Сегодня в 9.30 в селе Богородское началась панихида по погибшему Юрию Матренину Сегодня в 9:30 в селе Богородское началась панихида по погибшему Юрию Матренину Фото: Регина Шафиева

«КРОВИНУШКА ТЫ МОЯ, КАК ЖЕ МЫ БЕЗ ТЕБЯ ТЕПЕРЬ БУДЕМ? ПРОСТИ...»

Сегодня в 9:30 в селе Богородское началась панихида по Юрию Матренину, который ценой своей жизни остановил стритрейсера-наркомана, который несся на бешеной скорости и запросто мог погубить обычных прохожих. Старший лейтенант полиции отдал службе в органах внутренних дел 20 лет. Его награждали медалями «За отличие в службе» III и II степеней, на его счету 19 поощрений за добросовестное исполнение служебных обязанностей. У Юрия остались две дочери одиннадцати и восьми лет, безутешная супруга, отец, который недавно перенес инсульт, и мама.


Семья автоинспектора ютится в однокомнатной квартире, приобретенной в соципотеку. Сегодня глава ГИБДД по РТ Ленар Габдурахманов заверил, что его близкие получат финансовую компенсацию. «Мы приложим все усилия, чтобы взять расходы на себя по закрытию ипотеки, — заявил он, выступая перед журналистами. — В понедельник мы планируем еще раз поговорить с мамой, когда она более-менее придет в себя. Конечно же, остались две дочки. Как есть сын полка, так в нашем случае это будут дочери ГАИ. Я вам обещаю, что дети этого сотрудника будут под патронажем полиции, пока не поступят в вуз. Это наши дети, и мы сделаем все, чтобы они росли, ни в чем не нуждались и были достойными своего отца».

Село Богородское, щедро омываемое дождем, наполнилось сегодня сослуживцами и друзьями погибшего. Траурная процессия отправилась в свой скорбный путь от родного дома Юрия к церкви Успения Пресвятой Богородицы. Впереди шли сотрудники ГИБДД по РТ, среди них шагал и сам Габдурахманов. Деревенские улицы оглашали трубы военного оркестра. Народу было много, больше ста человек, и как минимум половина в форме. Места в старенькой часовне из красного кирпича всем не хватило, и часть людей выстроились у входа. Отпевали в открытом гробу. Руки погибшего были изрезаны ранами, но лицо было светлым и открытым. 


У гроба выстроились родители и близкие погибшего, заливались слезами бабушки. В какой-то момент старшей дочери погибшего, Регине, стало дурно, ее вынесли на улицу, под дождь.

— Регина, не пугай меня так! — закричала ее младшая сестренка тонким голосом. 

— Ну ладно, кызым, ладно, — успокаивала ее женщина, стоящая рядом. 

— Регина, не умирай! — просила девочка. 

— Не умрет, — пообещала женщина, и стало тише. Старшую сестру в сознании посадили в машину ДПС. Вызвали скорую.

Служба продолжилась. Мать, обращаяь к лежащему в гробу сыну, проговорила: «Кровинушка ты моя, как же мы без тебя теперь будем? Прости...» Супруга Юрия держалась и лишь попросила свекровь: «Побереги сердце». В конце панихиды каждый попрощался с погибшим. Потом его накрыли и унесли. Дождь к тому времени уже лил как из ведра. Под аккомпанемент падающих капель траурная процессия направилась на кладбище. 

На кладбище в селе Куюки Юрия похоронили неслучайно — там корни его семьи. И более того, как вспоминают мать и сестра, он сам просил, чтобы его похоронили в Куюках.

— Он говорил: «Если со мной что-то случится...» — начала мать погибшего Нина Петровна — и осеклась.

— Работа же опасная. По идее, он это предполагал, всякое бывает, просил похоронить обязательно в Куюках, — закончила сестра Юрия Ольга.

Родные рассказали нашему корреспонденту, что Юрий мечтал работать в ГАИ с армии.

