Временное закрытие популярного в автограде кинокомплекса «Иллюзиум» из-за предписаний пожарных и прокуратуры породило множество слухов в Челнах, которые опровергает руководство кинотеатра

СИТУАЦИЯ ЗРЕЛА ДАВНО

Накануне по Челнам скоротечно распространилась новость о том, что «Иллюзиум» закрывают. Первая мысль была о том, что закрывается он из-за продажи РК «Батыр» (в здании которого он и располагается), и навсегда. Тем более что на телефонные звонки в заведении никто не отвечал, на странице сайта расписание киносеансов было недоступно, в группе кинотеатра в соцсети подписчикам тоже никаких конкретных причин и дат не называли. Однако очень быстро стало понятно, что «Иллюзиуму» таким образом аукнулось эхо, прокатившееся по всей стране после трагедии в Кемерове. В «Иллюзиуме» оказались неисправны пожарная сигнализация и автоматика, поэтому эвакуацию здесь провести не получилось. Эвакуационные пути, ведущие с третьего этажа к лестничной клетке, были заставлены посторонними предметами. По результатам проверки было внесено представление об устранении нарушений. Кроме того, был составлен административный протокол. Однако решение о закрытии «Иллюзиума» его руководство приняло самостоятельно. И, как утверждают в кинотеатре, зрело оно давно, а события в «Зимней вишне» лишь послужили катализатором.

«БИЗНЕС Online» встретился с управляющим кинотеатра Юрием Агмалетдиновым, арт-менеджером Алексеем Ульяновым и маркетологом Антоном Трусовым, которые втроем и рассказали об истинных причинах временного приостановления деятельности первого коммерческого кинотеатра города. Сейчас в «Иллюзиуме» в пожарном режиме выполняют предписания надзорных органов. Например, в самом большом зале «Премьер», одном из трех рассчитанном на 497 зрителей, ведутся огнезащитные мероприятия — «идет пропитка». Как объяснил Агмалетдинов, кинокомплекс и ранее был пропитан, но после ситуации в Кемерове решили провести пропитку еще раз, чтобы обезопасить гостей и сотрудников комплекса. Более того, на объекте будет установлена пожарная сигнализация нового поколения, максимально соответствующая всем требованиям и предписаниям пожарных служб.

До сих пор точно непонятно — были ли закрыты двери кинозала в «Зимней вишне», которые блокировали людям выход, и есть ли действительно такая проблема у кинотеатров, как безбилетники, от которых нужно спасаться амбарными замками? Однако в «Иллюзиуме» заверили: все эвакуационные выходы кинотеатра открыты. «Мы можем это продемонстрировать. Если двери ведут на улицу, они снабжены щеколдой. Любой человек, даже ребенок, может откинуть эту щеколду», — поясняет управляющий, а арт-менеджер добавляет, что в данном случае нет проблемы безбилетников, а есть кадровая проблема. «Кинотеатры экономят на персонале, и это ведет к подобным трагедиям. В данном случае это просто безответственность», — с сожалением замечает Ульянов.

Чтобы провести апгрейд и кое-где косметический ремонт, кинотеатр и вынужден был временно закрыть свои двери

От разговора о финансовых тратах в связи с пожарной перезагрузкой в «Иллюзиуме» тактично ушли от ответа. Однако с удовольствием рассказали о модернизации и реконструкции в кинотеатре, которая никак с пожарами не связана. Так, в зале «Иллюзиума» установили новый посеребренный экран и новую систему 3D, которая позволяет снизить нагрузку на глаза. Экран обошелся порядка 400 тыс. и система — порядка 700 тыс. рублей.

Второе глобальное изменение, которое грядет в кинотеатре, — это комплекс виртуальной реальности. Вся зона разделена на пять отдельных станций, перемещающих человека при помощи специальных очков, например, в открытый космос, в вертолет или в игровые путешествия. В каждой зоне могут одновременно играть до шести человек. Аналоги подобного развлечения есть только в столицах — Москве, Санкт-Петербурге. Инвестиции в игровую зону составили около 3,5 млн рублей. С ценовой политикой руководство пока не определилось, пока установив промо-версию виртуальной реальности.

К лету планирует открыть двери ночной клуб в цокольном помещении, где ранее находился ночной клуб «Бигуди». Изменения коснулись и концепции бара кинотеатра. Управляющий утверждает, что он будет более демократичным, посетителей ждет новая кухня с популярной ныне темой бургеров и особая подача — в стаканах. Собственно последняя фишка и обусловила название бара — «Стакан».

Чтобы провести апгрейд и кое-где косметический ремонт, кинотеатр и вынужден был временно закрыть свои двери.

