«ТАКОЕ КОЩУНСТВО В РОССИИ СЛУЧАЕТСЯ ВПЕРВЫЕ»

Автоголом закончилась маркетинговая попытка обыграть тему ЧМ по футболу от ведущих игроков халяль-индустрии Татарстана. Благословленное муфтием РТ на выпуск халяльной продукции ООО «Челны-Мясо» специально для мусульманских болельщиков маркировало словом «халяль», написанном на особом стикере с футбольным мячом, партию фасованного карбоната. За автоголом последовала красная карточка от Рустама Минниханова. Он поручил минсельхозу РТ перепроверить все предприятия республики, выпускающие халяльную продукцию, что в переводе на повседневный означает: муфтияту в этом вопросе больше доверия нет.

Оно и понятно: такое кощунство в России случается впервые. Бывало, что в «халяльных» колбасах находили ДНК свиньи. Но это немного другое: ДНК выявляется с помощью специальных тестов на профессиональном оборудовании, а в данном случае свинина как ингредиент продукта указывалась прямо на упаковке, совсем рядом со словом «халяль». Естественно, в республике поднялась настоящая волна народного возмущения. Организаторы аферы были вынуждены отступить, а ДУМ РТ спешно открестилось (да простят меня читатели за использование такого слова применительно к мусульманской организации, но в данном случае это оправданно) от своего многолетнего партнера.

Как часто бывает в таких случаях, интернет запестрил едкими комментариям. Так, татарстанцы задавались вопросом: как стоит понимать фразу рекламного стикера «Татарское трио халяль», когда под упаковкой из мясного – только свинина? Кто-то предположил, что речь идет о трех главных интересантах дела: председателе ДУМ РТ Камиле хазрате Самигуллине, руководителе ООО «Челны-Мясо» Фандусе хаджи Хафизове и руководителе комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ Марате хазрате Низамове. Другие предложили более изящную трактовку: татарское трио халяль – это Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф. В общем, креатив авторов оксюморона был встречен не менее творческим подходом.

Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что Низамов в этой тройке, пожалуй, является лишним. Он всего лишь технический руководитель, целиком подчиненный и подконтрольный председателю духовного управления, которое является учредителем возглавляемого им комитета и полновластным его хозяином. «Я маленький чиновник», – говорит об этом Низамов. В самом деле, согласно уставу, «учредитель осуществляет генеральное руководство создаваемого им комитета для реализации поставленных перед комитетом целей и задач посредством полномочий, осуществляющих исключительную компетенцию» (п. 4.2.). В п. 4.3 подробно расписывается, в чем состоит эта самая «исключительная компетенция». Если кратко, суть такова: Низамов даже чихнуть не может без оглядки на муфтия. А в п. 4.5 делается контрольный выстрел в голову его самостоятельности: «Учредитель правомочен принимать решения по любым вопросам деятельности комитета».

Однако не стоит торопиться превращать трио в дуэт. Во многом скандал достиг таких катастрофических масштабов не только вследствие самого неприятного инцидента, а в значительной степени из-за той стратегии поведения в медийной сфере, которая была предпринята в данной связи. В комитете же директором по связям с общественностью Камиль хазрат Самигуллин трудоустроил свою супругу Лолу ханум Самигуллину. Мы нисколько не сомневаемся в профессиональных качествах Лолы ханум и исходим из того, что жена муфтия не просто формально числится в комитете для получения зарплаты, а реально отрабатывает ее, поэтому «татарское трио» все-таки остается трио.

В сложившейся ситуации «татарское трио» попыталось сохранить лицо и в лучших традициях саратовского драматического изображало как могло саму невинность, свалив всю вину на безымянного завсклада – условную кладовщицу бабу Маню, которая-де в многомиллионном бизнесе что-то напутала и не туда приклеила заветные этикетки. На самом деле корень зла не в бабе Мане, речь идет о системном кризисе в халяль-индустрии Татарстана. Кризис этот, в свою очередь, держится на двух китах. С одной стороны, участники рынка далеко не всегда соблюдают нужные технологии производства халяль, с другой – перманентно лгут, чем фундаментально подрывают доверие к этой весьма тонкой сфере.

Ваш покорный слуга и прежде бил в набат о том, что в халяль-отрасли РТ далеко не все в порядке, однако, похоже, пришло время для более глубокого ее анатомирования. В первой статье нового цикла речь пойдет о проблеме отхода от принципов честности со стороны тех, кто отвечает за индустрию халяль в Татарстане. Данный приоритет обусловлен тем, что в условиях пожара сначала надо тушить то, что под силу уже сейчас, а перестать лгать или хотя бы говорить менее двусмысленно намного проще, чем навести порядок в самом производстве на целом множестве предприятий.

