В здании, которое должно быть опечатано и внесено в конкурсную массу, продолжают спокойно квартировать «Суварстроит» и другие арендаторы, заселившиеся задолго до банкротства В здании, которое должно быть опечатано и внесено в конкурсную массу, продолжают спокойно квартировать «#Суварстроит» и другие арендаторы, заселившиеся задолго до банкротства Фото: Сергей Елагин

ГЕНДИРЕКТОР УСПЕЛ СОЗДАТЬ ФИРМУ

Татарстанский арбитраж рассматривает целый куст дел, связанных с весьма нелепым кейсом из большой истории лопнувшего Татфондбанка. Это иск о предполагаемом выводе из главного «мусинского» актива, ООО «Новая нефтехимия», целого здания площадью 3,7 тыс. кв. метров стоимостью 340,4 млн рублей. Речь идет о двухэтажном доме, расположенном в самом сердце города, на ул. Баумана, 9а, головном офисе «Новой нефтехимии», где работал и сам Роберт Мусин. Оно примыкает к известному строящемуся торгово-гостиничному комплексу «Казанское подворье» по смежному адресу Баумана, 9, который возводит компания «#Суварстроит». Судя по фактам, «верные мусинцы» не пожелали отдавать любимое офисное здание в руки варягов-москвичей: быстро сориентировавшись, они перерегистрировали его на новое юрлицо и продолжают его использовать. Этой ситуацией был совершенно шокирован временный (а ныне – конкурсный) управляющий фирмы Эдуард Киреев, рассказавший историю «БИЗНЕС Online». 

«Новая нефтехимия», сердце империи Мусина, вошла в процедуру наблюдения 2 ноября 2017 года. В комитете кредиторов «Новой нефтехимии» значится Татфондбанк и ИнтехБанк, то есть на данный момент главный кредитор — это агентство по страхованию вкладов (АСВ). В феврале 2018 года Киреев обнаружил, что 19 декабря, когда уже вовсю шла процедура наблюдения, здание удивительным образом без его ведома оказалось снято с баланса и внесено в уставной капитал посторонней фирмы. Фирма носит логичное название «Девять А» и прописана в том же спорном здании. По данным базы «Контур.Фокус», в числе ее учредителей записана сама же «Новая нефтехимия» (на 98%), а также мусинское ООО «Селена синтез» и гендиректор АО «Сувар Эстейт» Айрат Тумакаев. Гендиректором фирмы сейчас является бывший гендиректор «Новой нефтехимии» Роман Козлов.

«Новая нефтехимия», «сердце» империи Мусина, вошла в процедуру наблюдения 2 ноября 2017 года «Новая нефтехимия», сердце империи Мусина, вошла в процедуру наблюдения 2 ноября 2017 года Фото: «БИЗНЕС Online»

Если предприятие вступило в процедуру наблюдения, его руководство от работы не отстраняется. Однако оно начинает работать со значительными ограничениями и в полном согласии с временным управляющим. Статья 64 закона о банкротстве прямо запрещает предприятиям, вступившим в процедуру наблюдения, учреждать дочерние структуры. «Органы управления должника не вправе принимать решения о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах», — написано в ней, не говоря уже и о том, что любые подобные действия невозможны без ведома временного управляющего.

19 марта «Новая нефтехимия» была признана банкротом, так что все ее имущество должно быть опечатано, инвентаризовано, а затем выставлено на торги. Но здание на Баумана благодаря «Девять А» исчезло из конкурсной массы, да еще и эксплуатируется непонятно в чью пользу. «Выведенное на баланс „Девять А“ имущество сдано в аренду, и получаемые от этого доходы распределяются генеральным директором „Девять А“ без какого-либо контроля со стороны „Новой нефтехимии“», — утверждает Киреев. Забавно, что менеджеры «Девять А» бодры и веселы и не сдаются – например, подали иск на своего же учредителя, «Новую нефтехимию», смысл которого сводится к тому, что Киреев мешает им работать – пытается поменять генерального директора новоиспеченной «дочки». То есть, по словам Киреева, «пытаются через суд запретить „Новой нефтехимии“ реализовывать свои права мажоритарного участника общества».

9 июня корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на одном из слушаний, на котором был и представитель «Девять А». От официальных комментариев он отказался, но дал понять, что компания считает свою регистрацию и эксплуатацию здания на Баумана законной.

