Новый исправительный центр для нового вида наказания — исправительных работ открылся сегодня на улице Тэцевской

ОБЩЕЖИТИЕ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ НА МЕСТЕ ДЕТСКОЙ КОЛОНИИ

На расстоянии километра от пересечения улиц Тэцевской и Химической находится здание бывшей воспитательной колонии для несовершеннолетних, которую капитальный ремонт превратил в центр для осужденных. Теперь там будут отбывать преступники, отбывающие наказание по статье «Принудительные работы», предполагающая смягчение отбывания наказания для широкой категории мелких преступников. К этой категории относятся осужденные за неуплату алиментов, фальсификацию итогов голосования, невыплату зарплаты, пенсий, нарушение авторских и смежных прав, нарушение права на свободу совести и вероисповедания, а также за хулиганство, кражу, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, незаконное предпринимательство, отмывание денег, незаконное получение кредита и организацию занятий проституцией. Новый вид наказания вошел в быт судебной и уголовно-исправительной системы с 1 января 2017 года. Принудительные работы назначают на срок от 2 месяцев до 5 лет. 

Открытый на базе КВК центр размещен с одной стороны в откровенной промзоне рядом с «Оргситезом», а с другой — характерная атмосфера «Сталкера» от Андрея Тарковского здесь не обходится без окружающей зелени лесопосадок, что создает вполне спокойную и даже уютную атмосферу. Торжественное открытие исправительного центра обошлось без долгих речей. С помощью больших ножниц экс-глава татарстанского УФСИН, а ныне помощник премьер-министра РТ по правоохранительной и административной деятельности Дауфит Хамадишин в компании со своим преемником Эдуардом Хиалеевым и уполномоченным по правам человека в РТ Сарией Сабурской перерезали красную ленточку, оставив ее кусочки на память потомкам, и под пение радующихся весне птиц вошли на территорию нового исправительного центра. 

В ходе небольшой экскурсии журналистам и представителям прокуратуры показали только женский корпус, оставив в тени мужскую обитель. В двухэтажном здании одна к другой примыкали светлые комнаты с тремя кроватями в каждой и красивыми кафельными стенами: раньше, в воспитательной колонии, здесь был медицинский корпус.

В ходе небольшой экскурсии журналистам и представителям прокуратуры показали только женский корпус, оставив в тени мужскую обитель

По словам врио УФСИН РФ по РТ Хиалеева, на капитальный ремонт общежитий бывшей воспитательной колонии из выделенных 7 млн рублей было потрачено всего 2,5 млн рублей. Он рассказал, что ремонтные работы будут продолжаться. Возможно, в будущем УФСИН откроет здесь и свои цеха, в которых смогут работать осужденные.

«Это исторический момент», — убежден Хиалеев, ведь таких центров по России всего 10 — в Ставропольском и Приморском краях, в Тамбовской, Тюменской, Волгоградской, Костромской, Оренбургской и Челябинской областях, а также в Санкт-Петербурге и Якутии. В России также работают и 16 изолированных участков исправительных учреждений, которые действуют как исправительные центры. 

В казанском центре сейчас могут содержаться 150 мужчин и 50 женщин. На каждого человека здесь приходится 4 кв. м площади, одно койко-место и обеспечение питанием, если у осужденных нет своих средств. Деньги за еду будет удерживать от зарплаты УФСИН, а в пользу государства у осужденных заберут от 5 до 15% из заработанных средств. Начальник исправительного центра №1 УФСИН РФ по РТ Раиль Бариев говорит, что в случае необходимости количество мест осужденных можно увеличить. «Квадраты большие, площади достаточно», — уверен он.

24 сотрудникам УФСИН, которые будут следить здесь за порядком, нести службу помогут 60 камер видеонаблюдения, расположенных в помещениях и на территории центра. По сравнению с режимами содержания в колониях и тюрьмах здесь гораздо больше либерализма: в список запрещенных предметов пользования не входит мобильный телефон, поселенцы центра могут пользоваться им свободно. «Это не колония, это место проживания», — констатирует Хиалеев.


Работают осужденные согласно Трудовому кодексу, а если потребуется, их могут отпускать по семейным обстоятельствам домой на срок до 5 дней. Осужденным полагается даже отпуск, который можно провести дома. Вне рабочего времени они живут в исправительном центре, где созданы условия для занятий спортом. Правда, в спортзал корреспондентов также не проводили. 

Осужденные могут добираться до работы самостоятельно. На рабочих местах их контролирует УФСИН, они обязаны проживать в центре, в выходные тех, кто отличается хорошим поведением, могут отпустить домой с разрешения администрации. Через 1/3 отбытого срока, если у осужденного нет замечаний, нарушений по работе и пребыванию в исправительном центре, он может снять квартиру, проживать там с семьей и оттуда ходить на работу, приходить отмечаться четыре раза в месяц у сотрудников УФСИНа. Если осужденный не может ходить на работу, то суд вправе изменить наказание с принудительных работ до лишения свободы.

