Обеспечили ли футбольные болельщики со всего мира вашему бизнесу дополнительную выручку? Обеспечили ли футбольные болельщики со всего мира вашему бизнесу дополнительную выручку? Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ЖАЛУЮТСЯ И ХОТЯТ, ЧТОБЫ ЧЕМПИОНАТ МИРА БЫСТРЕЕ ЗАКОНЧИЛСЯ»

Зуфар Гаязов — генеральный директор «Татинтер Ресторантс»:

— В наших заведениях, которые находятся в центре города, ситуация улучшилась, потому что болельщики в основном гуляют на Баумана. Хотя и до нас, до Старо-Татарской слободы, доходят. А вот в тех объектах, что расположены выше, где-нибудь на улицах Карла Маркса, Бутлерова, ситуация сложнее, прирост почти не ощущается. Вообще, я бы ответил так: выручка держится на том же уровне, что и в прошлом году. В это время у нас высокий туристический сезон, туристы приходили всегда, но в этом году иностранные болельщики, по сути, сменили наших туристов, тем самым сравняв прибыль.

А болельщики приходят разные. Например, в четверг приходили англичане, французы, мы их угощали блюдами из печи. Для них это было немножко неожиданно, но им очень понравилось. Французы, которые выиграли первый матч, после того как экскурсовод привел их к нам и мы пообщались с ними на французском языке, были так рады победе их сборной, что от радости начали бросать меня вверх — видимо, решили, что я свой. Я боялся, думал, что они меня три раза подбросят, а поймают только два. А вот какой-то прижимистости я не наблюдал. Было интересно: когда в Казани играли Колумбия и Польша, колумбийцы были как-то немного разрозненны, сидели по три-четыре человека, а поляки заходили огромной компанией по 15 человек, при этом очень интересовались национальной татарской кухней и, что приятно, сделали большой заказ, многое попробовали.

Зульфия Гильмутдинова — заместитель директора фабрики национальной обуви «Сахтиан»:

 — Ничего не заработали. Хотя я и стою в фан-зоне, такого ажиотажа нет. И сказать, что увеличились обороты, прибыль, не могу. Мы вообще никак это не почувствовали. Болельщиков интересуют матрешки, больше ничего. У нас нет ажиотажа, очередей нет. Это все равно не тот контингент, не наш формат. Фанаты едут для того, чтобы посмотреть футбол, выпить пива и купить матрешки с шапками-ушанками. У меня такое впечатление сложилось. И еще они покупают сувениры с символикой чемпионата. 

Из всех предыдущих спортивных мероприятий могу выделить Универсиаду — вот там был результат. Мы тогда работали в Деревне Универсиады — там был интерес и к сувенирной продукции, и к нашей. Не знаю, с чем это связано. Прошел чемпионат по водным видам спорта — он тоже на нашей прибыли никак не отразился. Трудимся совершенно в рабочем режиме, все так же, как и было. Дело в том, что, пока идет чемпионат, в Казань не едут российские туристы, потому что все гостиницы заняты и они дорогие. Между тем российские туристы целенаправленно едут в Казань и больше интересуются национальными вещами, а у болельщиков направленность совершенно другая: весело провести время, купить матрешку, ушанку, посмотреть город, выпить пиво — и все. Если бы не чемпионат, я думаю, мы заработали бы больше. 

Артем Силкин — директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск»:

— Традиционно в дни крупных международных спортивных мероприятий вводятся ограничения на движение автотранспорта и возрастают цены на средства размещения, авиа и ж/д билеты. Это приводит к падению внутреннего туризма, наши граждане не могут позволить себе такие затраты. В дни соревнований туристический поток падает за счет того, что отсекается часть внутреннего туризма, его отпугивают высокие цены. Для нас такие мероприятия имеют отсроченный эффект, поскольку в то же время некоторые иностранцы все же доезжают до Свияжска благодаря тому, что кто-то из их земляков уже приезжал в Татарстан и рассказал про нас. 

Мансур Джалялетдин — заместитель муфтия Татарстана, имам мечети Аль-Марджани:

— Мечеть, конечно, не связана с бизнесом, но если посмотреть наши магазины, торгующие религиозной атрибутикой и сувенирами, то предприниматели жалуются и хотят, чтобы чемпионат мира быстрее закончился, потому что просто туристов нет, есть только болельщики, а им ничего этого абсолютно не надо. Им же пиво попить, эчпочмаки покушать — и все, сувениры не интересуют. Хотя у нас много мусульманских государств участвует в чемпионате, количество приходящих на пятничный намаз увеличилось. Болельщики, игроки приходят, все говорят, что полюбили Казань, город им нравится, что гостеприимный народ, люди приятные.

