Гульнара Сергеева, как и обещала, занялась защитой бизнеса: стала сопредседателем общественной структуры «Бизнес против коррупции» в Татарстане Гульнара Сергеева, как и обещала, занялась защитой бизнеса: стала сопредседателем общественной структуры «Бизнес против коррупции» в Татарстане

«ХОТЕЛОСЬ БЫ ВИДЕТЬ БОЛЬШЕ PRO BONO ЭКСПЕРТОВ ИЗ ТАТАРСТАНА»

Вчера бывший начальник Росимущества по Татарстану известный юрист Гульнара Сергеева наконец-то презентовала свое актуальное место работы. Как и было заявлено общественности, покинув чиновничье кресло, она вплотную занялась близким ей по духу делом — защитой предпринимательских прав. На пресс-конференции в «Татмедиа» Сергеева объявила, что возглавила татарстанское отделение центра общественных процедур (ЦОП) «Бизнес против коррупции». Напомним, что тема защиты бизнеса близка и знакома Сергеевой не только как адвокату, но и по работе в агентстве по развитию предпринимательства РТ, которое она возглавляла с 2004 по 2008 год, затем – в Госдуме и позже – в кресле главы управления минюста РФ по РТ.

Центр был создан в 2011 году по распоряжению правительства РФ при участии предпринимательского объединения «Деловая Россия». Структуру возглавляют 9 сопредседателей, среди которых — бизнес-омбудсмен России Борис Титов, адвокат Анатолий Кучерена, предправления ассоциации юристов России Владимир Груздев, президент партии «Опора России» Александр Калинин. Как сообщает «Деловая Россия», это «первая в России общественно-государственная организация, рассматривающая обращения от предпринимателей по фактам рейдерства и коррупции». Структура разбирает обращения предпринимателей по случаям незаконного уголовного преследования и обращается за их защитой в органы госвласти и местного самоуправления.

До сих пор в Татарстане не было своего филиала ЦОПа, хотя таковые работают уже в 44 регионах страны. В сентябре 2017 года на эту досадную оплошность указал приехавший в Казань на выездное заседание сопредседатель ЦОДа Андрей Назаров. «Хотя такие институты очень нужны для объективной оценки того, что происходит в регионе. Они помогают защищать права предпринимателей тому же омбудсмену», – заметил он. «Единственное, что немного расстраивает, — пока нет представителей татарстанской юридической школы, хотелось бы видеть больше pro bono экспертов на федеральном уровне из Татарстана», — согласился с ним участник ЦОПа Андрей Порфирьев, руководитель практики законотворчества и административного права адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

«Самые сложные обращения связаны с уголовным преследованием, они сложны и юридически, и с точки зрения решения. Тем не менее что-то удается сделать. Могу сказать, что за последние несколько месяцев у нас был 21 случай, когда мы изменили меру пресечения, когда предприниматели были отпущены из СИЗО», — объяснял на том же совещании, поддержав риторику коллег, Титов.

Теперь мечты московских борцов с коррупцией сбылись – в строю ЦОПа оказался Татарстан. И не просто, а во главе с, пожалуй, сильнейшим юристом региона.

Центр был создан в 2011 году по распоряжению правительства РФ при участии предпринимательского объединения «Деловая Россия». Структуру возглавляют 9 сопредседателей, среди которых — бизнес-омбудсмен России Борис Титов (в центре) Центр был создан в 2011 году по распоряжению правительства РФ при участии предпринимательского объединения «Деловая Россия». Структуру возглавляют 9 сопредседателей, среди которых — бизнес-омбудсмен России Борис Титов (в центре)

«БУДЕМ ДОБИВАТЬСЯ ПРОЗРАЧНОГО И НЕПРЕДВЗЯТОГО РАССЛЕДОВАНИЯ»

Рассказывая о работе центра, Сергеева проговорила все этапы рассмотрения проблемы. «Структура выстроена таким образом: поступает обращение предпринимателя, это обращение передается юристам, которые делают свое экспертное заключение с точки зрения права. В дальнейшем это заключение рассматривается на общественном совете представителями бизнеса и общественных организаций. И вот они высказывают свое мнение: может, предприниматель не совсем разобрался в ситуации, может, вопрос является системным либо вопрос действительно подлежит дальнейшей передаче в правоохранительные органы. Но заключение общественного совета, безусловно, носит рекомендательный характер», — объяснила она. В дальнейшем обращение передается в президиум ЦОДа, который решает, куда передать обращение: либо в правоохранительные органы, либо в прокуратуру, либо в федеральный ЦОП, либо бизнес-омбудсмену.

У ЦОП «БПК» в Татарстане, зарегистрированном 22 мая, еще нет телефона, зато есть адрес, по которому уже могут обращаться предприниматели. Казанский филиал центра расположен по адресу ул. Парижской Коммуны, 25/39, офис 7. В ЦОПе работают два штатных юриста, один из которых является и директором центра. «Нам очень хочется привлечь в работу юристов. Я сразу оговорюсь, что работа всех учредителей, которые входят в состав президиума общественного совета и юристов, безусловно, бесплатная. Здесь юридическим компаниям и юристам будет интересно работать в плане последующей рекламы и привлечения клиентов», — пояснила она мотивацию сотрудников.

