По итогам обработки 98% избирательных бюллетеней Реджеп Эрдоган набрал более половины — 52,6% — голосов избирателей Фото: ©Алтан Гочер, РИА «Новости»

ИТОГИ ВЫБОРОВ В ТУРЦИИ: У ВЛАСТИ ПРЕЗИДЕНТ-СУЛТАН

Сегодня утром глава высшей избирательной комиссии Турции Сади Гювен официально объявил о победе на выборах действующего лидера Реджепа Тайипа Эрдогана. По итогам обработки 98% избирательных бюллетеней он набрал более половины — 52,6% — голосов избирателей. Эти выборы – президентские и парламентские сразу — стали первыми после попытки государственного переворота в 2016 году. Они приводят в действие конституционные поправки о расширении полномочий президента, референдум по которым прошел еще 16 апреля 2017 года, что существенно меняет ситуацию в стране. Парламентская республика превращается в президентскую, пересматривается и увеличивается с 550 до 600 членов состав парламента, а также упраздняется пост премьер-министра.

Изначально предполагалось, что выборы пройдут в 2019 году, но первые разговоры о переносе начались сразу после референдума. Постепенно президентская Партия справедливости и развития (ПСР) оформила альянс с оппозиционной Партией националистического движения (ПНД), чей лидер в апреле 2017 года впервые публично заявил о необходимости досрочных выборов ради нации и «поражения врагов Турции», вскоре это подтвердил и сам Эрдоган, которому было выгодно «не расплескать» свой рейтинг.

Аналитики полагали, что эти выборы станут для нынешнего президента чуть ли не самыми сложными, однако уже накануне первые неофициальные результаты показали существенный отрыв от его основного конкурента — Мухаррема Индже, представляющего старейшую и главную оппозиционную Народно-республиканскую партию. Как подмечает «Коммерсантъ», на одном из предвыборных плакатов Индже поместили лозунг  «Сделаем Турцию изящной» — Индже с турецкого переводится как «изящный», «тонкий». 

«Согласно неофициальным результатам, наш народ доверил мне роль президента страны, а парламентское большинство — „Альянсу народа“. Надеюсь, никто не попытается бросить тень на избирательную систему Турции, чтобы оправдать собственный неудачный результат. Мы полны решимости продолжить укрепление нашей демократии, а также прав и свобод турецкого народа», — еще до подведения окончательных итогов обратился к нации переизбранный президент.  

Всего на пост президента претендовали 6 кандидатов: кроме Эрдогана и Индже (который в итоге набрал 30,6% голосов), в выборах участвовали Мерал Акшенер от оппозиционной «Хорошей партии» (7,3%), член Партии благополучия Темель Карамоллаоглу (0,9%), Догу Перинчек от партии «Родина» (0,2 %) и Селахаттин Демирташ от курдской Партии демократии народов (8,4%).

. Всего на пост президента претендовали 6 кандидатов
Фото: ©Алтан Гочер, РИА «Новости»

ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПУТИНА И ИГНОР ОТ США

Эрдогана уже поздравили с победой лидеры других стран, в частности, телеграмму направил президент России Владимир Путин. Он подчеркнул, что результаты прошедшего в Турции голосования говорят о том, что граждане поддерживают проводимый им курс на решение актуальных социально-экономических задач и укрепление внешнеполитических позиций страны. Кроме того, это свидетельствует о большом политическом авторитете Эрдогана, добавил Путин.

Президент РФ также подчеркнул, что развитие российско-турецких партнерских отношений приобрело поступательный характер и по ряду направлений они уверенно выходят на стратегический уровень.

«Президент России подтвердил готовность к продолжению содержательного диалога, тесной совместной работы по двусторонней, региональной и международной повестке дня, подчеркнув, что это, несомненно, отвечает коренным интересам народов России и Турции, идет в русле обеспечения мира, стабильности и безопасности на евразийском континенте», — сказано в поздравительном сообщении Эрдогану.

Однако первым, как отмечает в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель аналитического центра «Россия — исламский мир» Шамиль Султанов, поздравил Эрдогана Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии. «Это один из самых острых националистов. Он почувствовал в Эрдогане родственную душу, — сделал вывод Султанов. — Кроме того, все отмечают усиление влияния Турции на Балканском полуострове. Это очень важно для расколотой Европы. Пока все ругаются между собой по поводу миграционной политики, в геополитической плоскости Турция за последние 10–12 лет резко усилила свое влияние. Этот фактор будет учитываться европейцами, по крайней мере Меркель». 

