Больше всего впечатлений у представителей сферы услуг столицы РТ осталось от гостей из стран Латинской Америки – они танцевали в фойе отелей, а в очередях не нервничали, а радовались Больше всего впечатлений у представителей сферы услуг столицы РТ осталось от гостей из стран Латинской Америки – они танцевали в фойе отелей, в очередях не нервничали, а радовались

«ИМ БЫЛО В УДОВОЛЬСТВИЕ ДАЖЕ ПРОСТО СТОЯТЬ В ОЧЕРЕДИ»

Михаил Шарипов – соучредитель бара Cuba Libre, управляющий кафе «Сказка»:

– Мы более чем довольны тем, как прошел чемпионат. Было все – и много гостей, и супервыручка, и вообще, это любовь с первого взгляда – чемпионат и Россия. Посещаемость нашего бара выросла в два раза! Если бы мы всех пускали, выросла бы, наверное, раз в пять-семь. Но по соображениям безопасности мы не могли пустить всех желающих, поэтому перед входом постоянно образовывалась очередь. С учетом летней террасы наш бар единовременно может вместить около 300 человек. При этом мы помогали другим заведениям. Есть бар «Ангостура» с похожей тематикой (открылся несколько недель назадприм. ред.), который обратился к нам с предложением отправлять некоторых наших гостей к ним. Но уходили туда от нас только процентов пять. Да и у публики, приехавшей из стран Латинской Америки, немного другое представление о жизни – им было в удовольствие даже просто стоять в очереди. Россияне привыкли либо нервничать в очереди, либо сразу уходить от нее, а в других культурах так не принято.

Было много хороших историй. Например, когда повара готовили на кухне, они не могли смотреть матч и видеть, как забивают гол, и болельщики помогали барменам перенести телевизор на кухню, чтобы они увидели повтор. Были моменты, когда люди просто заходили на кухню и благодарили наших поваров. Мы завели знакомства с людьми, у которых есть рестораны в Колумбии, Аргентине, Париже. Они посмотрели, как мы работаем, и теперь пригласили нас к себе в гости. Чемпионат был полон таких позитивных моментов. Отрицательных ситуаций было мало, и они были связаны в основном с тем, что мы не справлялись с объемами, несмотря на то, что даже увеличили штат. Не справлялось оборудование, что-то не успевало охлаждаться. Но мы старались отработать негатив сразу, и люди все равно уходили довольные.

Больше всего гостей в целом в Казани было из Колумбии, Аргентины и Бразилии. Европейцы были, но у них и подход немного другой – их меньше заметно, и они приехали чисто на футбол. А болельщики из Латинской Америки гуляли с утра до ночи. Могу отметить такой интересный момент в плане культурного обмена: многие мои друзья, знакомые, сотрудники поменяли представление о том, куда мы хотим поехать в путешествие. Сейчас многие уже не боятся ехать в Латинскую Америку. Понравились люди оттуда, их подход к жизни.

На улице Баумана во время чемпионата был рост. Мы будем и премировать персонал, и заплатим большие налоговые отчисления. Что касается популярности нашего бара, мы очень много денег вложили: это и конструкция, которая была арт-объектом, и наша концепция с культурой праздника.

Мы общались с гостями, и многие из них посещали предыдущие чемпионаты мира по футболу. Они искренне говорят, что в России лучшая организация чемпионата, потому что везде были доброжелательные волонтеры, высокий уровень безопасности, добрые люди. У тех, кто приехал, очень сильно поменялось представление о России. Например, к нам в 7:30 утра в «Сказку» пришли австралийцы, и были очень удивлены, что их сразу начали обслуживать раньше времени открытия. Они отправляли фотки друзьям, оставшимся в Австралии, и те кусали локти, так как думали, что в России плохо и опасно.

Единственный минус, который отмечали болельщики, – незнание иностранных языков. Иногда им было тяжело.

В другом нашем кафе «Сказка» дела тоже шли очень хорошо. Но там было чуть больше европейцев. Могу отметить культуру потребления завтраков иностранцами. У нас очень хорошо уходили фреши, омлеты, смузи-боулы со шпинатом, кокосовым молоком. Гости приятно удивлялись ценам в Казани. К нам заходили и те, кто приезжал в прошлом году на Кубок конфедераций, и они думали, что за год мы серьезно поднимем цены, но этого не произошло.