«СНАЧАЛА ПОСТАВИЛА ПАРУ СОТРУДНИКОВ, ЗНАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, НО ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬСЯ И С ПОМОЩЬЮ ПЕРЕВОДЧИКА НА СМАРТФОНЕ»

Айдар Булатов — основатель ГК Bulatov Group:

— Да, мы заработали на мундиале. На тех объектах, которые находятся в центре города, в зависимости от того, какие сборные у нас играют, мы наблюдаем поток туристов из этих стран, иногда иностранцы составляют более половины посетителей наших заведений. Поэтому да, футбольные болельщики обеспечили дополнительную выручку, но пока сложно сказать на сколько, возможно, на 20–25 процентов. При этом как таковой разницы между заказами нет. Нет суперогромных или каких-то минимальных чеков. Все заказывают столько, сколько им необходимо, пробуют местные блюда, не ограничивают себя. Это мы наблюдаем и в наших ресторанах, и в кафе, где небольшой средний чек. Что касается общения, то, например, в «Туган авылым» болельщики играют между собой в футбол, выясняют таким образом отношения. 

Адель Ягудин — предприниматель:

— Конечно, заработал. Одна из кофеен у нас находится в терминале международного аэропорта «Казань»: как правило, основной пассажиропоток до нас не доходит, а сейчас с наполняемостью все хорошо. Барбершоп тоже забит до отказа, иностранцы следят за собой. Был случай, когда пришли постричься два австралийца. И оказалось, что один из них — знаменитый австралийский деятель, а второй — журналист. Ну и так получилось, что представителя СМИ постригли первым. Он тут же куда-то убежал и вернулся с камерой и оператором. Таким вот неожиданным образом состоялось интервью. По поводу прижимистости — мне показалось, что поляки и немцы тратят не так много. Но это вполне возможно еще и потому, что их в численном отношении куда меньше, чем тех же колумбийцев и австралийцев. А вот пребывания иранцев я вообще не заметил. Но, по словам моих коллег-рестораторов, они не совсем вежливо относились к официантам.

Равиля Шайдуллина — генеральный директор ООО «Ностальгия» (пиццерия на «Черном озере», кафе «Кукан», ресторан «Дворянское гнездо» и др.)

— Несомненно, польза от иностранных болельщиков была. Наши продажи возросли, думаю, процентов на 60. Каждому туристу мы рассказывали о татарской кухне. Очень хорошо уходила наша закрытая пицца. Они говорили, что никогда в жизни не видели такую пиццу, а мы им объясняли, что это смесь итальянской пиццы и татарского беккена. Наш народ любит свое мучное изделие. Если его соединить с блюдом из Италии, то получится что-то новое. Они очень удивлялись. Хорошо с ними общались, я даже сначала поставила пару сотрудников, знающих английский язык, но оказалось, что можно объясниться и с помощью переводчика на смартфоне. Самые жадные были, наверное, европейцы — каждую копейку подсчитывали, а вот болельщики из Латинской Америки более добрые.

Елена Кофонова — основатель кафе «Кыстыбый – tatar-food»:

— Безусловно, ощутимо. Сколько это было в процентном отношении, сказать сложно. Наверное, раза в полтора было больше посетителей. Болельщики приходили со своими флагами, атрибутикой, в дни игр это было сильно ощутимо. Но это прирост сезонный, такой и в прошлом году был. У нас футбольный бэлеш хорошо зашел — мы сделали бэлеш в виде мяча, он хорошо уходил. Иностранные туристы по три-четыре дня у нас тусили. Самыми интересными были болельщики из Мексики — какие-то они благодарные, что ли... Может, из-за того, что наши блюда похожи: у них такое же — один в один — блюдо, как у нас кыстыбый. Возможно, поэтому нашу еду воспринимали как родную. Немцы интеллигентные, классные. У иностранцев в любом случае средний чек был чуть больше, чем у россиян, ведь за границей всегда хочется чего-то необычного попробовать.

