ГОРОД КАК БОЛЬШАЯ КОММУНАЛКА, ПОЧЕМУ В ГЕНПЛАНЕ НЕТ МСЗ И ГДЕ ПЕРЕКОСЫ В «САЛАВАТ КУПЕРЕ»

Сегодня очередные публичные слушания по генеральному плану Казани до 2035 года прошли в культурном центре «Залесный» и собрали 168 участников. Уже в половине десятого – а все слушания стартуют в 10 часов утра – зал был полон на две трети. Начали вовремя, и после объяснения регламента проведения слушаний первым, как обычно, выступил первый замруководителя ГАУ Института генплана Москвы Олег Григорьев. Он напомнил, что слушания проводятся на 13 площадках города, и пошутил было, что не видит в зале представителей Салмачей и Нагорного, но тут же стало ясно, как он неправ. В воздух взметнулись плакаты о несчастных детях в Салмачах.

На встрече Григорьев напомнил, что в проекте рассматриваются функциональные зоны, транспортный каркас, объекты местного значения и т. д — подробнее об этом мы говорили в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online». Также он объяснил, зачем понадобился генплан. «Было сделано несколько математических моделей, как будет развиваться город. Модели транспорта, нагрузки на экологию, даже изменения кадастровой стоимости недвижимости при развитии разных сценариев и многое другое, — сообщил выступающий. — Во главе — концепция комфортного для жизни города. Одним из перекосов мы считаем „Салават Купере“. Мы думаем, что город должен иметь массу центров на периферии города. Человек не должен ехать за этим в центр города. Точки притяжения должны быть поблизости от жилья, чтобы был общий баланс по этому городу. Мы исключаем создание спальных районов в городе. Не должно быть ни Кварталов, ни Горок, ни „Салават Купере“ — должна быть гармоничная структура города, которая развивается комплексно».

По словам Григорьева, каждый, особенно сидящий в этом зале в Залесном, «на своей шкуре чувствует проблему с объектами социальной инфраструктуры». Генплан предлагает ликвидацию дефицита объектов обслуживания, второй смены обучения в школах, а также комплексное развитие объектов эпизодического обслуживания. В очередной раз спикер напомнил о нецелесообразности развития в Казани метрополитена (видимо, предваряя этот вопрос, звучащий на каждой встрече). Даже при 2 млн населения метро будет «возить воздух». «Мы предлагаем городу тратить деньги на скоростной трамвай, в том числе для „Салават Купере“, на развязки и на развитие общественного транспорта», — сказал Григорьев. 

«Каждая цифра и линия направлена на баланс функций и интересов, обоснована расчетами. Город — это большая коммуналка, и мы все в ней соседи. Это искусство нахождения компромиссов, — подытожил свое выступление разработчик генплана, настраивая публику на диалог. — Вопрос мусоросжигательного завода сегодня не рассматривается, так как он находится за пределами города Казани, и на его судьбу сегодня мы никак повлиять не можем и не вправе даже разговаривать. Все вопросы — на других слушаниях».

По словам Олега Григорьева, каждый, особенно сидящий в этом зале в Залесном, «на своей шкуре чувствует проблему с объектами социальной инфраструктуры»Фото: «БИЗНЕС Online»

РЕИНКАРНАЦИЯ В ЮДИНО: НОВЫЕ ШКОЛЫ, СПОРТОБЪЕКТЫ И БУДУЩИЙ МУЗЕЙ

По регламенту каждый желающий мог задать вопрос в микрофон, но его правила чуть не нарушила женщина, кричавшая с места о проблемах села Осиново. По ее словам, село находится в 100 метрах от Казани, но почему-то до сих пор не присоединено к столице республики, оставаясь в Зеленодольском районе. «Что за безразличие? Как вам не стыдно?» — срывала она голос. Этот момент, пожалуй, стал самым «громким» местом заседания. А тем временем к микрофону уже выстроилась  цивилизованная очередь, поэтому ее крик души ушел в воздух. 

