С одной стороны, все эти объекты есть важная составляющая для функционала яхт-клуба. С другой – вряд ли кто со стороны захочет их выкупить С одной стороны, все эти объекты есть важная составляющая для функционала яхт-клуба, с другой — вряд ли кто со стороны захочет их выкупить Фото: Олег Спиридонов

АСВ АТАКУЕТ ПРЕСТИЖНЫЙ «ЧАЛЛЫ ЯР»: ЗА ДОЛГИ МОГУТ ОТОБРАТЬ ИНФРАСТРУКТУРУ ГАВАНИ НА ЧЕТВЕРТЬ МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ 

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) продолжает свой поход за «золотым руном» должников Татфондбанка (ТФБ). Очередной мишенью стал элитный челнинский поселок «Чаллы Яр». По уровню престижа для автограда он сродни казанскому «поселку нефтяников», разве что — маленький штрих! — имеет собственную гавань с причалами для яхт, катеров и моторных лодок. 

В Арбитражном суде РТ стартовало рассмотрение иска ПАО «Татфондбанк» к ООО «Чаллы Яр» о взыскании долга по четырем кредитным договорам от апреля 2011 года. Долг составляет 35,6 млн рублей, проценты — более 5 млн рублей. АСВ потребовало обратить взыскание на имущество — часть инфраструктуры, предназначенной для жизни и развития челнинского поселка «Чаллы Яр». Переводя с юридического на русский, это значит, что в АСВ решили «наложить лапу» на приличный список недвижимости. Отобрать и продать с торгов предложили яхтенную стоянку в гавани поселка. Фактически это главная изюминка «элитарности» проекта: 700-метровый волнолом (залоговой стоимостью 238 млн рублей), причальная набережная пирсового района (площадь — почти 3 тыс. кв. м, стоимость —8,4 млн рублей), причал формовочного песка в 1,5 тыс. кв. м (залоговой стоимостью 4,4 млн рублей), причальная набережная тарно-штучных грузов (площадь — 2,6 тыс кв. м, стоимость — 6,3 млн рублей). 

Несмотря на внушительную залоговую стоимость, агентство требует наложить взыскание и на несколько земельных участков, выделенных под малоэтажную застройку, площадью около 40 тыс. кв. метров. Видимо, в АСВ понимают, что какие-то там пески с волноломами вряд ли кто купит. Прецедент был: четыре года назад появлялось объявление о продаже яхт-клуба «Чаллы Яр» за 38 млн рублей. В состав комплекса входили две причальные стенки, позволяющие швартовать суда до 30 м, подготовленная береговая полоса протяженностью 1,2 км, бетонный и понтонный причал на 50 судов. А вот земля под коттеджи рядом с уже построенным поселком может оказаться более вкусной. 

Отметим, что учредителем «Чаллы Яр» является известное ООО «Сувар Девелопмент» (сейчас находящееся в банкротстве, а объекты «Сувара» ведет другая структура). Тем не менее «Чаллы Яр» пострадал за своего учредителя. На судебном заседании прозвучало, что это не личный долг компании, а поручительство за «Сувар Девелопмент».

В случае торгов структуры «Сувар Девелопмента», скорее всего, сами выкупят обозначенное в иске АСВ имущество В случае торгов структуры «Сувар Девелопмент», скорее всего, сами выкупят обозначенное в иске АСВ имущество Фото: «БИЗНЕС Online»

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ВОЛНОЛОМ И ПРИЧАЛЫ ОДНОГО ИЗ ДВУХ ЧЕЛНИНСКИХ ЯХТ-КЛУБОВ?

Приехав на место, корреспондент «БИЗНЕС Online» первым делом обратил внимание на самый дорогой залог — 700-метровый волнолом, оцененный в 238,4 млн рублей. Не сказать, чтобы он особо впечатлял: это просто груда железобетонных четырехлучевых чушек, наваленных длинной косой и со временем поросших травой и мелкими деревцами благодаря намытой земле. С другой стороны, его назначение — не бросаться в глаза, а сделать гавань безопасной для стоянки яхт.  Что касается причалов, то они продолжают строиться и сейчас — по мере необходимости, возникающей у владельцев лодок. Корреспондент застал на месте монтажников, работающих над очередным частным «парковочным местом». Прошлым летом, по словам администрации станции, здесь стояло около 60 различных малых судов. 

