Владелец выгоревшего торгового центра отказался компенсировать ущерб торговцам, предложим им постирать «закопченный» товар Погорельцы надеялись на безвозмездную материальную помощь, которую, что логично, никто предоставить им не может

«МЫ НЕ ВО ВЬЕТНАМЕ, А В КАЗАНИ»

За полчаса до встречи бизнес-омбудсмена республики Тимура Нагуманова, собственника ТЦ «Порт» Булата Нагаева, представителей министерств, служб и погоревших арендаторов торгового центра «Порт» на специально отведенной площадке уже не было свободного места. Переговоры было предложено провести в третьем корпусе ТЦ по адресу Оренбургский тракт, 160 – это здание находится в 100 метрах от того, что на протяжении нескольких часов горело за день до этого.

Делегацию VIP-«переговорщиков» ждали с особым интересом: предприниматели расставили лавки, на них усадили преимущественно женщин, выделили нескольких переговорщиков. С листочками и записанными туда вопросами стоял у стены молодой человек в белой футболке и песочного цвета куртке. Кое-кто из предпринимательниц доставал листки бумаги и пытался нарисовать плакат – получалось не очень читабельно.


Возле другой стены громко беседовали трое молодых парней, по виду выходцы с Кавказа – тоже арендаторы-погорельцы, торговавшие одеждой. Один из них делился невероятными слухами: власти раскупят у погорельцев оставшийся товар (если такой найдется) по двойной цене в качестве компенсации. Его собеседник предложил: «Давайте вьетнамцам по двойной цене джинсы продадим?..» С обидой в душе и заметным акцентом в голосе он продолжил свою мысль, что рынки, названные в честь южно-азиатского этноса, в последнее время почему-то не горят, а представители вьетнамской диаспоры стали излишне демпинговать. Вероятно, на фоне вчерашнего ЧП чаша терпения молодого человека лопнула, он перешел на ругань на родном языке, затем увидел в паре метров от себя двух девушек азиатской внешности.

«Мы не во Вьетнаме, а в Казани!» – громко, эмоционально объявил он им.

Те постарались ответить, но мешал сильнейший акцент. Удалось расслышать лишь: «Не смешно». Парня же успокоили его друзья.


«ВСЕ СМОГУТ ЗАЙТИ, ЗАБРАТЬ СВОИ ВЕЩИ, ПОСТИРАТЬ...»

Делегация в полном составе подошла почти без опоздания. Встреча началась с маленького конфуза: операторы телеканалов в последний момент переставили свои камеры таким образом, что перекрыли большинству предпринимателей вид на Нагуманова и его компанию.

«С нами разговаривайте! – кричали из толпы, ругая прессу. – Они на нашем горе бизнес делают». 

Впервые перед толпой погорельцев и широкой публикой через прессу выступил собственник торгового центра Булат Нагаев. Его отец Роберт Нагаев много лет возглавлял комитет имущественных отношений Казани. Родная сестра Булата, Алина, вчера несколько часов провела возле оперативного штаба МЧС.

«Мы, как собственники здания, также являемся пострадавшей стороной, просто ущерб у нас гораздо выше», – обратился Нагаев к толпе.

В первую очередь он рассказал о том, что же все-таки сгорело в роковом корпусе «Б» торгового центра, куда торговцев пока не пускают. «По нашим данным, мы проверяли сами, [сгорело] около 80–90 павильонов на первом этаже в районе эскалатора. На втором этаже и в двух третях первого этажа пожара не было. Единственное – есть закопчение. Я конкретно констатирую ситуацию. По остальным вопросам будем смотреть по ситуации», – рассказал бизнесмен.

Будет возмещение ущерба? – выкрикнули Нагаеву из толпы Предприниматели спрашивали о дальнейшей аренде помещений

По словам собственника, так как корпус «А» не пострадал от языков пламени, в ближайшее время арендаторов запустят туда: небольшими группами по пять человек и под конвоем чоповцев. Затем Нагаев вернулся к обгоревшей части торгового центра. «После того, как нам дадут туда доступ, мы определим ущерб, начнем ремонтные работы. Я думаю, не больше двух месяцев – от месяца до двух мы здание приведем в первоначальный вид и запустим, – пообещал Нагаев. – После того как МЧС, МВД разрешат нам вход в здание, мы таким же образом допустим туда людей, все смогут зайти, забрать свои вещи, постирать...»

