По версии следствия, Никитин вместе с другими неустановленными лицами из руководящего состава ФГБНУ «ФЦТРБ-ВНИВИ» и сотрудниками этого центра организовал преступную схему по хищению бюджетных денежных средствФото: agro.tatarstan.ru

«ВЫПИСЫВАЛИ ПРЕМИИ И ОТДАВАЛИ ОБРАТНО НАЛИЧКОЙ»

В федеральном центре токсикологической, радиационной и биологической безопасности (ФГБНУ «ФЦТРБ-ВНИВИ»), расположенном под Казанью, вновь разразился коррупционный скандал. Как стало известно «БИЗНЕС Online», внимание оперативников и следователей привлек директор центра Андрей Никитин, который был задержан 22 июня по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в крупном размере»), ч. 2 ст. 292 УК РФ («Служебный подлог»).

По версии следствия, Никитин вместе с другими неустановленными лицами из руководящего состава ФГБНУ «ФЦТРБ-ВНИВИ» и сотрудниками этого центра организовал преступную схему по хищению бюджетных денежных средств. «На основании фиктивных приказов и табеля учета рабочего времени необоснованно начисляли подчиненным работникам завышенные премии, надбавки стимулирующего характера, которые в дальнейшем возвращались им наличностью. То есть выписывали премии и отдавали обратно наличкой», — изложил версию следствия собеседник нашей газеты, знакомый с материалами возбужденного уголовного дела в отношении Никитина. По такой схеме из бюджета в течение 2016–2018 годов было похищено, как утверждает следствие, не менее 500 тыс. рублей, что является ущербом в крупном размере. 

Расследованием уголовного дела занимается небезызвестный нашим читателям опытный следователь второго «должностного» отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Вадим Максимов. Именно Максимов вел такие громкие расследования, как дело в отношении замглавы Зеленодольского района, главы поселка Нижние Вязовые Фоата Шамсиева и замглавы УФССП по РТ Сергея Плющего, а также и трагического погибшей замминистра здравоохранения РТ Елены Шишмаревой. Следователь в субботу, 23 июня, обратился в Советский районный суд Казани с ходатайством об избрании меры пресечения Никитину. При этом Максимов просил отправить задержанного в СИЗО до завершения расследования, но суд поступил гуманнее, отпустив подозреваемого под домашний арест почти на два месяца — до 20 августа.

Расследованием уголовного дела занимается небезызвестный нашим читателям опытный следователь второго «должностного» отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Вадим Максимов Расследованием уголовного дела занимается небезызвестный нашим читателям опытный следователь второго «должностного» отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Вадим Максимов Фото: «БИЗНЕС Online»

Никитин обжаловал свой арест в Верховном суде РТ. «Апелляция была 29 июня. Постановление суда первой инстанции оставлено без изменений», — сообщила пресс-секретарь Верховного суда РТ Наталья Лосева. Сейчас интересы директора казанского ВНИВИ представляет адвокат Ильгам Шарапов, который в свое время защищал одного из сотрудников отдела полиции «Дальний», Ильшата Гарифуллина. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Шарапов сообщил, что его клиенту предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 159, заметив, что ст. 292 в обвинительном заключении не фигурировала. Однако признает ли Никитин вину по предъявленным эпизодам, пока неясно. «Мы свое отношение к предъявленному обвинению пока не высказываем, это наше право, а дальше будет видно. У меня есть свои соображения по поводу этого уголовного дела», — заметил адвокат, но излагать их корреспонденту нашего издания отказался. 

Как и подобает руководителю наполовину секретного предприятия, Никитин — незаметная фигура, информации о нем в публичном пространстве немного. Уроженец Казани, в 1992 году он окончил Казанский государственный ветеринарный институт по специальности «ветеринария» и сразу начал работать в альма-матер — лаборантом на кафедре экономики и организации ветеринарного дела. Через год лаборант трудоустроился ветеринарным врачом в племрепродуктор «Ленинский», где уже через год занял пост главного ветеринарного врача. Впоследствии Никитин перешел на линию госслужбы и с 1996 по 2012 год был начальником отдела Государственной ветеринарной инспекции главного управления ветеринарии кабинета министров РТ, затем поднялся еще на одну ступеньку и стал заместителем начальника ведомства. Директором ВНИВИ Никитина назначили в декабре 2015 года сначала с приставкой и. о., через полгода он от нее избавился.

