Александр Боборыкин

УРОЖЕНЕЦ ТОЛЬЯТТИ

Родился я во втором городе Самарской области, Тольятти, в 1996 году. Город с сильной хоккейной командой «Лада», с неплохой на тот момент футбольной командой с тем же названием, но я не заинтересовался этими видами спорта и пришел в теннис. Связано это с тем, что в нем работают мои родители, и уже с трехлетнего возраста я проводил время на корте. Ходил там, катал теннисные мячики, примеривался к ракетке, а уже лет с пяти пытался копировать взрослых игроков. Впоследствии были варианты с другими видами спорта, но теннис изначально казался куда более и менее затратным, чем, допустим, тот же футбол или настольный теннис, которыми я успел позаниматься. Потом у меня в детстве были определенные проблемы со здоровьем, которые постепенно разрешились, а к тому времени я уже начал добиваться успехов в теннисе, на котором и сосредоточился.

Постепенно я начал ездить на соревнования. У нас в городе не было кого-то, за кем можно было тянуться в плане достижения спортивных результатов, но в столице области – Самаре – были воспитаны Александр Павлюченков, Роман Нашатыркин, с которым какое-то время мы конкурировали. В нашей области крен больше сделан в сторону женского тенниса, и Анастасия Павлюченкова, а также нынешняя звезда Дарья Касаткина известны всему теннисному миру.

Кстати, татары имеют непосредственное отношение к росту Касаткиной, ныне первой ракетки России, поскольку ее первым тренером в самарской школе тенниса был Дамир Нургалеев. Дамир Ринатович и давал ей всю теннисную базу, ставил технику. Я, помнится, года два назад играл с ней, выступая в некоторой мере ее спарринг-партнером, и уже тогда чувствовал, что девушка вышла на хороший профессиональный уровень. А нынешний спортивный рост Даши был предопределен системной работой – в семье нацеливались на спортивную карьеру. Старший брат помогал и помогает ей, являясь тренером по ОФП.

О ПЕРЕЕЗДЕ В КАЗАНЬ

Предложение переехать в Казань я получил еще в 2012 году, за год до проведения здесь всемирной Универсиады. Причем мой переезд не был связан с Универсиадой, поскольку я поступал в Поволжскую академию спорта только в 2013 году и не мог претендовать на попадание в студенческую сборную страны. Но здесь уже вовсю действовала Академия тенниса, которую следовало наполнять перспективными, с точки зрения руководства федерации тенниса РТ, спортсменами. Тогда, помнится, мы с моим другом Тимуром Киямовым, одним из лучших воспитанников татарстанского тенниса, успешно сыграли два юниорских турнира в парном разряде: один выиграли, в другом дошли до финала. И тренер Киямова Антон Кратюк предложил мне задуматься о переезде в Казань и выступлении в сборной Татарстана. Посоветовавшись с родителями, я решил принять это предложение, тем более что оно мне позволило определиться с местом учебы, когда в Поволжской академии спорта создавалась кафедра тенниса. Изначально ее не было, существовало отделение тенниса, но на второй год моей учебы была создана уже полноценная кафедра, на которой мы с Киямовым и учимся до сих пор. Кстати, я планирую в следующем году побороться за право выступить на всемирной Универсиаде. Предполагается, что первой ракеткой туда поедет Роман Сафиуллин, который недавно выиграл международный турнир здесь, в Казани, ну а мы вместе с Тимуром составим пару. 

Александр Боборыкин с Тимуром Киямовым (слева) и тренером Антоном Кратюком (в центре)

ПО ТУРЕЦКИМ ПОБЕДАМ

Всю свою теннисную карьеру я не любил грунтовые покрытия, предпочитая играть на харде. Но именно сейчас у меня получилось удачно сыграть на грунте, выигрывая в Турции все турниры, в которых я принимал участие.

Несмотря на то что выигрывал я на этих турнирах только в паре, они дали мне осознание того, что еще я способен неплохо выступать в одиночке, поскольку на одном из стартов я прошел по сетке два круга, а на другом и вовсе три круга – проиграл только в полуфинале лидеру турецкого тенниса Марселю Ильхану.  Мог бы и с ним побороться, но усталость после 6 сыгранных подряд соревнований навалилась просто невероятная.

Что касается побед в парном разряде, то у меня складывается игра в парном разряде за счет того, что я понимаю, как сыграют мои соперники,  хорошо чувствую партнеров. Сначала мы отличились с Тимуром Киямовым, дальше я выиграл с Асланом Карацевым, затем с Иваном Давыдовым, причем практически все поединки мы выигрывали в двух сетах.

О ПОМОЩИ ФЕДЕРАЦИИ ТЕННИСА ТАТАРСТАНА

Самый тяжелый период в становлении юного теннисиста – это выезды на международные турниры, которые начинаются в возрасте 14–15 лет. Обычно эти затраты ложатся тяжким финансовым грузом на родителей юных теннисистов. У меня такого не было, поскольку я просто никуда не выезжал. Нынешнее финансирование лежит на федерации тенниса Татарстана, я являюсь  членом сборной республики. Это позволяет не задумываться об аренде тренировочных площадок, о затратах на работу тренерского штаба, врачей, массажистов, закупке медикаментов и так далее. Все это возможно благодаря огромной поддержке и помощи федерации тенниса. Сами тренировки в Центре тенниса дорогого стоят, поскольку это одна из ведущих теннисных академий в Европе. 