«МУСУЛЬМАНЕ УЖЕ ОБРАЩАЛИ ВНИМАНИЕ КОМИТЕТА ДУМ РТ НА ПРОДУКЦИЮ ООО «ЧЕЛНЫ-МЯСО»

Для начала разберемся с бабой Маней. Действительно ли ее выход на сцену стал полной неожиданностью для ДУМ РТ или недобрые звоночки о сомнительной деятельности ООО «Челны-Мясо» звучали и прежде?

На самом деле мусульмане уже обращали внимание комитета ДУМ РТ на продукцию ООО «Челны-Мясо». В частности, в конце прошлого года на его адрес поступила жалоба о том, что в составе оболочек сарделек «Зур Дуслык» от ООО «Челны-Мясо» присутствует краситель Е120. Данная маркировка обозначает вещество кармин, которое получают из тела насекомого кошениль и которое несовместимо со стандартом «Халяль». Ответ, достойный лучших традиций чиновничьего эпистолярного жанра, был составлен специалистом шариатского отдела комитета Абдулловым Х.Д.

В нем он пишет, что при указании состава на оболочке была допущена ошибка и была указана добавка E120 (кармин), которого на самом деле в составе нет. И тут же отмечает, что на период прохождения сертификации предприятием ООО «Челны-Мясо» такого требования комитета, как согласование этикетки и упаковки, не было. Далее он говорит, что в конечном итоге «было принято решение о допустимости ее использования, но с условием размещения на упаковке сарделек отдельного дополнительного состава, соответствующего рецептуре». Ну и в заключении просто шедевр: «После вашего запроса и нашего обращения в этот же день, 28 ноября, предприятием все-таки было принято решение — снять с реализации данный продукт с данной двойной упаковкой, а также утилизировать данную оболочку, несмотря на то что в наличии сохранился довольно большой ее объем».

Когда был отпечатан этот большой объем оболочек с харамным составом, не совсем понятно. Все дело в том, что ООО «Челны-Мясо» до комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ благословлялось у его прежнего директора Динара Садыкова. Несколько лет назад  он разругался с муфтиятом и основал собственную организацию по выдаче свидетельств «Халяль», уведя от ДУМ РТ часть клиентов. Все участники рынка, с кем мне доводилось беседовать, единогласно отзываются о нем как о позоре индустрии и настоящем аферисте. Именно в продукции сертифицированного им ОАО «Царицыно» неоднократно находили ДНК свиньи. Водится за ним и много других нехорошестей. Со временем ДУМ РТ смогло отбить у Садыкова ООО «Челны-Мясо». Так вот на фотографии сарделек, которая прилагалась к жалобе, видно и шифр «Е120», и значок «Халяль». Однако чей именно это значок — Садыкова или ДУМ РТ, разобрать сложно, т. к. он попадает на скрученную часть упаковки.

Как бы там ни было, ДУМ РТ не просто знало, но и было вовлечено в эту историю, которая, в отличие от нынешней, не получила большого резонанса. И поэтому когда наши передовики халяль-индустрии сегодня делают удивленные глаза, что для них выходка ООО «Челны-Мясо» словно гром среди ясного неба, то они, конечно же, сильно лукавят.

Чтобы увеличить, нажмите

«ВОЗНИКАЕТ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО НАС СНОВА ПЫТАЮТСЯ ВОДИТЬ ЗА НОС»

Не совсем корректно с точки зрения достоверности изложены и предпринятые меры, о которых было заявлено сразу после разгоревшегося скандала. Читаем на сайте комитета: «В связи с фактами нарушения на предприятии „Челны-Мясо“ комитет провел проверку, по результатам которой, несмотря на наличие отдельного производства, принял решение полностью отозвать свидетельство комитета».