«Бельгийцев было в принципе меньше, чем остальных, в разы меньше, чем бразильцев. Все они собирались в нашем Leuven, в том числе, министр иностранных дел Бельгии» «Бельгийцев было в принципе меньше, чем остальных, в разы меньше, чем бразильцев. Все они собирались в нашем Leuven, в том числе министр иностранных дел Бельгии»

«ВСЕ БЕЛЬГИЙЦЫ СОБИРАЛИСЬ У НАС, В ТОМ ЧИСЛЕ МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ БЕЛЬГИИ»

Артем Тяжелов – директор ООО «УК „Пирушка“» (управляет заведениями «Бирпоинт», Top Hop, Leuven):

– Мы очень довольны тем, как для нас прошел чемпионат: было здорово, много приезжих, позитивные эмоции. Разумеется, это отразилось и на выручке наших заведений. Гостей было больше, чем на Кубке конфедераций – тогда тоже был наплыв. Особенно высокая посещаемость была у тех заведений, которые расположены прямо на улице Баумана или около фан-феста.

К нам приходили гости из тех стран, которые играли в Казани. Как правило, все приезжали за один день до матча, веселились, гуляли до утра – Баумана жила каждый день до пяти утра, и то же самое продолжалось на следующий день после игры.

Бельгийцев было в принципе меньше, чем остальных, в разы меньше, чем бразильцев. Все они собирались в нашем Leuven, в том числе министр иностранных дел Бельгии. За день до игры и в этот день наш бар был официальным местом для фан-клуба сборной Бельгии, а после игры к нам приехали уже вообще все. В тот день мы работали очень долго и вообще не закрывались.

Мне очень понравилось, как русскоговорящие гости, не знающие английского, сумели найти общий язык с иностранцами. Все обнимались, веселились, было здорово.

Из веселого – перед Top Hop часто играет группа, и гости-иностранцы нашего бара в хорошем смысле «отнимали» у них гитару и пели свои песни. Уличные артисты тоже очень радовались.

Гости из более богатых стран были более щедрые, из стран поскромнее заказывали чуть меньше. Все разные, но все были доброжелательные.

«Гости из более богатых стран были более щедрые, из стран поскромнее заказывали чуть меньше. Все разные, но все были доброжелательные»Фото: ©Владимир Песня, РИА «Новости»

«ЕВРОПЕЙСКИЕ ТУРИСТЫ ПРЕДПОЧИТАЛИ ЧАЕВЫЕ НЕ ОСТАВЛЯТЬ»

Анастасия Лимарева – директор сети кафе «Хинкальная» в Казани:

– Для нас ЧМ прошел хорошо, мы довольны, в особенности за наш город. Посещаемость ресторана выросла в этот период в 2,5 раза по сравнению с прошлыми периодами летом.

Страны Латинской и Южной Америки, Азии очень щедры на чаевые. Европейские туристы предпочитали чаевые не оставлять.

Выручка в период ЧМ увеличилась во всех заведениях в среднем на 20 процентов, по каждому из адресов в Казани заполняемость была высокой. Для нас объем выручки был ожидаем по опыту работы в период Кубка конфедераций.

Было много забавных ситуаций. Например, азиатские туристы учились танцевать лезгинку или однажды один из австралийских фанатов съел хинкали, встал и на все заведение прокричал слово «попка», которая осталась от хинкали и которую нельзя есть.

Самые популярные блюда во время чемпионата – хинкали, хачапури по-аджарски, хачапури со страусиным яйцом весом 2,5 килограмма. 

«Бары в центре города очень хорошо подняли на чемпионате» «Бары в центре города очень хорошо подняли на чемпионате»

«ЕСТЬ ЧЕТКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ – ПОЕСТЬ И ВЕЧЕРОМ ПОТУСИТЬ»

Эльвира Нагуманова – арт-директор кафе OmNomNom:

– Чемпионат для нас прошел очень успешно. Было очень много гостей, иностранцев. Мы увеличили время работы до двух ночи, и в один из дней чемпионата к нам в час ночи стояла очередь, потому что была полная посадка, но люди все равно хотели сесть. Количество гостей во время чемпионата по сравнению с обычным летним периодом выросло на 25 процентов. Наша выручка выросла на 35 процентов по сравнению с предыдущим летним периодом.