— Он мне говорил: «Мамка, я если приду, я буду работать в ГАИ», — вспоминала мать Юрия. 

Замечательный парень, трудяга, веселый, жизнерадостный — так отзываются о нем близкие.

— Всегда добивался успеха, стремился к чему-то, старался всем угодить, относился ко всем с уважением, никогда не отказывал в помощи, — добавила Ольга. — Помогал всем, от родителей до коллег. Был замечательным отцом, всегда старался для своих детей.

Старшая дочь Юрия, Регина, по словам матери, написала папе письмо, когда узнала, что тот погиб. Письмо Юрию прочитали в автобусе, на пути к кладбищу. Родственники плакали. «Очень душераздирающее, даже взрослые так письмо не напишут», — заключила Ольга.

Ленар Габдурхманов: «Основное назначение полиции — защита жизни и здоровья граждан. Мы приложим все усилия, чтобы таких трагедий было как можно меньше» Ленар Габдурахманов: «Основное назначение полиции — защита жизни и здоровья граждан. Мы приложим все усилия, чтобы таких трагедий было как можно меньше» Фото: Ирина Ерохина

«У СОТРУДНИКОВ НЕ ОСТАВАЛОСЬ ВЫБОРА, КРОМЕ КАК ОСТАНОВИТЬ ЕГО»

Сегодня же руководство ГИБДД по РТ провело пресс-конференцию. Начальник управления Габдурахманов начал встречу с минуты молчания в память о погибшем сотруднике. Он в деталях восстановил картину вчерашнего происшествия с помощью записей видеорегистраторов, установленных в автомобилях ППС. Судя по оценке приборов, максимальная скорость, с которой водитель BMW  Артур Сатрутдинов передвигался по городу, составляла не 140, как сообщалось ранее, а 160–170 километров в час. «Наверное, не вызывает сомнения, что автомобиль на такой скорости в густо населенном городе представляет смертельную угрозу», — пояснил Габдурахманов, сравнив машину нарушителя весом полторы тонны с выпущенным из пушки снарядом. «Таким образом, у сотрудников не оставалось выбора, кроме как остановить его для недопущения трагедий», — с прискорбием сделал вывод начальник ГИБДД по РТ.

Как уже сообщал ранее «БИЗНЕС Online», 27 апреля в 01:02 после полуночи напротив дома №25 на улице Восстания, Сатрутдинов не подчинился требованию наряда ДПС остановиться. Водитель попытался скрыться, увеличивая скорость, игнорируя запрещающие сигналы светофора и двигаясь по полосе встречного движения. Через минуту информация об этом поступила в дежурную часть ГИБДД Казани, и в 01:04 ориентировка была передана нарядам ДПС. К преследованию Сатрутдинова присоединились дополнительные наряды полиции, но, несмотря на это, инспекторы еще 14 минут преследовали BMW по улицам Ново-Савиновского и Московского района.

Роковое столкновение с патрульным автомобилем LADA Priora произошло на перекрестке Декабристов — Волгоградская: нарушитель проигнорировал запрещающий сигнал светофора и влетел на полной скорости в машину, в которой находились 42-летний старший лейтенант полиции Юрий Матренин и 29-летний комвзвода ДПС, капитан полиции Вячеслав Морозов. Первый от полученных травм скончался на месте, второго с сотрясением головного мозга госпитализировали в 7-ю горбольницу. Сам нарушитель отделался ушибами.

Габдурахманов рассказал о нескольких способах принудительной остановки транспортного средства, от временного ограничения движения с помощью сигналов регулировщика до применения спецсредств и огнестрельного оружия. Во вчерашнем инциденте стрельба была исключена, поскольку могли пострадать случайные прохожие или водители, поэтому роль «стены» на пути нарушителя взял на себя именно патрульный автомобиль. Этого требует п. 6 ст. 23 ФЗ «О полиции» и внутренние регламенты МВД. «Пистолет было применять никак нельзя — неизвестно, какие были бы последствия, а другие способы „силовой блокировки“ автомобиля были исключены ввиду его высокой скорости и неопределенности траектории его движения после этого, — пояснил Габдурахманов. — Наряд принял единственное верное решение, разместив на проезжей части патрульный автомобиль с включенными специальными световыми сигналами».