Среди других поздравителей были премьер-министр Албании Эди Рама, президент Азербайджана Ильхам Алиев, палестинский лидер Махмуд Аббас. Свои поздравления прислали также боснийский лидер Бакир Изетбегович, глава МИД Греции Никос Кодзиас, эмир Катара Тамим бин Хамад аль Тани и другие политики. 

США на переизбрание Эрдогана официально не отреагировали.

Путин в поздравлении подчеркнул, что результаты прошедшего в Турции голосования говорят о том, что граждане поддерживают проводимый Эрдоганом курс Фото: kremlin.ru

«ЭТО ОДНОЗНАЧНО ТОТАЛЬНАЯ ПОБЕДА ЭРДОГАНА И ЕГО РЕЖИМА»

Прошедшие президентские выборы впервые в истории Турции совпали с парламентскими. Это тоже часть конституционных поправок, принятых на референдуме. Правящая Партия справедливости и развития выступила хуже, чем ожидалось, и не получила большинства. Тем не менее она набрала 42,56% и в составе «Народного блока» (в альянсе с союзниками из Партии националистического движения) получает 53,66%, позволяющие сформировать большинство в парламенте. На втором месте — оппозиционный «Альянс нации», включающий Республиканскую народную партию, «Хорошую партию» и Партию счастья, у него  33,9% голосов. Интересная и не очень хорошая новость для Эрдогана: близкая к курдам Демократическая партия народов также преодолела избирательный ценз с результатом 11,7%.

Рассуждая об этом в беседе с нашим корреспондентом, Султанов заметил, что речь о поражении партии Эрдогана не идет. «Что касается Партии справедливости и развития, надо иметь в виду, что по новому турецкому законодательству места распределяются не только между партиями, но и между альянсами. Да, Партия справедливости и согласия получила на 6 процентов меньше, чем в 2015 году. Но она вошла в „Альянс народов“. И вместе они получили то ли 53, то ли 54 процента голосов. Это гарантированное большинство в Меджлисе, то есть получили больше даже, чем Эрдоган. Это однозначно тотальная победа Эрдогана и его режима, и ни о каком поражении партии речи быт не может. А Партия национального движения, партия националистов, фактически стала филиалом Партии справедливости и развития», — говорит он.

Всего в парламентских выборах участвуют 9 политических партий: Партия справедливости и развития, Партия националистического движения, Народно-республиканская партия, Партия благополучия, партия «Родина», Независимая партия борьбы, Партия демократии народов, «Хорошая партия» и Партия независимой Турции. Последняя, однако, решила бойкотировать выборы.

Избирательные участки, как и в России, располагались в школах и больницахФото: ©Алтан Гочер, РИА «Новости»

САМЫЕ СПОКОЙНЫЕ ВЫБОРЫ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Известие о победе Эрдогана и его партии на выборах в Турции приняли с ликованием. Как передает с места событий корреспондент «БИЗНЕС Online», в курортных городах вчера вплоть до глубокого вечера не чувствовалось, что происходит что-то необычное, кроме того, что по всем каналам весь вечер транслировался подсчет голосов, разве что в Алании в крупных магазинах полностью запретили продажу спиртного, закрыты были даже прилавки с пивом. Часов до 9 было спокойно, но все изменилось, когда стали известны первые предварительные итоги голосования. «В 10 часов вечера началась настоящая вакханалия: стали ездить машины с торжественной музыкой, громко сигналя, выехали на дороги мотоциклы и большие автомобили с гирляндами, люди высовывались из окон с флагами. И это не одна компания гуляла: начиная с пляжа по всем районам города ездили разные люди, ликовали и радовались. У меня было ощущение, как будто турецкая сборная выиграла чемпионат мира по футболу, на улице повсюду были слышны торжественные крики, все пели и танцевали, — рассказывает корреспондент „БИЗНЕС Online“ из Алании. — В 12 ночи был салют, а гуляния закончились к 3–4 часам утра».

