На традиционную встречу руководства республики с бизнесом, проходящую раз в три месяца, пригласили чуть более 300 предпринимателей, а также чиновников всех мастей

«УВАЖАЕМЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, УВАЖАЕМЫЕ НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ...»

«Ну да, надо уж тут посидеть, свое милое личико показать», — доносилось с задних рядов КРК «Пирамида», где накануне состоялось 8-е заседание совета по предпринимательству при президенте Татарстана. На традиционную встречу руководства республики с бизнесом, проходящую раз в три месяца, пригласили чуть более 300 предпринимателей, а также чиновников всех мастей: муниципального, республиканского и федерального уровня. Перед началом один из идеологов совета, его секретарь и одновременно бизнес-омбудсмен республики Тимур Нагуманов суетливо ходил между рядами, лично встречая особо важных гостей, например, галантно целуя руку помощнице президента РТ Наталии Фишман. Модератором на этот раз тоже стала дама — Юлия Райнвайн, создатель магазина детских товаров и услуг Mom’s market, а в прошлом еще и директор музея Универсиады. В самом начале она зачитывала подготовленную речь по бумаге, и в голосе была слышна легкая дрожь — все-таки не каждый день сидишь за одним столом с президентом РТ Рустамом Миннихановым. Волнуясь, она даже назвала бизнес-омбудсмена Дмитрием, но в целом быстро вошла в образ.

Прежде чем перейти к презентациям проектных групп (всего их 30, но на заседание вынесли пять самых животрепещущих тем), Нагуманов анонсировал новый замер делового климата в районах Татарстана. Первую версию «индекса Нагуманова» представили Минниханову еще в октябре прошлого года. Тогда к исследованию и особенно методике оценки инвестпривлекательности районов возникли вопросы, чего не стал скрывать и сам автор, но пообещал, что все ошибки учтут и первым делом увеличат выборку предпринимателей до 60 тыс. человек, которых собираются опросить через специально разработанное мобильное приложение. Такой новинкой бизнес-омбудсмена оснастил глава минсвязи РТ Роман Шайхутдинов. «60 тысяч — это выборка... Наверное, никто нас не будет критиковать, что, мол, мы опросили малое количество предпринимателей», — заявил Нагуманов.

Совпадение или знак свыше, но именно на этих словах в зале упала в обморок одна из молодых девушек модельной внешности, носящая микрофон по рядам. Поймать ее никто не успел, а подбегать также никто не спешил, разве что быстро среагировавшие охранники Минниханова, которые мигом подхватили леди и унесли в глубину зала. Через несколько минут она как ни в чем не бывало вернулась на прежний пост.

Тимур Нагуманов анонсировал новый замер делового климата в районах Татарстана

«НУ НЕ МОЖЕТ ЭТО СТОИТЬ МИЛЛИАРД! ОТКУДА? ВЫ УПАЛИ, ЧТО ЛИ?»

К трибуне пригласили владельца автосервиса «Основа движения» Сергея Павлючкова. В 2013 году он приобрел земельный участок, чтобы построить там автосервис. Юристы его проверили на предмет законности, обременения и на все то, что находится «сверху». Но глубоко копать не стали. Проблема обнаружилась тогда, когда приступили к постройке здания. Выяснилось, что в земле зарыт неведомый высоковольтный кабель Казанских электросетей для магазина Selgros Cash&Carry. Стройку пришлось свернуть. «5 лет я пишу письма, жаль, не любовного содержания. Проблема не решается. Свет в конце тоннеля даже не появился. А в такой ситуации может оказаться любой законопослушный предприниматель», — жаловался Павлючков президенту РТ. На это Минниханов дал слово, что разберется вместе с мэром Казани Ильсуром Метшиным и первым вице-премьером РТ Рустамом Нигматуллиным.

