В этот уик-энд в Казани журналистам презентовали фильм «Мулла», одну из ролей в котором сыграл известный российский киноактер Марат Башаро В этот уик-энд в Казани журналистам презентовали фильм «Мулла», одну из ролей в котором сыграл известный российский киноактер Марат Башаров

«ЛЮБОГО МОСКОВСКОГО АРТИСТА ЛЕГКО СЮДА ПРИВЕЗТИ, ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ПОНРАВИЛСЯ СЦЕНАРИЙ»

В этот уик-энд в Казани журналистам презентовали фильм «Мулла», одну из ролей в котором сыграл известный российский киноактер Марат Башаров. Фильм снят по одноименной пьесе Туфана Миннуллина, которую не раз ставили в татарских театрах, включая Камаловский, поэтому сюжет картины многим, скорее всего, известен. Пожилой бизнесмен построил в своей родной деревне мечеть и, чтобы наставить своих односельчан на праведный путь, отправляет туда имамом молодого родственника, только что вышедшего из мест не столь отдаленных. Молодого муллу по имени Асфандияр играет главный режиссер Атнинского театра Рамиль Фазлыев, который вместе с Амиром Галиаскаровым является и режиссером фильма. Молодому имаму приходится бороться с пороками жителей села и с местными гопниками. Присутствует в пьесе и в фильме и линия любви.

В целом в картине очень удачно подобран актерский состав, в основном это новые не примелькавшиеся лица актеров атнинской драмы. Особенно выделяется работа главной героини, Налимы, — звезды Атнинского театра Гузель Гафаровой, которая уже успела сняться в сериале «Белые цветы», а также сыграла роль матери Чингиза Айтматова в фильме, посвященном судьбе писателя. Стоит выделить также хорошую операторскую работу и красивые пейзажи Атни, где и проходили съемки. Однако со временем пейзажи начинают утомлять, а сам фильм кажется немного затянутым — он длится ровно два часа. «Это не экшен, это немного атмосферный фильм, который заставляет задуматься», — ответил продюсер фильма, композитор Марат Ахметшин. «Фильм только сегодня приехал из Москвы, производство длилось четыре года. У нас же как бывает: либо денег не хватает, либо времени. Мы из этой ситуации смогли выйти с достоинством», — сказал продюсер, при этом говорить о бюджете фильма не захотел, отметив, что не любит говорить о деньгах.

В небольшой эпизодической роли в фильме появляется Башаров — он играет друга муллы, который уговаривает его все бросить и уехать с ним в город, работать в нефтяной компании. «Нам нужен был антагонист, противоречивый герой», — объяснил причину привлечения к съемкам известного киноактера продюсер. Хотя после просмотра фильма о герое Башарова вовсе не складывается какое-то отрицательное впечатление, антагонистом назвать его трудно. В целом, по словам Ахметшина, привезти Марата Алимжановича в Казань оказалось не так сложно. «Как я понял, любого московского артиста легко сюда привезти, главное условие — чтобы ему понравился сценарий. Если сценарий им нравится, то они с удовольствием приезжают», — объяснил он.  

Сам Башаров в интервью «БИЗНЕС Online» выразил уверенность в том, что «Мулла» появится на больших экранах и будут большие сборы. «Более того, мне бы очень хотелось, чтобы фильм ездил по фестивалям, чтобы в разных странах показывали бы эту ситуацию. Уверен, что во многих странах похожее положение. Повторю, этот фильм покажет и расскажет всему миру, что такое ислам на самом деле, какие мы в действительности, что не надо бояться, что не надо клеветать на эту религию. У нее нет зла, поэтому мне бы очень хотелось, чтобы мы поездили с данным фильмом», — отмечал он.