Последняя фраза Нагаева вызвала в толпе громкий хохот. «Хороший прикол, да?» – спрашивали друг друга торговцы, стоявшие в первых рядах. Нагаев, спустя паузу, продолжил. В здании на Оренбургском тракте, 160 он предоставил уже 100 мест торговцам. Остальным тоже готов предоставить места в других своих ТЦ. «Разместим, я думаю, всех. Как починят, все переедем на те же оплачиваемые места», – добавил он.


– Будет возмещение ущерба? – выкрикнули Нагаеву из толпы.

– У арендаторов почему-то неправильное представление о том, что собственник здания обязательно должен быть виноват. Вот сейчас идет следствие, и определяется причина. Только после этого на эту тему можно будет разговаривать, – ответил бизнесмен. – Будет определен виновник, и уже в дальнейшем будет это обсуждаться.

Предприниматели спрашивали о дальнейшей аренде помещений. Нагаев передал слово своему помощнику по аренде, вероятно, заместителю – девушке, которая не представилась.

«Не забывайте, что мы тоже пострадавшая сторона. Мы построили комплекс, отвечающий всем нормам. То есть пожарная безопасность полностью сработала. Для нас это тоже был черный день – 5 июня. Мы тоже ищем средства, чтобы отремонтировать в кратчайшие сроки. Мы застрахованы? По поводу страховки вы не правы. Давайте совместно решать все проблемы, мы ждем вас в отделе аренды, будем индивидуально решать каждый вопрос. Все, что от нас зависит, – хотя мы такая же пострадавшая сторона – постараемся все для вас сделать», – сказала помощница Нагаева.

Беседа длилась около часа: ее модератором был уже знакомый предпринимателем Нагуманов, который распоряжался микрофоном, выбирал вопросы, отвечал в том числе сам и активно подсказывал коллегам Нагуманов, который распоряжался микрофоном, выбирал вопросы, отвечал в том числе сам и активно подсказывал коллегам

ТРИ ВЕРСИИ ПОЖАРА: ПРОВОДКА, НЕОСТОРОЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ОГНЕМ И ПОДЖОГ

Беседа длилась около часа: ее модератором был уже знакомый предпринимателям Нагуманов, который распоряжался микрофоном, выбирал вопросы, отвечал в том числе сам и активно подсказывал коллегам. Приходилось непросто.

Резонанс вызвала речь сотрудника управления пожарного надзора МЧС Олега Маринина, который рассказал о кратких итогах расследования пожара. Напомним, уголовное дело по статье «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности» возбудили дознаватели МЧС.

«Нам нужно три дня на основные мероприятия. С завтрашнего дня организуем кабинеты для признания потерпевшими и выдачи справок в несгоревшем корпусе», – сказал он. По словам Маринина, здание проверяли в марте – после трагедии в Кемерове. Да, нашли нарушения, но незначительные. И их исправили, в этом сотрудники надзорных органов убедились еще в мае. Противопожарная система, по словам Маринина, сработала, но, как видим, не очень-то эффективно. Ранее МЧС грешило на отключение электропитания.

Резонанс вызвала речь сотрудника управления пожарного надзора МЧС Олега Маринина, который рассказал о кратких итогах расследования пожара Угроза обрушения здания снята. Но, несмотря на это, оно еще оцеплено сотрудниками полиции. В две смены его охраняют от мародеров порядка 150 человек, об этом рассказал Рустем Ибрагимов

Сотрудник пожарного надзора МЧС назвал три основные причины пожары, которые рассматривает следствие, – это электротехнические неисправности, неосторожное обращение с огнем. «Допускаем и поджог», – отметил Маринин, не уточняя деталей. 

