«У нас есть инженеры, которые умеют делать чудеса», — заявил сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож «У нас есть инженеры, которые умеют делать чудеса», — заявил сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож Фото: ©Владимир Астапкович, РИА «Новости»

«У НАС ЕСТЬ ИНЖЕНЕРЫ, КОТОРЫЕ УМЕЮТ ДЕЛАТЬ ТАКИЕ ЧУДЕСА»

«Прогресс неостановим, и я тоже», — бодро завершила презентацию новинок «Яндекса» голосовой помощник «Алиса». Звучало немного зловеще, но по-своему интригующе. В «Яндексе» уверены, что в скором времени «Алиса», как и мобильный телефон, станет повсеместной: захватит не только телевизоры, но и почти всю окружающую человека технику. «Она будет технологической новинкой, умеющей много и доступной везде, — так „Алиса“ станет незаметной, скоро мы будем ей просто дышать», — предсказывал сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож.

По его словам, подобных приложений мало. Да, аналогичные сервисы делают в Кремниевой долине, Китае. «Но третье и последнее место, где это делают, — на востоке Европы, у нас с вами, — заверил Волож. — У нас есть инженеры, которые умеют делать такие чудеса». «Алису» выпустили в свет всего полгода назад, однако в «Яндексе» трудились над ней последние два года. «Думали, что вот очередной эксперимент, искусственный интеллект, покажем, как он работает с текстами, как он прекрасно справляется с пониманием несложных кейсов. Полгода назад мы увидели, что у нас в руках чудо, инженеры это поняли сразу. Оно работает так, как никто не ожидал. Чудо стало возможным», — вспоминал Волож, уверенный, что уже через пять лет всем будет казаться, что «Алиса» была всегда — настолько неотъемлемой частью быта каждого она станет.

«Алису» выпустили в свет всего полгода назад, однако в «Яндексе» трудились над ней последние два года «Алису» выпустили в свет всего полгода назад, однако в «Яндексе» трудились над ней последние два года Фото: ©Валерий Мельников, РИА «Новости»

ОНА

Уже сейчас «Алиса» может похвастаться своей человечностью, с ней можно поболтать, пошутить, поиграть в города, иногда она может и дерзить. Может казаться, что это весело и просто, но, как заверил директор по технологиям «Яндекса» Михаил Парахин, за этим скрывается сложный алгоритм, который, срабатывая за доли секунды, выдает разным людям разные ответы. Сначала «Алиса» распознает речь и превращает ее в текст — это технология Speechkit. «Алиса нас слышит через микрофон телефона, ее задача на порядок сложнее. Ей приходится разбираться с шумами, акцентами, диалектами, сленгами, англицизмами. Все это делает задачу не такой тривиальной, как может показаться на первый взгляд», — пояснил Парахин. Более того, по его словам, «Алиса» даже речь ребенка распознает едва ли не лучше родителей.

Если человек за всю жизнь слышит около 100 млн фраз, то «Яндекс» собрал более миллиарда, произнесенных в разных ситуациях, с разными акцентами и пронаунсом, — все это для того, чтобы «Алиса» училась. Но слышать и распознавать мало — надо еще придать речи смысл и получить ответ. Это технология Turing. «Алиса» анализирует всю имеющуюся о вас информацию. Она принимает во внимание историю взаимодействия с ней, предыдущие фразы, геопозицию и интонацию, с которой произносится фраза. В результате разным людям в разное время «Алиса» на один и тот же вопрос дает разные ответы», — пояснил директор по технологиям.

В «Яндексе» умудрились даже сделать речь «Алисы» максимально приближенной к человеческой. «Чтобы получить голос, приближенный к человеческому, надо собирать речь из фонем и проходить по нему нейросетью. Она сглаживает стыки, изгибает стыки, в итоге получается почти человеческая речь», — отметил Парахин. Кстати, у голоса «Алисы» есть вполне человеческий прототип — Татьяна Шитова, которая озвучивает в российском прокате героинь Скарлетт Йоханссон. Также голосом Шитовой говорит «Саманта» — умная операционная система в фильме «Она». Одним словом, почти такая же «Алиса», только еще более совершенная.

ЛУЧШЕ ВСЕХ

«Яндекс» будет учить своего голосового помощника новым функциям, чтобы он стал не просто безделушкой и развлечением, а полезным сервисом. Так, по словам директора по искусственному интеллекту «Яндекса» Михаила Биленко, уже с рождения «Алиса» умела слышать и говорить. «Совсем недавно она научилась видеть. Теперь, глядя на изображение, она понимает, что там изображено. Также она научилась узнавать все песни. Теперь она знает десятки миллионов песен, она знает все карты и помогает найти дорогу. Она может вызвать такси и поставить будильник. Она лучше всех на свете играет в города», — рассказал он о способностях «Алисы». И все это уже сейчас доступно миллионам, поскольку, по подсчетам Биленко, голосовой помощник «Яндекса» установлен на 53% смартфонов России.