По оценке нашего корреспондента, мнения в пользу кандидатов в президенты разделились. Большинство – особенно люди от 27 лет — поддерживали Эрдогана. Они считают его президентом сильным, волевым и на вопрос, не нужна ли смена курса, приводят в пример Украину. Они не хотят, чтобы в интересы страны вмешивались другие страны, в их ответах сквозит плохо скрываемая ненависть к США.

Молодежь, конечно, за прозападного кандидата, который им пообещал, что сразу же в случае победы он поедет в Европу и добьется того, чтобы Турция вступила в Евросоюз. Более опытные люди говорят, что это, разумеется, невозможно, хотя бы потому, что в Турции на сегодняшний день 4 млн беженцев, границы с Сирией неспокойны. Тем не менее мечты о вступлении в ЕС у молодого поколения есть.

Наш корреспондент при этом отмечает, что многие турки выражают опасения, что Россия и США втянутся в ядерную войну. Они реально боятся, что может случиться непоправимое, что кто-то из лидеров нажмет на красную кнопку.

«Рекордная явка на выборах — послание турецкого народа всему миру. Особое удовлетворение вызывает высокий уровень организации выборов по всей Турции», — заявил сам Эрдоган. И действительно, проголосовать, по официальным данным, пришли более 90% избирателей. При этом, по информации МВД, прошедшие выборы стали самыми спокойными за всю историю, несмотря на действующий с момента попытки переворота режим чрезвычайного положения (а может, и благодаря ему). По данным МВД страны, в ходе голосования было зафиксировано 362 правонарушения. В 100 случаях речь шла о попытках незаконных фотосъемок избирательных урн.

Никаких серьезных инцидентов в ходе голосования зафиксировано не было — это подтвердил как сам Эрдоган, так и ОБСЕ. Вброс бюллетеней на одном из избирательных участков был замечен в уезде Суруч в провинции Шанлыурфа. Кроме того, на одном из пунктов для голосования также произошла стычка, в результате которой пострадали три человека. В ряде провинций арестовали 10 иностранцев, которые представлялись наблюдателями от ОБСЕ. Среди них оказались трое французов, трое немцев и четверо итальянцев. Пока неизвестно, какие цели они преследовали.

Участки, как и в России, располагались в школах и больницах. В кабинки избиратели заходили со специальными печатями, чтобы поставить слово «evet» («да») под фотографией выбранного кандидата в президенты и логотипом партии.

Не обошлось и без шуток: премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, чья должность в новой системе управления упраздняется, пообещал  выставить свое кресло на аукцион, «Пусть для народа, для страны эти выборы станут благом. Турция идет к новым горизонтам и будет продолжать свой путь... А мое кресло останется у меня. Я его выставлю на аукцион», — сказал Йылдырым в Измире, где он голосовал на выборах.

Известие о победе Эрдогана и его партии на выборах в Турции приняли с ликованием Фото: ©Алтан Гочер, РИА «Новости»

«БОРЬБА ЗА ТУРЦИЮ БУДЕТ ОДНИМ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ США И РОССИЕЙ»

Итоги объединенных выборов в Турции оценили и эксперты «БИЗНЕС Online». 

Шамиль Султанов  руководитель аналитического центра «Россия — исламский мир»: 

— Победа Эрдогана означает, что и Эрдоган, и Путин заинтересованы в том, чтобы демонстрировать всему миру укрепление взаимоотношений между собой. Путину это нужно для того, чтобы оказывать давление на европейцев и китайцев, а Эрдогану для того, чтобы воздействовать на европейцев и американцев. Думаю, что в ближайшие 6–9 месяцев отношения между Россией и Турцией будут безоблачными – это как минимум. Потому что для Эрдогана в наступающий период очень важно выстроить отношения в треугольнике Россия — Турция — Соединенные Штаты. Не стоит забывать и то, что накануне выборов американцы оказали очень большую услугу Эрдогану, поставив Турции два новейших истребителя F-35. Это продемонстрировало турецкой элите, что США, несмотря на их риторику, вынуждены прислушиваться к Эрдогану и следовать в фарватере его политики, несмотря на то, что в окружении Трампа много людей, которые выступают против Турции. 

Что касается отношений Турции с Евросоюзом, то кардинально в ближайшие год-полтора не изменятся — главным образом потому, что Евросоюз сейчас раскалывается.