«Нам самим важно знать, где у нас и что находится. Это еще и безопасность же! Трубопровод или кабельная линия — это тоже объекты, которые могут при земельных работах привести к авариям. Не раз у нас такое происходило, — рассуждал президент РТ, вспоминая, видимо, и недавний казанский блэкаут, и канализационный коллапс в Ново-Савиновском районе перед Универсиадой. — Если Сетевая компания соответствующим образом не оформила эту кабельную линию, то она тоже несет ответственность. Просто надо разобраться, посмотреть».


Тут в зале поднялся гендиректор «Таттелекома», депутат Госсовета РТ Лутфулла Шафигуллин. Он пояснил, что у его компании 93 тыс. км кабельных сетей, на учет которых нужно 1 млрд 119 млн рублей. «Может, ваша структура какая-то хочет заработать, чтобы эту работу провести?» — удивился Минниханов такой сумме. «Там деньги не заработаешь. Мы только страдаем от этого дела», — отвечал Шафигуллин. К спору подключился Шайхутдинов, подтвердив, что именно столько нужно на нанесение всех сетей на городские карты. «Ну не может это стоить миллиард. Откуда? Вы упали, что ли? Миллиард — это надо пол-Казани перекопать и кабель положить. Рисунок нарисовать, на карту наложить! Какой еще миллиард?» Шафигуллин лишь перевел стрелки на Росреестр: «Это их расценки». Сошлись на том, что Минниханов поручил создать рабочую группу, что должна будет выяснить, где все эти потаенные сети закопаны, которые портят жизнь бизнесу.

Лутфулла Шафигуллин пояснил, что у его компании 93 тыс. км кабельных сетей, на учет которых нужно 1 млрд 119 млн рублей

«ЧЕРЕЗ ПАРУ ЛЕТ МОЖНО БУДЕТ ЗАКРЫТЬ ВСЕ ЛЕГАЛЬНЫЕ СТАНЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕХОСМОТРА...»

Следом к трибуне пригласили председателя ассоциации станций техосмотра РТ, гендиректора АО «Таттехконтроль» Марата Ярмиева, который доложил о войне против нелегальных операторов техосмотра. Подробнее «БИЗНЕС Online» писал на эту тему еще осенью прошлого года. По словам Ярмиева, в Татарстане активно растет доля продающих за гроши заветные бумажки о прохождении ТО через интернет вместо реальной процедуры техосмотра. Автомобилисты такими услугами охотно пользуются — и дешево, и времени меньше тратится. При этом никто не думает о безопасности: ни покупатели, ни продавцы, названные Ярмиевым мошенниками. Ежегодный прирост продавцов фиктивных документов в республике составляет 15–20%. «Если это будет продолжаться, то через пару лет можно будет закрыть все легальные станции прохождения ТО», — констатировал докладчик. Ему вторил и гендиректор НАСКО Эдуард Кабаков. Вместе с тем Ярмиев предложил и пути решения: попросить Центробанк разработать критерии незаконности диагностических карт, чтобы страховщики имели основания отказа в выдаче полисов по поддельным ТО, а также от имени Минниханова направить в правительство письмо об ужесточении ответственности за нарушения при проведении ТО.


Президент РТ признал, что такая проблема существует, но главным образом не для операторов ТО, а для безопасности на дорогах. Он также заметил, что в скором времени будет встречаться с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым и там бы мог «подсунуть» обращение о проблемах в области оформления техосмотров. Выразил Минниханов и свою готовность обратиться по необходимости и в ЦБ. А так как проблема федерального масштаба, то как же не подключить к ее решению татарстанских депутатов в Госдуме. Присутствовавший в зале Айрат Фаррахов заявил о полной готовности отработать эту тему.

Соли добавил замминистра внутренних дел республики Рафаиль Гильманов, который напомнил, что в 2012 году функцию прохождения ТО отобрали у Госавтоинспекции. С тех пор рынок и начал наполняться нелегальными игроками. Только за последнее время в отношении мошенников с ТО возбудили четыре уголовных дела, а еще 27 были привлечены к административной ответственности, что говорит не в пользу щадящего таких незаконопослушных предпринимателей законодательства. «Будем обращаться и держать на контроле», — подытожил в ответ Минниханов.

