На челнинском заводе Ford-Sollers, ориентированном на выпуск относительно недорогих городских автомобилей, запустят производство обновленного компактного кроссовера Ford EcosportФото: Олег Спиридонов

«ГЛОБАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА»

Завтра на челнинском заводе Ford-Sollers, ориентированном на выпуск относительно недорогих городских автомобилей, планируют торжественно запустить производство обновленного компактного кроссовера Ford Ecosport, которому придется конкурировать с уже завоевавшими популярность на рынке одноклассниками — такими, например, как Nissan Juke и KIA Soul. Производить модель, как и его предшественника, Ford-Sollers будет по полному циклу, технический запуск производства уже произведен и первые партии автомобилей, как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе автопроизводителя, уже отправлены в дилерские центры. Причем сегодня в автосалонах можно купить как новую, так и старую модель Ecosport, цена на которую на 87 тыс. ниже.

Ford позиционирует модель как глобальную. Машина производится на заводах компании в Бразилии, Индии и Румынии, уже продается на рынках Северной и Южной Америки, Китая, а также в Европе. Однако российский рынок стал одним из последних, где она появилась. В том же Китае и Южной Америке модель дебютировала еще летом прошлого года, а осенью и в Европе. Очевидно, что вызвано это в первую очередь довольно низкими в России объемами продаж. Производственные мощности завода в Набережных Челнах рассчитаны на выпуск 115 тыс. автомобилей в год, помимо Ecosport здесь выпускают хэтчбеки и седаны класса B+ Ford Fiesta, однако на сегодняшний день загружены они максимум на треть. Стоит отметить, что старый EcoSport звезд с неба не хватал, российский рынок в 2014 году встретил его достаточно прохладно. По данным аналитического агентства «Автостат», которые были предоставлены «БИЗНЕС Online» в 2017 году, объем рынка новых автомобилей Ford EcoSport в России составил 4,5 тыс. единиц (для сведения, тот же Hyundai Creta находит 4,5 тыс. покупателей — не в год, а в месяц). Данные по экспорту модели в страны таможенного союза в агентстве предоставить не смогли. Хотя сам Ford еще в марте этого года сообщал, что общие продажи автомобилей в России выросли на 25% по отношению к марту прошлого года и достигли 5202 автомобилей. А всего за три месяца 2018 года было реализовано 12768 автомобилей, что на 36% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом свыше 54% от реализованных в марте легковых автомобилей (57% — с начала года) составили SUV, линейка которых представлена в России 7-местным внедорожником Ford Explorer, среднеразмерным кроссовером Ford Cuga и компактным Ecosport. Какую долю здесь занимал Ecosport — неизвестно.

Судя по всему, на обновленную модель автопроизводитель делает определенную ставку, планируя улучшить рыночные позиции. Пресс-служба компании заявляла, что пользующиеся все более высоким спросом кроссоверы являются для компании стратегически важным сегментом и в этой связи планируется в этом году усилить линейку SUV для России за счет обновления двух моделей и агрессивной ценовой политики.

Новому поколению модели, судя по доступным в интернете фотографиям, изменили оформление передка и бампера и очень серьезно переработали интерьер. У автомобиля появилась новая передняя панель, центральная консоль и комбинация приборов и даже сиденья. Среди опций появилась медиасистема с цветным дисплеем, расположенным по центру торпедо, как у премиальных марок автомобилей. «Базовые» версии модели можно отличить по «скромной» «музыке» с экраном диагональю 4,2 дюйма, а у машин подороже — продвинутый комплекс Sync 3 с дисплеем 6,5 или 8,0 дюйма. Среди опций есть также ксеноновые фары, круиз-контроль с ограничителем скорости, обогрев руля, камера заднего вида и система контроля слепых зон.

Претерпел изменение механизм трансформации задних сидений. Если в прежнем поколении модели, спинки и подушки сиденья складывались целиком, то теперь подушка сиденья откидывается вперед, а спинка образует ровный пол с багажным отделением.


ECOSPORT С ТРЕХЦИЛИНДРОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ?

Интересно, что, вопреки ожиданиям, полностью пересмотрена российская гамма двигателей для Ecosport. Теперь не будет четырехцилиндрового атмосферного мотора объемом 1,6 литра. Эти двигатели, кстати, ставят на модели Focus и Fiesta, и специально для их производства три года назад в ОЭЗ «Алабуга» был построен отдельный завод. Ford-Sollers вложил тогда в строительство и оснащение предприятия $275 миллионов. Годовая мощность завода составляет 105 тыс. двигателей, с возможным дальнейшим увеличением до 200 тыс. двигателей в год. Планировалось, что не менее 30% производимых в России автомобилей Ford будут оснащаться локальными двигателями.