Начальник ГИБДД по РТ подчеркнул, что, подставляя свою машину под удар, экипаж ДПС действовал осознанно. «Они не просто там случайно оказались на улице Декабристов, единственное, что не успели сделать, к сожалению, выйти из автомобиля. С того момента, как они заблокировали проезжую часть до столкновения, прошло 4 секунды».

Немного помолчав, Габдурахманов добавил, подчеркивая сложность преследования нарушителей: «Скорость нашего патрульного автомобиля 160–170, скорость того, кого они преследовали, еще выше, автомобиль на такой скорости в населенном пункте представляет огромную угрозу как для водителей других транспортных средств, так и для пешеходов. Хотя время было час ночи, но пешеходы на улице наблюдались, любое промедление могло привести к огромным негативным последствиям, — отметил Габдурахманов. — Его автомобиль двигался к центру города, и последствия были непредсказуемы. Основное назначение полиции — защита жизни и здоровья граждан. Мы приложим все усилия, чтобы таких трагедий было как можно меньше».

Следствие сегодня обратится в суд с ходатайством об избрании в отношении Артура Сатрутдинова меры пресечения в виде заключения под стражу Следствие сегодня обратится в суд с ходатайством об избрании в отношении Артура Сатрутдинова меры пресечения в виде заключения под стражу Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗА ДЕЛО САТРУТДИНОВА ВЗЯЛСЯ СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Начальник ГИБДД по РТ также прошелся по самому водителю BMW. У 31-летнего безработного уроженца Казани Артура Сатрутдинова водительский стаж составляет 6 лет. Неоднократный нарушитель ПДД, в 2015 году он был лишен прав после того, как оставил место ДТП. Права ему, кстати, так и не вернули, так что он продолжал гонять по городу без них. Водительское удостоверение Сатрутдинова до сих пор находится в районном подразделении ГИБДД, поскольку он не смог сдать теоретический экзамен на знание правил движения. Причем состояние, в котором он накануне ночью был за рулем, также вызывает вопросы: после ДТП Сатрутдинов категорически отказался пройти освидетельствование на состояние опьянения. Несмотря на это, у него взяты биоматериалы для проверки на наличие в крови наркотических веществ. Поводов для проверки более чем достаточно: в октябре 2015 года он привлекался к административной ответственности за незаконное приобретение наркотических веществ, в августе 2016 года был осужден на 3,5 года колонии по ст. 228 УК РФ, за незаконный оборот наркотических средств. Отсидев 1 год и 3 месяца, Сатрутдинов освободился по УДО. Срок условного наказания истекал 11 марта 2019 года.

Поначалу уголовное дело в отношении Сатрутдинова возбудило ГСУ МВД по РТ по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ («Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека»). Санкция этой статьи подразумевает лишение свободы на срок от 2 до 7 лет. Однако сегодня Следственный комитет РФ по РТ объявил о начале расследования по гораздо более тяжкой статье — следователи подозревают Сатрутдинова в совершении преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»). Теперь ему грозит лишение свободы на срок от 12 до 20 лет либо пожизненное.

Следствие сегодня обратится в суд с ходатайством об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Габдурахманов же выразил надежду не только на то, что злой умысел Сатрутдинова в суде будет доказан, но также объявил, что проверочные мероприятия проводятся также в отношении матери подозреваемого, на которую был зарегистрирован автомобиль.