В целом все вопросы условно можно поделить на две группы. Первые касались развития инфраструктуры в рамках проекта генплана. Жители интересовались, что именно поменяется в поселке Залесный и Юдино. Немало вопросов поступало по объектам социальной инфраструктуры — детсады и школы. По словам Григорьева, это основные объекты бюджетного строительства. Галина Сафина спросила о школах в Юдино, Ольга Воронина — о строительстве спортобъектов в этом же поселке. Им сообщили, что в Юдино предусматривается дополнительный детский сад и школа, начаты работы по реконструкции стадиона «Локомотив». Кроме этого, прорабатывается вопрос крытой ледовой арены, которая должна быть построена уже в этом году. По Юдино жителей интересовала и лесопарковая зона в поселке — им сообщили, что вопрос изучается, но в любом случае стоит задача сохранять эту зону, а также будет ли ликвидация части железной дороги в этом же поселке. «Дорога будет сохранена. Наоборот, появятся дополнительные перемычки. Развитие будет по пассажирскому перемещению», — уточнил Григорьев.

Интересовались люди, будет ли добавлен общественный транспорт в Юдино. На этот вопрос ответил первый заместитель главы администрации Кировского и Московского районов Наиль Минвалеев. По его словам, генплан обсуждается и идет сбор предложений от жителей, чтобы в последующем внести изменения. На сегодня известно, что планируется расширенная дорога и запуск скоростного трамвая.

Одна из женщин сообщила, что не увидела на новой карте на улице Прудной пруда, но ее успокоили: водоем остается. Татьяна Смирнова из Юдино рассказала, что некуда водить детей и внуков, т. к. закрыт Дом пионеров. Минвалеев уточнил, что один из застройщиков в поселке создаст аналог в жилом здании. 

Вопросы по Юдино объяснимы, так как 16 марта здесь прошел в буквальном смысле «день обещаний»: впервые за 14 лет приехал президент республики. В преддверии юбилея поселка в «столице железнодорожников» наступит эпоха развития — а там, глядишь, и расцвет! Рустам Минниханов, проникшись проблемами поселка, пообещал жителям даже полноценный музей, а РЖД поддержит свою «столицу» в Татарстане инвестициями в 100 миллионов. 

«САЛАВАТ КУПЕРЕ»: АВТОБУСЫ, БОЛЬНИЦЫ И ДЕТСАДЫ

Ожидаемо задавалось немало вопросов по комплексу «Салават Купере». Жительница Регина Калимуллина рассказала о закольцовке вокруг «Салават Купере» и нехватке транспортного сообщения. И всего-то нужно лишь сделать заездные карманы и заасфальтировать 350 метров, чтобы пустить транспорт, описала она «пустячную» проблему. Иначе сейчас людям приходится идти до остановки целый километр. По словам замруководителя исполкома Казани, курирующего земельные, имущественные и финансовые вопросы, Радика Шафигуллина, без представителей комитета по транспорту ответить на этот вопрос технически невозможно. А Минвалеев уточнил, что 300 незаасфальтированных метров, о которых идет речь, относятся к компетенции ГИСУ, поэтому с ними пока ничего нельзя сделать.

Интересовались жители и и тем, когда появится стационар для жителей «Салават Купере». Одна из женщин пожаловалась, что 50 минут ждала приезда скорой помощи, когда у нее случился сердечный приступ. Минвалеев ответил, что стационар предусмотрен по проекту планировки территории, однако есть нормативы формирования программы строительства минздрава. Эти нормативы пока не предполагают строительства, но вопрос пообещали обсудить еще раз.

Важным для жителей был вопрос возведения третьего детсада на этой же территории. «Люди просто не знают, куда девать детей и как выйти на работу. А ведь социализация очень важна. Когда будет третий сад?» — спросила одна из жительниц. Шафигуллин успокоил ее тем, что потребность понимается, но в этом году вопрос по очередному садику вряд ли будет решен. Зато в сентябре, напомним, в «Салавате» планируется открыть новую школу. 

Нажмите, чтобы увеличить

БОЛЬ СОСНОВЦЕВ: «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ МОГУТ И В ГОРОДЕ ПАДАТЬ!»

Ряд вопросов в очередной раз на слушаниях был задан по сносу домов в поселке Новая Сосновка. Один из жителей спросил, кто понесет ответственность за то, что людям разрешили изначально покупать дома на этой территории. «Есть зона аварийной посадки, она жестко установлена, и мы обязаны ее учесть. Но есть разночтения между координатами зоны. Путаница приводит к тому, что есть разрешения на строительство, а кто-то говорит, что это неправильно. На днях у нас состоится встреча в КАПО, чтобы разложить это все по полочкам», — объяснил жителям Сосновки Григорьев. Зульфия Газизова оттуда же спросила, не легче вывести эту зону за пределы города, пока КАПО  не провело межевание. «Экспериментальные самолеты могут и в городе падать, необязательно им долетать до Сосновки», — считает она. Григорьев объяснил ей, что технологии завода так предусмотрены, что эта аварийная посадка нужна именно там, где она есть, и вряд ли удастся вывести эту зону в другое место — это компетенция федерального центра. 