Теперь же базовым для российского Ecosport станет трехцилиндровый двигатель объемом 1,5 литра глобального семейства Dragon. Он имеет распределенный впрыск и может работать на бензине АИ-92. По сравнению с предшественником мощность выросла со 122 до 123 л. с., а крутящий момент — со 148 до 151 Нм. Старший двухлитровый мотор Duratec модернизирован: теперь у него непосредственный впрыск вместо распределенного, до 12:1 увеличена степень сжатия, хотя рекомендованный бензин по-прежнему АИ-92. Мощность выросла со 140 до 148 л. с., а крутящий момент — со 186 до 194 Нм.

Из других изменений: вызывавшему нарекания автовладельцев «роботу» PowerShift, который устанавливали на прежнем EcoSport, нашли замену в виде традиционного шестиступенчатого «автомата» с гидротрансформатором. Эта же коробка будет устанавливаться и на двухлитровые версии с полным приводом. Причем EcoSport 2.0 с «механикой» вообще исключен из российской гаммы. На такие версии приходилось менее 5% спроса.

Цены на базовую версию модели с мотором 1.5 (123 л. с.) и «механикой» начинаются от 959 тыс. рублей. В стандартном оснащении уже имеются система ESP, система помощи при трогании на подъеме (HSA), фронтальные подушки безопасности. Версия с 6-ступенчатым автоматом стартует с отметки 1 млн 89 тыс. рублей. А если покупателю нужна версия «погорячее», то за модель с двухлитровым 148-сильным двигателем и тем же самым 6-ступенчатым автоматом придется выложить уже минимум 1 млн 349 тыс. рублей.

РЕТРОСПЕКТИВА: ОТ «ОКИ» ДО ECOSPORT

Челнинская площадка «Соллерса» — это бывший завод микролитражных автомобилей, принадлежавший КАМАЗу и выпускавший «Оку», прозванную в народе «бешеной табуреткой». За время существования завода в первоначальном виде было собрано около 330 тыс. «окушек». Реорганизация ЗМА началась летом 2005 года, когда компания «Северсталь-авто» завершила сделку по приобретению 99,6% акций завода. С самого начала руководство «Северсталь-авто» не скрывало, что ЗМА купили для производства там автомобилей иностранных марок, а век «Оки» подходит к концу.

Первой иномаркой, собранной на ЗМА, стал внедорожник SsangYong Rexton, а через полгода, в мае 2006-го, в Челнах полностью прекратили выпуск «Оки». Помимо необходимости освободить место под сборку иномарок, это было связано с запретом производства в России машин, не соответствующих экологическому классу «Евро-2». Другой проект «Северсталь-авто» на ЗМА — выпуск седана Fiat Albea и минивэна Fiat Doblo. Как и SsangYong, итальянские машины сначала собирали из крупных узлов, а затем освоили полномасштабное производство.

В 2011 году, когда было образовано совместное производство компаний Ford и Sollers, завод ушел на глубокую модернизацию. В рамках подготовки к запуску предприятия был полностью демонтирован и заново оборудован цех сварки. Такое глобальное изменение было необходимо, так как выпускаемые автомобили стали другого класса.

Официальный запуск после модернизации состоялся лишь три года спустя, когда в декабре 2014-го в Челны приехал премьер-министр Дмитрий Медведев. Стоимость модернизации завода составила $400 млн, годовая мощность — 110 тыс. автомобилей. Заявленная цена EcoSport в России на тот момент начиналась от 699 тыс. рублей, при этом автомобилю заранее пророчили имидж «убийцы „Жука“» и «Кашкая», имея в виду модели от Nissan Juke и Qashqai. Тогда, осмотрев линию конвейера, Медведев попросил сопровождавшего его Рустама Минниханова запечатлеть его на фоне первого Ford EcoSport, расписался на капоте и похвалил машину — правда, по просьбе журналистов, на которую сначала отреагировал со смехом: мол, просите порекламировать? Тем не менее сказал: «Машина замечательная, когда-нибудь на такой обязательно покатаюсь».

Через год после приезда Медведева на челнинской площадке стали выпускать пятидверную версию Ford Fiesta. Напомним также, что завод СП во Всеволожске выпускает автомобиль Ford Focus. Там же производят представляющий D-класс Ford Mondeo. Завод в Елабуге занимается производством больших машин — внедорожников Explorer, Kuga, а также микроавтобусов Transit.