Двухэтажное современное здание с мансардой живет своей жизнью: в нем расположен офисный центр под названием «Казанское подворье» Двухэтажное современное здание с мансардой живет своей жизнью: в нем расположен офисный центр под названием «Казанское подворье» Фото: Сергей Елагин

РЕЗИДЕНЦИЯ «#СУВАРСТРОИТ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» прогулялся до здания по адресу Баумана, 9а, чтобы выяснить, кто в нем обитает. Двухэтажное современное здание с мансардой живет своей жизнью: в нем расположен офисный центр под названием «Казанское подворье». В будний день офисный центр собирает у входа полную стоянку автомобилей. На входе всех посетителей встречает охрана и уверенно указывает на офис главного арендатора — отдел продаж строительной компании «#Суварстроит». Именно к ней и проходят чаще всего. Помимо «#Суварстроит», здесь располагаются мини-офисы туристической компании «Регион», консультационный центр компании «Евроэксперт», девелопера ГК «Триумф», производителя корпоративной одежды Tolstoywear. Чтобы попасть в офисы, приходится преодолевать пропускную систему.

Компания «#Суварстроит» занимает в здании два этажа: отдел продаж — на первом, офисные помещения — на втором. Компания прислала официальный ответ по теме на запрос «БИЗНЕС Online». «Офис находится в аренде. В случае необходимости будет найден другой арендодатель», — сообщили нам в пресс-службе «#Суварстроит».

Компания «Сувар строит» занимает в здании два этажа: отдел продаж — на первом, офисные помещения — на втором Компания «#Суварстроит» занимает в здании два этажа: отдел продаж — на первом, офисные помещения — на втором Фото: «БИЗНЕС Online»

Небольшой магазин брендовой одежды Tolstoywear занимает здесь помещение в 20 кв. метров. Сотрудница магазина встретила нашего корреспондента в холле и проводила в свой офис. Она же рассказала, что магазин подписал договор аренды с ООО «Редут» в сентябре 2017 года, то есть, получается, еще до банкротства «Новой нефтехимии». «Редут» — это коллекторская фирма при Татфондбанке, которая, судя по всему, продолжает работу. Банкротится только связанное, очевидно, с ним ООО «Служба взыскания „Редут“». О судебных разбирательствах в магазине не слышали, но, узнав о них, совершенно не обеспокоились. «Мы очень мобильны: нам нужен один день, „газелька“ — и мы переедем», — говорят сотрудники.

Целое крыло здания тем временем еще пустует, но арендодатели не теряют надежды это исправить: на каждом окне висит объявление «Аренда» с номером мобильного телефона. На том конце, правда, лишь длинные гудки.

Налоговая служба озвучила самый интересный факт: само ОГРН — запись о создании юридического лица — невозможно признать недействительным Налоговая служба озвучила самый интересный факт: само ОГРН — запись о создании юридического лица — невозможно признать недействительным Фото: ©Александр Кряжев, РИА «Новости»

ФНС АННУЛИРОВАТЬ НЕ БУДЕТ

Конкурсный управляющий озадачился и другим вопросом: а каким же образом незаконную, с его точки зрения, сделку умудрилась зарегистрировать налоговая служба Татарстана? Так что он подал иск и на действия «Девять А», и на действия ФНС. Словом, решил бить по всем фронтам. 20 июня в арбитраже истец заявил, что регистрация ООО «Девять А» прошла с нарушениями федерального закона о банкротстве и эту запись ОГРН надо аннулировать. «Сведения были известны, поскольку от „Новой нефтехимии“ в лице нового управляющего был направлен запрос, и 18-я налоговая предоставила сведения по „Новой нефтехимии“, поэтому данными о том, что предприятие находится под процедурой о банкротстве, налоговая служба уже обладала», — подчеркнула юрист «Новой нефтехимии». 

Налоговая же ссылается на федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ. Согласно нему, ответственность за достоверность предоставленных данных несет заявитель, в конкретном случае — генеральный директор ООО «Новая нефтехимия» Айрат Тумакаев. «На момент создания в отношении данного юридического лица была введена процедура наблюдения. А процедура наблюдения предполагает как бы оздоровление, да? Соответственно, данное юридическое лицо не было объявлено банкротом, и мы не имели права отказать в создании юридического лица ООО „Девять А“», — прозвучал ответ ФНС. В ответ на это представитель истца поспешила объяснить суду, что «ответчик лукавит»: процедура наблюдения напрямую накладывает ограничения.

В качестве главного козыря налоговая служба озвучила самый интересный факт: само ОГРН — запись о создании юридического лица — невозможно признать недействительным. «В данном случае решение вопроса может состоять только в корпоративном вопросе — признать решение участников о создании [юрлица] недействительным и возложить ответственность по ликвидации на участников. [...] Данное юрлицо существует примерно полгода, оно поставлено на налоговый учет, имеет внебюджетные фонды, имеет обязательства перед бюджетными фондами», — отметила представитель ФНС. Третья же сторона — ООО «Девять А» — непоколебима в своей позиции: оснований для удовлетворения требований конкурсного управляющего нет, все документы были предоставлены в налоговую службу в соответствии с четким перечнем. Рассмотрение дела продолжается.