Прежде чем разобрать вопрос с отзывом свидетельства, вкратце коснемся упомянутого «наличия отдельного производства». Нарушение технологий производства халяль будет рассмотрено в следующей статье. Сейчас же отметим лишь, что у ООО «Челны-Мясо» на самом деле нет никакого отдельного производства. Об этом публично заявлял сам директор компании Фандус хаджи Хафизов. Так, в частности, в интервью журналу «Элита Татарстана» он говорил: «Выпуск халяльной продукции мы осуществляем в отдельные от выпуска другой продукции дни — вторник и четверг». По информации от источников, в настоящее время, точнее до скандала, халяльная продукция производилась на предприятии один раз в неделю. Другими словами, на одном и том же оборудовании прогоняется свинина, а после – «халяль». И об этом ДУМ РТ прекрасно знает, о чем честно признается в частных, но непубличных разговорах. Ну а как не знать, если предполагается, что прежде, чем выдать свидетельство, они выезжали на предприятие? Да и баба Маня никогда бы не смогла втиснуться в бизнес-процесс со своим человеческим фактором, не будь у ООО «Челны-Мясо» смешанного производства.

Теперь что касается самого свидетельства. Об его отзыве многократно в последние дни говорил Низамов. Его шеф Самигуллин в своем заявлении был не так резок: он настаивал лишь на «приостановке производства халяльной продукции и действия свидетельства комитета до выяснения всех обстоятельств по данному факту». Несмотря на разницу в трактовке санкций, позиции двух деятелей сходятся в том, что оба они ведут речь об одном-единственном свидетельстве. Однако возникает вопрос: а какое именно свидетельство было отозвано/приостановлено у ООО «Челны-Мясо»? Все дело в том, что у предприятия на самом деле два свидетельства. Первое (№1550/2018) со сроком действия до 05.04.2019. Второе (№1556/2018) со сроком действия до 19.04.2021. По какому из них Фандус хаджи прекратил производство халяльной (в понимании ДУМ РТ) продукции? И другой вопрос: разве отзыв одного свидетельства является с юридической точки зрения основанием для прекращения работы по другому? В общем, возникает ощущение, что нас снова пытаются водить за нос.

Дальше – больше. Заходим на сайт комитета. И что мы видим? В ленте новостей дается экстренное объявление по «Челны-Мясу», а слева от него, где располагается важная информация, под заголовком «ПРОВЕРЕНО – ХАЛЯЛЬ» красуется логотип скандального производителя, периодически выскакивающий там среди прочих по рандомному принципу. Вот уж воистину правая часть сайта не ведает, что творит левая. При этом сегодня упомянутое объявление давно уже съехало вниз, а логотип ООО «Челны-Мясо» под обнадеживающим «ПРОВЕРЕНО – ХАЛЯЛЬ» выскакивает до сих пор. Вы прямо сейчас можете зайти на сайт и убедиться в этом. 

«НА КАКОЙ УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ МУСУЛЬМАН МОЖНО НАДЕЯТЬСЯ ПРИ ТАКОМ ПОДХОДЕ К ДЕЛУ?»

В этом нескончаемом потоке двусмысленностей и даже прямой лжи есть и струя кристально чистой правды. Читатель наверняка знает, что участники «татарского трио» после реакции общественности в один голос спешно заявили, что «халяльный» карбонат, ставший причиной громкого скандала, был изъят из магазинов и убран с прилавков. Похоже, что все так и было на самом деле, однако при этом, как ни в чем не бывало, продолжилась продажа «халяльного» бекона. К нему формально никаких претензий никто не предъявлял: бекон ведь не карбонат. Лишь после того, как Фандуса хаджи вызвали в аппарат президента РТ, подобные игры с наименованиями товара были прекращены, ООО «Челны-Мясо» на своем сайте сделало более честное заявление, признающее, что на прилавках магазинов все еще остается скандальная продукция и что карбонат – это не вся «халяльная» свинина, произведенная им. Слава Богу, что в республике есть кому заступиться за интересы простых жителей.

При этом в данном вопросе Фандус хаджи действовал строго в рамках тех возможностей, которые с барского плеча ему были предоставлены комитетом ДУМ РТ. Последний в своих договорах щедро прописывает, что в случае отзыва свидетельства «изготовитель имеет право реализовывать уже произведенную до момента расторжения договора продукцию». Другими словами, продолжая дораспродавать «халяльную» свинину, директор «Челны-Мяса» с юридической точки зрения действовал вполне корректно. Жаль только, что комитет ДУМ РТ, составляя за вознаграждение подобные договоры, забывает о моральной стороне вопроса.

