Сегодня стало известно о нападении в Третьяковской галерее на картину «Иван Грозный и сын его Иван» Сегодня стало известно о нападении в Третьяковской галерее на картину «Иван Грозный и сын его Иван» Фото: РИА «Новости»

«ХОЛСТ ПРОРВАН В ТРЕХ МЕСТАХ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ НА ФИГУРЕ ЦАРЕВИЧА»

Вчера вечером, перед самым закрытием Третьяковской галереи, там произошел, можно сказать, публичный и демонстрационный акт вандализма. Сквозь группу сотрудников галереи, которые проводили плановый осмотр залов перед закрытием, прорвался мужчина, схватил стойку ограждения и несколько раз ударил по знаменитой картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Толстое стекло, которое защищало полотно от температурных колебаний, было разбито, а сама картина получила серьезные повреждения.

В сообщении на сайте Третьяковской галереи говорится: «Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное — изображения лиц и рук царя и царевича — не пострадали», — сообщили в музее.

Вандал был задержан на месте и передан правоохранительным органам — сейчас с ним ведутся следственные действия. После инцидента в музей срочно приехали главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства.

Реставраторы музея уже провели первые неотложные аварийные работы — извлекли осколки стекла, демонтировали картину и раму. Сейчас картина находится в реставрационной мастерской, она изъята из постоянной экспозиции. Планируется провести расширенный реставрационный совет с приглашением ведущих специалистов страны для выработки программы по восстановлению произведения.

В отношении мужчины, некоего 37-летнего Игоря Подпорина, совершившего нападение, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей»). Сегодня суд изберет для вандала меру пресечения. Он, как стало известно, зарегистрирован в Воронежской области, в Москве находился без регистрации. Как пишет Telegram-канал Mash, мужчина посчитал, что картина «неправильная», поэтому решил ее порвать. «Выпил 100 грамм водки — вот и накрыло», — признался он.

«ДОВОЛЬНО КРОВИ! ДОЛОЙ КРОВЬ!» И «СВОБОДУ ЛИТВЕ!»

Стоит отметить, что картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» однажды уже подвергалась нападению. 13 января 1913 года в Москве, в той же самой Третьяковской галерее, был совершен акт вандализма: некто Абрам Балашов с криком «Довольно крови! Долой кровь!» нанес ножом три вертикальных пореза холста. Картину удалось спасти благодаря усилиям реставраторов и самого художника, примчавшегося по вызову со своей дачи в Финляндии. Вслед за этим последовала сложнейшая реставрация, в которой помимо самого Репина участвовал и попечитель Третьяковской галереи, художник Игорь Грабарь. Произведение было качественно отреставрировано, что дало возможность зрителям воспринимать изображение, не замечая нанесенных травм.

С этого самого момента картина является хронически «больным» памятником, находится под постоянным контролем реставраторов Третьяковской галереи, с 1927 года постоянно хранится под стеклом и не подлежит транспортировке. Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» была приобретена в 1885 году основателем Третьяковской галереи, московским купцом Павлом Третьяковым, у самого автора с передвижной выставки и с тех пор ни разу не покидала стен Третьяковки.

В целом нападения на известные картины в России нередко носили политическую подоплеку. Так, 15 июня 1985 года уже в Эрмитаже картина Рембрандта «Даная», на которой изображена обнаженная девушка, лежащая на кровати в лучах света, подверглась нападению сумасшедшего. Он облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Говорят, перед нападением он прокричал «свободу Литве!». После судебного разбирательства его признали шизофреником и отпустили. Утрата живописи составила 27%, картину реставрировали целых 12 лет.

Два случая вандализма картин российскими гражданами за рубежом были зафиксированы в 1997 и 2008 годах. Так, в одном амстердамском музее русский художник Александр Бренер изуродовал неугодную его эстетическому мироощущению картину Казимира Малевича «Супрематизм». На полотне он нарисовал зеленой краской знак доллара, за что получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно. К счастью, краска оказалась легкосмываемой и «Белый крест» был очищен реставраторами.

16 мая 2008 года бывший охранник Художественного музея Карнеги (Carnegie Museum of Art) в Питтсбурге Тимур Серебрюков ключом разрезал полотно американской художницы латвийского происхождения Вии Целминьш «Ночное небо #2», выставленное в Художественном музее Карнеги. Стоимость полотна оценивалась в $1,2 миллиона. По утверждению адвоката, в действиях Серебрюкова не было политических мотивов, картина просто ему «не понравилась».

Выкрикивал ли какие-либо лозунги или требования напавший на картину «Иван Грозный...», выяснить не удалось. В самой галерее, куда дозвонился корреспондент «БИЗНЕС Online», комментировать ситуацию отказались, отметив, что ответят на все вопросы СМИ на запланированном в понедельник брифинге.

ОДНА ИЗ ПОСЕТИТЕЛЬНИЦ ВНЕЗАПНО НАБРОСИЛАСЬ НА ПОЛОТНО С ВОПЛЕМ: «ЭТО ЗЛО!»

К сожалению, случаи подобного вандализма далеко не редки. Если в поисковой строке в интернете ввести запрос о случаях нападения на мировые шедевры живописи, выясняется, что их вообще невероятно много.

Например, произведениям великого Леонардо да Винчи доставалось не один раз. Известнейшая картина «Мона Лиза» сейчас — одно из самых охраняемых произведений искусства в мире. Но до того как картину поместили под пуленепробиваемое стекло, она пережила целых четыре нападения. В 1956 году турист кинул в картину камень и слегка поцарапал полотно. Позже, в том же году, случай повторился. В 1974 году «Мону Лизу» японский турист пытался облить краской. В 1977-м русская туристка кинула в «Джоконду» сувенирной кружкой из Лувра. По одной из версий причиной выходки стало то, что французские власти отказали россиянке в получении гражданства.