«МНОГИЕ КРИТИКУЮТ, ГОВОРЯТ, ЧТО В ТАТАРСТАНЕ КИНО НЕТ»

Широкой публике фильм «Мулла» будет презентован 28 апреля в рамках Недели татарстанского кино, которая стартует в Казани 25 апреля. «Идея проведения Недели татарстанского кино не нова, однако мы хотим показать то, чего добились в татарском кинематографе за последние 15 лет, поскольку именно 15 лет назад был снят первый татарский художественный фильм „Куктау“. Именно этот фильм и откроет неделю. Это очень символично, поскольку режиссер данного фильма Ильдар Ягафаров является также председателем союза кинематографистов Татарстана», — рассказала на пресс-конференции, предшествовавшей показу фильма «Мулла», директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова. По ее словам, будут показаны как ретроспективы, так и работы молодых режиссеров. «Мы хотим показать динамику, поскольку многие критикуют, говорят, что в Татарстане кино нет. Есть, было и будет!» — отметила она. При этом, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Айтуганова сказала, что Башаров на премьеру «Муллы» не приедет.

Что касается широкого проката, то прокатного удостоверения на «Муллу» пока нет. «Но во время месяца Рамазан мы проедемся по районам, где творческая группа фильма будет встречаться со зрителем. К осени планируем получить прокатное удостоверение и выйти в прокат», — пояснила Айтуганова. Директор «Татаркино» посетовала на то, что татарстанский зритель пока не готов платить рублем за просмотр местных фильмов. «С этой проблемой я столкнулась, когда мы выехали с премьерным показом фильма „Белые цветы“. Тогда я позвонила в один район и спросила, за сколько они смогут продать билеты. Ответ был: „10 рублей“. За премьеру! Ну, народ, извините, сейчас даже в туалет на трассе сходить стоит дороже — 15 рублей! Тогда я поняла, что понадобится не один год, чтобы научить публику платить за просмотр татарстанских фильмов. В Казани прошел фестиваль тюркского кино, показывали уникальные фильмы, стоимость билета составляла 100 рублей. Зал даже наполовину не заполнялся. Ну что можно сегодня купить за 100 рублей?» — вопрошала Айтуганова.    

«Всему виной менталитет наших людей — менталитет с запахом старого шкафа советских времен, — уверен молодой режиссер Ильшат Рахимбай. — В этом году сняли новые фильмы. Но сможем ли мы их вывести в кинотеатры? Дело в менталитете — когда фильм показывают бесплатно, люди, расталкивая друг друга локтями, бегут на показ. По три показа устраивают! А поставят билет по 30 рублей... 30 рублей! Даже мороженое купить невозможно. В зале три человека сидят... Я не знаю, как это назвать. Это даже не жадность. Видимо, нужно выдумать какое-то обидное слово, чтобы до людей, наконец, дошло. Нужно, чтобы народ полюбил татарское кино. Нужно менять менталитет народа».

Еще одна причина, которую обозначил молодей режиссер, — отсутствие киноиндустрии в Татарстане. «Например, если в России снимут кино за 100 миллионов рублей, то еще 100 миллионов направят на рекламу. Это правило! С завершением съемок фильма данный процесс не прекращается. Если же мы будем просить у руководства республики, спонсоров, бизнесменов 10 миллионов на фильм и еще 10 миллионов на рекламу, у них округлятся глаза. Реклама нужна. Вот как Элвин Грей... Элвин Грейн — молодец. Он ощутил всю мощь и вкус рекламы. В одно время я слышал его сразу из 16 источников — здесь радио, там телевидение, тут клип, интервью...» — привел он в пример известного исполнителя татаро-башкирской эстрады.

При этом Рахимбай уверен, что ситуацию можно переломить: «И чиновников, и зрителей, и самих себя воспитывать нужно. В свое время я занимался производством клипов для эстрадных певцов. И я слышал, как они говорили: „Народ же хавает“. Это страшные слова! Нет! Надо сделать так, чтобы ты сам схавал и чтобы хавал весь мир! Основная миссия наших художников — воспитывать людей, воспитывать себя. Тех, кто говорит: „Народ хавает“, — нужно расстреливать. У такого человека должна быть очень маленькая душа», — горячился он.  «Выход из этой ситуации только один — не устраивать бесплатных показов фильмов. Любая услуга должна быть платная!» — добавила Айтуганова.

«Наша самая большая проблема — это очень маленький рынок. Действительно, мало людей, которые смогут прийти в кино, чтобы блокбастер снимать. Выход — тюрков очень много, близко к миллиарду. Мы должны продвигать свои фильмы на тюркский рынок. Первый такой показ „Муллы“ будут показан в Бишкеке в мае, там пройдут дни татарстанского кино, затем Казахстан, Узбекистан и осенью в Турцию», — добавил продюсер фильма Ахметшин.


