ВИДЕОКАМЕРЫ ПОМОГЛИ СОКРАТИТЬ ЧИСЛО НАРУШЕНИЙ НА ДОРОГАХ В ПОЛТОРА РАЗА

ГИБДД Татарстана решило серьезно вооружиться видеокамерами и даже их муляжами. Как сообщили БИЗНЕС Online в Госавтоинспекции, в 2011 году планируется закупить 200 видеокамер и в пять раз больше муляжей. Глава ведомства Рифкат Минниханов на днях объяснил необходимость покупки снижением аварийности на участках под видеонаблюдением в два раза.

ВОДИТЕЛИ СТАЛИ ЕЗДИТЬ ОСТОРОЖНЕЕ

Республиканское ГИБДД готовится к массовой закупке дорожных видеокамер – приборов видеофиксации. Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» начальник центра видеофиксации ГИБДД МВД по РТ Павел Мясников, в 2011 году в РТ планируется закупить 200 стационарных и передвижных приборов. Это практически еще столько же, сколько действует в настоящее время по РТ, – 252 (147 стационарных и 105 передвижных).

Увеличение количества приборов видеофиксации  Мясников объясняет "исключительно положительным эффектом". И приводит пример - если в 2009 году на перекрестке пр. Победы и ул. Академика Сахарова средняя выявляемость нарушений составила 6513, то по итогам 2010 года - 4967. Водители стали ездить осторожнее.

Технические возможности приборов позволяют выявлять все виды нарушений, наиболее распространенные из которых - превышение скорости, выезд на встречную полосу и проезд на запрещающий сигнал светофора. Оборудование также помогает автоматизировать процесс распознавания госномеров автомобиля-нарушителя, определения его владельца, подготовки извещения о нарушении ПДД и его отправки виновнику.

БОЛЕЕ 2 МЛН. РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ

Ранее, 22 марта, главный госавтоинспектор РТ Рифкат Минниханов на заседании комитета в Госсовете РТ сообщил, что благодаря применению видеокамер аварийность на этих участках снизилась практически в два раза. И пообещал в ближайшее время почти в пять раз увеличить количество видеоимитаторов – с 220 до 1000 штук.

В прошлом году видеокамеры зафиксировали более 2 млн. различных нарушений.

О масштабах выделенных средств можно судить по сайту zakupki.gov.ru. В марте 2011 года на нем была опубликована  информация о тендере, согласно которому госавтоинспекция планировала закупить 96 передвижных автоматических комплексов фото- и видео- фиксации нарушений ПДД. Каждый такой комплекс стоит 520 тыс. рублей, а общая цена лота – 49,9 млн. рублей.

ОПЫТ ТАТАРСТАНА ИСПОЛЬЗУЮТ ДРУГИЕ РЕГИОНЫ

Опыт Татарстана по части изыскания дополнительных средств для закупки приборов фото- и видеофиксации нарушений ПДД и привлечения с их помощью средств в городской бюджет с успехом используют соседние регионы. По словам министра промышленности и транспорта Ульяновской области Андрея Тюрина, выгода от такой техники немалая. Так, установленные в Татарстане 260 комплексов по четыре камеры ежемесячно приносят в местные бюджеты 100 - 120 млн. рублей. «Затраты на закупку и установку техники окупились у них за полгода», – говорит Тюрин.

Увеличение видеокамер в РТ поможет решить и другую проблему. Как сообщили в отделе пропаганды управления ГИБДД МВД по РТ, к 1 октября 2011 года, в соответствии с поручением президента РФ Дмитрия Медведева, штат сотрудников ГИБДД МВД должен быть сокращен на 22%. Касается это всех регионов страны, в том числе и Татарстана. Видеокамеры же призваны заменить инспекторов на дорогах республики.

ВИДЕОКАМЕРЫ УБИВАЮТ СРАЗУ ДВУХ ЗАЙЦЕВ

Ситуацию с видеокамерами для «БИЗНЕС  Online» прокомментировали эксперты.

Расиль Зималиев - директор такси «Мотор-сервис»:

- Увеличение количества видеокамер в Татарстане только приветствую. Иного решения проблемы снижения количества автонарушений не вижу.

Рамиль Хайруллин - региональный представитель ФАР «Федерация автомобилистов России»:

- Я, конечно, полностью поддерживаю данную инициативу. Но установка видеокамер – не единственный выход решения проблемы. Это лишь одно из условий для обеспечения безопасности. Всё должно быть в комплексе и в пределах закона. Иногда же получается обратный эффект. Вот, например, система «Паркон». Хорошая, в принципе, система, но за одно нарушение водителю порой приходит целый список постановлений, чего нет, к примеру, в Европе, чей опыт мы часто заимствуем. В России же за одно нарушение может прийти несколько квитанций о штрафе, и все нужно оплачивать. Это все равно, что за одно преступление получить несколько тюремных сроков. Зачем?

Согласно правилам, фиксирование проезда на красный свет должно производиться двумя видеокамерами – одна смотрит вперед, вторая фиксирует задний номер автомобиля. А у нас в большинстве - одиночные камеры, и нацелены они, в основном, на стоп-линию. А второго снимка, когда водитель уже уходит на красный свет - зачастую нет.

То есть, в этом вопросе нужна законодательная четкость – за что штрафовать, как правильно применять видеокамеры. Если новая партия дорожных видеокамер будет направлена на усовершенствование работы, это будет только плюс.

Юрий Пилецкий - гендиректор транспортной компании «Аист»:

- Дорожные видеокамеры убивают сразу двух зайцев. Здесь и реальное зарабатывание государством денег, которые идут в бюджет, и уменьшение количества автонарушений. Насколько я осведомлен, это вполне серьезные деньги, и видеокамеры довольно быстро окупаются. Слышал из достоверных источников, что в первый год использования одна видеокамера окупалась за один-два месяца.

По себе знаю, что гонять по улицам столицы со временем казанцы стали меньше. Уже выше 70 км в час никто не разгоняется. Так что эффект есть, и это далеко не бесполезная трата денег. Пока еще не бесполезная. Вот пройдет года два-три, когда автомобилисты привыкнут к грамотной системе вождения, тогда покупка такой техники, наверное, станет уже невыгодной.

Единственное, раздражает отношение. Камеры есть везде – и в Европе, и в Америке, но раздражает наш подход, который превратился в бизнес. Поставили на улицах какие-то воображаемые линии, пересечение которых грозит штрафом. Такое ощущение, что главная цель – сбор денег, а не регулировка движения. То есть в принципе все это правильно, но хочется, чтобы весь этот процесс был более цивилизованным. Повсюду висят плакаты о видеофиксации. А у нас были случаи, когда видеокамеры прятали под мусорные баки… А в целом, еще раз подчеркиваю, вся эта инициатива приносит только пользу.

Евгений Сергеев
Владимир Казанцев