Роналду и прочих звезд никак не повлиял на последующую посещаемость «Рубина». Казанский зритель как не ходил на футбол, так и не пошел после. Это в значительной мере вина клуба, в котором маркетингом и коммерцией управляют некомпетентные специалисты.

Напомним, Кубок конфедераций был тестовым турниром, в котором оценивалась готовность России принимать ЧМ. Соревнования, кроме Казани, прошли еще в трех городах: Сочи, Санкт-Петербурге и Москве. На момент проведения Кубка из 12 стадионов, которые должны были принять ЧМ, полностью готовы были лишь эти четыре. Каждый город на групповом этапе принял по три игры и по одному матчу плей-офф. Как можно судить из показателя посещаемости, на всех стадионах зрителей было меньше, чем на матчах ЧМ. Причем в Сочи прирост посещаемости за год составил почти 50%.

ФАКТОР СТАТУСА ВАЖНЕЕ КАЧЕСТВА ВЫВЕСКИ

* – матчи еще продолжаются

Для сравнения: на игру между Камеруном и Австралией год назад в Санкт-Петербурге пришли 35020 зрителей. Самая блеклая вывеска на ЧМ, Марокко – Иран, собрала на «Крестовском» 62 тысячи. В целом же очевидно, что российскому зрителю важнее сам статус соревнования, а не вывеска. Ценность матча Панама – Тунис в Саранске для нейтрального зрителя, желавшего посетить эту игру, выше, чем матч между Португалией и Мексикой во время Кубка конфедераций. Да, свою лепту внесли и иностранные туристы, но на матчах Кубка конфедераций, например, не было билетов четвертой категории, созданной специально для россиян. Организаторы ЧМ намеренно пытались создать ажиотаж у российского болельщика, и им это удалось.

Остается надеяться, что все 12 стадионов чемпионата мира будут достойно использоваться и по завершении турнира и что на матчах РФПЛ и ФНЛ российский зритель будет заполнять хотя бы половину стадиона. А на это можно рассчитывать, ведь тестовый матч во втором дивизионе между «Мордовией» и «Сызранью-2003» собрал на «Мордовия Арене» более 40 тыс. зрителей. Что ж, следующий сезон даст нам ответ на вопрос: футбольная мы страна или нет?