Но сосновцы продолжали поднимать свой вопрос. Не представившаяся женщина в мусульманском платке сообщила, что представляет интересы 300 домов в Новой Сосновке. «Эти дома построены на землях с разрешенным использованием. Мы же выкупали их у исполкома. Почему там до сих пор продаются земли? Почему никто ничего не говорил? — активно жестикулировала и говорила на повышенных тонах женщина. — Вы только в судебном порядке можете изымать мою собственность, а судов не было. Мы считаем, что генплан разработан не с учетом интересов жителей. Нам никто не гарантирует никаких компенсаций. Должно же быть благоустройство! О каком благоустройстве и комфорте может идти речь? Поэтому люди и бегают по всем слушаниям — наши права нарушаются!»

Шафигуллин призвал женщину четко формулировать все, что она говорит, потому что муниципалитету, по его словам, эти земельные участки никогда не принадлежали, и снова пообещал поднять этот вопрос с КАПО. В диалог вмешался Григорьев. «Пока завод есть, так все и будет. Ставьте проблему перед федеральным правительством о выводе завода в другое место, — посоветовал он женщине. — Мы обязаны действовать в рамках федерального закона. Пока есть завод — аварийная площадка будет».

Другую категорию вопросов можно отнести к частным. Пользуясь возможностью говорить на слушаниях, люди задавали вопросы, часто не имеющие прямого отношения к проекту генплана. Так, они поинтересовались уборкой дорог в Залесном. Трудности особенно заметны зимой, когда между улицами Варшавской и Залесной приходится идти по кочкам, сугробам и т. п., пожаловалась одна из участниц слушаний. «Конечно, будем решать вопрос по уборке. Но новую дорогу постелить там нельзя. Сначала убираются дороги после снегопада для движения общественного транспорта, а потом к вам, пешеходам», — сообщил Минвалеев. «У нас ни общественного транспорта, ни уборки. Нам нужен транспорт», — возразила жительница. На это ее обрадовали тем, что вопрос пуска маршрута по Зеленодольскому тракту как раз рассматривается.

ПОД РАЗВЯЗКУ НА ОСИНОВСКОЙ СНЕСУТ 15 ЧАСТНЫХ ДОМОВ

Как ни странно, на слушаниях не оказалось людей, чьи дома прямо попадут под планируемую развязку на перекрестке Горьковского шоссе и улицы Осиновской, хотя вопрос строительства дорог в Залесном тоже прозвучал. 

«Залесный — это уже сложившейся исторический посёлок. Мы не предполагаем никаких крупных изменений. Вы ведь имеете в виду неудовлетворительное качество дорог?» — спросила у жительницы главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. «Да вообще дорог нет», — воскликнули ей в ответ. 

«Вы говорите, что дорог нет. Такого не бывает. Дороги некачественные. Мы стараемся делать асфальтировку на тех улицах, на которых просят граждане. На сходе надо определить, какие из них первоочередные. Это плановая работа, выполняемая в зависимости от финансирования», — парировал Минвалеев. 

Прокофьева же разъяснила: новых дорог в Залесном не планируется — за исключением перекрестка улицы Осиновской и Горьковского шоссе. Эта улица по плану будет расширена в сторону «Салават Купере», и на перекрестке с шоссе появится новая развязка. «Горьковское шоссе по всем мероприятиям генплана разгрузится почти наполовину. Есть дубль вдоль трассы ВСМ. Затор, который сегодня существует, в перспективе уходит. Ситуация будет радикально улучшена», — добавил взгляд в будущее и Григорьев. Жаль только, что сроки этого счастья все дальше и дальше теряются в дымке будущего — уже как-то сомнительно, что ВСМ появится даже через 10 лет...

Что касается развязки на улице Осиновская, будет изъятие 15 жилых домов. Все согласны, объяснил Минвалеев отсутствие возмущения. Сейчас идет оценка домов, строений, саженцев. Улица будет расширена, и уже в этом году будут построены две разворотные петли – одна ближе к бумажной фабрике, а вторая в сторону Казани.