Работу выбирают для каждого индивидуально в зависимости от возраста, образования и трудоспособности. В ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Хиалеев заметил, что осужденный «может работать даже журналистом». 

Работают осужденные согласно Трудовому кодексу, а если потребуется, их могут отпускать по семейным обстоятельствам домой на срок до 5 дней

«ЗДЕСЬ ВСЕ НАСТРАИВАЕТ НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ»

На Сабурскую аккуратные жилые блоки с туалетами в каждом из них и полностью оборудованная всей необходимой техникой комната для принятия пищи произвели самое приятное впечатление. «Хорошие условия. Все вполне достойно. Мне нравится, что у женщин одноярусные кровати. И туалетные комнаты есть, и душевые, условия для организации питания. Если человек сам себе захочет готовить, то он вполне это может сделать. Поэтому то, что такой центр сегодня здесь открыт, я думаю, что это замечательно», — отметила Сабурская.

Омбудсмен предположила, что такие комфортные условия послужат для дальнейшей более успешной социализации осужденных. «Если человек находится в закрытом учреждении, рядом с ним могут быть граждане, совершившие более тяжкие преступления. Такое соседство может повлиять на судьбу этого осужденного, особенно с неустойчивой психикой. Мы часто встречаемся с ситуацией, когда человек сидит годами, не работает и при выходе на свободу желания трудиться у него нет. Ему трудно приспособиться к новой жизни. А здесь все настраивает его на дальнейшую положительную жизнь после освобождения. Социализация осужденного после освобождения будет более эффективной», — подчеркнула уполномоченная по правам человека.

На Сарию Сабурскую аккуратные жилые блоки с туалетами в каждом из них и полностью оборудованная всей необходимой техникой комната для принятия пищи произвели самое приятное впечатление

В одном из помещений посетителей ждал пока единственный поселенец центра — Евгений Плотников из Чувашии, осужденный за нанесение побоев. По словам 20-летнего молодого человека, который из-за смущения совсем не походил на «классического» заматеревшего заключенного, условиями содержания он доволен. В комнате для воспитательной работы, где, по традиции, стоит телевизор, он рассказал, что работает на соседней автомойке, зарплата в пределах МРОТ — около 11 тыс. рублей. По решению суда из этих денег у осужденного удерживается 5%. Раньше парень питался сам, готовя себе еду из купленных в магазине продуктов, а теперь пользуется услугами местного повара. Судя по оптимистичной улыбке единственного поселенца исправительного центра, отсидеть оставшиеся до конца срока два месяца для него проблемой не станет.

Хамадишин подчеркнул, что такие центры дают возможность спокойно отбыть свой срок людям за нетяжкие преступления и вернуться к нормальной жизни

Экскурсия завершилась во дворе центра, на чисто выметенной центральной площадке. Чуть позади женского корпуса стоял мужской, а за ним еще два, пока нежилые. При необходимости они позволят увеличить количество проживающих здесь осужденных в два раза до 400 человек.

Как рассказал Хамадишин уже на улице, закон о создании подобных центров был принят еще в 2016 году, а действовать начал с 1 января 2017 года. «Нам удалось сохранить комплекс зданий казанской детской воспитательной колонии в хорошем состоянии, и сегодня здесь открыт исправительный центр, то есть эти корпуса остались востребованными для нашей системы», — рассказал советник президента РТ.

УФСИН РФ по РТ уже подписало соглашения о предоставлении рабочих мест с 23 организациями, которые готовы в качестве зарплаты выплачивать МРОТ, а возможно, и гораздо большую сумму

«НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛОМАТЬ ЛЮДЕЙ ЗА РЕШЕТКОЙ»

Хамадишин подчеркнул, что такие центры дают возможность спокойно отбыть свой срок людям за нетяжкие преступления и вернуться к нормальной жизни. «Не обязательно ломать людей за решеткой», — отметил он. По его словам, находящиеся в таком центре люди могут работать где угодно, исходя из своих профессиональных навыков. «Можешь работать хоть слесарем, хоть руководителем компании», — подчеркнул он. 

УФСИН РФ по РТ уже подписало соглашения о предоставлении рабочих мест с 23 организациями, которые готовы в качестве зарплаты выплачивать МРОТ, а возможно, и гораздо большую сумму. Пока известно, что среди 23 предприятий есть те, кто специализируется на строительных работах, ЖКХ и легкой промышленности.

При этом Хиалеев добавил, что осужденный, если до этого он проживал в Казани, может продолжать работать на том же предприятии, где работал и раньше. «Начиная от разнорабочего до конструктора летательных аппаратов, в зависимости от его специальности — если нет ограничений по решению суда. А после отбытия трети наказания осужденный имеет право проживать за пределами исправительного центра», — заметил глава УФСИН РТ.

По его мнению, этот центр полностью будет заполнен в течение двух лет и примет не только жителей Татарстана, но также и соседних регионов: Чувашии, Ульяновской области, Марий Эл.