По словам Марата Ярмиева, в Татарстане активно растет доля продающих за гроши заветные бумажки о прохождении ТО через интернет вместо реальной процедуры техосмотра

«ВЫ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ДОЛЖНЫ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ КАКИХ-ЛИБО ОПЕРАЦИЙ САМИ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, КТО ВАШ ПАРТНЕР»

«Мы с вами, кажется, уже общались», — обратился президент РТ к следующему докладчику — главе строительной компании «Атриум» Гульнаре Мустафиной. Она рассказала руководству республики о проблеме блокировки расчетных счетов компаний. Компания Мустафиной занималась по госконтракту озеленением московского парка «Зарядье» и Лужники. Но когда дело дошло до поступления целевых средств на расчетный счет компании для выполнения своих обязательств, банки внезапно заблокировали счет за «сомнительную» сделку. В результате все работы на несколько месяцев встали, сотрудникам компании Мустафина задолжала зарплату, а банки на все просьбы объяснить «за что» лишь отмалчивались. Случайно ставшая, по всей видимости, жертвой в борьбе с терроризмом за сделки с «сомнительными» фирмами Мустафина попросила Минниханова посодействовать в создании межведомственной комиссии, которая бы проверяла обоснованность блокировок. По словам предпринимателя, неплохо было бы банкам в таких случаях не держать обет молчания, а объяснять, за что же их счета блокируют. В этой части президента РТ попросили обратиться в ЦБ с просьбой разработать четкие критерии блокировки и не ставить огульно черную метку на таких компаниях.

В ответ Минниханов сказал, что в курсе такой проблемы, которую недавно ему озвучивал помощник президента РФ Андрей Белоусов, а это означает, что московский Кремль в курсе. По словам управляющего татарстанским отделением Сбербанка Рушана Сахбиева, ему самому не понятно, по каким критериям компании попадают в стоп-лист ЦБ, но заверил, что там, видимо, комплекс причин. «Есть закон, который появился из-за того, что есть такая проблема в стране. Есть деструктивные силы, которые используют эти механизмы. Но должен быть четкий регламент и обратная связь, чтобы клиенту могли объяснить. Рассмотрение этого дела должно иметь временной период. Я готов официально обратиться к Белоусову, — отметил Минниханов, обратив внимание и на другую сторону медали. — С другой стороны, мы видим огромное количество компаний-однодневок. На самом деле вы, предприниматели, должны перед проведением каких-либо операций обратить внимание, кто ваш партнер».

Тут на сцене появилась председатель совета банковской ассоциации РТ Людмила Китайцева. Она рассказала, что ЦБ уже создана комиссия, которая с 23 апреля начинает принимать все подобные жалобы. За всеми разъяснениями по этому поводу можно обратиться в банковскую ассоциацию.

Людмила Китайцева Людмила Китайцева рассказала, что ЦБ уже создана комиссия, которая с 23 апреля начинает принимать все подобные жалобы по блокировке счетов за «сомнительные сделки»

«РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ, ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ВАС — БЫТЬ ЛИЗИНГУ И ПЕРЕВОЗЧИКАМ ТАТАРСТАНА ИЛИ НЕТ»

«Хочу рассказать о парадоксальной ситуации, которая сложилась в Татарстане», — вышел с серьезным лицом к трибуне гендиректор «Лизинг Трейд» Алексей Долгих. Он затронул весьма болезненную для руководства республики тему — отмену с 1 января этого года налоговых льгот на движимое имущество организаций в Татарстане. Напомним, налог взимался по всей стране до 2012 года, и поступления шли в региональные бюджеты. Но потом были объявлены налоговые каникулы, чтобы предприятия имели средства на модернизацию. С 2018 года налог возрождают, но предоставив регионам возможность самим устанавливать льготы вплоть до освобождения от него. В Татарстане, несмотря на возмущение отдельных депутатов Госсовета, налог возродили, а в ряде регионов этого делать не стали. Буквально на прошлой неделе в кабмине РТ вернулись к этой теме на совещании финансовых и налоговых органов республики. Минниханов разъяснил московским гостям, что их подходы лицемерны — федеральные компании попросту выкручивают регионам руки, вынуждая принимать льготы.