А чтобы «Алиса» умела еще больше, «Яндекс» вчера запустил специальную платформу «Яндекс.Диалоги». «Через платформу можно подключить своего бота, и он сразу становится навыком в „Алисе“», — пояснил Биленко. Иными словами, сервис предназначен для создания чат-бота, чтобы компании могли связаться с клиентами через «Алису». Голосовой помощник может по ключевому слову переключаться на разговор с ботом или на диалог с сотрудником компании. Одним из первых проектов стал заказ пиццы через «Алису».

«Мы можем обучить „Алису“ всему», — заверил Биленко.


«УМНАЯ» КОЛОНКА ОТ «ЯНДЕКСА» С «АЛИСОЙ»

Но и это еще не все. Главная новинка «Яндекса» — первая «железка», выпущенная компанией, — мультимедийная платформа со встроенным голосовым помощником «Алиса». По словам Воложа, изобретение назвали «Яндекс.Станция». Выглядит она как обычная, но стильная акустическая колонка. По сути дела, «умные» колонки представили уже многие мировые производители, среди них Apple, Google, Amazon. Теперь к ним присоединился «Яндекс». Как рассказал журналистам генеральный конструктор «Яндекс.Станции» Константин Круглов, внешний вид разработали в калифорнийской студии, которая специализируется на индустриальном дизайне. Само устройство собирают в Китае, там, где производится 99% электроники в мире. «Это фабрика, которая специализируется на акустике, делает ее для самых известных брендов. По сути, это брендированная акустика с интеллектом „Яндекса“ внутри», — отметил Круглов.

«Яндекс.Станция» может выполнять те же команды, что и «Алиса», установленная на любом смартфоне. Отличие лишь в том, что новинку можно подключить через обычный HDMI-кабель к телевизору. В этом случае станция будет не просто включать, выключать музыку, убавлять громкость или ставить будильник, тогда она сможет отвечать на ваши запросы видеоконтентом. «После подключения к телевизору сможете голосом управлять процессом видео, например, можете попросить „Алису“ поставить ваш любимый фильм. В настоящее время к станции подключены крупнейшие кинотеатры России — ivi.ru, „Кинопоиск“, Amediateka. Это больше 10 тысяч фильмов и сериалов на любой вкус», — рассказал Круглов.

Естественно, невольно возникают мысли о том, чтобы «Яндекс.Станция» могла контролировать все системы «умного» дома. Впрочем, пока это в России не популярно, но в «Яндексе» уже сейчас ожидают подобного развития событий. Так что, как заверил Круглов, разработанная «Яндексом» плата Yandex iO потенциально может встраиваться в любую технику. «В принципе, любой производитель техники может взять наши платы, вставить в свое устройство и тут же трансформировать его в устройство с искусственным интеллектом», — заявил генеральный конструктор «Яндекс.Станции».

Первая партия новинок поступит в продажу через «Яндекс.Маркет» уже летом. «„Яндекс.Станция“ будет поставляться в нескольких цветовых решениях. Цена — 9990 рублей.


«АЛГОРИТМЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДУТ В БУДУЩЕМ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ДАЖЕ ЛУЧШЕ ЧЕЛОВЕКА»

Еще один виток будущего как будто иллюстрировал беспилотник от «Яндекса», нарезавший с утра круги около арены «ВТБ Ледовый дворец» в Москве. Вчера на этом чуде техники мог прокатиться любой на Yet Another Conference — главную конференцию «Яндекса» о технологиях и маркетинге. Опробовала новинку это и корреспондент «БИЗНЕС Online». Даже всего лишь минутная поездка по огороженной территории и заданному маршруту не может оставить равнодушным. Чего только стоит наблюдать, как без посторонней помощи вращается руль, а машина, то ускоряясь, то притормаживая, аккуратно входит в повороты. Вот оно будущее!

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель разработки беспилотника Антон Слесарев, «Яндекс» занимается темой около полутора лет, но уже этого хватило, чтобы беспилотный автомобиль резво ездил, обходя препятствия. Не помеха даже плохая погода. «В плохих погодных условиях лидар прекрасно себя ведет, даже тогда, когда человеку сложно. Есть еще другие сенсоры, такие как радары и камеры. Все сенсоры друг друга дополняют. В будущем алгоритмы, скорее всего, будут ориентироваться даже лучше человека», — уверен Слесарев.

Он демонстрирует на экране, как лидар на автомобиле прямо сейчас распознает местность. Забавно движутся оранжевые прямоугольники — так изображены в схематическом зрении беспилотника люди. Слесарев полагает, что уже через пять лет по Москве точно будут ездить беспилотники.