Антон Трусов: «Люди вкладывают миллионы долларов в спецэффекты. И в кино нужно идти для того, чтобы посмотреть на то, куда эти миллионы потратили»

«СЕЙЧАС, КОГДА «БАТЫР» ВЫСТАВЛЕН НА ПРОДАЖУ, МЫ ТОЖЕ ПЕРЕЖИВАЕМ...»

После небольшой экскурсии мы задали несколько вопросов руководителям кинокомплекса, касающихся уже нюансов работы кинотеатра в условиях жесткой конкуренции с федеральными киносетями.

— В одной из кемеровских газет год назад вышла статья под заголовком «Кина не будет»: почему Кемерово превращается в город блокбастеров». Мы не будем сейчас говорить о том, что заголовок оказался во многом пророческим для кемеровчан. Сама суть статьи была в том, что в кинотеатрах смотреть нечего, репертуар один и тот же и людям проще дождаться выхода кино в интернет, откуда его можно скачать и бесплатно посмотреть. Вы с этим согласны?

Агмалетдинов: На самом деле сейчас на российском рынке выходит много интересных фильмов. Интерес к кино у наших горожан высок и растет. За последнее время в Челнах открылось несколько кинотеатров — в Сити-Молле «Синема 5» и «Мадагаскар» — в «Санрайз Сити». Безусловно, мы стараемся проводить лояльную политику для наших гостей, снижать цены и проводить акции, чтобы гость получил услугу комплексную.

Трусов: У меня вообще позиция по кинотеатрам всегда одна и та же. Люди вкладывают миллионы долларов в спецэффекты, и в кино нужно идти для того, чтобы посмотреть на то, куда эти миллионы потратили. Дома вы не проникнитесь этими спецэффектами, звуком, детализацией изображения.

Ульянов: Есть некоторая зависимость коммерческой составляющей кинокомплекса от продуктивности режиссера. Во всех кинотеатрах страны в четверг стартует один и тот же набор фильмов. И бывают такие месяцы, которые выстреливают. Например, накануне Нового года фильм «Движение вверх» «порвал» всех по выручкам. Это абсолютный рекордсмен, но и были просадочные месяцы, когда режиссеры не разродились шедеврами.

Алексей Ульянов: «Батыр» и «Иллюзиум» многими жителями Челнов воспринимаются как нечто единое. И немногие знают, что давно уже произошло разделение этого бизнеса»

— Раньше кинокомплекс «Иллюзиум» проводил кинофестивали. Где они сейчас?

Трусов: Есть имиджевые проекты, мы чуть ли не единственный в городе кинотеатр, который поддерживает артхаусное кино. Просто у организаторов трудности. Есть фестиваль режиссерского кино «КЛЮФ». В этом году планируем его провести. Буквально в сентябре мы неделю транслировали фильм «Я и Уда. Искупление». Режиссер фильма — Дмитрий Стрижевский — сам из Челнов и некоторые актеры тоже. И все, кто его посмотрел, сказали, что это русская версия «Коллекционера». Фильм взял в Москве премию на кинофестивале и пошел в коммерческие показы. И Стрижевский решил начать с Челнов. И мы единственные, кто дал трансляции для его фильма.

— Закрытие «Батыра» как-то сказалось на потоке зрителей? Или вы и раньше существовали автономно и трафики не пересекались?

Агмалетдинов: Для нас «Батыр» — это родной дом. Мы все здесь давно работаем. Алексей вот 10 лет проработал арт-директором, я работал порядка 13 лет. Но когда произошло разделение, и сейчас, когда развлекательный комплекс выставлен на продажу, мы тоже за это переживаем... В любом случае хотим какого-то изменения, ребрендинга и скорейшего открытия. Безусловно, поток распределяется. Люди не любят сидеть на одном месте — они хотят получать разносторонний отдых, пробовать разные кухни и разную атмосферу. Что там будет в Батыре — я это комментировать не могу. Все остальное пока — только слухи.

Ульянов: «Батыр» и «Иллюзиум» многими жителями Челнов воспринимаются как нечто единое. И немногие знают, что давно уже произошло разделение этого бизнеса.

Юрий Агмалетдинов: На самом деле сейчас на российском рынке выходит много интересных фильмов. Интерес к кино у наших горожан высок и растет»

— Для 500-тысячного города четыре кинотеатра — это много или мало?