У нас были гости из Китая, Мексики, Бразилии, Колумбии, Франции, Аргентины, Индии, Кореи. В основном они были щедрыми. Скупыми можно назвать китайцев, потому что у них, насколько известно, просто не принято оставлять чаевые. Они всегда приходили большими компаниями, делали очень большой заказ, как будто едят последний раз, но на чай не оставляли.

Интересные ситуации, конечно, были. Один раз пришел гость, который сначала притворялся немым, затем выяснилось, что он может писать на английском языке. Периодически он куда-то выходил и просил в это время присматривать за его столиком, а стол у него был на 6 тысяч рублей. Как выяснилось позже, он хотел нас кинуть и сбежать без оплаты, но ему это не удалось, и его забрала полиция. В итоге выяснилось, что это вообще русский преступник, который таким странным поведением пытался смошенничать.

Во время чемпионата из нашего меню самой большой популярностью пользовались все вегетарианские блюда и роллы.

Нурислам Шарифулин – владелец сети P.Love:

– По нашим заведениям в суммарном эквиваленте выручка не выросла, а где-то даже упала. Например, в ресторан на Зорге обычно ходят одни и те же гости, но, видимо, не интересующиеся футболом на время чемпионата уехали из города. Заходят другие люди, но средний чек у них другой.

В нашем ресторане в центре туристы были, но мы всем нашим руководящим составом заметили, что турист тратит деньги по-другому. Нет такого, что турист пришел, сел, заказал чайник чая, кальян, шашлык. Турист заходит, спрашивает: «Плов – это паэлья? Ок». Берет его за 200 рублей и одну бутылку воды на двоих, и на этом все. Туристы тратят деньги по-другому, потому что у них есть четкое разделение – поесть и вечером потусить. Зато бары в центре города очень хорошо подняли на чемпионате.

В целом, по моим наблюдениям, в Казани все прошло на очень достойном уровне. Как житель я тоже не почувствовал каких-то сильных ограничений.

На подобных ивентах какие-то концепции выстреливают, какие-то нет. Кстати, наша пиццерия Cream Coffee хорошо зашла. Мы далеко от Баумана, но те, кто проходили мимо и видели «паста, пицца, кофе», заходили, в том числе иностранцы. В пиццерии средний чек немного повысился.

«Выбор двух отелей для размещения команд в городе проведения матчей – это долгий и сложный процесс, который предполагает многочисленные инспекции различных структур ФИФА» «Выбор двух отелей для размещения команд в городе проведения матчей – это долгий и сложный процесс, который предполагает многочисленные инспекции различных структур ФИФА»

«ОСОБЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ ФУТБОЛИСТОВ – ЭТО ПОЛНАЯ ВАННА ЛЬДА»

Татьяна Ильченко – генеральный менеджер Ramada Kazan City Center:

– Несмотря на опыт некоторых отелей Казани по приему особых клиентских групп во время проведения Кубка конфедераций в 2017 году, до момента фактического прибытия гостей на ФИФА-2018 никто из нас до конца не представлял в деталях, как это будет. Был определенный скепсис относительно возможного количества гостей и мысли о том, зачем все эти люди приедут в незнакомую им Казань. Однако масштаб самого чемпионата и зрелищность футбольных матчей мирового уровня развеяли все сомнения. С момента первого матча стало понятно, что гости не только доехали до Казани, но и привезли с собой настроение праздника для всего города. Гости живо интересовались не только футболом, но и достопримечательностями, культурой, местной кухней и даже с помощью персонала отеля пытались выучить полезные фразы на русском языке, не понимая, зачем нужны русские склонения.

