ДРАКОНОВСКИЕ МЕРЫ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВИКОВ ЧИНОВНИКИ ОБЪЯСНИЛИ ДОРОГОВИЗНОЙ РЕМОНТА ДОРОГ. НЕ УБЬЕТ ЛИ ЭТО БИЗНЕС?

Сегодня минтранс и ГИБДД республики объявили о начале кампании по ограничению движения грузового транспорта в республике. Она стартует 15 апреля, продлится месяц и затронет практически всех перевозчиков за небольшим исключением. Они могут выбирать между штрафами до полумиллиона рублей и покупкой специальных пропусков по цене от 5 до 27 тысяч рублей за ось. Как объяснил на брифинге в кабмине министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, все это - вынужденная экономическая мера.

КОМПЕНСАЦИЯ СНИМЕТ ОГРАНИЧЕНИЕ

Сегодня на брифинге в кабмине была озвучена новость – традиционное весеннее ограничение проезда транспорта на федеральных и региональных дорогах в этом году пройдет с послаблением. Правда за него перевозчикам придется выложить круглую сумму – более 100 тыс. рублей за 100 километров федеральной трассы.

Перевозка по региональным дорогам обойдется в пять раз дешевле. Об этом сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Ленар Сафин. Он также напомнил, что с 15 апреля по 14 мая на территории республики вводится временное ограничение транспортных средств, осевая нагрузка которых превышает нормативы: 6 тонн – для одиночной оси, 5 тонн – для двухосной тележки, 4 тонны – для трехосной тележки. На автомобильной дороге Казань–Оренбург (участок от нулевого километра до мостового перехода у Сорочьих гор) вводится исключение: установлена нагрузка от 9 до 6 тонн.

Министр сообщил и о тех категориях перевозок, которым положены льготы. Среди них перевозки продуктов питания, лекарств, ГСМ, семенной фонд, корма, почта, пассажирский транспорт и т.д.

Остальной тяжеловесный транспорт сможет передвигаться по дорогам только после получения специального разрешения на условиях так называемой компенсации вреда. Причем разрешение проезда по федеральным дорогам встанет компаниям-перевозчикам в пять раз дороже той компенсации, что оплачивается в летний период.

Те, чей бизнес связан с перевозками, проявляют серьезное беспокойство. В частности, присутствовавший на брифинге заместитель генерального директора компании «Кан-Авто» Сергей Чернов выразил сомнение в успешности реализации программы утилизации автохлама  – по его мнению, придется ее притормозить, поскольку поставка автомобилей с завода-производителя  в дилерские центры, и вывоз автохлама по тем же трассам сильно ударит по карману участников программы. Вероятно, Чернов ожидал, что министр тут же назовет схему решения вопроса, однако чуда не произошло. Сафин констатировал, что для участников программы никаких преференций не предусмотрено. Ибо в списке льготников они не числятся. И предложил использовать при перевозке автомобилей малотоннажный транспорт. Иными словами – поставлять авто малыми партиями.

Кстати, Сафин озвучил и сумму, во сколько обойдется компенсация вреда для грузовой «фуры». Если взять трассу от Нижнекамска до Москвы, то она составит чуть более 1 млн. рублей – сообщил Сафин.

Журналисты поинтересовались – каким образом был произведен подобный расчет, с чего, собственно, взята эта цифра (отметим, что миллион перевозчик заплатит только за проезд в один конец, обратная дорога ему обойдется во столько же!) По словам министра, расчет проводится исходя из затрат содержания  ремонта одного километра дороги второй технической категории федерального значения.

Как рассказал Сафин, ежегодные нормативные затраты формируются следующим образом: содержание километра дорог обходится примерно в 613 рублей, текущий ремонт – 3,8 тысяч рублей. На 100 километров получается в общем приблизительно 450 тыс. рублей. К этой цифре необходимо прибавить интенсивность движения – где-то 14 тыс. единиц в сутки, из которых около 30 процентов, или 4,2 тыс., составляет грузовой транспорт. 450 тыс. рублей делится на 4,2 тыс. единиц грузового транспорта, получаем порядка 106 тыс. на 100 км.

И если учесть, что от Нижнекамска до Москвы где-то тысяча километров – на выходе получаем чуть более миллиона. В этом смысле цифры, названные главой логистической ассоциации РТ Леонидом Штейнбергом в публикации БИЗНЕС Online, не являются преувеличением.

Это вынужденная мера, в очередной раз подчеркнул министр, и она носит временный характер. Впрочем, у перевозчиков есть альтернатива: либо транспортировать грузы другим видом транспорта (например, железнодорожным), либо переждать месяц, либо заплатить за причиненный дорогам вред.

– Ограничение, – это, по сути, экономический механизм, препятствующий разрушению дорог,– сказал Сафин, - поскольку перевозчик сто раз подумает, подождать или платить.

КУДА НАПРАВЯТСЯ ДЕНЬГИ?

Впрочем, больших сумм, по всей видимости, за этот период собрать вряд ли удастся. На вопрос БИЗНЕС Online, какая сумма была собрана в этот период в прошлом году, ответил  начальник ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона» Мухаммат Гатиятуллин. В частности он сказал, что в прошлом году весной средства не собирали (не было такого закона), но за летний период управление перечислило 50 млн. рублей в федеральный бюджет.

По региональному бюджету вопрос был переадресован  начальнику УГИБДД РТ Рифкату Минниханову. Конкретных цифр он не назвал, зато рассказал, каким образом его ведомство будет пресекать нарушения по ограничению перевозок. (Отметим, что уже вечером 14 апреля на автодорогах будут установлены соответствующие дорожные знаки «Ограничение на ось»)

Сначала Минниханов посетовал, что «как всегда нам достается самая неблагодарная работа». Далее он сообщил, что в течение месяца на дорогах будут дежурить 29 постов: 22 – на региональных трассах, 9 – на федеральных. Транспортные средства без спецразрешения будут задерживаться, и ставиться на спецстоянку до той поры, подчеркнул Минниханов, пока не будет устранена причина задержания. В данном случае – пока не будет получено специальное разрешение. Глава УГИБДД также озвучил суммы штрафов, отметим, впечатляющих. Так, перевозка крупногабаритных грузов без спецразрешения влечет наложение штрафа на водителя от 2 тыс. рублей до 2,5 тыс. рублей, а на юридических лиц – от 400 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Остался невыясненным вопрос: куда же все-таки пойдут средства, полученные за счет возмещения вреда? После окончания брифинга Ленар Сафин сообщил БИЗНЕС Online, что «целевым банком» в данном случае будет являться республиканский «дорожный фонд», решение о создании которого было принято в этом году. Кроме того, Сафин заверил, что все аккумулированные средства будут направлены именно на восстановление дорожного покрытия. Но говорить о полной компенсации стоимости реконструкции дорог за счет штрафных санкций и взносов за причиненный вред, даже не приходится

– Я называл сумму возмещения вреда на перевозку от Нижнекамска до Москвы – чуть более 1 млн. рублей, – объяснял Сафин, – Но представьте, если мы говорим о федеральной дороге 2 технической категории, то реконструкция одного километра этой дороги будет составлять 100 млн. рублей. Эти цифры близко несопоставимые!

Елена Фадеева
Фото и видео Сергея Елагина

По автомобильным дорогам федерального значения размеры вреда установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 934 от 16 ноября 2009г.

По автомобильным дорогам регионального значения постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.2010 № 699 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов …» (с изменениями внесенными постановлением КМРТ от 16.03.2011 №192) установлены следующие размеры вреда