Единственный участок берега, который был в собственности компании «Чаллы Яр» и попал в список залогового имущества, — это небольшой пятачок с будкой КПП, не связанный и не препятствующий доступу к лодочным пирсам. Причальные же набережные, указанные в списке залогового имущества, представляют собой единую вертикальную бетонную стену, которая огибает всю гавань. То есть, с одной стороны, все эти объекты есть важная составляющая для функционала яхт-клуба, с другой — вряд ли кто со стороны захочет их выкупить, ведь сами по себе, в разрыве от находящейся в муниципальной собственности береговой полосы, они неинтересны.

Самый дорогой залог — 700-метровый волнолом, оцененный в 238,4 млн. рублей Самый дорогой залог — 700-метровый волнолом, оцененный в 238,4 млн рублей Фото: Олег Спиридонов

Корреспонденту на месте также удалось пообщаться с осведомленным о состоянии поселка источником. Выяснилось, что муниципальная береговая полоса, вероятно, будет передана в аренду ООО «Берег НЧ» (согласно данным «Контур.Фокус», учредителем является Виталий Зайцев). Компания в январе этого года на 20 лет взяла с аукциона водную гладь в гавани, образованной волноломом, под нужды лодочной станции. А земельные участки, на которые претендует банк, по большей части свободны от застройки, так как на них просто не нашлось покупателей. Самым уязвимым объектом в списке можно считать «блок грузовой конторы» площадью 440,3 кв. м и залоговой стоимостью 2 млн рублей. В настоящее время бывшая грузовая контора превратилась в здание администрации управляющей компании поселка «АльянсЖилСервис». Здесь же сидят и представители застройщика «Челны Яр Инвест» (за исключением руководства — оно в Казани). 

Источник, который не имеет отношения к иску, но живо интересуется ситуацией, пояснил «БИЗНЕС Online», что в случае торгов структуры «Сувар Девелопмент», скорее всего, сами выкупят обозначенное в иске АСВ имущество, так что интересы жителей поселка и владельцев плавсредств в любом случае не пострадают. Что касается залоговых оценок, то они, скорее всего, будут скорректированы. 

Удовлетворен иск к «Чаллы Яр» со стороны ООО «Электростройиндустрия» на сумму в 49,8 млн рублей Удовлетворен иск к «Чаллы Яр» со стороны ООО «Электростройиндустрия» на сумму в 49,8 млн рублей Фото: Олег Спиридонов

По словам директора детского яхт-клуба «Навигатор» Юрия Гончарова, в Набережных Челнах сейчас два основных яхт-клуба. Один — сам «Навигатор», задача которого — обучать детей и подростков парусному спорту. Второй — как раз яхт-клуб в «Чаллы Яр», где стоят дорогие моторные суда. «У малых детей — малые игрушки, у больших — большие и дорогие игрушки. А там в основном люди большого достатка», — отметил Гончаров.  

Что касается самого расположения «Чаллы Яр», то там хорошая гавань, стоят причалы. При этом многие яхтсмены сооружают собственные причалы, если судно имеет большие габариты. «Например, стандартный причал сделан под яхту 2,5 метра шириной, а там есть катера шириной 3,5 метра. Физически такое судно не влезет, поэтому они и делают для себя. А в отношении воды у них заключен договор водопользования», — рассказал Гончаров.