Всех присутствующих на пресс-конференции больше всего волновал вопрос, который и прозвучал первым: в чем отличие новой общественной организации от других, также работающих на благо предпринимателей? «Комитет, ассоциация [предприятий малого и среднего бизнеса РТ], уполномоченный [по защите прав предпринимателей] — каждый из них действует в своем направлении. Мы бы хотели, чтобы ЦОП стал той экспертной площадкой, которая объединит всех вместе. Вот почему в составе учредителей есть и федеральный ЦОП, и „Деловая Россия“, и „Опора России“, и ассоциации. Мы в этой площадке видим место, где предприниматели могли бы высказаться», — считает Сергеева.

О кураторах татарстанского ЦОПа подробнее рассказал нашему изданию бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов – он наряду с Сергеевой вошел в его сопредседатели. «Я являюсь членом президиума центра, Сергеева выступает исполнительным сопредседателем президиума новой структуры», — объяснил он. В состав учредителей татарстанского ЦОПа вошли исполнительный директор московского ЦОП «БПК» Татьяна Марченко, председатель регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Азат Газизов, председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев, генеральный директор ассоциации предприятий и промышленников РТ Алексей Пахомов, а также председатель регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» Камиль Юсупов.

«ЦОП будет заниматься случаями уголовного преследования предпринимателей и резонансными административными делами с участием бизнеса. Придавая этим делам максимальную публичность, мы будем добиваться прозрачного и непредвзятого расследования», — пообещал Нагуманов. Он согласен с мнением Титова о том, что центр вовсе не будет дублировать, а органично дополнит работу омбудсмена: «Структура „Бизнес против коррупции“ вместе с общественной приемной омбудсмена, советом по предпринимательству при президенте Республики Татарстан и аппаратом уполномоченного замыкает структуру центра правовой защиты бизнеса, которую мы создаем».

Тимур Нагуманов: «ЦОП будет заниматься случаями уголовного преследования предпринимателей и резонансными административными делами с участием бизнеса» Тимур Нагуманов: «ЦОП будет заниматься случаями уголовного преследования предпринимателей и резонансными административными делами с участием бизнеса»

«ЗАЧАСТУЮ У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НЕТ ЮРИСТОВ — ПРОСТО НА НИХ НЕТ ДЕНЕГ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» расспросил казанских предпринимателей, как они относятся к появлению новой общественной организации и как, по их мнению, она справится со  своей задачей — защитить бизнес от коррупционных действий органов власти.

Фарид Сафин — генеральный директор ООО «Ваш быт»:

— Конечно, с коррупцией надо бороться, но, к сожалению, коррупция в нашей стране настолько сильна, что люди даже привыкли, что это ситуация, с которой невозможно справиться. Поэтому многие, даже большинство, не верят в то, что можно бороться с коррупцией. Для того чтобы была эффективная борьба, должно прекратиться «телефонное» право вмешиваться в процессы, должны четко соблюдаться законы независимо от должностей, званий и т. д. Должна существовать судебная система, работающая только по закону, а не по тому, к кому этот закон применяется, тогда, может, и будет эффект от борьбы. Но, конечно, бороться нужно, и то, что какие-то шаги предпринимаются, — это уже хорошо.

Вячеслав Миллер — владелец казанской франшизы «Додо пицца»:

— Это скорее консультации для бизнеса, то, чем сейчас занимается совет по предпринимательству, который и мне помог. Но это была их инициатива — они заметили, что на меня и на «Додо пиццу» навалились, так скажем, крайними мерами, вплоть до закрытия. Они обратили на это внимание и решили защитить. Если предприниматель знает, куда обратиться, это хорошо. Если б я знал, что могу обратиться в этот совет... А так я даже не знал о его существовании.

В принципе, хорошо, если появится консультационный орган, который помогает предпринимателю не чувствовать себя одиноким наедине с проблемами и с теми же проверяющими органами, у которых стоит план, сколько нарушений наковырять. Хотя их тоже можно понять, другое дело, что эти нарушения караются таким жестким образом, что это очень дорого, неоправданно дорого обходится для предпринимателя, потому что зачастую у предпринимателей нет юристов, просто на них нет средств, поэтому из-за своей юридической безграмотности они попадают на большие деньги. Если появится еще один орган с юридической поддержкой, это очень хорошо.

Олег Стерлядев — владелец сети пекарен «Добропек»:

— Я думаю, что борьба с коррупцией — это борьба со следствием, это не снимает причину. Все эти центры — это отлично, может, даже кто-то в них обратится, но вопрос коррупции это не снимет никак и даже не поможет никак. Бороться с коррупцией надо, убирая предпосылки для коррупции, то есть упрощать законодательство и упрощать жизнь. Может быть, открытие центров каким-то конкретным людям пользу принесет, хотя я в это не верю. Если предприниматель столкнулся с коррупцией, он никуда не идет и не жалуется, потому что ему это не поможет никак. Мешает то, что у госорганов есть реальная возможность предпринимателей доводить до ситуаций, когда он вынужден давать взятки. А советы, центры — что со следствием бороться?

Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:

— Мой опыт работы в разных общественных организациях и знакомство с организациями говорят о том, что коррупция как гидра: стоит отрубить голову, другая тут же вырастает. Я не верю, что создание какой-либо общественной организации способно серьезно на эту проблему повлиять. Обращаться в центры, может, и будут, но проблемы это не решит. Обращаться можно и нужно в прокуратуру и следственный комитет, а консультации может оказывать любой юрист или адвокат.

Лилия Равилова, Елена Иванова