Еще одно пострадавшее произведение да Винчи — «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем». В 1987 году в Национальной галерее Лондона, где хранилась картина, один из посетителей выстрелил в полотно. Преступник заявил, что так он выражает свое недовольство «политической, социальной и экономической ситуацией в Великобритании».

Не везет и работам голландского живописца Рембрандта, и не только «Данае», о чем мы уже рассказали. Еще одно полотно Рембрандта, у которого были «поклонники» среди вандалов, — «Ночной дозор», его портили трижды. Первый инцидент произошел в 1911 году: мужчина попытался накинуться на картину с ножом, однако нож не прошел через толстый слой краски. Следующий акт вандализма случился в 1975 году: школьный учитель осуществил задумку своего «предшественника» и все-таки ударил картину ножом. По его словам, на этот поступок его побудил слышимый им голос Господа. А в 1990-м «Ночной дозор» постигла участь уже упомянутой «Данаи»: картину облили серной кислотой.

В 2012 году свои «изменения» в картину Пабло Пикассо «Женщина в красном кресле» внес 22-летний студент. С помощью трафарета и краски из баллончика он оставил на полотне надпись сonquista (в переводе с испанского — «завоевание», «захват») и изображение быка и тореадора. Позже он выложил на YouTube свое видеообращение, в котором заявил, что не хотел уничтожить картину, и жаловался на то, что «наше общество стало испорченным, жаждущим войны, убивающим и насилующим».

В 2011 году едва не была «избита» картина французского постимпрессиониста Поля Гогена «Две таитянки». В Национальной галерее в Вашингтоне одна из посетительниц внезапно набросилась на полотно с воплем «Это зло!» и начала молотить кулаками по пластиковому защитному экрану. Картина, к счастью, не пострадала.

Досталось еще одному французскому художнику-импрессионисту Клоду Моне. В 2007-м ночью неизвестные проникли в один из центральных музеев Парижа д'Орсе и изуродовали картину «Мост в Аржантее» 1874 года. Сработал сигнал тревоги, и, убегая, один из них ударил по картине, оставив в ней дыру длиной около 10 сантиметров. Злоумышленников удалось найти благодаря видеозаписи камер наблюдения и оставленному ими мусору. Один из задержанных признал, что, будучи пьяным, ударил кулаком по картине.


«ПОЧЕМУ ЛЮДИ СОВЕРШАЮТ ПОДОБНОЕ? ТУТ ВОПРОС СКОРЕЕ К ПСИХИАТРАМ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали нападение на картину.

Зуфар Гимаев — председатель союза художников РТ, заслуженный художник РФ, лауреат премии им. Тукая:

— В Татарстане таких случаев не было. Я, по крайне мере, не припомню. Это обычно неадекватные, больные люди чаще всего. Не злость и не что-то еще, а просто человек больной или сумасшедший.

Эдуард Лимонов — писатель, политик, создатель запрещенной партии «НБП», председатель исполкома коалиции «Другая Россия»:

— Нет там никакой политической подоплеки, сумасшедшие время от времени делают подобное. Было в 1973 году нападение на «Пьету» Микеланджело. И «Джоконду» повреждали, то есть самые такие знаковые произведения. Все время у кого-то весной или осенью вспыхивают мозги.

Гузель Файзрахманова — искусствовед:

— Подробные явления, действительно, случаются, и мы знаем о существующих случаях нападения на произведения. Но у меня первая мысль: зачем тогда нужны все эти хранители, смотрители, контроль? Как-то ведь нужно продумывать защиту пространства галереи. В последнее время участились подобные выходки, когда всякие разного рода организации обливают мочой произведения художников, если по идеологическим каким-то причинам изображенное им кажется неуместным. Например, пару лет назад был случай, когда вандалы, которые называют себя православными активистами, испортили работы знаменитого скульптура Вадима Сидуры, объявив их богохульными. Это еще и говорит о том, что у нас не особенно продумывается вопрос обеспечения охраны выставочного пространства. Моя первая мысль — что в музее так много бабушек, которые в России отличаются отсутствием дружелюбия к посетителю и якобы несут надзор, но при этом такие вот вещи происходят. А почему люди совершают подобное? Тут вопрос скорее к психиатрам. Такие люди есть, да, и у них могут быть совершенно разные причины возникновения такого неадекватного желания. Кто-то, возможно, хочет прославиться таким образом.

Рамиль Гарифуллин — психолог, доцент Института психологии и образования КФУ:

— Есть два варианта. Либо это психопатология, в частности так называемый комплекс Герострата — слава любой ценой, чтобы о человеке заговорили. Такая уродливая, изощренная форма мании величия. Вероятно, это и стероидная, и демонстративная личность, которая с детства любит внимание и получает от него удовольствие. Либо это какая-то ключевая смысловая психотравма детства, вызванная поведением отца, и которая вызывает боль. Картина «Иван Грозный и сын его Иван...» все-таки связана с отношениями с отцом, и поэтому случившееся может быть неким диалогом нападавшего с его отцом-тираном. Возможна и такая версия.

Понятно — если это не психопатология, а чей-то проект, например какого-нибудь сообщества, какой-то идеи, политического пафоса, тогда это как бы действо, некая попытка затронуть политическую проблему или еще какую-то. А грань между психопатологией, диагнозом, что называется, и политикой — очень зыбкая. Не зря часто говорят, что политик — это диагноз. Доля истины в этом есть.

Нападавший что-то ожидал от общества и не получил. Эти ожидания не оправдались, окружающий мир ему чего-то не дал, и он обижен. Вряд ли это связано с его ожиданиями от себя или тем, что человек не доволен собой, это именно обида.