«ПРИЕХАЛ ГЛАВА «ЛЮФТГАНЗА» В РОССИИ, ОН ЛЮБЕЗНО ПРИГЛАСИЛ НАС НА ИГРУ ФРАНЦИЯ — АРГЕНТИНА»

Раис Гумеров — генеральный директор ООО «Мелита»:

— Я не могу сказать, что мы как-то заработали на чемпионате мира. Приходили скупые французы, торговались, хотели скидку в 50 процентов, видимо, думали, что приехали в какую-то банановую страну, но, получив отказ, ушли. Правда, через два часа вернулись и купили три изделия общей суммой где-то на 200 тысяч рублей. В целом иностранцы, конечно, к нам заходят. Приходили австралийцы, покупали дубленочки — пару штук, по-моему. Были канадцы, они позволили себе уже более дорогие изделия — из рыси, норки и т. д. Так что доля иностранцев в продаже достаточно велика — процентов 40. Вообще, продажи по сравнению с прошлым годом упали. Говорить о том, что благодаря иностранцам они увеличились, наверное, неправильно. Хотя если бы не они, то падение было бы значительно больше.

Флун Гумеров — президент ювелирной компании «Алмаз-Холдинг»:

— Мы выпустили небольшую коллекцию из серебра на футбольную тему. Точнее, это были украшения в виде медалей, сувенира ради, и все они были распроданы. Кроме того, я отслеживаю такие моменты, у партнера, который арендует в Казани наш бренд, в ЦУМ приходили колумбийцы и тоже купили какие-то сувениры. Но я все же не могу сказать, что это как-то сказывается на финансовых показателях компании, мы ожидали большего. Все-таки болельщики — не наша целевая аудитория. Думаю, больше всех заработали те, кто торгует напитками, пивом.  

Анастасия Гизатова — руководитель АН «Счастливый дом»:

— Пока мы ничего не заработали на этом чемпионате. Прямого эффекта еще не получили. Арендой жилья не занимаемся. У нас был высокий спрос на сдачу в аренду через наше агентство, но это не наша специфика, поскольку мы не можем гарантировать безопасность. Мы же не знаем, кто будет снимать ту или иную квартиру. Мы посчитали, что репутационные риски для агентства слишком высокие, и отказались от этого. Но опосредованно это хорошо скажется на рынке недвижимости после прохождения чемпионата, поскольку много отраслей взбодрилось, дополнительный доход, как правило, вкладывается либо в недвижимость, либо в банки... Хотя интерес со стороны приезжих гостей к недвижимости увеличился. К нам обращались и уточняли стоимость квартир. Пока в конкретные сделки это не переросло.

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Несмотря на то что крупные контракты были заключены организациями задолго до начала соревнований, помимо самих команд, с которыми ФИФА подписала договоры, все равно приезжают гости, естественно. Так что объем подрос где-то процентов на 20, соответственно, прибыль на 20 процентов выше. С одной стороны, так, но корпоративный сектор в это время немножко просел — процентов на 10, потому что дороговизна билетов снижает доступность. Туда-сюда, в итоге там выигрываешь, здесь проигрываешь. На увеличение прибыли в районе 10 процентов все равно еще выходим. Внутреннее потребление клиентов снизилось, потому что на их даты проблема с билетами очень серьезная, плюс многие мероприятия отложились — у всех гости, у всех мероприятия.

Я слышал, что у многих коллег просели продажи, например у туристических компаний, потому что люди остаются в Казани на фан-фест. Конечно, ресторанный бизнес прет по полной программе, пивбары особенно. Приехал глава «Люфтганза» в России, мы с ним встречались, он любезно пригласил нас на игру Франция — Аргентина. Что касается любопытных фактов, то наш партнер по трансферу сообщил: он знал — Корея выиграет, а в субботу выиграет, скорее всего, Франция, потому что, как он заметил, на том автобусе, на котором ездит Аргентина, до этого ездила сборная Германии и все сборные, которые потом проигрывали. Кто сорит деньгами? По-моему, колумбийских болельщиков очень много приехало, скажем так, южноамериканские болельщики более активные — это Мексика, Аргентина, Колумбия.

Владимир Рубцов — генеральный директор сети «Казанские аптеки»:

— Нет, мы не заработали на чемпионате мира по футболу, потому что болельщики, которые приезжают на матчи, не наш покупатель. Лекарства в аптеках им точно не нужны, очки из оптики тоже мало востребованы. Сейчас на коне, наверное, пивные магазины, алкогольные, кафе, рестораны. А на нашем бизнесе футбольный чемпионат, повторю, никак не отразился. И историй с иностранцами я как-то тоже не слышал. Если бы что-то такое было, думаю, мне бы рассказали.