Институт ФЦТРБ-ВНИВИ не пользуется широкой известностью в Казани, что и неудивительно — учреждение уже более полувека занимается довольно секретной тематикойФото: agro.tatarstan.ru

ПЕРВЫЙ КОРРУПЦИОННЫЙ СКАНДАЛ В ФЦТРБ-ВНИВИ

Институт ФЦТРБ-ВНИВИ, основанный в 1960 году и расположенный на территории поселка Научный городок, — довольно серьезное учреждение. По данным сайта института, одних кандидатов и докторов наук в ФЦТРБ-ВНИВИ в последние годы работало свыше 100, всего в институте официально трудоустроены порядка 750 сотрудников, однако собеседники нашего издания утверждают, что реально трудятся около 300 человек. За всю историю здесь разработано и внедрено в практику 350 биологических препаратов и научно-технических документов. Получено более 500 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Традиционно сотрудники центра работали в местах различных эпидемий и ЧС.

При этом институт не пользуется широкой известностью в Казани, что и неудивительно, ведь учреждение, подведомственное минсельхозу РФ, уже более полувека занимается довольно секретной тематикой — проблемами защиты от ядерной, токсикологической, радиационной и биологической угрозы. Ключевой заказчик, по сведениям источников «БИЗНЕС Online», минобороны РФ. Если это так, то, по-видимому, основная часть заказов закрыта грифом тайны — в открытом доступе сведений о контрактах почти нет. Всего с ФЦТРБ-ВНИВИ было заключено 68 несекретных контрактов на 198,9 млн рублей, сам институт выступал заказчиком по 297 контрактам на 359,7 млн рублей.

Аналогичный коррупционный скандал в «ФЦТРБ-ВНИВИ» разразился почти три года назад, в ноябре 2015 года. Тогда под прицел следствия попал предшественник Никитина на посту директора центра — Аркадий Иванов Аналогичный коррупционный скандал в ФЦТРБ-ВНИВИ разразился почти три года назад, в ноябре 2015-го. Тогда под прицел следствия попал предшественник Никитина на посту директора центра — Аркадий Иванов Фото:: gfi16.pfo.ru

Самое интересное, что аналогичный коррупционный скандал в ФЦТРБ-ВНИВИ разразился почти три года назад, в ноябре 2015-го. Тогда под прицел следствия попал предшественник Никитина на посту директора центра — Аркадий Иванов. Следователи возбудили в отношении 65-летнего чиновника два уголовных дела — по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере») и по ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). Размер вменяемых в вину Иванову на тот момент хищений был выше, чем у Никитина. Как выяснил «БИЗНЕС Online», контракт, который стал поводом для возбуждения уголовного дела, был заключен ФЦТРБ-ВНИВИ 13 мая 2013 года с минобороны РФ на выполнение ОКР в рамках ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009–2014 годы)» на сумму 41 млн рублей. По версии следствия на тот момент, заключению контракта предшествовала договоренность между Ивановым и неким Андреем Мироновым, сотрудником минобороны, который якобы предложил директору ВНИВИ заказ от военного ведомства в обмен на участие в его выполнении третьего лица — ОАО «ЦАГИ-системы моделирования» — с условием, что субподрядчику за работу достанется половина от стоимости контракта. С точки зрения следователей, компания «ЦАГИ-системы моделирования» выполняла роль фирмы для вывода денег через фиктивные контракты на выполнение несуществующих работ. Всего в рамках госконтракта обществу было перечислено более 19 млн рублей. 