Почему пожарные так долго тушили огонь? Этот вопрос очень волновал собравшихся. Маринин нашел причину в совокупности факторов. Во-первых, огонь достаточно быстро распространялся (площадь горения, по последним данным, составила 2,8 тыс. кв. м), во-вторых, мешала большая загрузка помещений горючим содержимым – товаром.

Угроза обрушения здания снята. Но, несмотря на это, оно еще оцеплено сотрудниками полиции. В две смены его охраняют от мародеров порядка 150 человек, об этом рассказал уже сотрудник МВД Рустем Ибрагимов. Вчера предприниматели выражали недоверие в адрес стражей порядка, но сегодня, спустя сутки, наоборот, неожиданно благодарили за то, что полицейские на пожаре были самыми эффективными. От погорельцев досталось в первую очередь сотрудникам МЧС за медлительность – Маринин ответил, что они действовали по уставу. Затем были претензии в адрес медиков: якобы скорая помощь приехала на пожар без лекарств. Каких – не уточнялось. Нагуманов попросил составить письменные жалобы и обещал передать их министру здравоохранения.

«НА «АДМИРАЛЕ» РАБОТАЛИ ЧЕРЕЗ БАНКИ, БЫЛО ПЛОХО. ПОЭТОМУ РЕШИЛИ ЧЕРЕЗ МИНЭКОНОМИКИ»

Городские власти на встрече представлял заместитель руководителя исполкома города Ильдар Шакиров. Он сразу отметил главное – слава богу, обошлось без жертв.

«А все те материальные затраты, которые вы понесли, – да, безусловно, они существенны, но, я надеюсь, мы сообща сможем их восполнить. Наши полномочия в рамках закона о предпринимателях существенно ограничены», – начал Шакиров.

Он отметил, что мэр города дал поручение организовать горячую линию, которая собирает информацию о пострадавших предпринимателях.


«Для чего мы это делаем? Мы думаем, практически все из вас закредитованы для ведения своей деятельности, – в зале послышалось несколько утвердительных ответов. – Так же, как и в предыдущий раз, мы вместе с нашими коллегами из министерства экономики, вместе с Тимуром Дмитриевичем планируем обратиться в национальный банк, чтобы решить вопрос о какой-то временной рассрочке, пролонгации, реструктуризации ваших кредитов. Потому что объективно сейчас возможности платить у вас – как минимум в этом месяце – нет»

Еще один вопрос, который проработал исполком, касался мест для размещения тех предпринимателей, которым не хватит павильонов в торговых центрах Нагаева. По словам Шакирова, в городе еще около тысячи свободных торговых мест, владельцы некоторых ТЦ готовы пойти на уступки вплоть до предоставления «арендных каникул».


Слегка обрадовал собравшихся погорельцев и первый заместитель министра экономики Рустем Сибгатуллин, который заявил, что государство готово самостоятельно выдать погорельцам кредиты – до 3 млн рублей сроком до 3 лет. И, главное, со ставкой в 5% годовых. Кредиты до 600 тыс. рублей не потребуют обеспечения, свыше – потребуют залога. Но республика готова за свой счет обеспечить залогом до половины стоимости кредита. Выдачей кредитов, как и в случае с банковскими «погорельцами», займется фонд поддержки предпринимательства. Нагуманов заметил: «На „Адмирале“ работали через банки, было плохо, они делали все, чтобы не дать кредиты. Поэтому работаем через минэкономики».

Впрочем, ряд погорельцев оказался не рад и такому предложению. Стало известно, что кредит будут выдавать не всем: во-первых, сопоставят списки со списками пострадавших по базе МЧС, чтобы не затесались мошенники. Во-вторых, будут проверять кредитную историю. Кто-то снова жаловался на то, что придется залезать в кредиты. Затем одна из женщин начала громко жаловаться, что вложила все деньги в товары и не знает, чем завтра кормить детей. В итоге все скатилось к просьбе о безвозмездной материальной помощи, которую, что логично, никто предоставить не может. На том и разошлись.