В ответ я должен выступать на соревнованиях уровня зимнего Кубка России, хозяином которого выступает Альметьевск, и чемпионата страны, который чаще всего принимает осенью Казань. В остальном я могу строить свой спортивный график по собственному усмотрению. Мы с тренером Антоном Кратюком знакомимся со списком турниров, которые проводит АТР, Международная федерация теннисистов-профессионалов, прикидываем, куда стоило бы заявиться, чтобы сыграть получше, заработать побольше рейтинговых очков. А на выезды отправляемся либо втроем, с Кратюком и Киямовым, либо случается, что тренер едут вместе с Киямовым на какой-то турнир, а я отправляюсь на другие соревнования в одиночку. Эти выезды также происходят благодаря поддержке федерации тенниса, на плечах которой лежит финансирование ведущих спортсменов республики.

Хочется отметить, что в республике силами федерации тенниса создаются отличные условия для занятия этим видом спорта. Активно развивается теннис на юго-востоке Татарстана, в таких городах как Альметьевск, Лениногорск, где построены современные теннисные центры. Очень большое внимание федерация уделяет юным теннисистам, которые в последнее время постоянно занимают призовые места на турнирах разного уровня.

Александр Боборыкин и Тимур Киямов (справа)

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПАРТНЕРОМ

У нас с Тимуром Киямовым еще по юниорам была парная встреча, поражение в которой запомнилось до сих пор. Мы проиграли первый сет – 0:6, дальше наладили игру, выиграли второй сет и в третьем вели 9:7, когда до победы оставалось выиграть всего один мяч. Но мы не смогли…

К чему я об этом вспомнил? Парный теннис, который я в последнее время практикую все чаще, – это не просто игра двух одиночников, это матч двух равнозначных партнеров. Даже если один из них посильнее другого, это не повод для каких-то дальнейших разборок в раздевалке, в случае, допустим, поражения – как с постоянным партнером, так и с временным. С постоянным партнером все понятно: каждый может ошибаться, сегодня ты, завтра – я. Тут надо прийти к пониманию, что ответственность высока, а если еще и ты будешь давить на партнера, то от этого он может сыграть еще хуже, поэтому важно поддерживать друг друга.

Но теннисная жизнь такова, что, даже имея сыгранную пару, как я и Киямов, мы не можем всегда выступать на одних и тех же турнирах. Подчас приходится подыскивать себе партнера прямо на ходу, потому что кто-то играет только в одиночке, кто-то на данный момент не планирует распыление сил, выступления на турнире еще и в паре. А там уже не угадаешь: приезжаешь на турнир, смотришь, кто прошел квалификацию, выйдет в основной сетке, начинаешь прикидывать, с кем бы ты сыграл. Есть вариант: оставить записку, указав имя и фамилию, текущий рейтинг и свой телефон. У меня был турнир, когда мы решили сыграть в паре с теннисистом, когда до конца регистрации участников оставалось полчаса. В итоге дошли до полуфинала. 


ОБ ОТНОШЕНИИ К МИКСТУ

Микст, или совместная игра разнополых партнеров, в теннисе не очень развит. В него играют только на крупных турнирах: олимпиадах, универсиадах, четырех турнирах Большого шлема, а также чемпионатах и Кубках России. Поэтому в целом отношение к миксту в профессиональной теннисной среде не очень серьезное. Так что к миксту никто особенно не готовится как к парам и уж тем более как выступлениям в одиночке. Люди просто выходят поиграть, хотя если напарница хорошая, то можно и нацеливаться на выигрыш. Можно еще отметить, что микст – это самый джентльменский из всех разрядов. Понятно же, что девушка по определению физически слабее мужчины-теннисиста, и можно было бы играть на нее, но тогда и соперник будет применять такую же тактику. Поэтому во избежание подобного «безобразия» мужчины стараются разыгрывать очки между собой, а девушки – между собой. Никто из парней не будет специально бить в девушку. Что касается меня, то мне нравится играть в микст, поскольку как мужчина я несу больше ответственности за исход поединка, и это заставляет психологически собраться. Для меня играть в микст прикольно, хотя я понимаю, что медали на нем разыгрываются такие же и в теннисной истории фамилии чемпионов вписываются так же, как и на одиночках. 

О ЗАНЯТИЯХ ТЕННИСОМ ДЛЯ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ

Если сравнивать теннис девушек и юношей, то девушкам пробиться сейчас гораздо легче.Об этом я сужу и по личным впечатлениям, когда приезжаю на турнир и не могу пробиться в основную сетку, а у девушек сплошь Х стоит. Это означает, что участниц турнира не набралось. К тому же у нас и средний уровень куда выше. На турнире в Турции человек проиграл в квалификации, потом получил лаки-лузера, вернулся в основную сетку соревнований и в итоге дошел до финала. А у девушек в этом плане все гораздо яснее, и есть понимание, кто на что способен. С этой стороны родителям, которые хотят отдать девочек в теннис, попроще, поскольку их чадо при условии системной работы выйдет на высокий уровень. Но юношам также можно заниматься теннисом, даже если не принимать в расчет профессиональную карьеру. Всегда можно найти себя в тренерской работе, также востребованы спарринг-партнеры в женском теннисе. В любом случае теннисом нужно заниматься, я бы посоветовал это всем родителям.