Описанный эпизод лег в основу уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. Было и второе дело — о злоупотреблении должностными полномочиями. По версии следствия, Иванов, по сути, превратил режимный институт в свой семейный бизнес. Штат института в 2010 году пополнила его супруга Елизавета Иванова в должности главного специалиста в группе консультантов — за пять лет она заработала 3,4 млн рублей. На полставки в институте работала дочь директора ФГБУ Екатерина Петрова в должности руководителя отдела международного сотрудничества, но она уволилась незадолго до того, как было возбуждено уголовное дело. Тем не менее за год заработала более 1,7 млн рублей. Скромнее были гонорары трудоустроенной в институте невестки Иванова — Виктории: с 1 августа 2014 года по 30 апреля 2015 года она заработала 262 тыс. рублей. Коммерческий успех был также уготован ООО «НИИ „Бионанотех“», 100% учредителем которого является сын директора Александр Иванов. Общество занимало помещение отдела международного сотрудничества ФГБУ «ФЦТРБ-ВНИВИ», помещение котельной и часть территории возле нее без заключения договоров аренды. Кроме того, Иванов-старший сделал в фирме сына несколько заказов на сумму 2,8 млн рублей.

Борис Рыбак оценивал перспективы уголовного преследования в отношении его клиента как «нулевые». «Цель была не в том, чтобы уголовное дело возбудить, а в том, чтобы подвинуть директора [Иванова] и назначить на его место другого человека» Борис Рыбак: «Цель была не в том, чтобы уголовное дело возбудить, а в том, чтобы подвинуть директора [Иванова] и назначить на его место другого человека» Фото: «БИЗНЕС Online»

НОВОЕ ДЕЛО ПРОТИВ СЕМЬИ ИВАНОВЫХ И $53 ТЫС. ПОД АРЕСТОМ 

Однако уголовное преследование в отношении Аркадия Иванова в мае 2016 года было неожиданно прекращено, а самого бывшего директора ВНИВИ освободили из-под домашнего ареста. В беседе с нашим корреспондентом адвокат экс-директора института Борис Рыбак оценивал перспективы уголовного преследования в отношении его клиента как нулевые. «Цель была не в том, чтобы уголовное дело возбудить, а в том, чтобы подвинуть директора (Иванова прим. ред.) и назначить на его место другого человека», — убеждал Рыбак. 

И действительно, через год уголовное дело развернулось в противоположную сторону. Сейчас по делу, которое еще рассматривается в суде, он проходит как свидетель. Однако снятия уголовных претензий бывшему директору ВНИВИ показалось мало — и он обратился в Вахитовский районный суд с требованием о компенсации в размере нескольких миллионов рублей в качестве возмещения за незаконное уголовное преследование на основании ст. 134 УПК («Признание права на реабилитацию»). Но эффект от этого иска был обратный — попытки получить компенсацию и восстановиться на прежнем месте работы вновь запустили маховик следствия, и в отношении Иванова было возбуждено уже третье по счету уголовное дело. «Дело возбудили тут же, в августе прошло года, как только он попытался получить компенсацию и реабилитироваться, — рассказал Рыбак. — Нашли новые эпизоды, связанные с тем, что центр заключил договоры сумму около 3 миллионов рублей на выполнение научной работы с компанией, которой руководил сын моего клиента. Якобы данные работы не были выполнены. Это сделано для того, чтобы он не претендовал на компенсацию и не пытался восстановиться на работе». 

Подсудимыми по данному делу проходили Аркадий и Александр Ивановы. Как сообщила нашему изданию пресс-секретарь ВС РТ Наталья Лосева, 28 мая по этому делу Вахитовский суд вынес приговор обоим подсудимым — 4 года условно. Судья также постановил взыскать в солидарном порядке с обоих ущерб в 2,8 млн рублей, причиненный ВНИВИ. Причем следствие заранее обеспечило возможность возмещения ущерба, арестовав $52,9 тыс., которые находились на счету у Александра Иванова. В переводе на рубли это более 3 млн рублей. 

По словам Рыбака, этот приговор предполагает временный запрет для Аркадия и Александра Ивановых занимать должности руководителей, тем самым правоохранители все же перекрыли экс-директору ВНИВИ путь на прежнее место работы. Правда, случится это, только если приговор устоит, т. к. Рыбак обжаловал его в Верховном суде РТ, правда, дата рассмотрения апелляции еще не назначена. А между тем, как видим, кресло директора закрытого института того и гляди вновь может стать вакантным.