Агмалетдинов: Это много. Трех кинотеатров, размещенных в разных частях города, вполне достаточно. Планировалось открытие еще одного — за «Эссеном» и в ТК «Палитра» думали открывать. Но с федеральными сетями мы конкурировать привыкли. Мы были первым многозальным кинотеатром в городе. Безусловно, гостям это дает большое поле для выбора. Конкуренция не позволяет стоять на месте. Мы ищем какие-то новые фишки. Понятно, что большие федеральные сети имеют «якоря», — там много всяких бутиков, люди шопятся и попутно заходят в кинотеатры. Трафик у них хороший. Мы же позиционируем себя как домашний кинотеатр, и приходят сюда только настоящие киноманы, чтобы посмотреть кино и отдохнуть в кофейнях.

— Киноманов много в городе?

— Мы на поток тоже не жалуемся. В праздники и каникулы достаточно зрителей для всех кинотеатров города. А мы находимся в центре, у нас низкие цены, мы работаем над кухней, совершенствуемся, работаем над продуктовым рядом, концепцией.

— В основном в кино ходит либо молодежь до 25, либо бабушки с детьми. Как охватить средний возраст?

Ульянов: От жанра кино многое зависит. Сейчас модная тема, которую российское кино активно культивирует, — это спортивная драма. «Движение вверх», «Тренер», «Легенда №17», «Лед» — такие картины охватывают все слои населения. А вот в мае выйдет «Дэдпул-2» — это тема комиксов Marvel, и будет всплеск посещаемости именно тех, кому до 25.

«КАССА БЫЛА «ПЕРЕНЕСЕНА» В БАР, ГДЕ ВЕРОЯТНОСТЬ СПОНТАННОЙ ПОКУПКИ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ В РАЗЫ»

— С прокатчиками как отношения выстраиваются?

Агмалетдинов: Находим общий язык. Жаловаться уж не хотим.

Трусов: На самом деле сложности тоже бывают. Одна из самых серьезных за последние два года — это отсутствие пригласительных билетов. Если раньше прокатчик давал какой-то лимит для партнеров, СМИ и прочее, то сейчас этого просто нет. Очень сложно организовать какой-то партнерский показ, потому что есть жесткие требования прокатчика. И кинотеатр сам отчисляет этот процент. А штрафы громадные за нарушения — от 400 тысяч до 1,5 миллиона в зависимости от фильма. Могут прийти и просто посчитать по головам. И приходят. Заказывают тайных покупателей. Регионы и встали на дыбы из-за этого пункта. Если раньше какую-то разгрузку рекламному бюджету эти пригласительные давали, то сейчас и этого нет. А это увеличение расходов.

— Каков средний чек в «Иллюзиуме»?

Трусов: Средний чек в «Синема парке» в два раза больше, чем в «Иллюзиуме». И кстати, именно из-за чека федералы и убрали год назад кассы, а не столько потому, что хотели сэкономить. В средний чек кинотеатра входит помимо билета попкорн и газировка. Люди идут в кино, но перестали брать попкорн. И касса была «перенесена» в бар, где вероятность спонтанной покупки вырастает в разы. А мы-то за привычность, за домашнее кино, за гостеприимность. Оборудование, каким бы оно дорогим ни было, гостеприимным не будет.

— Каких фильмов не хватает кинотеатрам?

Трусов: В российском кино есть только один недостаток — нет бюджетов на хорошие эффекты миллионов на 50 долларов, поэтому мы снимаем жизненные драмы, вылезая на актерской игре. Поэтому у нас есть Данила Козловский, Петров в виде Гоголя.

Ульянов: Вот вышел оскароносный фильм Гильермо дель Торо «Форма воды» — это прототип «Человека-амфибии». Параллельно с этим фильмом выходит мультик на период летних каникул. И покупают этот мультик, чтоб привлечь детишек. А Гильермо дель Торо шел буквально в одном кинотеатре, и очень скоротечно.

— Получается, наш зритель не оценил оскароносный фильм? И чего челнинскому зрителю не хватает в таком случае?

Трусов: Информационного фона не хватает. Прокатчики выделяют только федеральные бюджеты и стандартную БТЛ-информацию — афиши, рекламные тизеры, картонные конструкции. Мировая компания не будет адаптироваться под каждый субъект из-за неразвитости структуры региона. К федералам они, конечно, подстраиваются.

Ульянов: Два года назад проводили акцию «Киночетверг», чтобы ознакомить людей с премьерными новинками. Делали развлекательные программы, знакомили гостей с репертуарным графиком, но потом, когда прокатчики начали закручивать гайки с пригласительными билетами, мы были вынуждены эту программу просто прикрыть, потому что гость не получал самого главного — возможности бесплатно посмотреть премьеру.

— В итоге — когда теперь челнинцам ждать открытия «Иллюзиума»?

— Мы планируем открыться к майским праздникам. Обязательно оповестим об этом всех, устроим праздник с шарами и попкорном. Будет много всяких акций и призов.