Борьба за Турцию будет одним из ключевых моментов во взаимоотношениях между США и Россией. Американцы прекрасно понимают, что реальным противовесом Ирану может быть только Турция. Я имею в виду реальные американские элиты, а не те болоболки, которые сидят в Вашингтоне вокруг Трампа.

Константин Калачев — руководитель «Политической экспертной группы»:

— Победа Эрдогана вполне ожидаема. Эрдоган, во-первых, лидер, который не имеет никакой альтернативы: со всевозможными альтернативами, которые были, он разобрался за время своего правления.

Мы знаем, что Эрдоган уважает Россию и стремится к сотрудничеству с ней. Вопрос в том, что Турция, конечно, всегда будет преследовать свои интересы и вести себя не так, как нам хочется, а так, как им все равно хочется. В этом смысле они нормальная суверенная страна — что с этим сделаешь.

Мы видели, что год-два как отношения серьезно потеплели после кризиса, который у нас был. Есть куча совместных проектов, и я не думаю, что что-то расстроится и есть ли какой-то смысл Эрдогану портить отношения с Россией. Официальная политика Турции будет прежней. Понятно, что никаких особых потеплений мы не добьемся, но в то же время враждебных действий или поддержки враждебных действий против нас мы тоже не увидим. А экономические проекты, «Турецкий поток» и все остальное, будут продолжаться, потому что это выгодно Турции.

С Евросоюзом [у Турции] уже не будет никаких отношений. Все эти мечты о вступлении в Евросоюз давно закончились, все это был большой обман, турки очень обижены. Что касается Америки, то это, очевидно, были такие вассальные отношения, которые Эрдоган и психологически терпеть не может, и турки, собственно, тоже понимают, что это отношения навязывания позиций, что, соответственно, тоже не входит в их планы. Поэтому отношения будут там прохладные. При хорошем раскладе [Турция] может и в ШОС потом вступать, т. е. перспективы у нее в эту сторону лежат — в евразийскую.

Алексей Мухин  генеральный директор центра политической информации:

— Теперь Эрдоган попадает на очень узкую площадку, где ему предстоит отчаянно маневрировать, доказывая свою легитимность. Выборы были досрочными, и Эрдоган до этого допускал довольно много высказываний, выражая уверенность в своих собственных силах, что, безусловно, наводит на некоторые размышления по поводу того, как готовились эти выборы. Я считаю, что могут быть высказывания [на этот счет], но не обязательно будут. Будет зависеть от того, как Эрдоган себя будет вести по отношению к западным партнерам. Любые выборы это возможность поговорить об их легитимности, нарушениях и т. д. Я думаю, что оппоненты Эрдогана воспользуются данным обстоятельством. В отношениях с Россией ничего не поменяется.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— Настолько непредсказуемый Эрдоган, что гарантировать ничего нельзя. Но, исходя из его ситуации, ему удобнее всего сохранять абсолютно все связи и с ЕС, и членом НАТО оставаться. При этом («Злое дитя двух маток сосет») будет ругаться и с теми, и с другими, чтобы время от времени получать и от нас преференции, и от США, и на двух стульях сидеть.

Они [Турция] будут балансировать то с нами, то не с нами в Сирии, будут балансировать насчет прокладки «Турецкого потока» и относительно покупки оружия. Плюс у нас туризм, помидоры — важные для Турции интересы, мы ближе Турции, чем США. Поэтому хотят они или не хотят, они не сумасшедшие, как некоторые другие соседи, и вынуждены с нами заигрывать. Я бы не сказал, что это братское сотрудничество — отнюдь, чисто деловой интерес. Чисто беспристрастный анализ этого интереса позволяет сказать, что Турция будет с нами во многих вопросах.

Алексей Малашенко — исламовед, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций»:

— Все было предсказано. Местный политолог за три дня назвал точное количество голосов, которые получит Эрдоган. В принципе, ничего качественно не изменится, несмотря на разные партии: «Добрая партия», «Счастливая партия», прокурдская партия. Общество за Эрдогана, его уважают, и он продолжит делать то, что делает. Его отношение к Евросоюзу никак не изменится. А вот Евросоюз, думаю, к  нему будет относиться помягче, потому что Эрдоган остается надолго, это серьезно и с ним придется иметь дело.