«ПРЕИМУЩЕСТВА ECOSPORT ОДНОВРЕМЕННО ЯВЛЯЮТСЯ И ЕГО НЕДОСТАТКАМИ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить рыночные перспективы обновленной модели.

Роман Ткачук — старший аналитик компании «Альпари»:

— Продажи Ford EcoSport в России находятся на низком уровне. Пока этот автомобиль не нашел в России своего потребителя, возможно, это удастся сделать обновленной модели. По ключевым параметрам этот автомобиль может быть интересен россиянам. Кроссоверы и внедорожники очень популярны в России — на них приходится порядка 40 процентов продаж. Ford EcoSport будет непросто потеснить лидеров рынка кроссоверов — бюджетные Renault Duster и Chevrolet Niva, a также популярные Toyota Rav4, Nissan Qashqai и КIA Sportage. За последние годы спрос на автомобили в России сместился в сторону бюджетного сегмента. Стоимость Ford EcoSport, если не рассматривать самые дешевые комплектации, начинается от 1 миллиона рублей — это достаточно дорого для кроссоверов. Преимущества Ford EcoSport одновременно являются и его недостатками: нестандартный профиль и большой просвет. Задача маркетологов — выгодно преподнести эти качества потребителям. Порядка 5 процентов рынка кроссоверов эта модель вполне может занять.

Алексей Калачев — эксперт-аналитик АО «Финам»:

— Ford входит в топ-10 по объему продаж новых легковых автомобилей в РФ с отставанием в 10 раз от лидера рынка — группы AвтоВАЗ — Renault — Nissan. Но по продажам кроссоверов пока не слишком заметен — его модели не входят в десятку самых продаваемых на российском авторынке. Чтобы оценить вероятную долю новых Ford EcoSport, хотелось бы знать, на какой объем рассчитано их производство. Однако, сдается мне, что доля их будет не велика. По крайней мере, на первых порах. В пользу этой модели говорит относительно невысокая для класса SUV цена — стоимость нового Ford EcoSport стартует от 959 тысяч рублей, а также широчайший выбор версий по комплектации. Между тем стоит отметить, что сегмент SUV является самым динамично растущим на российском авторынке. Рост продаж в этом сегменте в прошлом году составил 20,9 процента по сравнению с ростом всего рынка легковых автомобилей на 12,3 процента. Внедорожники и кроссоверы заняли почти 42 процента рынка: в 2017 году на российском рынке было продано 617,7 тысячи новых автомобилей в сегменте SUV. Всего в прошлом году в России было продано 1 475,7 тысячи новых легковых автомобилей. Если судить по прошлому году, то лидером продаж в сегменте SUV стал кроссовер Hyundai Creta, продажи которого составили 55,3 тысячи автомобилей. На втором месте Renault Duster (43,8 тысячи единиц). Тройку лидеров замыкает Toyota RAV4 (32,9 тысячи штук). Чтобы понять место Ford EcoSport на рынке, нужно сопоставить объемы его производства с этими цифрами.

Камиль Галимов — гендиректор ПАО «ЕлАЗ»:

— Я на EcoSport не ездил, но зато уже на втором поколении Explorer езжу. На прежней машине больше 300 тысяч километров отъездил, на этой уже много. Поэтому, можно сказать, что Ford я знаю. Очень хорошая машина, скоростная, комфортная, не так много потребляет дизтоплива, как другие аналогичные автомобили. Никаких претензий нет. Думаю, любой Ford, и EcoSport в том числе, обязательно найдет своего покупателя, тем более что модель новая. Тут же все зависит, как и везде, от соотношения цены и качества. По поводу качества вопросов нет. Завод Ford-Sollers делает очень качественные машины. Тем более сейчас у них полный цикл изготовления. Все есть: штамповка, покраска, сварка. Так что если цена будет вполне приемлемая, то модель, конечно, будет очень востребованная. Ведь не зря же они обновленный EcoSport запускают. Раз запускают, значит, предыдущая модель вполне себя оправдала. А новая версия — это всегда востребовано.

Азат Тимерханов — руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат»:

— Если взять весь сегмент SUV (кроссоверы и внедорожники), то на долю Ford EcoSport приходится менее 1 процента от его рыночного объема. Лидирует тут уже долгое время кроссовер Hyundai Creta, который по цене выглядит предпочтительнее. Поэтому с выходом обновленного Ford EcoSport ситуация вряд ли кардинально изменится. Если, конечно, не будет серьезно снижена цена, но в нынешних условиях это маловероятно.