«ЭТОТ БИЗНЕС НУЖНО ПОПРОБОВАТЬ ВЗЯТЬ В СВОИ РУКИ В ТАТАРСТАНЕ»

К слову, какие-то движения в этом направлении уже сделаны. Так, Айтуганова представила президенту Татарстана Рустаму Минниханову программу развития национального кино, которая состоит из трех подпрограмм. В чем заключается ее суть, директор «Татаркино» подробно рассказала журналистам: «У нас в республике есть проблема: мы не можем в муниципальные кинотеатры и кинотеатры Казани зайти с продуктом татарстанских кинематографистов, потому что все эти кинотеатры работают в федеральных сетях — есть коммерческие структуры, которые являются дистрибьюторами по России, которые обеспечивают репертуаром российские кинотеатры. Соответственно, если кинотеатр получает деньги из фонда кино на модернизацию кинотеатра — в виде современных экранов, кресел, звука Dolby и так далее, то, соответственно, данный фонд заинтересован в том, чтобы все эти кинотеатры работали по их репертуарному плану. Это бизнес. Мы сейчас стараемся выйти на свой внутренний республиканский прокат с единым репертуарным планом, который будет комплектоваться из премьерных фильмов татарстанского и российского производства. То есть мы сами хотим сделать сеть кинотеатров, которая будет работать по репертуарному плану в Татарстане. И эта проблема связана с тем, что мы не можем пока на сегодняшний день приобретать премьеры российского и голливудского производства, чтобы обеспечить кинотеатры и соответствовать потребностям аудитории в республике. Поэтому основная концепция этой подпрограммы — кино в шаговой доступности. То есть мы хотим, чтобы премьерные фильмы российского, голливудского и татарстанского производства увидели жители, живя в своем поселке, районе, не утруждая себя какими-то поездками в Казань и другие крупные города. Для этого нужны средства — на приобретение этих прав, хотя бы на первом этапе. Потом данная машина заработает, будут уже какие-то оборотные средства, чтобы самим покупать эти права».

В программе, которая уже прошла согласование в минфине, казначействе и правительстве республики, есть еще две подпрограммы, в том числе экранизация татарских классиков. «Каждый год мы должны экранизировать два-три произведения наших классиков. Мы эту работу уже начали в рамках программы минобра — „Белые и цветы“ и „Неотосланные письма“. Сейчас идет речь об экранизации Гаяза Исхаки, Амирхана Еники и Фатиха Амирхана. Если президент подпишет эту программу, тогда все получится. Вторая часть — восстановление муниципальных кинотеатров в районах: где-то капремонт, где-то строительство. Третья часть — создание репертуарного плана», — отметила директор «Татаркино».   

«Если мы до конца защитим эту программу, то, я уверена, будет какой-то шаг вперед. По крайней мере, мы выйдем из этого состояния стагнации, в котором находились некоторое время. Попробуем, чтобы вся республика смогла смотреть премьерные фильмы. Даже с фильмом „Мулла“, или „Кире“, или „Байгал“ мы не можем свободно войти в кинотеатры. И 60 процентов собранных с проката средств уходит, к сожалению, из республики в коммерческие структуры РФ. И мы не можем ни одному кинотеатру предъявить претензии, что они не показывают фильмов татарстанского производства, потому что это бизнес. Данный бизнес нужно попробовать взять в свои руки в Татарстане. У нас есть республиканская программа развития культуры. Там есть подпрограмма „Развитие кинематографии РТ“. Однако до этого на нее выделялся очень небольшой бюджет. Подняли вопрос перед президентом РТ о необходимости финансирования конкретных проектов, он это одобрил. Сейчас ее проверяет экспертная комиссия», — добавила она.

По словам Айтугановой, программа рассчитана до 2020 года, если одобрят, то можно продлить ее до пяти лет. «Мы заявили 150 миллионов в год. Но, сколько нам одобрят, мы пока не знаем. В этом же бюджете бюджет фестиваля мусульманского кино. Это не такие большие деньги», — резюмировала она.