Теперь о том же самом заговорили лизинговые и транспортные компании. Так, по словам Долгих, маржинальность малых и средних лизинговых компаний составляет 3–5%, крупных — 1–2%. При налоге 1,1% они, по словам Долгих, еще могут стерпеть убытки, но как только он будет 2,2%, то становится уже сложнее. В Татарстане около 50 активных лизинговых компаний малого и среднего бизнеса, и никто из них не отказывается платить налог. Но дело в том, что 90% лизингового рынка (в ряде регионов льготы сохраняютсяприм. ред.) получит преимущество, а татарстанские компании нет. И у них, как отметил докладчик, будет три пути: смириться с тем, что доходы станут ниже, переложить расходы на своих клиентов, что малоприемлемо, ну или изменить место регистрации. «Очень быстро все поймут, что к чему, и поменяют место регистрации, — подчеркнул Долгих. — Рустам Нургалиевич, все зависит от вас — быть лизингу и перевозчикам Татарстана или нет».

Алексей Долгих Алексей Долгих затронул весьма болезненную для руководства республики тему — отмену с 1 января этого года налоговых льгот на движимое имущество организаций в Татарстане

«С одной стороны, это так. С другой стороны, надо как-то формировать доходы бюджета. Не совсем просто это все идет. Поэтому... Есть еще, кто хотел бы выступить?» — задумчиво прокомментировал Минниханов. Со своего места встала старший партнер «АНП Зенит» Юлия Заздравная, которая рассказала, что сегодня уже 32 региона приняли решение о продлении льгот, а Татарстан пока нет. «Им не останется ничего, кроме как проголосовать ногами и переехать. И республика потеряет не только этот налог, но и транспортный налог, НДФЛ, которые платятся по месту регистрации. Вопрос поддержки бизнеса сегодня только на республике. И сегодня только республика сможет принять решение — выжить нам эти компании или создать условия, чтобы к нам стремились другие игроки», — с легким нажимом сказала Заздравная

«Это давление, конечно! Давление на власть, — отшутился Минниханов и добавил. — Во-первых, не 2,2 процента, а 1,1 процента (ставка налога на движимое имущество в РТприм. ред.). Давайте мы эту тему еще раз посмотрим. По большому счету за все льготы надо будет отвечать. Сейчас разрабатывают новое положение, и каких-либо резервов больно-то нет. Но как мы будем дальше двигаться, какие решения приняты у наших коллег [в других регионах] — давайте мы изучим и потом озвучим наш подход к этому вопросу». В конце Минниханов также добавил, что невозможно выделить лишь одну отрасль для предоставления налоговых льгот.

Юлия Заздравная Юлия Заздравная рассказала, что сегодня уже 32 региона приняли решение о продлении льгот, а Татарстан пока нет

 «ЭТИ ЖЕНЫ И МУЖЕЙ НЕ БУДУТ ПИЛИТЬ, БУДУТ ЗАНЯТЫ РАБОТОЙ. МУЖИКИ ТОЖЕ СПАСИБО СКАЖУТ!»

«На десерт» организаторы заседания оставили вопрос нелегального бизнеса в социальных сетях, обсуждение которого прошло в тестовом для совета формате дискуссии. Эта часть мероприятия отняла практически половину от всего отведенного времени. А все началось с того, что Райнвайн рассказала, как начала заниматься бизнесом. История банальна и обычна: во время декретного отпуска она сидела дома с ребенком, стало скучно, отправилась на поиски заработка в соцсети. Так со временем появился маленький бизнес — магазин маминых услуг, с которым непонятно, что делать дальше — регистрировать и платить налоги или работать в тени с помощью социального маркетинга. «А какие сложности? Вы дома сидите и делаете что-то своими руками. Налоговая, что ли, имеет претензии?» — поинтересовался Минниханов. В дополнение к Райнвайн выступила Лиана Пахарева, продающая через соцсети зефир ручной работы. Но все точки над i поставила владелица «Бахетле» Муслима Латыпова, которая жаловалась на этих серых производителей тортиков даже Владимиру Путину — правда, в письменном виде, передав папку его помощникам после встречи с президентом страны в преддверии 8 Марта.


«Мы с этими проблемами столкнулись давно. Это относится к пищевой безопасности, здоровью нашего населения. С 2017 года я начала заниматься с этим псевдопредпринимательством. На сегодняшний день все больше оборотов набирает продажа продукции собственного производства. В соцсетях все заполонили, — жаловалась Латыпова президенту РТ. — Это хендмейд, один-два пирога приготовили, потом входят в кураж, кайф, деньги. Переманивают из „Бахетле“ специалистов, потому что налоги на зарплату не надо платить. Для нас, добросовестных производителей, которые платят налоги, этот нелегальный бизнес забирает объемы. Вот там, в соцсетях, есть резерв для пополнения бюджета!» Более того, Латыпова доложила, что она за свой счет сделала заказ подобной продукции через соцсети, после чего отправила его на экспертизу, которая не нашла в продукции «мамочек» соответствия регламентам Таможенного союза. «Если она готова выйти на рынок и продавать свои поделки, то пусть приходит в „Бахетле“ поработает. Зарплату хорошую получит», — настаивала на своем Латыпова.

«Если вы делаете самогон и угощаете своих соседей, то это еще никаких проблем. Если будете продавать, то это у вас будут проблемы. Здесь то же самое. Если вы торт вместе кушаете, то ничего страшного, но если продаете, то надо понимать, что любой продукт должен в определенных условиях готовиться. Есть добропорядочные люди, ничего не говорю. Но мы же сталкиваемся с пальмовым маслом, которое используется даже промышленными предприятиями. В любом случае найти форму занять этих мамочек, которые находятся дома, найти им занятие... Может, организовать им технопарк, куда они могут прийти и поработать, — рассуждал Минниханов. — Тема животрепещущая. Эти жены и мужей не будут пилить, будут заняты работой. Очень важный компонент! Мужики тоже спасибо скажут!»

Равиль Харисов Равиль Харисов рассказал о том, как его предприятие по производству обуви ручной работы выросло из соцсетей в полноценный бизнес, и призвал, по сути, не рубить такие начинания с плеча

Владелец обувного производства Harrison Work Равиль Харисов рассказал о том, как его предприятие по производству обуви ручной работы выросло из соцсетей в полноценный бизнес, и призвал, по сути, не рубить такие начинания с плеча.

— Мы очень хотели передать вам подарочный сертификат на пошив обуви, но не получилось, — обратился Харисов к Минниханову.

— У меня подъемы очень высокие. Сложно вам будет, — отшучивался в ответ президент РТ.

— А мы сами снимем все замеры. Если вы к нам обратитесь, то сделаем хорошую скидку.

— Я не могу у вас сертификат брать, это будет неправильно. Я готов у вас сделать заказ, оплатить как положено. Для меня будет честь, если я буду носить обувь производства Татарстана. Я вам обещаю! — заявил Минниханов, поручив Нагуманову собрать всех пришедших «бизнесменов в соцсетях» еще раз к нему на совещание, чтобы выработать вместе подходы и найти ответы на беспокоящие их вопросы.