Начальник ГАИ заверил, что его ведомство прикладывает все возможные усилия для того, чтобы убрать таких преступников с улиц и дорог республики. По его словам, в 2017 году было пресечено более 17 061 фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения. За три месяца этого года — 3 637 нарушений. «Каждый из этих водителей — это серьезная угроза для остальных участников дорожного движения и для того, чтобы их остановить, сотрудники полиции ежедневно рискуют собственными жизнями», — подчеркнул начальник ГИБДД по РТ. Он напомнил, что в 2017 году в Российской Федерации при исполнении служебных обязанностей погибли 58 сотрудников. За свою историю Госавтоинспекция МВД по Республике Татарстан потеряла теперь уже 29 человек. «Последний раз мы потеряли нашего товарища в 2009 году — Мирсаит Кабиров при задержании террориста, спасая людей, не думая о себе, закрыл своим телом гранату. От полученных ранений он скончался на месте. 27 апреля наши сотрудники также выполнили свой долг до конца, Матренин закрыл дорогу Сатрутдинову. Это наша каждодневная работа, мы к этому готовы. Если еще раз такая ситуация повторится и других способов не будет, наши сотрудники готовы до конца исполнять свой долг», — твердо сказал главный автоинспектор. Он пообещал, что и Матренин, и Морозов будут представлены к государственным наградам, сейчас вопрос об этом решается с отделом кадров. 

 «ПОКА МЫ БУДЕМ ПОДБИРАТЬ, КАКОЙ МАШИНОЙ БЛОКИРОВАТЬ НАРУШИТЕЛЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ МОГУТ БЫТЬ УЖАСНЫЕ»

Участие в погоне автомобиля LADA Priora, который по техническим возможностям не мог тягаться с BMW, также вызвало интерес у журналистов. «Инспектора у нас на линию выходят и на BMW, и Mercedes, и на Ford и на Priora, — заметил Габдурахманов. — Но пока мы будем подбирать, какой машиной блокировать нарушителя, последствия могут быть ужасные. Есть способ блокировки грузовыми автомобилями, но любое промедление... Поэтому ближайший автомобиль предпринял все меры для того, чтобы этот BMW не поехал дальше».

Габдурахманов добавил, что его ведомство попросту не может себе позволить всех пересадить на иномарки. «Буквально 31 января нашим сотрудникам были вручены „Приоры“, автомобили Ford, — вспомнил он. — Но если бы Морозов ехал на Ford, он бы на Ford это сделал, ехал бы на BMW — на BMW сделал это. Каждого посадить в BMW мы не можем, нет у нас материальных возможностей».

Габдурхманов пообещал, что и Матренин и Морозов будут привлечены к государственной награде, сейчас вопрос об этом решается с отделом кадров Габдурахманов пообещал, что и Матренин, и Морозов будут представлены к государственной награде, сейчас вопрос об этом решается с отделом кадров Фото: Ирина Ерохина

Разговор также коснулся ужесточения законодательства для автонарушителей. Габдурахманов заметил, что в первую очередь он рассматривает вероятность внесения изменений в Административный кодекс в статью, которая описывает последствия в случае неподчинения сотруднику полиции на требование об остановке. «Если у водителя есть умысел уезжать, нарушать ПДД и угрожать жизни населению, санкция должна быть однозначно увеличена, — полагает начальник ГИБДД по РТ. — Мы готовим наше предложение в главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения, чтобы обратиться в Госдуму. Отрабатываем с комитетом по законности и правопорядку Госсовета РТ, где зампредседатель комитета — наш коллега Рафил Нугуманов».

Габдурахманов также упомянул, что рассматривается вопрос об аресте автомобилей злостных нарушителей. «Водитель нарушил, машину забрали, и пока штраф не заплатил или полностью не отбыл наказание, назначенное судом, автомобиль будет в аресте, — пояснил он механизм работы инициативы. — Этот законопроект тоже помог бы нам в борьбе с нетрезвыми водителями». При этом главная задача сейчас, по его словам, — не бороться с нарушителями, а сделать так, чтобы они в принципе не появлялись на проезжей части. «Не надо бороться с последствиями, надо сделать так, чтобы такие события не возникали», — сказал он. В заключение начальник ГИБДД через СМИ обратился к жителям республики с просьбой сообщать о случаях, когда водители в нетрезвом состоянии садятся за руль автомобиля и заверил, что каждое сообщение его службы будут отрабатывать.