Ради интереса ваш покорный слуга отправляется в ближайшую от дома «Пятерочку». И что вы думаете? Еще в среду, т. е. спустя неделю после скандальной огласки, бекон от ООО «Челны-Мясо» мирно лежал на прилавках магазина. В пятницу его уже там не было. Видимо, прав был один из читателей «БИЗНЕС Online», остроумно пошутивший, что ДУМ РТ уничтожило халяльную свинку методом рекламного продвижения и продажи в розничных сетях. Кстати, ООО «Челны-Мясо» после похода в АП РТ закрыло свой сайт и на его домене разместило объявление с просьбой сообщать им о торговых точках, в которых будет замечена указанная продукция. Как сообщают источники, после разноса, устроенного в минсельхозе РТ, сотрудники комитета ДУМ РТ и ООО «Челны-Мясо», словно охотники за сокровищами, бегают в эти дни по городу и активно ищут на казанских прилавках ценнейший продукт. Чтобы они не тратили свои силы, сообщаю, что в магазине по адресу Айвазовского, 21 его уже нет.

Кстати, рядом с этим магазином живет и заместитель муфтия ДУМ РТ Рафик абый Мухаметшин, которому Самигуллин поручил возглавить проектный технический комитет по стандартизации «Продукция и услуги „Халяль“». В российском мире халяль Мухаметшин, помимо своей очередной должности, известен еще тем, что допустил к изданию учебное пособие, в котором будущие имамы призывались в случае заболевания лечиться свиным смальцом. Возможно, поэтому он и не стал бить тревогу о продаже халяльной свинины почти у себя под окнами, иначе вряд ли бы она пролежала там как минимум до среды. Хотя, скорее всего, у Мухаметшина, ректора трех вузов и человека, занимающего много других должностей, просто-напросто нет времени ходить по магазинам.

Помимо нехватки времени, он успешно забивает гвозди в крышку гроба (да, нынче это слово оправданно использовать) халяль-отрасли другим путем. Так, в возглавляемый им комитет был приглашен уже упомянутый Садыков. Присутствие среди разработчиков стандартов «Халяль» человека с неоднозначной репутацией вызвало решительный протест у других участников процесса, в частности у представителей совета муфтиев России. Однако Мухаметшин встал на защиту своего коллеги, что, видимо, не случайно. Ведь именно Садыков заложил во многом существующие традиции халяльной сферы Татарстана. По крайней мере, это его подпись стоит на уставе комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ. Сегодня мы пожинаем плоды этих самых традиций. Вообще, в данном техническом комитете, если судить по именам и фамилиям, а также по внешнему виду женщин, не менее 13 человек не исповедуют ислам (Серова Наталья, Данилина Юлия, Афанасьев Сергей, Семенова Анастасия и др.). Много там и так называемых этнических мусульман, которые в собственной жизни не следуют элементарным требованиям ислама. Именно эти люди в настоящее время формируют ГОСТы в сфере халяль, т. е. определяют ее правила игры. На какой уровень доверия мусульман, в том числе зарубежных, можно надеяться при таком подходе к делу?

«НАЛИЦО РАСХОЖДЕНИЕ МЕЖДУ СЛОВАМИ И ДАННЫМИ ОФИЦИАЛЬНОГО РЕЕСТРА»

Одним из препятствий на пути выстраивания пространства честности в халяль-индустрии РТ является репутация нашего муфтия как человека, который ради красного словца может несколько отходить от твердых критериев истинности. Так, во время презентации Болгарской исламской академии Самигуллин рассказал Владимиру Путину байку о том, что якобы татарский богослов Шихабутдин Марджани переломил ход истории, устранив межмазхабные разногласия на молитве возле Каабы. Такого, конечно же, не было. И лично я теряюсь в догадках: уважаемый Камиль хазрат просто некомпетентен или же он привирает сознательно ради имиджевых бонусов на короткой дистанции.

В вопросах халяль та же беда. На прошедшем недавно международном экономическом форуме KazanSummit 2018, одна из секций которого была посвящена халяль-индустрии, муфтий республики заявил, что в Татарстане комитетом по стандарту «Халяль» ДУМ РТ сертифицировано более 200 предприятий. При этом в реестре самого комитета ДУМ РТ указывается только 99 компаний.

Налицо расхождение между словами и данными официального реестра. В этой связи есть два возможных объяснения: либо часть компаний, делающих финансовые отчисления за получение свидетельства «Халяль», находится в подводной, серой части списка, либо Камиль хазрат несколько преувеличил размер своих достижений, выступая на KazanSummit, где присутствовали президент РТ и министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов.

Далее. После скандала в своем официальном аккаунте в «Инстаграме» муфтий публикует развернутое СМС, в котором, помимо прочего, пытается проанализировать проблемы сферы. «Возникает резонный вопрос: а какому центру сертификации можно доверять?  — восклицает хазрат и тут же громит конкурентов. — Например, некоторые российские центры состоят всего из двух-трех человек». Затем муфтий снова задается вопросом, могут ли такие центры «контролировать процесс производства на десятках предприятий», и сам же отвечает: «Конечно, нет».