Отель «Рамада» принимал футбольные команды – сборные Испании, Германии, Аргентины, Бельгии, поэтому оставшиеся свободные номера в основном были проданы клиентским группам через компанию MATCH Accommodation, которая установила особый порядок проживания в отелях, принимающих команды. Общее количество удерживаемых суток размещения для MATCH Accommodation колебалось, но в итоге оказалось примерно в рамках первоначальной брони. Наш отель не рассчитывал на то, что у сборных Колумбии и Австралии будут тренировочные базы в Казани, поэтому вместо этих команд мы получили клиентские группы, тем самым недополучив планируемую выручку «Комбината питания». Загрузка в дни, когда не было матчей, для отеля, принимавшего команды, осталась практически неизменной, так как MATCH Accommodation удерживала номера с целью возможности подготовки отеля для приема следующей команды.

Выбор двух отелей для размещения команд в городе проведения матчей – это долгий и сложный процесс, который предполагает многочисленные инспекции различных структур ФИФА. Во время чемпионата у каждой команды есть особый список требований к объекту размещения – спортивный райдер. Команда может требовать даже особой музыки в отеле в момент заезда.

Особые просьбы всегда относятся к питанию команд. Ничего замороженного, охлажденное мясо индейки, охлажденная рыба, органическая курица, киноа, соевое молоко, высокопротеиновые йогурты, безлактозные и безглютеновые продукты. Были и сложные запросы на сироп агавы, марокканскую мяту, пасту из пряного печенья, пальмовые сердцевины, сердцевины артишоков, помидоры Raf и соль Maldon. Особые пожелания футболистов – это полная ванна льда. Все футболисты-звезды, проживавшие в отеле, размещались в обычных номерах категорий «бизнес» и «делюкс». Никто из игроков не жил ни в люксах, ни в президентском люксе.

Стереотип о больших выручках сферы гостеприимства во время ЧМ оправдан, но эффективность бизнеса измеряется не по размеру выручки, а по финансовому результату.  Гостеприимство – индустрия «человекоемкая», поэтому основная доля затрат пришлась на оплату труда сотрудников отеля. Найм большого количества временного персонала для работы на объектах чемпионата с зарплатами в два раза выше рыночных создал большой дефицит рабочей силы в отелях. Высокая зарплата на объектах стала возможной еще и потому, что баночка прохладительного напитка продавалась, например, на стадионе по цене вчетверо выше той, по которой, как правило, продает отель. При проведении таких масштабных мероприятий организаторам необходимо предусматривать баланс, а не демпинг на рынке труда. Все затраты, которые несет классифицированный отель, не сравнимы в процентах с затратами и финансовым результатом тех, кто нелегально сдает квартиры в аренду. Законодательство предусматривает огромное количество нормативных актов, которые довольно затратно регулируют работу отеля, и никак не регулирует и не контролирует граждан, сдающих квартиры.

Гульнара Сафина – президент ассоциации отелей города Казани и Республики Татарстан, управляющая отеля Relita-Kazan:

– С точки зрения загрузки чемпионат был очень хорошим. В разные игры было по-разному, но в основном загрузка была близка к 100 процентам. По городу самыми массовыми были матчи Иран – Испания, Польша – Колумбия – загрузка менялась от отеля к отелю, но в пределах 90–95 процентов. Самым массовым был матч 6 июля – на этот период было самое большое количество бронирований номеров.

Что касается конкретно нашего отеля, практически на все даты, за исключением даты первой игры, была 100-процентная загрузка. Думаю, в межматчевые дни общегородская загрузка была в пределах 70–75 процентов. Даже в Кубок конфедераций в прошлом году загрузка была меньше. В этом году гораздо лучше.

Очень сильно пострадали рестораны при отелях, потому что основную часть времени болельщики проводят не в отелях. Наверное, были хорошие выручки у ресторанов, которые находятся на пути к фан-зоне, к стадиону, в центре. Хорошо ходили в рестораны при отелях болельщики из Польши, Франции, меньше всего – Иран.

«С точки зрения загрузки чемпионат был очень хорошим. В разные игры было по-разному, но в основном загрузка была близка к 100 процентам»

«500 ФРАНЦУЗОВ ТАНЦЕВАЛИ «КАЛИНКУ-МАЛИНКУ» ДО РАССВЕТА НА ПИРСЕ „КАРАВЕЛЛЫ»

Елена Войтко – коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера»:

– Безусловно, чемпионат мира – событие для нашей страны выдающееся. К счастью, нам удалось оказаться в его эпицентре и ощутить на себе весь драйв и эмоциональный накал, который сопровождал этот праздник каждый день. Мы, конечно, рады, что смогли внести посильный вклад в проведение такого выдающегося мероприятия на самом высоком уровне, сделать пребывание гостей у нас ярким, запоминающимся, комфортным и безопасным, тем самым меняя мнение многих иностранных гостей в отношении России на позитивное и очень дружелюбное.

Загрузка все дни была максимальной, в дни, когда не было матчей, к нам приезжали наши дорогие соседи, которые уже много лет выбирают наш комплекс для летнего отдыха. У нас жили большие группы болельщиков из Австралии, Франции, Германии, Ирана, Аргентины, Испании, Польши и Колумбии.


Все болельщики, проживающие у нас, были очень колоритные, активные и незабываемые! То, как они готовились поддержать свои команды, отмечали победы и поражения, останется в нашей памяти навсегда. Такого непрекращающегося праздника наш комплекс еще не видел! 150 аргентинцев настраивались на матч и пели гимн в холле отеля, 500 французов, дважды отмечавших победу в ставшей для них счастливой Казани, танцевали «Калинку-малинку» до рассвета на пирсе «Каравеллы», 1,5 тысячи бразильцев готовились к борьбе на площадке колеса обозрения, где устроили настоящий карнавал.

Мы очень старались, чтобы нашим иностранным гостям было комфортно и радостно у нас, поэтому курьезов и накладок удалось избежать. Пляж и аквапарк посещался в обычном летнем режиме, у нас было традиционно много любителей водного отдыха из Казани и соседних городов. Иностранные болельщики тоже смогли насладиться настоящим пляжным отдыхом, которого они в Казани найти не ожидали, аквапарком нам тоже удалось их удивить.

Выручка в отеле действительно была высокой, но она не выросла в разы, в отличие от авиаперевозчиков. Это обусловлено нашим корректным отношением к гостям и введенными ограничениями на ценовую политику правительством России.

«Удивили гости из стран Латинской Америки своей непосредственностью и открытостью» «Удивили гости из стран Латинской Америки своей непосредственностью и открытостью»

«ОДИН ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ВОПРОСОВ – ГДЕ И КАК НАЙТИ РУССКУЮ НЕВЕСТУ»

Довранбек Базарбаев – генеральный менеджер «Корстона» в Казани:

– Чемпионат прошел на самом высоком уровне, как для России, Казани, так и для отеля «Корстон», где мы приняли самое активное участие в размещении гостей-болельщиков со всего мира. Для нас это огромный опыт, и мы, конечно же, довольны результатом!

Без ложной скромности мы можем назвать наш комплекс «Корстон» одним из самых праздничных мест для всех гостей города, потому что именно здесь проходили самые яркие тематические вечеринки. Мы развлекали гостей из других стран с утра до ночи и с ночи до утра во всех наших заведениях. Специально для гостей ЧМ было разработано уникальное меню с национальным колоритом и включающее в себя самые популярные блюда разных стран мира. Было много гостей из Австралии, Колумбии, Германии, Бельгии, Кореи, Ирана, Испании, Польши, Аргентины, Бразилии, Франции, Португалии, а также наших соотечественников. Несмотря на разные культуры и менталитет, они чувствовали себя как дома. А мы, пообщавшись с ними,  будто сами побывали в других странах.

Удивили гости из стран Латинской Америки своей непосредственностью и открытостью. Могли неожиданно затанцевать под фоновую музыку в фойе отеля. Одними из самых популярных вопросов среди иностранных гостей были: где и как найти русскую невесту, где купить балалайку и откуда в Казани кремль, если он должен быть в Москве?

Запомнилась одна из забавных историй с участием нашего специалиста по работе с гостями. К ней одновременно обратились американец и девушка из Турции с одинаковой просьбой организовать экскурсию по городу. Гости не были знакомы друг с другом и оба говорили на английском языке. В процессе общения неожиданно выяснилось, что оба – этнические татары и родным языком для них является татарский. Разговор продолжился на родном татарском языке. Это было приятным сюрпризом для гостей и удивлением для нашего специалиста.