«НЕ МОГУ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ПОДПИСИ МОИ»

В самом же суде спор пока что развернулся вокруг подписей под договорами поручительств, где коренятся проблемы компании. Директор «Чаллы Яр» их просто не признала. Судья Алсу Хуснутдинова в начале заседания заявила, что «Чаллы Яр» заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы подписей гендиректора Ирины Демяшкиной

Судья зачитала вопросы, которые предполагается поставить перед экспертом: «Кем — директором или иным лицом — выполнены подписи в договорах поручительства и договоре ипотеки, дополнительных соглашениях?» Во втором вопросе предлагается проверить, одним или разными лицами выполнены вышеуказанные подписи в документах. Директор — молодо выглядящая женщина лет 45, с короткой стрижкой и в белых кедах Reebok — заполнила пять листочков формата А4 своими подписями. Также были взяты образцы оттисков печати. Позицию компании корреспонденту «БИЗНЕС Online» она комментировать не стала, а на вопрос о судьбе яхт-клуба лишь улыбнулась: «Не переживайте, все будет хорошо». 

Долг составляет 35,6 млн рублей, проценты – более 5 млн рублей Долг составляет 35,6 млн рублей, проценты — более 5 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Представитель АСВ Юлия Покеренко горячо возразила против назначения экспертизы. По ее мнению, смысл тут лишь в затягивании процесса. Исходя из смысла позиции компании «Чаллы Яр», получается, что банк мог предоставить в суд поддельные документы! «При этом заявления о фальсификации (со стороны „Чаллы Яр“прим. ред.) отсутствуют, соответственно, привлечь ответчика за такие заявления невозможно. Привлечь к ответственности Демяшкину за то, что она чего-то не помнит, также невозможно, ведь она не говорит, что не подписывала. Мы полагаем, что никаких юридически значимых фактов стороной не приведено для назначения экспертизы».

Однако суд решил перестраховаться и назначил экспертизу. Дело приостановлено до 4 июля.

Тем временем параллельно идут и другие претензии. К примеру, удовлетворен иск к «Чаллы Яр» со стороны ООО «Электростройиндустрия» (принадлежит Денису Давыдову) на сумму 49,8 млн рублей. Можно предположить, что готовится почва для игры по назначению «своего» конкурсного управляющего, если дело встанет на банкротные рельсы. Но здесь АСВ сыграло на опережение, 25 мая подав заявление на банкротство «Чаллы Яр» за долг в 6,6 млн рублей. Есть и другие иски от агентства по страхованию вкладов, так что этот иск можно назвать очередным ударом судьбы. 

«НАДЕЕМСЯ, ЧТО ЯХТ-КЛУБ ПРОДОЛЖИТ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ» 

На территории поселка, впрочем, не только элитные коттеджи, но и многоэтажный проект «Берег», ранее его позиционировала группа компаний «Евростиль». Отметим, что сам факт начала возведения пятиэтажек вместо продолжения обещанной элитной малоэтажной застройки вызвал скандал среди обеспеченных жильцов проекта.

В самом суде спор пока что развернулся вокруг подписей под договорами поручительств, где коренятся проблемы компании. Директор «Чаллы Яр» их просто не признала В самом суде спор пока что развернулся вокруг подписей под договорами поручительств, где коренятся проблемы компании. Директор «Чаллы Яр» их просто не признала Фото: Олег Спиридонов

На отправленный в компанию запрос ответ пришел от застройщика — ООО «Челны Яр Инвест». Тут интересно, что, согласно базе «Контур.Фокус», основным учредителем ООО «Челны Яр Инвест» является ООО «ЖК Парус НЧ» (49% в УК). Стопроцентным владельцем последнего является та же самая Ирина Демяшкина — директор «Чаллы Яр». В ответе говорится, что территория ЖК «Берег» находится в аренде, а владелец земли — исполком Набережных Челнов: «Мы завершаем строительство ЖК „Берег“ согласно плану застройки в полном объеме. ООО „Чаллы Яр“ не входит в группу компаний „Евростиль“, поэтому пояснений дать не можем, в том числе и по яхт-клубу. Надеемся, что яхт-клуб продолжит свое существование, поскольку это водная гладь и она не может быть заложена, а яхтами владеют частные лица». Письмо — за подписью директора ООО «Чаллы Яр Инвест» Ивана Киселева.  

Также «БИЗНЕС Online» в ходе подготовки публикации побеседовал и с конкурсным управляющим ООО «Сувар Девелопмент» Иваном Кондратьевым, который рассказал, что вся необходимая информация публикуется в открытых источниках. «БИЗНЕС Online» попытался связаться с учредителями старого «Сувар Девелопмент», однако ответа не поступило. От АСВ ответа на запрос также не пришло.

РАЗРЕЗАТЬ И ПЕРЕПРОДАТЬ: КАК ПОЯВИЛИСЬ «ДВОРЦЫ» НА НАБЕРЕЖНОЙ КАМЫ

Чем знаменит «Чаллы Яр»? О проекте элитного поселка на берегу Камы челнинцы впервые услышали весной 2011 года. Тогда он презентовался как территория коттеджей и таунхаусов жилой площадью от 60 до 450 кв. метров. Сегодня первая береговая линия застроена, выражаясь емко, дворцами. На сайте объявлений Avito месяц назад в открытой продаже появился дом на первой линии за 35 млн рублей. Дальше от берега дома выглядят немногим скромнее, а около половины готовой части поселка, если оценивать невооруженным взглядом, заняли многоквартирные дома. В основном это современного вида пятиэтажки, которых «Евростиль» возвел не менее 30 штук.

Весной 2011 года поселок презентовался как территория коттеджей и таунхаусов жилой площадью от 60 до 450 кв. метров. Сегодня первая береговая линия застроена, выражаясь емко, дворцами Весной 2011 года поселок презентовался как территория коттеджей и таунхаусов жилой площадью от 60 до 450 кв. метров. Сегодня первая береговая линия застроена, выражаясь емко, дворцами Фото: Олег Спиридонов

История проекта полна секретов. Идею его создания приписывают бывшему мэру города Ильдару Халикову, при котором «Чаллы Яр» позиционировался как магнит для закамского топ-менеджмента. К примеру, в Челны на ПМЖ таким образом хотели привлечь специалистов первого звена из «Алабуги», бравируя уникальной возможностью отплывать на яхте из своего дома, стоящего в черте города, в пяти минутах езды от центра.

Землю под поселком прежде эксплуатировал КАМАЗ. Здесь размещался грузовой порт автогиганта. По свидетельствам некоторых источников, более ненужный заводу участок площадью 125 га был выкуплен у муниципалитета еще в 2009 году за смешную цену в 6 млн рублей благодаря назначению земли — она продавалась под склады, а не под жилье. На землю были быстро проведены коммуникации: вместе с дорогами инфраструктура стоила застройщику 265 млн рублей (причем либо Халикову, либо его преемнику Василю Шайхразиеву удалось привлечь под коммуникации и 45 млн рублей из федерального бюджета). Получалось, что землю город отдал по бросовой цене, бюджетные субсидии обеспечил, бумажные вопросы решил без проволочек, а социальной нагрузки проект не нес. Напротив, перед инвестором стояла задача просто разрезать и перепродать землю кусками конечным покупателям.

Возможно, по этой причине проект в целом двигался непублично вплоть до 2014 года, когда слабые продажи вынудили идеологов кардинально изменить концепцию и застроить свободную землю многоквартирными домами. Была предпринята неудачная попытка объединить все участки проекта в единую зону. Но тогда взбунтовались челнинские депутаты, назвав элитный проект непонятной аферой века. Участок выдавали неизвестно как, социальную инфраструктуру так и не построили, а вместо обещанного коттеджного поселка под окнами финансовой элиты начали возводить многоквартирные дома. Тогда же указывалось, что учредителем «Чаллы Яр» является уже «Сувар Девелопмент». Впрочем, отказ депутатов не сильно повлиял на реализацию многоэтажных планов владельца «Евростиля» Ильнара Гайсина. Сегодня его «Берег» по большей части построен и заселен. Постепенно зажиточные челнинцы обжили первую очередь «Чаллы Яр». И в прошлом году инвестор перешел ко второму этапу, который предполагает застройку вглубь суши 46 трехэтажными домами. Здесь на 27 га инвестор планирует расселить еще 4 тыс. человек вокруг озера, подпитывающегося подземными источниками. В будущем вектор застройки должен соединить «Чаллы Яр» с другим крупным пятном частного сектора автограда — поселком Элеваторная Гора.