«СВЯЩЕННИКИ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА БРАТЬ В РУКИ ОРУЖИЕ. ИМ ЗАПРЕЩЕНО КАНОНОМ. ИХ ОРУЖИЕ — ЭТО МОЛИТВА И СЛОВО»

Вчера в пресс-центре чемпионата мира по футболу в гостях был муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. А сегодня по горячим следам пресс-конференцию устроил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Темой выступления стала межконфессиональная дружба народов республики. С одной стороны, логичнее было бы собрать двух духовных лидеров за одним столом, чтобы более наглядно продемонстрировать этот процесс однако, но организаторы программы пресс-центра для российских и иностранных журналистов решили растянуть удовольствие.

Естественно, речь сразу же зашла о футболе. Митрополит Феофан признался, что чуть было не проспал утреннюю пресс-конференцию: виной тому стал вчерашний матч между сборными Россией и Египтом. И тут произошла неожиданность. Пока вся страна в едином порыве болела за российских ребят, владыка находился в легком смятении... Оказалось, что египтяне близки ему, как и россияне, так что выбрать команду по сердцу оказалось непросто.

— Я многие годы работал на Ближнем Востоке, в том числе и Египте. И, когда меня спрашивали вчера, за кого я буду болеть, мне сложно было ответить.  Я очень люблю египтян за их открытость, простоту,  и мне было очень жалко ребят, когда они проигрывали. Но я хотел, чтобы и наши ребята, конечно, победили, — поделился он. 

Феофан признался, что он, как обычный человек, следит за футбольными баталиями, насколько это позволяет время. По его словам, при Казанской духовной семинарии он даже устроил турнир на Кубок митрополита и время от времени выходит на поле и ударяет по мячу. Сам он, шутит митрополит, не той комплекции, чтобы играть в футбол — от этого, может быть, и по воротам не попадает.


Однако, в отличие от Самигуллина, который на следующей неделе собрался с имамами сдавать нормы ГТО, он не собирается проводить подобную акцию, и вот почему.

— Во время поступления в духовную семинарию мы предпочтение отдаем тем ребятам, которые отслужили в армии. А из армии ребята приходят подготовленными совсем не по нормам ГТО. А вообще быть готовым нужно всегда. С одной стороны, для духовенства хорошо быть в хорошей физической форме, но священники не имеют права брать в руки оружие. Им запрещено каноном. Их оружие — это молитва и слово. Если священник хорошо сдаст нормы ГТО, но азы духовной жизни знать не будет и не станет хорошим специалистом в этой области, тогда все это будет не на пользу. Поэтому должна быть гармония в этом вопросе, — считает владыка.

Позднее, возвращаясь к чемпионату мира по футболу, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у владыки, поменяется ли мнение западных болельщиков в отношении к России и почему в Европе и Америке складывается негативное мнение о нашей стране.

— Пропагандистская машина, к которой вы относитесь все здесь сидящие... Хотя нет. Вы-то не пропагандисты, вы настоящие журналисты, — поправился Феофан. — Она делает свое дело. Что касается западных масс-медиа, здесь ведется активная  пропаганда антироссийского характера. К великому сожалению, и до сих пор люди подвержены  манипуляциям. Отношение к России было замечательное тогда, когда наша страна была унижена распадом Советского Союза. Как только Россия — хотя я не очень люблю это выражение — начала вставать с колен, вновь обретать вес в этом сложном мире, то наша страна тут же перестала нравиться Западу. А тут десятки и сотни тысяч людей через СМИ, интернет, через чемпионат мира приобщаются к знакомству с Россией, и уже меняется отношение к нашему народу. А многие и вовсе увидели своими глазами Россию и сделали реальные выводы.  Мы не людоеды, мы не варвары, мы люди с высокой культурой, богатой историей, гостеприимны и миролюбивы.

«Десятки и сотни тысяч людей через СМИ, интернет, через чемпионат мира приобщаются к знакомству с Россией, и уже меняется отношение к нашему народу»Фото: «БИЗНЕС Online»

СОБОР МОГУТ ОТДЕЛАТЬ К КОНЦУ ГОДА

Самигуллин накануне признался, что есть внутренние вопросы, касаемые разных религиозных трактовок, по которым они с Феофаном не находят единого мнения, так что и не нужно их поднимать. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у владыки, по какому вопросу он бы не стал спорить с муфтием Татарстана.

— Вся проблема в подбрасывании так называемых спорных тем. Это неправильный путь. Мы можем говорить, но не спорить. У нас могут быть разные взгляды в нашей доктрине, но это не является водоразделом. Вообще, в исламе и православии есть несколько важных аспектов, которые позволяют нам быть вместе.  Мы все признаем бога как творца, бессмертие человеческой души и ответственность за нашу жизнь. Эти ценности дают возможность правильно подходить к тем или иным жизненным ситуациям. Я не хотел бы искать темы для споров. У нас сегодня есть кому с кем и о чем спорить. Оставьте нам поле спокойствия и мира.

Феофан признался, что часто бывает на различных международных встречах, на которых говорят о самой насущной проблеме — терроризме, который раскручивается вокруг  религиозного, межконфессионального и межнационального фактора. И самое опасное, что вопрос решается не диалогом, а автоматом Калашникова и томагавками.

— Я в таких случаях говорю, что есть замечательная лаборатория, где вырабатываются принципы и воплощается в жизнь межрелигиозный мир и согласие.  Это конкретно взятый регион в большой стране, где превалируют две основные религии. И называется он Татарстаном. Эта лаборатория реальной жизни и опыта дает результаты. И это не потому, что я должен так сказать, а это действительно так. Нигде вы не увидите по-настоящему нормального спокойного бытия. Я не хочу говорить «сосуществования» — мы реально бок о бок трудимся и живем. И несмотря на то, что являюсь духовным лидером православных, очень часто ко мне обращаются за советом и мусульмане. Потому что ценности одни. А религиозные различия не являются стеной и преградой нашему общению.

По словам митрополита, процесс строительства собора иконы Казанской Божьей матери даже опережает график. Однако теперь наступает самый сложный период внутренней отделки — росписи, украшения По словам митрополита, процесс строительства собора Казанской иконы Божией Матери даже опережает график. Однако теперь наступает самый сложный период внутренней отделки — росписи, украшения Фото: «БИЗНЕС Online»

Феофан говорит, что ему есть с чем сравнивать в этом вопросе. В сложные годы почти 10 лет он  проработал на Северном Кавказе.

Коснулись на пресс-конференции и темы строительства собора Казанской иконы Божией Матери. По словам митрополита, процесс даже опережает график. Однако теперь наступает самый сложный период внутренней отделки — росписи, украшения.  Есть технологические временные  рамки, из-за которых невозможно ускориться. Для того, чтобы расписывать стены, здание должно отстояться.

Феофан с удовольствием описал и будущий иконостас.

— Он будет шедевральным. Мраморные колонны, облицовка мраморная, материал — из Греции и Италии. Резьба по дереву с позолотой и отделка бронзой. Нужно все это художественно сочетать, руками сделать, а у нас в стране не так много специалистов, к сожалению. Но, надеюсь, к концу 2019 года мы сможем войти внутрь и посмотреть, как же все это у нас выглядит.