Сайдаш Сабиров Сайдаш Сабиров Фото: Артем Кузнецов

ГЛАВНОГО «БЕЗОПАСНИКА» УФССП ЗАДЕРЖАЛИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ

Со второй попытки следователям удалось задержать начальника антикоррупционного отдела управления ФССП по Татарстану Сайдаша Сабирова. Как ранее сообщали источники «БИЗНЕС Online», в конце марта оперативники доставили его в здание СК на улицу Наки Исанбета, где он был допрошен в качестве свидетеля по делу своего коллеги, зама главного пристава РТ Сергея Плющего. Чуть ранее, 22 марта, Плющего отправили под домашний арест по подозрению в превышении должностных полномочий.

В фабуле дела Плющего — период его работы начальником отдела приставов по Советскому району. Якобы в декабре 2015 года он дал незаконное указание подчиненным снять запрет на регистрационные действия с квартиры одного из должников на проспекте Победы. Должник Ахунов успел за месяц найти покупателя — некоего Махмутова — и продал квартиру за 2,5 млн рублей. Вероятно, эти деньги не пошли в счет погашения долга, поскольку спустя месяц приставы снова запретили любые регистрационные действия с квартирой. Судебные тяжбы закончились для Махмутова печально — в сентябре прошлого года суд потребовал вернуть покупку.

Какие показания давал на своего коллегу Сабиров, доподлинно неизвестно. Наши источники отмечали, что уже тогда следствие было не прочь задержать его в качестве подозреваемого. Однако главного «безопасника» от изолятора временного содержания уберегло чудо. Вполне возможно, свою роль сыграли проверяющие из центрального аппарата, которые в тот момент тщательно изучали работу своих татарстанских приставов. Может быть, были и другие причины.

В любом случае задержание в итоге состоялось, пусть и чуть позже. 17 апреля в следком Сабирова доставили сотрудники татарстанского управления ФСБ. Участие именно этого ведомства выглядит логичным в свете информации нескольких источников о том, что один из родственников Сабирова, предположительно племянник, работает в управлении экономической безопасности МВД. Вероятно, в СКР оценили ситуацию и решили не рисковать, провести операцию по задержанию максимально закрыто. Примечательный факт: произошло это на следующий день после увольнения «безопасника» из органов, формально — по собственному желанию. В должности начальника антикоррупционного отдела Сабиров проработал 10 лет — с 2008 года.

22 марта Сергея Плющего отправили под домашний арест по подозрению в превышении должностных полномочий 22 марта Сергея Плющего отправили под домашний арест по подозрению в превышении должностных полномочий / Фото: «БИЗНЕС Online»

СЛЕДКОМ: САБИРОВ НЕ ДОЛОЖИЛ НАЧАЛЬСТВУ О ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПЛЮЩЕГО

В чем подозревается Сабиров? С простой фабулой дела ознакомил суд и слушателей следователь по особо важным делам Вадим Максимов (он ведет дело в отношении Плющего). По его словам, Сабирову стало известно о якобы незаконных действиях Плющего еще в октябре 2016 года. То есть через 10 месяцев после того, как Плющий, по версии СКР, дал указание снять запрет на регистрационные действия. Сабирову об этом, по словам Максимова, сообщила пристав-исполнитель Светлана Мухаметгалиева, которая и получила приказ от Плющего.

«Тем не менее, обладая указанной информацией, сотрудниками отдела собственной безопасности УФССП никаких действий сделано не было, руководству доложено не было, какая-либо проверка по данному факту не была проведена, материалы в правоохранительные органы, как это предусмотрено в ведомственной инструкции, направлены не были», — сказал в суде Максимов, добавляя, что действия Сабирова квалифицированы как «Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий».

Максимов запросил для подозреваемого два месяца заключения под стражей, хотя на вопрос адвоката, есть ли информация о том, что Сабиров может скрыться, ответит отрицательно. 

ПОЗИЦИЯ ЗАЩИТЫ: ЕСЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И БЫЛО, ТО ТЯНЕТ ЛИШЬ НА «ХАЛАТНОСТЬ»

Сам Сабиров выглядел в суде крайне подавленным. Его завели в кабинет в куртке, на нем был шарф. Несколько часов подозреваемый ожидал процесса в машине оперативников возле здания суда. Когда судья Илзида Каримова удостоверялась в его личности, голоса Сабирова почти не было слышно.

Адвокат подследственного Фарид Набиуллин первым делом приобщил к делу ряд документов, которые характеризуют личность подозреваемого с положительной стороны, — награды, например медаль «За безупречную службу», и характеристика с теперь уже прошлого места работы за подписью и. о. главного пристава РТ Игоря Безуевского. В характеристике приводятся основные показатели работы Сабирова, самый занимательный из которых заключается в следующем: по результатам проверок отдела Сабирова возбуждено пять уголовных дел по статье «Дача взятки». «Ни награды, ни характеристики не даются просто так, ваша честь», — заметил Набиуллин.

Был в суде озвучен еще один биографический факт, который, возможно, сыграл важную роль при принятии итогового решения. Оказалось, что Сабиров находится в разводе с супругой и самостоятельно воспитывает детей, хотя бывшая жена и не лишена родительских прав. На иждивении Сабирова 13-летний сын и уже совершеннолетняя дочь Диляра, которая пришла в суд поддержать отца. Желания общаться с прессой она не изъявила, на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, пришла ли девушка на процесс по Сабирову, ответила отрицательно. В суде Сабиров заявил, что супруга не поддерживает связи со своими детьми.

Основной аспект, на котором сконцентрировался адвокат, — квалификация преступления. Дескать, если уж следствие считает, что Сабиров не рассказал про обнаруженное нарушение Плющего, то это уж точно не превышение должностных полномочий, а халатность. Соответственно, и само преступление, если оно было, тяжким не считается. В итоге он попросил отказать в аресте своего доверителя.

Подозреваемый выступал в суде несколько раз. Сначала заявил, что все-таки докладывал о сомнительных действиях подчиненных Плющего руководителю, тогда еще Радику Ильясову. Однако преступных действий он не усмотрел и доложил об этом устно. К слову, в ходе одного из допросов, как было озвучено в суде, Сабиров не смог вспомнить эту встречу с Ильясовым.

Затем он высказался уже по ходатайству следствия. «Мы физически не можем всех контролировать», — пожаловался он и привел цифры: на 800 приставов-исполнителей в его отделе приходится лишь 6 сотрудников. У каждого пристава тысячи исполнительных производств, проверить каждое нереально.

«От следствия я не скрывался никогда. Приходил по первому требованию. Обязуюсь приходить по первому требованию. Я не имею права оказывать давления на бывших работников, я им уже не начальник, начальник другой. Тот сотрудник, который занимался этим (проверкой прим. ред.), уже допрошен, — продолжил Сабиров и попросил суд отказать в просьбе следствия. — Прошу вас не лишать меня возможности искать работу».

Суд прислушался к подследственному и отпустил его на свободу.