Госдума приняла скандальный законопроект об обязательном изучении родных языков в первом чтении. 373 депутата поддержали законопроект, 3 выступили против и 1 воздержался.

Представляя законопроект, один из его авторов, Алена Аршинова, акцентировала внимание, что проект внесен представителями всех фракций.

«На протяжении нескольких лет я получаю жалобы родительского сообщества разных регионов. Они жалуются на принудительное изучение родных языков. Проблема стала известна президенту РФ Владимиру Путину. Наш законопроект стал выполнением поручения Путина, которое было дано год назад на совете по межнациональным отношениям», — заявила Аршинова, цитируя фрагмент поручения.

Она также обратила внимание, что были выявлены такие нарушения, как снижение объемов преподавания русского языка, навязывалось незаконное тестирование, родителей штрафовали из-за того, что ребенок не посещал предмет «Родной язык». Аршинова подчеркнула, что этот законопроект лишь «восполняет пробел в законодательстве, отражая существующую норму».

«Концепция законопроекта в том, что изучение языков должно быть на основании письменного заявления родителей», — сказала она, добавив, что ко второму чтению формулировки могут меняться.

«Я на своем примере скажу о важности родных языков, — завершая выступление, сказала Аршинова, и произнесла несколько фраз на молдавском. По ее словам, сейчас она изучает чувашский, потому что на этом языке говорят ее избиратели.

Содокладчиком по законопроекту об обязательном изучении родных языков выступил председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. Он напомнил о том, что Россия традиционно бережно относилась к языкам.

«Законопроект, который был внесен, вызвал большой резонанс в стране, было много разных мнений. И рабочая группа и комитет не в восторге от представленного текста, — признался содокладчик. — Он будет кардинально переработан ко второму чтению. Как переработан — мы это изложили в постановлении.

Что реально будет в этом законопроекте?

Первое. Было много опасений, что не будет языков народов в обязательной части в федеральных государственных образовательных стандартах. Они будут там! Будут внесены соответствующие поправки, которые закрепят их место в обязательной части. Одним из родных языков, который мог бы изучаться в школах, где преподают родной язык, будет русский. Выбор языка — за родителями несовершеннолетних обучающихся и их представителями.

Второе. Мы предлагаем правительству РФ представить все необходимые подзаконные акты, в том числе проекты федеральных государственных стандартов уже до второго чтения. Мы предлагаем правительству разработать концепцию преподавания родных языков. Эта концепция, которой в настоящее время не существует. И предлагаем правительству при разработке бюджета выделить средства на разработку нового поколения учебников по родным языкам народов нашей страны. Все это должно укрепить гарантии изучения родных языков — в том числе и русского языка, развитие и многообразие нашей страны. Прошу поддержать законопроект".

Отвечая на вопросы народных избранников, Аршинова перечислила регионы, в которых были выявлены нарушения в изучении родных языков. Татарстан фигурировал в каждом пункте. По ее словам, в республике игнорировался принцип добровольности, «тяжело шел учет мнений родителей», использовались учебники, не получившие лицензию, были административные барьеры, учителя получали преференции по национальному признаку.

Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, взяв слово, сосредоточился на плюсах постановления, с которым законопроект провели через первое чтение:

«Я постараюсь без эмоций, потому что эмоции остались в рамках рабочей группы. Никто, конечно, за грудки друг друга не хватал, но эмоций хватало, потому что каждый переживает за свой язык. Я член президентского совета по межнациональным отношениям, и президент, когда выступал, говорил, что нужно обеспечить родителям учащимся право выбора. И ни в коем случае он не говорил, что нужно убрать изъять из системы образования изучение родных языков. Такого он не говорил!

Задача ставилась с тем, чтобы законодательно все это закрепить, для этого и был внесен законопроект. Конечно, восторга нет от этого законопроекта. Наш комитет по межнациональным делам тоже дал свои предложения, внес существенные замечания. Но сегодня мы видим работу в конструктивном плане — именно для того, чтобы выполнить поручение президента. Как раз то, что написано в постановлении, отражает, на какой итоговый документ мы должны выйти.

Уважаемые коллеги, услышьте меня, услышьте меня, мои избиратели, которые нас будут критиковать, наверное. Этот вопрос нужно решать. Ну сколько можно с этой темой будоражить наше население? Устали все! Давайте внесем в ближайшее время ясность, у нас есть 30 дней. Мы поддерживаем постановление, уважаемые коллеги! Мы разве против того, что должны быть государственные образовательные стандарты по родным языкам? Впервые появятся государственные стандарты по госязыкам, примерные программы. Нам этого хочется. Мы столько раз в министерство образования обращались: «Обратите внимание на национальные языки!» Ноль эмоций! У нас есть уникальный шанс в рамках этого законопроекта выйти на кардинальные решения".