Камиль хазрат полностью прав. Два-три человека не могут контролировать производство на десятках предприятий. Это очевидно. Вопрос в другом: кого же имеет в виду наш уважаемый религиозный деятель? Возможно, это был камень в огород все того же Садыкова, который по дешевке штампует сертификаты «Халяль» направо и налево. Но, чтобы не теряться в догадках, мы открываем сайт комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ и находим раздел, в котором указаны его собственные халяль-контролеры. И что же мы видим? Их всего три человека. А потому вопрос, который муфтий задавал своим конкурентам, мы переадресовываем теперь ему самому: как же так, хазрат? Читатель может справедливо возразить, что, мол, не все контролеры указаны на сайте. Согласен, такое вполне может быть, хотя и маловероятно, ибо в комитете за работу сайта отвечает Лола Самигуллина, которая вряд ли бы стала так подставлять своего мужа. Читаем муфтия дальше: «Фактор доверия – один из главных принципов производства халяль-продукции». Очень верное замечание. Только возникает новый вопрос: разве можно рассчитывать на доверие потребителей, если указывать им, что всего три человека контролируют даже не десятки, а, получается, сотни предприятий? Конечно, нет.

При этом на пресс-конференции, срочно созванной на площадке «Татар-информ» после скандала, Низамов, отвечая на вопрос, сколько контролеров работает в комитете ДУМ РТ, назвал цифру 10, а в добавлении к ним упомянул о еще 10 специалистах, которые, если верить его словам, работают на местах. Очень хотелось бы увидеть неназванных героев на сайте, где контролерам посвящен отдельный раздел. Ведь пока получается, что врет либо сайт, говоря, что в мутифяте есть только три контролера, либо подчиненный муфтия, утверждая, что таковых десять. А врать нехорошо. Тем более в период, когда все силы надо бросать на восстановление доверия.

«ХАЛЯЛЬ-ИНДУСТРИЯ РЕСПУБЛИКИ НЕСЕТ ОГРОМНЫЕ ПОТЕРИ – КАК ФИНАНСОВЫЕ, ТАК И ИМИДЖЕВЫЕ»

В заключение – промежуточные выводы.

Пока Камиль хазрат упражняется в заявлениях, направленных на защиту татарского языка, все шесть лет, которые он находится у власти, маркировка халяль-продукции специальным значком как велась на русском и отчасти английском, так и продолжает вестись без второго государственного языка республики. Кстати, сайт комитета по стандарту «Халяль» также ведется исключительно на русском. Тем временем сама халяль-индустрия республики несет огромные потери – как финансовые, так и имиджевые. Приведу два примера.

Если московский центр стандартизации и сертификации «Халяль» за 2015–2017 годы смог вывести почти 100 тыс. т мясной продукции своих подопечных на международные рынки, где действуют очень жесткие стандарты в сфере халяль, то у нас дальше слов дело почти так и не сдвинулось с мертвой точки. Как было заявлено на KazanSummit 2018, из РТ только один производитель халяль-продукции смог выйти в арабские страны, да и то им оказался хлебобулочный комбинат. При этом наши власти прекрасно осознают экономический потенциал халяль-индустрии для республики, особенно в контексте расширения рынков сбыта. Президент РТ в этом году даже утвердил «дорожную карту» по развитию данной сферы. Однако мы вынуждены констатировать, что в лице нынешнего руководителя ДУМ РТ республиканские власти не имеют на этом участке работы контрагента, которому было бы по силу решение соответствующих масштабных задач.

Профессиональное сообщество, знающее сферу и ее деятелей изнутри, вынесло вердикт нашему муфтияту еще раньше. Так, халяль-сопровождение мероприятий ЧМ по футболу в Казани осуществляет не ДУМ РТ, а его московские коллеги. С одной стороны, на фоне подобных фактов становится стыдно за республику, хотя такое в принципе случается крайне редко, с другой — радостно. Ведь если бы «татарское трио» выкатило свое «халяльное» ноу-хау непосредственно на столы официальных гостей чемпионата из исламских стран, то мы бы имели проблемы уже на федеральном уровне и шлейф позора во всем мусульманском мире. Слава Богу, что организаторы чемпионата выбрали не наших игроков рынка, так, получается?

Продолжение следует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции